Напоминание

ПОНЯТИЕ "ЭТИКЕТНОГО КОМПОНЕНТА У ДОШКОЛЬНИКОВ.


Автор: Сверчинская Анастасия Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №66 "Яблонька"
Населённый пункт: Калуга
Наименование материала: Статья
Тема: ПОНЯТИЕ "ЭТИКЕТНОГО КОМПОНЕНТА У ДОШКОЛЬНИКОВ.
Раздел: дошкольное образование





Назад





П

ОНЯТИЕ

«

ЭТИКЕТНОГО

КОМПОНЕНТА

У

ДОШКОЛЬНИКОВ

.
Словарь по этике определяет понятие этикетного компонента так: «Этикет (французское etiquette — ярлык, этикетка) — совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)» [53, с. 45]. Как одно из сложнейших общественных образований обладает структурой, объединяющий поведенческие правила в зависимости от того, к какой социальной группе, к какой жизненной ситуации те относятся, а также какими средствами выявляется уважительное отношение людей друг к другу. Словосочетание «уважительное отношение» необходимо важно, так как этикет, создан для того, чтобы у человека была возможность не только чувствовать, но и проявлять отношение, привлекать людей к общению приятностью манер, внешнего вида, речи, голоса, мимики и т. д. Поскольку общение есть деятельность человека, процесс, в котором он участвует, то при общении в первую очередь учитываются особенности развития речевого компонента. Под развитием этикетного компонента понимаются разработанные правила, уставы речевого поведения, система речевых формул общения [52, с. 53]. Исследователь этикетного компонента Н. И. Формановская в книге «Речевой этикет и культура общения» выделяет следующее определение: « . . . р а зв и т и е э т и ке т н о го комп о н е н т а мож н о о п р ед е л и т ь к а к основополагающие правила которые направлены на развитие речевого поведения. Это огромнейшая зона единиц языка и речи, которая словесно показывает этикет поведения, дает нам возможность пользоваться такими языковыми богатствами, которые накопились в каждом обществе для выражения неконфликтного, «нормального» отношения к людям, а это значит — отношения доброжелательного. Если обратить внимание с другой стороны, компоненты этикета регулирует сложный выбор наиболее подходящего, наиболее уместного средства именно данным человеком, для
его конкретного субъекта, в данном конкретном случае, в данной ситуации и обстановке общения» [1, с. 48]. К развитию этикетного компонента, в частности, относятся слова и выражения, умозаключения употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы. Обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь, и т. д. Изучение компонентов этикета занимает огромнейшее место на стыке лингвистики, теории и истории культуры, этнографии, страноведения, психологии, педагогике и других гуманитарных дисциплин. В широком смысле этикетный компонент является практически любой успешный акт коммуникации. Поэтому компоненты речевого этикета связан с так называемыми постулатами речевого общения, которые делают возможным и успешным взаимопониманием, взаимодействие участников коммуникации. Эти постулаты, сформулированные Г. П. Грайсом (1975), выводятся из лежащего в основе всякого общения принципа кооперации. К постулатам речевого общения относятся:  постулаты качества — сообщение не должно быть ложным или не имеющим под собой должных оснований;  постулаты количества — сообщение не должно быть слишком кратким или слишком пространным;  постулаты отношения — сообщение должно быть релевантным для адресата;  постулаты способа — сообщение должно быть ясным, четким, не содержать непонятных для адресата слов и выражений и т. д. Нарушение одного или нескольких из этих постулатов в той или иной степени влечет за собой коммуникативную неудачу [41]. Развитие этикетного компонента, так или иначе, влияет на ситуации речевого общения и ее параметрам: личностям собеседников, теме, месту, времени, мотиву и цели общения. Прежде всего, он представляет собой комплекс языковых явлений, ориентированных на адресата, хотя личность
говорящего (или пишущего) также учитывается. Это может быть наилучшим образом продемонстрировано на употреблении Ты - и Вы-форм в общении. Общий принцип состоит в том, что Вы-формы употребляются как знак уважения и большей формальности общения; Ты-формы, напротив, соответствуют неформальному общению между равными. Следовательно реализация этого принципа может представать в различных вариациях в зависимости от того, как участники речевого общения соотносятся по возрастной и/или служебной иерархии, находятся ли они в родственных или дружеских отношениях; от возраста и социального положения каждого из них и т. д. Развитие этикетного компонента показывает себя по-разному также в зависимости от темы, места, времени, мотива и цели общения. Так, например, правила речевого общения могут различаться в зависимости от того, являются темой общения печальные или радостные для участников общения события; существуют специфические этикетные правила, связанные с местом общения (застолье, присутственное место, производственное совещание) и т. д. Исследователями описывается целый спектр коммуникативных функций этикетного компонента . Приведем некоторые из них. Развитие этикетного компонента:  спо собствует установлению хорошего контакта между собеседниками;  привлекает внимание слушателя (читателя), выделяет его среди других потенциальных собеседников;  позволяет проявить уважение;  помогает определить статус происходящего общения (дружеский, деловой, официальный и пр.);  формирует благоприятную эмоциональную обстановку для общения и оказывает положительное воздействие на слушателя (читателя) [22].
Развитие этикетного компонента в узком смысле может быть охарактеризован как система языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения. Элементы этой системы могут реализовываться на разных языковых уровнях: На уровне лексики и фразеологии: специальные слова и устойчивые выражения (Спасибо, Пожалуйста, Прошу прощения, Извините, До свиданья и т. п.), а также специализированные формы обращения (Господин, Товарищ и т. п.). На грамматическом уровне: использование для вежливого обращения множественного числа (в том числе местоимения Вы); использование вопросительных предложений вместо повелительных (Вы не скажете, который час? Не могли бы Вы немного подвинуться? и т. п.). На стилистическом уровне: требование грамотной, культурной речи; отказ от употребления слов, прямо называющих непристойные и шокирующие объекты и явления, использование вместо этих слов эвфемизмов. На интонационном уровне: использование вежливой интонации (например, фраза «Будьте любезны, закройте дверь» может звучать с разной интонацией в зависимости от того, предполагается в ней вежливая просьба или бесцеремонное требование). На уровне орфоэпии: использование Здравствуйте вместо Здрасте, Пожалуйста вместо Пожалста и пр. На организационно-коммуникативном уровне: запрет перебивать собеседника, вмешиваться в чужой разговор и т. д. [40]. Таким образом, развитие этикетного компонента — это совокупность принятых в обществе правил, влияющие, зависящие на речевые средства проявления уважения к субъекта. Как структурное подразделение он является формой этикета и взаимосвязан с неречевой формой.
Развитие этикетного компонента не является жесткой системой правил, он достаточно пластичен, гибок и эта пластичность, гибкость создает довольно обширные возможности для маневра.


В раздел образования