Напоминание

"Предметно-развивающая среда для развития дошкольника."


Автор: Пономарева Ирина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №40-ЦРР" г.Тобольска
Населённый пункт: Тюменская обл.; г.Тобольск
Наименование материала: Методическая копилка воспитателя
Тема: "Предметно-развивающая среда для развития дошкольника."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация предметно-развивающей среды как средство всестороннего развития дошкольника. В настоящее время одной из главных задач воcпитания дошкольников является cоздание у детей чувcтва эмоционального и пcихологического комфорта. Таким образом, наиболее важной составляющей является и среда, в которой проходит воспитательный и образовательный процесс. Организация развивающей среды в детском саду с учетом ФГОС дает возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка. Иными словами, среда стонавится условием самообразования ребенка. При грамотной ее организации развивается любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки дошкольника. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:  содержательно насыщенной;  полифункциональной;  трансформируемой;  вариативной;  доступной;  безопасной. Создавая предметно-пространственную среду необходимо помнить:  Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.  Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребёнка.  Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.  Элементы декора должны быть легко сменяемыми.  В каждой группе должно быть предусмотрено место для детской экспериментальной деятельности.  Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их зд о р о в ь я , психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.  Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.  При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.  Предметно-пространственная среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. С помощью развивающей среды можно положительно влиять на активность детей, на их эмоциональное состояние, на развитие индивидуальности, на взаимоотношения детей друг с другом, на процесс приобретения детьми новых знаний и умений. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы каждый предмет в группе являлся органичной частью развивающего пространства, стимулировал активность детей (игрушки, в том числе полифункциональные, карандаши, бумага…находились в доступных для детей местах). В группе должны быть созданы условия, позволяющие каждому ребёнку самостоятельно изменять в соответствии с собственными потребностями окружающее пространство; должны быть выделены центры для познавательных, сюжетно – ролевых и театрализованных игр, центры для чтения и наблюдения за живой природой и др. В работах многих учёных — педагогов и психологов предметное окружение определяется как основа структуры образовательной среды. Соприкасаясь с окружающими предметами, которые требуют работы мысли, воображения, ребёнок непрестанно развивается, таким образом, окружающее становится средой развития. Оно воздействует на все стороны
личности ребенка — вызывает эмоции, чувства, волю, побуждает к действиям. Таким образом, окружающая среда — составная часть предметно-развивающей среды дошкольника. Корифеи отечественной психологии, например, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, утверждают, что развивающая среда дошкольника должна представлять собой систему предметных сред, насыщенных игрушками, пособиями, материалами и играми, способствующими организации самостоятельной творческой деятельности, потому как именно в ней осуществляется развивающее обучение детей. При разработке современной развивающей предметно-пространственной среды необходимо придерживаться стандартов ФГОС ДО, определяющих основные требования к ней, согласно которым, её основополагающие принципы: вариативно сть, полифункциональность, доступность, насыщенность. Заметим, что насыщенность среды должна соответствовать особенностям программы [1]. В законе «Об Образовании РФ» игра обозначена, как ключевая деятельность дошкольника [4], соответственно, игрушки и игры, подбираемые с учётом возрастных возможности детей, пола, интересов должны обладать высоким художественным уровнем, отражать гуманистические ценности и идеалы [1]. Рассмотрим подробнее организацию образовательной среды в группе. Театральный уголок – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с у д о в о л ь с т в и е м с п е ш и т в г р у п п у . В театральном уголке размещаются ширма, маски и костюмы сказочных персонажей, кукольный, стаканчиковый, теневой, пальчиковый и настольный виды театра. Педагог вместе с воспитанниками готовит костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с у д о в о л ь с т в и е м в ы с т у п а ю т в р о л и з р и т е л е й . Для центра искусства "Уголок ИЗО" имеет смысл ответи самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла. Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) необходимо выставлять на всеобщее обозрение на стенде "Мы рисуем", к которому имеется свободный доступ. Здесь так же уместно организовывать персональные выставки работ того или иного ребенка. Наряду с детскими работами имеет смысл вывешивать иллюстрации известных художников, что повышает самооценку воспитанников и способствует их самоутверждению. Строительный центр, хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, должен быть достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что легкие перегородки-тумбы легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде).
Дети очень любопытны по своей природе. Эти маленькие "почемучки" интересуются всем происходящим вокруг. Поэтому часто одолевают родителей и воспитателей разными вопросами, например такими как: "Из чего сделаны краски?", "Почему небо голубое?", "Как появляется на свет улитка?" и т.д. Взрослым очень важно в этот момент не отмахнуться от бесчисленных вопросов малыша, поддержать их любопытство. Кто так не делает, совершают ошибку: тормозят умственное и духовное развитие ребёнка. Нужно помнить, что самые большие потери интеллектуального фонда происходят на ранних стадиях развития - в младенчестве и дошкольном детстве. Развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента и исследования намного прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем. В экспериментально-исследовательской деятельности дети знакомятся с переходом вещества из одного состояния в другое, свойства воздуха. У детей развивается познавательный интерес, активность, память и мышление. Они учатся сравнивать, делать выводы, принимать решения. Экспериментирование учит детей работать сообща, помогать друг другу, общаться, чтобы найти решение проблемной ситуации. На полочках для детского исследования необходимо разместить самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, разные виды крупы, крахмал и т. д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития воспитателю нужно подобрать специальную детскую литературу, алгоритмы проведения опытов. В группе также могут быть выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – "Больница", "Семья", "Парикмахерская", "Магазин". Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, с о з д а в а т ь н о в ы е и г р о в ы е о б р а з ы . Создавая условия для двигательной активности детей нельзя забывать об организации физкультурного уголка. Он обязательно будет пользоваться популярностью у наиболее активных детей. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей. В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как литературный центр (уголок уединения), который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Этому могут способствовать комфортное кресло, коврик на полу. Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг. Долгими зимними вечерами воспитатель может почитать детям их любимые сказки и рассказы, а также организовать в литературном центре выставку произведений того или иного автора (например, к юбилейным датам), провести литературные викторины и конкурсы. Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Его так же нужно оснастить необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для з а к р е п л е н и я з н а н и й п р а в и л д о р о ж н о г о д в и ж е н и я . Осознать свое место в культурно-историческом пространстве, оценить себя, соотнеся с историческим прошлым, воспитанникам может помочь мини-музей "Старинные вещи" с подлинными предметами старины (прялкой, патефоном, кухонной утварью, ухватами. Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и и н т е л л е к т у а л ь н о м у р а з в и т и ю в о с п и т а н н и к о в . Таким образом правильно организованная предметно – пространственная развивающая
среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего общения. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога. Это позволяет развивать такие качества, как любознательность инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению. Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно- пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию. Литература: Авдулова Т. П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность// Справочник старшего воспитателя.-2014г.-№ 8. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1. 3049–13. Федеральный Закон от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в редакции от 18.07.2011 г. с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 1.08.2011 г.) Федеральный закон «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.12г.


В раздел образования