Автор: Сверчинская Анастасия Игоревна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №66 "Яблонька" Населённый пункт: Калуга Наименование материала: Статья Тема: ПОНЯТИЕ "ЭТИКЕТНОГО КОМПОНЕНТА У ДОШКОЛЬНИКОВ. Раздел: дошкольное образование
.
Словарь
по
этике
определяет
понятие
этикетного
компонента
так:
«Этикет (французское etiquette — ярлык, этикетка) — совокупность правил
поведения,
касающихся
внешнего
проявления
отношения
к
людям
(обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в
общественных местах, манеры и одежда)» [53, с. 45].
Как
одно
из
сложнейших
общественных
образований
обладает
структурой,
объединяющий поведенческие правила в зависимости от того, к
какой социальной группе, к какой жизненной ситуации те относятся, а также
какими средствами выявляется уважительное отношение людей друг к другу.
Словосочетание «уважительное отношение» необходимо важно, так как
этикет,
создан
для
того,
чтобы
у
человека
была
возможность
не
только
чувствовать, но и проявлять
отношение, привлекать людей к общению
приятностью манер, внешнего вида, речи, голоса, мимики и т. д.
Поскольку общение есть деятельность человека, процесс, в котором он
участвует,
то
при
общении
в
первую
очередь
учитываются
особенности
развития
речевого
компонента.
Под
развитием
этикетного
компонента
понимаются разработанные правила, уставы речевого поведения, система
речевых формул общения [52, с. 53].
Исследователь
этикетного
компонента Н. И. Формановская в книге
«Речевой этикет и культура общения» выделяет следующее определение:
« . . . р а зв и т и е
э т и ке т н о го
комп о н е н т а
мож н о
о п р ед е л и т ь
к а к
основополагающие
правила
которые
направлены
на
развитие
речевого
поведения. Это огромнейшая зона единиц языка и речи, которая словесно
показывает этикет поведения, дает нам возможность пользоваться такими
языковыми
богатствами,
которые
накопились
в
каждом
обществе
для
выражения неконфликтного, «нормального» отношения к людям, а это значит
—
отношения
доброжелательного.
Если
обратить
внимание
с
другой
стороны,
компоненты
этикета
регулирует
сложный
выбор
наиболее
подходящего, наиболее уместного средства именно данным человеком, для
его конкретного субъекта, в данном конкретном случае, в данной ситуации и
обстановке общения» [1, с. 48].
К развитию этикетного компонента, в частности, относятся слова и
выражения, умозаключения употребляемые людьми для прощания, просьбы,
извинения,
принятые
в
различных
ситуациях
формы.
Обращения,
интонационные
особенности,
характеризующие
вежливую
речь,
и
т.
д.
Изучение компонентов
этикета занимает огромнейшее место на стыке
лингвистики,
теории
и
истории
культуры,
этнографии,
страноведения,
психологии, педагогике и других гуманитарных дисциплин.
В широком смысле этикетный компонент является практически любой
успешный акт коммуникации. Поэтому компоненты речевого этикета связан
с
так
называемыми
постулатами
речевого
общения,
которые
делают
возможным
и
успешным
взаимопониманием,
взаимодействие
участников
коммуникации.
Эти
постулаты,
сформулированные
Г.
П.
Грайсом
(1975),
выводятся из лежащего в основе всякого общения принципа кооперации.
К постулатам речевого общения относятся:
постулаты качества — сообщение не должно быть ложным или не
имеющим под собой должных оснований;
постулаты
количества
—
сообщение
не
должно
быть
слишком
кратким или слишком пространным;
постулаты отношения — сообщение должно быть релевантным для
адресата;
постулаты способа — сообщение должно быть ясным, четким, не
содержать непонятных для адресата слов и выражений и т. д.
Нарушение одного или нескольких из этих постулатов в той или иной
степени влечет за собой коммуникативную неудачу [41].
Развитие этикетного компонента, так или иначе, влияет на ситуации
речевого общения и ее параметрам: личностям собеседников, теме, месту,
времени, мотиву и цели общения. Прежде всего, он представляет собой
комплекс языковых явлений, ориентированных на адресата, хотя личность
говорящего (или пишущего) также учитывается. Это может быть наилучшим
образом продемонстрировано на употреблении Ты - и Вы-форм в общении.
Общий
принцип
состоит
в
том,
что
Вы-формы
употребляются
как
знак
уважения
и
большей
формальности
общения;
Ты-формы,
напротив,
соответствуют
неформальному
общению
между
равными.
Следовательно
реализация этого принципа может представать в различных вариациях в
зависимости
от
того,
как
участники
речевого
общения
соотносятся
по
возрастной и/или служебной иерархии, находятся ли они в родственных или
дружеских отношениях; от возраста и социального положения каждого из
них и т. д.
Развитие этикетного компонента показывает себя по-разному также в
зависимости
от
темы,
места,
времени,
мотива
и
цели
общения.
Так,
например, правила речевого общения могут различаться в зависимости от
того, являются темой общения печальные или радостные для участников
общения события; существуют специфические этикетные правила, связанные
с
местом
общения
(застолье,
присутственное
место,
производственное
совещание) и т. д.
Исследователями
описывается
целый
спектр
коммуникативных
функций этикетного компонента . Приведем некоторые из них. Развитие
этикетного компонента:
спо собствует
установлению
хорошего
контакта
между
собеседниками;
привлекает
внимание
слушателя
(читателя),
выделяет
его
среди
других потенциальных собеседников;
позволяет проявить уважение;
помогает определить статус происходящего общения (дружеский,
деловой, официальный и пр.);
формирует благоприятную эмоциональную обстановку для общения
и оказывает положительное воздействие на слушателя (читателя)
[22].
Развитие
этикетного
компонента
в
узком
смысле
может
быть
охарактеризован
как
система
языковых
средств,
в
которых
проявляются
этикетные отношения. Элементы этой системы могут реализовываться на
разных языковых уровнях:
На уровне лексики и фразеологии: специальные слова и устойчивые
выражения (Спасибо, Пожалуйста, Прошу прощения, Извините, До свиданья и
т. п.), а также специализированные формы обращения (Господин, Товарищ и т. п.).
На грамматическом уровне: использование для вежливого обращения
множественного
числа
(в
том
числе
местоимения Вы);
использование
вопросительных
предложений
вместо
повелительных
(Вы
не
скажете,
который час? Не могли бы Вы немного подвинуться? и т. п.).
На стилистическом уровне: требование грамотной, культурной речи;
отказ
от
употребления
слов,
прямо
называющих
непристойные
и
шокирующие
объекты
и
явления,
использование
вместо
этих
слов
эвфемизмов.
На
интонационном
уровне:
использование
вежливой
интонации
(например, фраза «Будьте любезны, закройте дверь» может звучать с разной
интонацией в зависимости от того, предполагается в ней вежливая просьба
или бесцеремонное требование).
На
уровне
орфоэпии:
использование Здравствуйте
вместо Здрасте,
Пожалуйста вместо Пожалста и пр.
На
организационно-коммуникативном
уровне:
запрет
перебивать
собеседника, вмешиваться в чужой разговор и т. д. [40].
Таким образом, развитие этикетного компонента — это совокупность
принятых в обществе правил, влияющие, зависящие на речевые средства
проявления уважения к субъекта. Как структурное подразделение он является
формой этикета и взаимосвязан с неречевой формой.
Развитие этикетного компонента не является жесткой системой правил,
он
достаточно
пластичен,
гибок
и
эта
пластичность,
гибкость
создает
довольно обширные возможности для маневра.