Автор: Шангареева Зухра Салиховна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАОУ СОШ №89 Населённый пункт: г. Тюмень Наименование материала: Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: "Похищенное слово" Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте
в подготовительной группе «Похищенное слово».
Программное содержание:
1.Совершенствовать фонематические процессы.
2.Упражнять детей в подборе слов с заданным слогом.
3. Упражнять детей в делении слов на слоги, в определении количества
слогов в данных словах.
4.Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений
(без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.
5.Развивать зрительную память пространственное восприятие.
6.Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, взаимопомощь, умение
работать в коллективе.
Оборудование:
Предметные картинки, картинки с изображением сказочных героев, наборы
для определения позиции звука в слове, конверты с заданиями, счетные палочки,
картина с изображением зимнего времени года, цветные буквы из картона (слово
«дружба»), 2 игровых поля; цветок «Цветик – шестицветик», доска магнитная,
магниты,
посылка,
письмо,
медали
по
количеству
детей,
магнитофон
с
аудиозаписью песни про дружбу, костюм для Незнайки, портфель, мяч.
Предварительная работа:
Дидактические игры «Телеграф», «Звуковая линейка», «Из какой я сказки?»,
«Поймай звук», «Куда спрятался звук?».
Беседа с детьми о дружбе и друзьях, чтение рассказа Л.Н.Толстого «Шли по
лесу два приятеля».
Ход занятия:
Воспитатель показывает детям посылку: «Ребята, что это? (ответы детей).
«Это
-
посылка,
а
называют
её
так,
от
слова
«посылать».
В
посылке
можно
переслать какие–то вещи или предметы из одного города в другой, из одной страны
в другую. А вам домой когда–нибудь, приходили по почте посылки?» (ответы
детей)
«Дети,
как
вы
думаете,
откуда
могла
прийти
такая
сказочная
посылка?
(ответы детей). Наверное, она из какой-то волшебной сказочной страны. А вам
хочется узнать, от кого она и что там внутри? Тогда давайте присядем с вами и
разглядим её»
Воспитатель и дети присаживаются на стульчики.
Педагог говорит: «Посмотрите на посылке адрес», зачитывает его:
«Город Тюмень, улица Мельничная, 80, детский сад «Крепыш», группа №5.
Посылка попала по назначению? (ответы детей). А обратный адрес такой: город
Пиши - Читаевск, от феи Грамматеи».
Воспитатель:
«Как
вы
думаете,
ребята,
что
же
нам
может
послать
фея
Грамматея?»
Педагог вызывает детей на диалог, рассуждает с ними; далее воспитатель и
дети определяют посылку по весу, объёму (большая – маленькая, тяжёлая – легкая).
Воспитатель: «Давайте откроем посылку и посмотрим, что же там внутри».
Достаёт письмо из посылки и читает:
«Дорогие ребята! В нашем городе Пиши – Читаевске случилась беда. Злая
колдунья похитила у его жителей очень важное и нужное слово. Без него не
прожить
ни
взрослым,
ни
детям.
Помогите,
пожалуйста,
отыскать
это
слово.
Выполните задания в цветных конвертах. Определить их очередностьвам поможет
цветик – шестицветик, который я вам послала в помощь. Начинайте с верхнего
центрального
лепестка
по
часовой
стрелке.
Очень
надеюсь
на
вашу
помощь,
заранее благодарна. Фея Граммматея».
Воспитатель
достает
из
посылки
цветок
«Цветик
–
шестицветик»,
разглядывает его
с детьми, предлагает порассуждать, почему цветок
называется «шестицветик», а не «семицветик». Воспитатель говорит, что знает
сказку про цветик – семицветик, а про цветик – шестицветик, она ничего не
слышала. Выслушивает ответы детей, если дети затрудняются ответить, помогает
им, наталкивает на правильный ответ (назван так по количеству лепестков и он из
другой сказки).
Воспитатель: «Ну что же, ребята, поможем жителям Пиши – Читаевска и фее
Грамматее? (ответы детей) Обязательно поможем. А сейчас, давайте возьмемся
крепко за руки и пожелаем друг другу удачи в поисках похищенного слова».
Достает все конверты из посылки и раскладывает на столе.
Спрашивает
одного
ребенка,
с
какого
лепестка
они
начнут
выполнять
задания (с лепестка красного цвета). Педагог просит ребенка, подойти к столу и
найти на нем конверт такого же цвета.
Выполняют задание из красного конверта: «ВОССТАНОВИ СЛОВА».
На доску помещаются предметные картинки (машина, автобус, лиса, дом).
Воспитатель:
«Ребята,
помогите
восстановить
названия
картинок.
Злая
колдунья сделала так, что из их названий исчезли некоторые звуки, а некоторые
остались и теперь названия картинок звучат очень странно»
Воспитатель произносит только звуки из слов – названий картинок. Дети
восстанавливают полное звучание.
МШН (МАШИНА), АОУ (АВТОБУС), ИА (ЛИСА), ДМ (ДОМ).
Воспитатель:
«Молодцы,
ребята!
Вы
успешно
справились
с
первым
заданием».
Обращает внимание детей на то, какого цвета следующий лепесток, просит
ребенка найти и принести конверт соответствующего цвета.
Задание из желтого конверта «ПРИДУМАЙ СЛОВО».
Воспитатель достает из этого конверта картинку с изображением «курицы».
Называет первый слог слова «курица» - КУ, и говорит, что с него начинается много
слов. Воспитатель берет в руки мяч и говорит: «Мое слово со слогом КУ – кубик, -
а твое слово Саша?» Ребенку необходимо придумать свое слово и отправить мяч
воспитателю.
Таким образом, воспитатель спрашивает 2-3 детей (слова на КУ: куры, кухня,
кустик и т.д.)
Воспитатель: «Отлично! Второе задание вы тоже выполнили успешно».
Предлагает другому ребенку найти и принести конверт, соответствующий
следующему лепестку.
Задание из фиолетового конверта: «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Воспитатель показывает картинку о зиме.
Предлагает составить предложения из 3-х слов о том, что видят на картине.
Заслушивает ответы детей. Выбирает одно из предложений, сказанных детьми
(например: «Падает пушистый снег»), повторяет его, просит сосчитать количество
слов (каждый ребенок откладывает на столе столько счетных палочек, сколько слов
в предложении) и называть эти слова в порядке следования друг за другом.
Воспитатель помогает затрудняющимся детям (индивидуальная работа).
По окончании выполнения задания, педагог дает положительную оценку
действиям детей и предлагает принести очередной конверт.
Задания из оранжевого конверта: «КУДА СПРЯТАЛСЯ ЗВУК?»
Воспитатель: «Ребята, звук С хочет поиграть
свами в прятки». Выдает из
конверта каждому ребенку: карточку – схему и по две фишки.
Воспитатель: «Нужно определить место звука С (в начале, середине или
конце) в словах: МАСКА, СОБАКА, НАСОС, НОС».
Дети работают с индивидуальными карточками-схемами и фишками. Один
ребенок выполняет эту работу на доске. Воспитатель контролирует действия детей,
советует не спешить переставить фишку, если задание выполнено не так, как у
товарища у доски. Спрашивает у кого ответ тот же и у кого другой.
После выполненного задания, воспитатель благодарит детей и предлагает
найти и принести конверт, соответствующий следующему лепестку.
В зеленом конверте задания от сказочного героя.
Воспитатель: «А как зовут сказочного героя, вы узнаете, когда отгадаете
загадку:
ОН ВЕСЕЛЫЙ, ОЗОРНОЙ
В ЯРКОЙ ШЛЯПЕ ГОЛУБОЙ
ЕГО ИМЯ УГАДАЙ –КА
КАК ЗОВУТ ЕГО?» (дети хором отвечают – «Незнайка!»
Сюрпризный момент – входит Незнайка с портфелем.
Незнайка:
«Здравствуйте,
ребята!
Я
слышал,
вы
отправились
на
поиски
похищенной злой колдуньей слова. Я тоже хочу принять в этом участие, у меня
тоже есть для вас задания. Но вначале поиграем: повторяйте за мной движения и по
моему сигналу постройтесь так, как изображено на карточке».
Незнайка проводит подвижную игру «Ежики».
Слова для игры:
Молоточком, молоточком,
Ёжики, Ёжики.
Наковали, наковали
Ножницы, ножницы.
Бег на месте, бег на месте,
Зайчики, зайчики.
Ну – ка, дружно, встали вместе
Девочки (показывает им карточку), мальчики (показывает карточку).
На
карточках
схематично
показаны
построения:
в
круг,
в
два
круга
(внутренний, внешний), в шеренгу, в две шеренги.
Дети,
ориентируясь
на
изображения,
выполняют
соответствующие
построения.
Незнайка: «Молодцы, ребята, дружно играли. Для выполнения следующего
задания необходимо разделиться на две команды».
Детям раздаются предметные картинки. Деление на команды происходит по
принципу игры: «Съедобное – несъедобное» (например: стол, стул, картина – в 1
команду; банан, хлеб, огурец – во 2 команду).
Обе команды получают игровое поле (квадрат, разделенный на 4 части с
нанесенными точками (звездочками), количество которых соответствует количеству
слогов в слове):
*
*
**
**
*
*
*
*
**
*
*
*
*
*
**
**
*
*
*
*
**
Незнайка показывает картинку с изображением сказочного героя (БУ-РА-ТИ-
НО, ЧИ-ПО-ЛИ-НО и т.д.). Дети делят слово на слоги находят на своем игровом
поле соответствующий сектор, закрывают его. Игра продолжается до тех пор, пока
все сектора не окажутся закрытыми.
Незнайка
хвалит
детей
и
предлагает
выполнить
задание
из
последнего
конверта – синего цвета.
Незнайка:
«А
сейчас
поиграем
в
игру
«НЕ
ОШИБИСЬ».
Нужно
встать
стольким детям, сколько звуков в слове – названии картинки (ВОЛК -4 ребенка
встают, МАК- 3 ребенка и т.д.)
Сказочный герой предлагает по 1 картинке каждой команде.
Далее
обращает
внимание
детей
на
то,
что
задания
выполнены
из
всех
конвертов, предлагает полюбоваться цветиком – шестицветиком.
Воспитатель:
«Ребята,
мы
вместе
с
вами
пытались
сегодня
отыскать
похищенное злой колдуньей слово, и оно почти нашлось. Вот оно (показывает
детям цветные буквы, в это же время, убирает цветок из внимания детей). Но для
того, чтобы эти буквы встали в ряд, давайте вспомним, в каком порядке следовали
друг за другом цветные лепестки в цветике – шестицветике».
По мере того, как дети называют цвета лепестка, воспитатель выставляет
букву того же цвета:
КРАСНЫЙ -Д
ЖЕЛТЫЙ - Р
ФИОЛЕТОВЫЙ - У
ОРНАЖЕВЫЙ - Ж
ЗЕЛЕНЫЙ - Б
СИНИЙ - А
Воспитатель: «Ребята, так какое же слово похитила злая колдунья? (ответы
детей). Верно, это слово «ДРУЖБА». Очень нужное и важное слово. Ребята, а как
вы думаете, если бы не было дружбы, то какие бы были люди на свете? (ответы
детей). Именно дружба помогла нам сегодня выполнить все задания феи Граммотеи
и вернуть это слово жителям Пиши – Читаевска».
(Педагог включает аудиозапись с песней о дружбе).
Незнайка: «А я хочу наградить всех детей медалями, за то, что они очень
дружные, сумели победить злую колдунью и вернули похищенное слово».
Под музыку воспитатель с Незнайкой вручают детям медали. Награжденные
дети. Вместе с воспитателем и Незнайкой становятся в круг, берутся за плечи и,
раскачиваясь в такт музыке, исполняют песню про дружбу.