Напоминание

"Похищенное слово"


Автор: Шангареева Зухра Салиховна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ СОШ №89
Населённый пункт: г. Тюмень
Наименование материала: Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: "Похищенное слово"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Похищенное слово». Программное содержание: 1.Совершенствовать фонематические процессы. 2.Упражнять детей в подборе слов с заданным слогом. 3. Упражнять детей в делении слов на слоги, в определении количества слогов в данных словах. 4.Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности. 5.Развивать зрительную память пространственное восприятие. 6.Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, взаимопомощь, умение работать в коллективе. Оборудование: Предметные картинки, картинки с изображением сказочных героев, наборы для определения позиции звука в слове, конверты с заданиями, счетные палочки, картина с изображением зимнего времени года, цветные буквы из картона (слово «дружба»), 2 игровых поля; цветок «Цветик – шестицветик», доска магнитная, магниты, посылка, письмо, медали по количеству детей, магнитофон с аудиозаписью песни про дружбу, костюм для Незнайки, портфель, мяч. Предварительная работа: Дидактические игры «Телеграф», «Звуковая линейка», «Из какой я сказки?», «Поймай звук», «Куда спрятался звук?». Беседа с детьми о дружбе и друзьях, чтение рассказа Л.Н.Толстого «Шли по лесу два приятеля». Ход занятия: Воспитатель показывает детям посылку: «Ребята, что это? (ответы детей). «Это - посылка, а называют её так, от слова «посылать». В посылке можно переслать какие–то вещи или предметы из одного города в другой, из одной страны
в другую. А вам домой когда–нибудь, приходили по почте посылки?» (ответы детей) «Дети, как вы думаете, откуда могла прийти такая сказочная посылка? (ответы детей). Наверное, она из какой-то волшебной сказочной страны. А вам хочется узнать, от кого она и что там внутри? Тогда давайте присядем с вами и разглядим её» Воспитатель и дети присаживаются на стульчики. Педагог говорит: «Посмотрите на посылке адрес», зачитывает его: «Город Тюмень, улица Мельничная, 80, детский сад «Крепыш», группа №5. Посылка попала по назначению? (ответы детей). А обратный адрес такой: город Пиши - Читаевск, от феи Грамматеи». Воспитатель: «Как вы думаете, ребята, что же нам может послать фея Грамматея?» Педагог вызывает детей на диалог, рассуждает с ними; далее воспитатель и дети определяют посылку по весу, объёму (большая – маленькая, тяжёлая – легкая). Воспитатель: «Давайте откроем посылку и посмотрим, что же там внутри». Достаёт письмо из посылки и читает: «Дорогие ребята! В нашем городе Пиши – Читаевске случилась беда. Злая колдунья похитила у его жителей очень важное и нужное слово. Без него не прожить ни взрослым, ни детям. Помогите, пожалуйста, отыскать это слово. Выполните задания в цветных конвертах. Определить их очередностьвам поможет цветик – шестицветик, который я вам послала в помощь. Начинайте с верхнего центрального лепестка по часовой стрелке. Очень надеюсь на вашу помощь, заранее благодарна. Фея Граммматея». Воспитатель достает из посылки цветок «Цветик – шестицветик», разглядывает его с детьми, предлагает порассуждать, почему цветок называется «шестицветик», а не «семицветик». Воспитатель говорит, что знает сказку про цветик – семицветик, а про цветик – шестицветик, она ничего не слышала. Выслушивает ответы детей, если дети затрудняются ответить, помогает
им, наталкивает на правильный ответ (назван так по количеству лепестков и он из другой сказки). Воспитатель: «Ну что же, ребята, поможем жителям Пиши – Читаевска и фее Грамматее? (ответы детей) Обязательно поможем. А сейчас, давайте возьмемся крепко за руки и пожелаем друг другу удачи в поисках похищенного слова». Достает все конверты из посылки и раскладывает на столе. Спрашивает одного ребенка, с какого лепестка они начнут выполнять задания (с лепестка красного цвета). Педагог просит ребенка, подойти к столу и найти на нем конверт такого же цвета. Выполняют задание из красного конверта: «ВОССТАНОВИ СЛОВА». На доску помещаются предметные картинки (машина, автобус, лиса, дом). Воспитатель: «Ребята, помогите восстановить названия картинок. Злая колдунья сделала так, что из их названий исчезли некоторые звуки, а некоторые остались и теперь названия картинок звучат очень странно» Воспитатель произносит только звуки из слов – названий картинок. Дети восстанавливают полное звучание. МШН (МАШИНА), АОУ (АВТОБУС), ИА (ЛИСА), ДМ (ДОМ). Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы успешно справились с первым заданием». Обращает внимание детей на то, какого цвета следующий лепесток, просит ребенка найти и принести конверт соответствующего цвета. Задание из желтого конверта «ПРИДУМАЙ СЛОВО». Воспитатель достает из этого конверта картинку с изображением «курицы». Называет первый слог слова «курица» - КУ, и говорит, что с него начинается много слов. Воспитатель берет в руки мяч и говорит: «Мое слово со слогом КУ – кубик, - а твое слово Саша?» Ребенку необходимо придумать свое слово и отправить мяч воспитателю. Таким образом, воспитатель спрашивает 2-3 детей (слова на КУ: куры, кухня, кустик и т.д.) Воспитатель: «Отлично! Второе задание вы тоже выполнили успешно».
Предлагает другому ребенку найти и принести конверт, соответствующий следующему лепестку. Задание из фиолетового конверта: «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ». Воспитатель показывает картинку о зиме. Предлагает составить предложения из 3-х слов о том, что видят на картине. Заслушивает ответы детей. Выбирает одно из предложений, сказанных детьми (например: «Падает пушистый снег»), повторяет его, просит сосчитать количество слов (каждый ребенок откладывает на столе столько счетных палочек, сколько слов в предложении) и называть эти слова в порядке следования друг за другом. Воспитатель помогает затрудняющимся детям (индивидуальная работа). По окончании выполнения задания, педагог дает положительную оценку действиям детей и предлагает принести очередной конверт. Задания из оранжевого конверта: «КУДА СПРЯТАЛСЯ ЗВУК?» Воспитатель: «Ребята, звук С хочет поиграть свами в прятки». Выдает из конверта каждому ребенку: карточку – схему и по две фишки. Воспитатель: «Нужно определить место звука С (в начале, середине или конце) в словах: МАСКА, СОБАКА, НАСОС, НОС». Дети работают с индивидуальными карточками-схемами и фишками. Один ребенок выполняет эту работу на доске. Воспитатель контролирует действия детей, советует не спешить переставить фишку, если задание выполнено не так, как у товарища у доски. Спрашивает у кого ответ тот же и у кого другой. После выполненного задания, воспитатель благодарит детей и предлагает найти и принести конверт, соответствующий следующему лепестку. В зеленом конверте задания от сказочного героя. Воспитатель: «А как зовут сказочного героя, вы узнаете, когда отгадаете загадку: ОН ВЕСЕЛЫЙ, ОЗОРНОЙ В ЯРКОЙ ШЛЯПЕ ГОЛУБОЙ ЕГО ИМЯ УГАДАЙ –КА КАК ЗОВУТ ЕГО?» (дети хором отвечают – «Незнайка!»
Сюрпризный момент – входит Незнайка с портфелем. Незнайка: «Здравствуйте, ребята! Я слышал, вы отправились на поиски похищенной злой колдуньей слова. Я тоже хочу принять в этом участие, у меня тоже есть для вас задания. Но вначале поиграем: повторяйте за мной движения и по моему сигналу постройтесь так, как изображено на карточке». Незнайка проводит подвижную игру «Ежики». Слова для игры: Молоточком, молоточком, Ёжики, Ёжики. Наковали, наковали Ножницы, ножницы. Бег на месте, бег на месте, Зайчики, зайчики. Ну – ка, дружно, встали вместе Девочки (показывает им карточку), мальчики (показывает карточку). На карточках схематично показаны построения: в круг, в два круга (внутренний, внешний), в шеренгу, в две шеренги. Дети, ориентируясь на изображения, выполняют соответствующие построения. Незнайка: «Молодцы, ребята, дружно играли. Для выполнения следующего задания необходимо разделиться на две команды». Детям раздаются предметные картинки. Деление на команды происходит по принципу игры: «Съедобное – несъедобное» (например: стол, стул, картина – в 1 команду; банан, хлеб, огурец – во 2 команду). Обе команды получают игровое поле (квадрат, разделенный на 4 части с нанесенными точками (звездочками), количество которых соответствует количеству слогов в слове):
* * ** ** * * * * ** * * * * * ** ** * * * * ** Незнайка показывает картинку с изображением сказочного героя (БУ-РА-ТИ- НО, ЧИ-ПО-ЛИ-НО и т.д.). Дети делят слово на слоги находят на своем игровом поле соответствующий сектор, закрывают его. Игра продолжается до тех пор, пока все сектора не окажутся закрытыми. Незнайка хвалит детей и предлагает выполнить задание из последнего конверта – синего цвета. Незнайка: «А сейчас поиграем в игру «НЕ ОШИБИСЬ». Нужно встать стольким детям, сколько звуков в слове – названии картинки (ВОЛК -4 ребенка встают, МАК- 3 ребенка и т.д.) Сказочный герой предлагает по 1 картинке каждой команде.
Далее обращает внимание детей на то, что задания выполнены из всех конвертов, предлагает полюбоваться цветиком – шестицветиком. Воспитатель: «Ребята, мы вместе с вами пытались сегодня отыскать похищенное злой колдуньей слово, и оно почти нашлось. Вот оно (показывает детям цветные буквы, в это же время, убирает цветок из внимания детей). Но для того, чтобы эти буквы встали в ряд, давайте вспомним, в каком порядке следовали друг за другом цветные лепестки в цветике – шестицветике». По мере того, как дети называют цвета лепестка, воспитатель выставляет букву того же цвета: КРАСНЫЙ -Д ЖЕЛТЫЙ - Р ФИОЛЕТОВЫЙ - У ОРНАЖЕВЫЙ - Ж ЗЕЛЕНЫЙ - Б СИНИЙ - А Воспитатель: «Ребята, так какое же слово похитила злая колдунья? (ответы детей). Верно, это слово «ДРУЖБА». Очень нужное и важное слово. Ребята, а как вы думаете, если бы не было дружбы, то какие бы были люди на свете? (ответы детей). Именно дружба помогла нам сегодня выполнить все задания феи Граммотеи и вернуть это слово жителям Пиши – Читаевска». (Педагог включает аудиозапись с песней о дружбе). Незнайка: «А я хочу наградить всех детей медалями, за то, что они очень дружные, сумели победить злую колдунью и вернули похищенное слово». Под музыку воспитатель с Незнайкой вручают детям медали. Награжденные дети. Вместе с воспитателем и Незнайкой становятся в круг, берутся за плечи и, раскачиваясь в такт музыке, исполняют песню про дружбу.


В раздел образования