Напоминание

"Ах, вода – водичка"


Автор: Филимонова Валентина Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ СОШ №89
Населённый пункт: г. Тюмень
Наименование материала: Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе
Тема: "Ах, вода – водичка"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Познавательно-исследовательская деятельность

в подготовительной группе

Тема: «Ах, вода – водичка».

Задачи:

Познание
: Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Коммуникация
: Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи (убеждать, доказывать, объяснять). Развитие свободного общения с взрослыми и детьми. Формирование представлений об опасных для человека явлениях. Учить детей делиться с педагогом и детьми полученной информацией.
Безопасность
: Учить устанавливать причинно – следственные связи между человеком и продуктами живой и неживой природы. Формирование представлений, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её. Формирование представления об опасных для человека окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
Социализация
: Востребованность умений, навыков знаний в дальнейшей жизни, понимание того, что это может ему пригодиться. Предоставлять возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.
Здоровье
: Учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой.
Музыка
: Учить различать простейшие мелодии.
Материал:
глобус, яблоко, капли воды изготовленные из бумаги, стаканы с водой, воронка, марля и ватные диски для опыта, плакат для изображения факторов, картинки – схемы о воде, «шапочки» для игры, аудиозапись звуков ручейка, дождя, фонтана, моря, капели.
Предварительная работа
: беседы о воде, заучивание поговорок о воде, знакомство с энциклопедическими данными о воде, наблюдение на
прогулке, просматривание фильма о воде, чтение экологических сказок «Жила была Речка», «Капелька» и другие.
Ход занятия:
Организационный момент. Воспитатель: Ребята у нас сегодня присутствуют гости. Давайте их поприветствуем. - Ребята давайте, Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Мы пожмем друг другу руки Побежит тепло по кругу Будем вместе очень дружно На вопросы отвечать, Все хотим мы много знать. - О чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете из игры, в которую я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Разрезные картинки». У каждой картинки – «рубашка» своего цвета. Все дети у которых в руках кусочки с голубой «рубашкой», складывают свою картинку в голубом обруче, все, у кого кусочки с красной обратной стороной в красном обруче, с фиолетовой – в фиолетовом обруче. - Что общего в этих картинках? (есть вода) - А сейчас послушайте загадку: На ноге стоит одной, Крутит, вертит головой, Нам показывает страны Реки, горы, океаны. (Глобус) - Что такое глобус? (это модель земли, на которой живут и растения. и животные, и человек.) - Давайте рассмотрим глобус. (дети рассматривают глобус)
- Какие цвета вы видите на глобусе? - Какой краски на глобусе больше? - Что обозначает голубой цвет? (вода) - Что обозначают другие цвета? (суша) - Если быстро раскрутить глобус, покажется глобус одноцветным, голубым. А все потому, что голубой краски на нем намного больше, чем желтой, белой, зеленой, коричневой. В древности люди называли нашу планету Землей, и когда научились строить большие корабли и стали плавать по морям и океанам, то узнали, что земли (суши) намного меньше, чем воды. Все моря, океаны занимают в два раза места больше, чем суша. Чтобы вам было проще представить, сколько же воды на земном шаре, рассмотрим в качестве модели Земли яблоко, как и глобус, оно круглое и немного сплющенное сверху и снизу. Яблоко разрежем на четыре части. Одна часть символизирует сушу, а три других – воду. Чего больше на нашей планете – суши или воды? (Дети делают вывод: на нашей планете много воды). - Как вы думаете, где в природе можно встретить воду? (озеро, море, океан, пруд, река, болото, ручей, родник и т.д.) -Необозримы просторы океанов и морей. Какая в них вода? (соленая) - Какая вода в реках, озерах? (пресная) -Вся ли вода пригодна для питья? - Кому нужна соленая морская вода? (рыбам, водным растениям, животным) - А где используется пресная вода? - Составим картину из схем – картинок о воде (воду мы пьем, используем для приготовления пищи, стираем вещи, в воде купаемся, по воде плавают корабли, водой пользуются на заводах и фабриках, с помощью воды вырабатывают электроэнергию). - Ребята, к нам в гости пришла Капелька, которая предлагает найти места, где бывают её сестры – капельки. Вот такими капельками я предлагаю
обозначить эти места в нашей группе. (Дети идут по группе, делают остановку в уголке природы возле растений). -Дети: Здесь живут капельки. Цветы надо поливать, они живые, без воды они засохнут, завянут – им нужна вода. (Дети приклеивают маленькую капельку). В уголке игрушек . Дети: водой протираем полочки и моем игрушки. (Дети приклеивают маленькую капельку). Около мойки в подсобном помещении. Дети: Татьяне Валерьевне надо много воды, чтобы мыть посуду. (Дети приклеивают маленькую капельку). К столу, где стоит чайник с водой. Дети: мы пьём воду из чайника. (Дети приклеивают маленькую капельку). В туалетной комнате. Дети: водой из крана мы моем руки, моем летом ножки, запасаем воду в ведра. (Дети приклеивают маленькую капельку). - Из крана течет вода. Она никогда не кончается. Капелька решила у нас погостить и послушать, что еще вы расскажите о воде. Над тобою, надо мною, Пролетел мешок с водою, Налетел на дальний лес, Прохудился и исчез. Ой, что это? (Туча) - Давайте, дети, поиграем. Я буду мама Тучка, а вы – капельки. Делайте все, что я скажу. Капелькам пора отправляться в путь. (Звучит музыка напоминающая звуки дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю, попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут
капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнца и вернулись к маме Тучке. Молодцы капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой Тучкой побудьте, она без вас соскучилась. - Ребята, а вы догадались как попадает вода в речку? (Воспитатель показывает схему круговорота воды в природе). - Посмотрите на рисунок: когда солнце нагревает поверхность водоема или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху насыщенный влагой воздух охлаждается, и образуются облака и тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом в виде дождя, зимой в виде снега. Капельки воды в природе ходят и движутся по кругу. - А сейчас мы отдохнем. Послушайте звуки музыки и ответьте где мы слышим звуки воды? (включается фонограмма: звуки моря, ручейка, дождя, капели, фонтана). - Вы узнали что это? (да это ручеек) - А вот еще одна запись, послушайте и её. Что вы слышите? (море) - Еще раз заройте глаза (включаем запись дождя). Что вы слышите? Да это дождик. Посмотрите как он красив. Сколько маленьких прозрачных капелек играет в воздухе. (прослушиваем все звуки музыки). - Правильно, молодцы. Дети, мы каждый день пользуемся водой. Какая вода бежит из крана? (показываю воду из – под крана). - Такая же вода в водоемах, вспомните лето?
- Как вы думаете, отчего загрязняется вода? - Источники загрязнения воды – сточные воды заводов, разливы нефти, мусор с кораблей. Люди часто не задумываются о своем отношении к рекам, «обижают» их, неправильно ведут себя во время отдыха на их берегах, уничтожают водных жителей. Мы люди, должны платить им тем же - хорошим, бережным отношением. - Почему же вода из крана не такая, как в реке? - Как вы думаете с помощью чего можно очистить грязную воду? (ответы детей) - Сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования, так как это делают взрослые ученые. Игра – эксперимент «Очистим воду». - Сегодня мы попробуем очистить воду, загрязненную маслом и песком. Очищать будем фильтрами двух видов – марлевым и ватным. В результате опытов мы должны выяснить, какой из фильтров лучше очистит воду. - Вспомним правила безопасного поведения при экспериментировании. 1. Не толкай соседа во время работы. 2. Внимательно выслушай, а потом выполняй опыт. 3. После каждого опыта за собой убери и на место положи. - На столе два стакана с водой. Капнем немного масла и посмотрим, что будет? Растворилось масло в воде или нет? (Нет, оно так и осталось плавать на поверхности воды). - Можно ли пить такую воду и почему? (Нет, она пахнет маслом и неприятная на вкус). - Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. - А что нужно сделать, чтобы она стала чистой. (Её нужно очистить от масла). Самостоятельная работа детей. Одна подгруппа фильтрует воду с маслом через ватный фильтр, а другая – марлевым фильтром.
- Давайте проверим как работают наши фильтры. Мы осторожно будем переливать воду с маслом в баночку с фильтром. Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала? (Вода стала чистой.) - Куда же делось масло? (Все масло осталось на фильтре). - Какой фильтр лучше очистил воду? - А сейчас очистим грязную воду (насыпаем песок в стаканы с водой и размешиваем). - Какая стала вода? (Ответы детей) - Попробуем её очистить с помощью наших фильтров. Самостоятельная работа детей. - Какой фильтр лучше очистил воду с песком? (Дети делают выводы). - Как вы дети думаете, эту очищенную воду можно использовать для мытья рук и посуды, стирки белья? - А пить такую воду можно? (Нет, можно пить только кипяченую воду) - Почему нельзя пить такую очищенную воду? (Фильтр не уничтожил микробы). - Воду для питья хорошо очищать с помощью специальных фильтров, которые используются в домашних условиях. Можно также покупать её в магазине в специальных бутылках. Такая вода полезна для здоровья. - Дети, представьте себе, что было бы, если на земле исчезла вся вода? (Ответы детей) - Правильно, ребята! Без воды мы не сможем прожить. Погибнут растения, животные, люди. Значит, правда говорят, как хорошо на свете жить, когда есть вода. Давайте, друзья, беречь воду! - А как надо беречь воду? - Дети, я предлагаю в туалетной комнате повесить знаки, которые учат нас бережно относится к воде. - Вспомним поговорки о воде, которые мы учили. (Без воды ни туда и ни сюда. Пролитую воду не соберешь. И другие). - Запомните пословицу: закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан.
- Дети, капельке было приятно узнать, что вы много знаете о воде. А что нового вы сегодня узнали о воде? (ответы детей) - Что вас удивило? (ответы детей) - Что вам показалось особенно интересным? - Какие новые вопросы появились? Что бы вы еще хотели узнать? - О воде можно узнать еще много, много нового и интересного. Где эти знания понадобятся вам в будущем? (ответы детей) - Наша капелька хочет вас угостить минеральной водой, добытой из подземных природных минеральных источников. Вода минеральных источников оказывает лечебное действие на организм. Будьте здоровы!


В раздел образования