Автор: Филимонова Валентина Павловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАОУ СОШ №89 Населённый пункт: г. Тюмень Наименование материала: Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе Тема: "Ах, вода – водичка" Раздел: дошкольное образование
Познание : Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
детей.
Коммуникация :
Учить
детей
решать
спорные
вопросы
и
улаживать
конфликты с помощью речи (убеждать, доказывать, объяснять).
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
Формирование представлений об опасных для человека явлениях.
Учить детей делиться с педагогом и детьми полученной информацией.
Безопасность : Учить устанавливать причинно – следственные связи между
человеком и продуктами живой и неживой природы.
Формирование представлений, что человек – часть природы и что он должен
беречь, охранять и защищать её.
Формирование представления об опасных для человека окружающего мира
природы ситуациях и способах поведения в них.
Социализация : Востребованность умений, навыков знаний в дальнейшей
жизни, понимание того, что это может ему пригодиться.
Предоставлять возможность выступать перед сверстниками, родителями и
другими гостями.
Здоровье : Учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой.
Музыка : Учить различать простейшие мелодии.
Материал: глобус, яблоко, капли воды изготовленные из бумаги, стаканы с
водой,
воронка,
марля
и
ватные
диски
для
опыта,
плакат
для
изображения факторов, картинки – схемы о воде, «шапочки» для игры,
аудиозапись звуков ручейка, дождя, фонтана, моря, капели.
Предварительная работа : беседы о воде, заучивание поговорок о воде,
знакомство с энциклопедическими данными о воде, наблюдение на
прогулке, просматривание фильма о воде, чтение экологических сказок
«Жила была Речка», «Капелька» и другие.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель:
Ребята
у
нас
сегодня
присутствуют
гости.
Давайте
их
поприветствуем.
- Ребята давайте,
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы пожмем друг другу руки
Побежит тепло по кругу
Будем вместе очень дружно
На вопросы отвечать,
Все хотим мы много знать.
-
О
чем
мы
сегодня
будем
говорить,
вы
узнаете
из
игры,
в
которую
я
предлагаю вам поиграть. Игра называется «Разрезные картинки». У
каждой картинки – «рубашка» своего цвета. Все дети у которых в руках
кусочки с голубой «рубашкой», складывают свою картинку в голубом
обруче, все, у кого кусочки с красной обратной стороной в красном
обруче, с фиолетовой – в фиолетовом обруче.
- Что общего в этих картинках? (есть вода)
- А сейчас послушайте загадку:
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны
Реки, горы, океаны. (Глобус)
- Что такое глобус? (это модель земли, на которой живут и растения. и
животные, и человек.)
- Давайте рассмотрим глобус. (дети рассматривают глобус)
- Какие цвета вы видите на глобусе?
- Какой краски на глобусе больше?
- Что обозначает голубой цвет? (вода)
- Что обозначают другие цвета? (суша)
- Если быстро раскрутить глобус, покажется глобус одноцветным, голубым. А
все потому, что голубой краски на нем намного больше, чем желтой,
белой, зеленой, коричневой. В древности люди называли нашу планету
Землей, и когда научились строить большие корабли и стали плавать по
морям и океанам, то узнали, что земли (суши) намного меньше, чем
воды. Все моря, океаны занимают в два раза места больше, чем суша.
Чтобы вам было проще представить, сколько же воды на земном шаре,
рассмотрим в качестве модели Земли яблоко, как и глобус, оно круглое
и немного сплющенное сверху и снизу. Яблоко разрежем на четыре
части. Одна часть символизирует сушу, а три других – воду. Чего
больше на нашей планете – суши или воды? (Дети делают вывод: на
нашей планете много воды).
- Как вы думаете, где в природе можно встретить воду? (озеро, море, океан,
пруд, река, болото, ручей, родник и т.д.)
-Необозримы просторы океанов и морей. Какая в них вода? (соленая)
- Какая вода в реках, озерах? (пресная)
-Вся ли вода пригодна для питья?
- Кому нужна соленая морская вода? (рыбам, водным растениям, животным)
- А где используется пресная вода?
- Составим картину из схем – картинок о воде (воду мы пьем, используем для
приготовления пищи, стираем вещи, в воде купаемся, по воде плавают
корабли, водой пользуются на заводах и фабриках, с помощью воды
вырабатывают электроэнергию).
- Ребята, к нам в гости пришла Капелька, которая предлагает найти места, где
бывают её сестры – капельки. Вот такими капельками я предлагаю
обозначить эти места в нашей группе. (Дети идут по группе, делают
остановку в уголке природы возле растений).
-Дети: Здесь живут капельки. Цветы надо поливать, они живые, без воды они
засохнут, завянут – им нужна вода. (Дети приклеивают маленькую
капельку).
В уголке игрушек .
Дети: водой
протираем
полочки
и
моем
игрушки.
(Дети
приклеивают
маленькую капельку).
Около мойки в подсобном помещении.
Дети: Татьяне Валерьевне надо много воды, чтобы мыть посуду. (Дети
приклеивают маленькую капельку).
К столу, где стоит чайник с водой.
Дети: мы пьём воду из чайника. (Дети приклеивают маленькую капельку).
В туалетной комнате.
Дети: водой из крана мы моем руки, моем летом ножки, запасаем воду в
ведра. (Дети приклеивают маленькую капельку).
- Из крана течет вода. Она никогда не кончается. Капелька решила у нас
погостить и послушать, что еще вы расскажите о воде.
Над тобою, надо мною,
Пролетел мешок с водою,
Налетел на дальний лес,
Прохудился и исчез. Ой, что это? (Туча)
- Давайте, дети, поиграем. Я буду мама Тучка, а вы – капельки. Делайте все,
что я скажу.
Капелькам пора отправляться в путь. (Звучит музыка напоминающая звуки
дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки
на землю, попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать.
Собрались
они
вместе
и
потекли
веселыми
ручейками
(капельки
составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали
большой
речкой
(ручейки
соединяются
в
одну
цепочку).
Плывут
капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в
большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по
кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что
мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко
пригрело.
Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие
капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились
они под лучами солнца и вернулись к маме Тучке. Молодцы капельки,
хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались.
Теперь с мамой Тучкой побудьте, она без вас соскучилась.
-
Ребята,
а
вы
догадались
как
попадает
вода
в
речку?
(Воспитатель
показывает схему круговорота воды в природе).
- Посмотрите на рисунок: когда солнце нагревает поверхность водоема или
суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в
воздух.
Высоко
вверху
насыщенный
влагой
воздух
охлаждается,
и
образуются облака и тучи, которые с помощью ветра передвигаются в
воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом в виде дождя,
зимой в виде снега. Капельки воды в природе ходят и движутся по
кругу.
-
А
сейчас
мы
отдохнем.
Послушайте
звуки
музыки
и
ответьте
где
мы
слышим звуки воды? (включается фонограмма: звуки моря, ручейка,
дождя, капели, фонтана).
- Вы узнали что это? (да это ручеек)
- А вот еще одна запись, послушайте и её. Что вы слышите? (море)
- Еще раз заройте глаза (включаем запись дождя). Что вы слышите? Да это
дождик. Посмотрите как он красив. Сколько маленьких прозрачных
капелек играет в воздухе.
(прослушиваем все звуки музыки).
- Правильно, молодцы. Дети, мы каждый день пользуемся водой. Какая вода
бежит из крана? (показываю воду из – под крана).
- Такая же вода в водоемах, вспомните лето?
- Как вы думаете, отчего загрязняется вода?
- Источники загрязнения воды – сточные воды заводов, разливы нефти, мусор
с кораблей. Люди часто не задумываются о своем отношении к рекам,
«обижают» их, неправильно ведут себя во время отдыха на их берегах,
уничтожают водных жителей. Мы люди, должны платить им тем же -
хорошим, бережным отношением.
- Почему же вода из крана не такая, как в реке?
- Как вы думаете с помощью чего можно очистить грязную воду? (ответы
детей)
- Сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования, так
как это делают взрослые ученые.
Игра – эксперимент «Очистим воду».
- Сегодня мы попробуем очистить воду, загрязненную маслом и песком.
Очищать
будем
фильтрами
двух
видов
–
марлевым
и
ватным.
В
результате опытов мы должны выяснить, какой из фильтров лучше
очистит воду.
- Вспомним правила безопасного поведения при экспериментировании.
1. Не толкай соседа во время работы.
2. Внимательно выслушай, а потом выполняй опыт.
3. После каждого опыта за собой убери и на место положи.
- На столе два стакана с водой.
Капнем немного масла и посмотрим, что
будет? Растворилось масло в воде или нет? (Нет, оно так и осталось
плавать на поверхности воды).
- Можно ли пить такую воду и почему? (Нет, она пахнет маслом и неприятная
на вкус).
- Да, действительно, такая вода не пригодна для питья.
- А что нужно сделать, чтобы она стала чистой. (Её нужно очистить от
масла).
Самостоятельная работа детей. Одна подгруппа фильтрует воду с маслом
через ватный фильтр, а другая – марлевым фильтром.
- Давайте проверим
как работают наши фильтры. Мы осторожно будем
переливать воду с маслом в баночку с фильтром. Аккуратно уберите
фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала? (Вода стала чистой.)
- Куда же делось масло? (Все масло осталось на фильтре).
- Какой фильтр лучше очистил воду?
- А сейчас очистим грязную воду (насыпаем песок в стаканы с водой и
размешиваем).
- Какая стала вода? (Ответы детей)
- Попробуем её очистить с помощью наших фильтров.
Самостоятельная работа детей.
- Какой фильтр лучше очистил воду с песком? (Дети делают выводы).
- Как вы дети думаете, эту очищенную воду можно использовать для мытья
рук и посуды, стирки белья?
- А пить такую воду можно? (Нет, можно пить только кипяченую воду)
-
Почему
нельзя
пить
такую
очищенную
воду?
(Фильтр
не
уничтожил
микробы).
-
Воду
для
питья
хорошо
очищать
с
помощью
специальных
фильтров,
которые используются в домашних условиях. Можно также покупать её
в магазине в специальных бутылках. Такая вода полезна для здоровья.
- Дети, представьте себе, что было бы, если на земле исчезла вся вода?
(Ответы детей)
- Правильно, ребята! Без воды мы не сможем прожить. Погибнут растения,
животные, люди. Значит, правда говорят, как хорошо на свете жить,
когда есть вода. Давайте, друзья, беречь воду!
- А как надо беречь воду?
- Дети, я предлагаю в туалетной комнате повесить знаки, которые учат нас
бережно относится к воде.
- Вспомним поговорки о воде, которые мы учили. (Без воды ни туда и ни
сюда. Пролитую воду не соберешь. И другие).
- Запомните пословицу: закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан.
- Дети, капельке было приятно узнать, что вы много знаете о воде. А что
нового вы сегодня узнали о воде? (ответы детей)
- Что вас удивило? (ответы детей)
- Что вам показалось особенно интересным?
- Какие новые вопросы появились? Что бы вы еще хотели узнать?
- О воде можно узнать еще много, много нового и интересного. Где эти
знания понадобятся вам в будущем? (ответы детей)
-
Наша
капелька
хочет
вас
угостить
минеральной
водой,
добытой
из
подземных природных минеральных источников. Вода минеральных
источников оказывает лечебное действие на организм. Будьте здоровы!