Методы повышения качества знаний на уроках истории и обществознания
Автор: Андрюшина Антонина Григорьевна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МБОУ СШ №1 г. Сычёвки Смоленской области Населённый пункт: г. Сычёвка Наименование материала: Методическая разработка Тема: Методы повышения качества знаний на уроках истории и обществознания Раздел: полное образование
Учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории
Андрюшина А.Г.
«Достижение качества обучения на уроках истории и обществознания».
Пути повышения качества знаний на уроках истории и обществознания
Вокруг проблемы качества образования сегодня ведётся много споров. Борьба за каче-
ство образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений.
Каждый ищет её решения по-своему. Что вкладываем мы в это понятие, каких результатов ожи-
даем от своих усилий? Качество образования мы сводим сегодня к качеству обучения. Именно
обученность ребёнка,вне зависимости от того, какой подход (знаниевый или компетентностный)
признаётся оптимальным,провозглашается главным критерием качества образования. На обу-
ченность работают все виды контроля: стартовый, промежуточный, итоговый,включая ЕГЭ.
Школа была и остаётся обучающим учреждением,именно в обучении лежит сфера её
зримой ответственности. От уровня подготовки человека зависит в конечном итоге, как его соб-
ственное будущее благополучие, так и качество жизни общества в целом. Современная инфор-
мационная эпоха ещё больше обостряет задачу воспитания человека умелого и мобильного,
способного успевать за стремительным развитием цивилизации.
Модель образования ХХ1 века – образовательное общество. Непрерывное образование –
должно стать основой жизни человека, условием его профессиональной мобильности, развития
потенциала, творческой жизни.
В центре качества образования – качество его содержания, качество воспитания челове-
ка. Ведущим в качестве содержания и в качестве воспитания факторами являются:
Математизация образования;
Формирование исторического самосознания и достоинства;
Непрерывное обучение национальной истории;
Формирование патриотической личности, укоренённой в национальных культуре и
языке;
Формирование “личности долга”, защитника Отечества;
Формирование уважения к труду, понимания труда как условия раскрытия творче-
ской личности;
Установка на всестороннее, гармоничное, творческое развитие личности;
Повышение качества профессионального образования.
Одним из способов повышения качества знаний учащихся является организация учебно-
го процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем до-
биться их выполнения, если будем относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратим его в
стихийный процесс.
Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов
урока, взаимодействие между учителем и учащимися, реакция учителя на те или иные поступки
учащихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных мето-
дик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО – всё это влияет на образова-
тельный результат деятельности учащихся.
К сожалению, мало внимания, за недостатком времени, уделяется учителем самоанализу
урока. Выявление недостатков урока и своевременная коррекция деятельности учителя – одно
из необходимых условий его успешной деятельности на пути повышения качества знаний уча-
щихся. При анализе урока важно обращать внимание как на методические аспекты (задачи уро-
ка, отбор содержания учебного материала, выбор методов и средств, форм обучения, организа-
цию учебной деятельности и общения учителя с классом, место урока в системе обучения, ра-
циональность избранной структуры урока), так и на продуктивность мотивации учения, рабочее
настроение школьников на уроке, качество проживания урока.
Достичь качества знаний невозможно без системного изучения высших достижений в ра-
боте учителей и учащихся. В этом случае не обойтись без диагностики, причём такой диагно-
стики, которая позволила бы наиболее полно оценить результаты обученности школьников, вы-
являя не только знания и уровни их усвоения, но и познавательные умения, развитие творческих
способностей. Поставленную задачу можно попытаться решить посредством диагностики по-
уровневого усвоения знаний и умений.
Методика диагностики поуровневого усвоения знаний и умений широко применяется
в школьной практике и предполагает принцип составления двухмерных заданий (на выявление
знаний и умений одновременно) и их распределение по степени восходящей сложности:
На узнавание;
На запоминание;
На понимание;
На внутритемное обобщение;
На межтемное обобщение;
На межпредметное обобщение.
Положительным моментом в применении данной диагностики обученности является воз-
можность для учителя проанализировать соответствие результатов усвоения знаний и умений
учащимися на каждом уроке (по каждому заданию) тем учебным задачам, которые ставятся (или
не ставятся) на уроках, и скорректировать задачи и технологии обучения.
Применяя данную методику в системе уроков, учитель вооружает учащихся средством
саморегуляции процесса познания и усвоения. Так создаются внутренние механизмы повыше-
ния качества образования, его результативности.
Велика роль диагностики в коррекции педагогического процесса. (проведение пед.конси-
лиумов в 1-х, 5-х,10-х классах). Результаты диагностики – это информация, необходимая при от-
боре учебных программ и педагогических технологий, нормировании домашних заданий без
перегрузки учащихся. Диагностика помогает определить потенциальные возможности учащих-
ся при комплектовании классов, решить вопрос о соответствии оценок, которые выставляет учи-
тель в журнал за письменные и устные ответы, с помощью результатов независимой оценки зна-
ний путём тестирования, а расхождение может составлять от 3 до 25%.
Для того чтобы успешно решать вопросы управления качеством образования, необходи-
мо помнить, что образование – это процесс целостного развития растущего человека. При этом
необходимо учитывать факторы, влияющие на развитие личности:
1.
Генетические факторы. Генетическая природа человека, как наиболее древняя и
консервативная, в наименьшей степени поддаётся изменениям и, как правило, играет доминиру-
ющую роль.
2.
Социально-экономические факторы.
3.
Психолого-педагогические факторы, которые создают или не создают среду разви-
тия человека (престижность высоких результатов).
4.
Личностно-деятельностные факторы, которые влияют на социально-психологи-
ческие новообразования в личности школьника, в формировании личностной и духовной зрело-
сти растущего человека.
5.
Результаты, которые характеризуют все виды зрелости растущего человека на каж-
дой ступени обучения: обученность, мотивация, творческие способности, здоровье, духовно-
нравственное развитие (потенциал личности).
На всех ступенях обучения в школе существует связь между обученностью и интересом
учащихся к учебному предмету. Учебная зрелость как показатель результата обучения включает
в себя обученность, мотивацию, устойчивость к обучению, коммуникабельность, социальный
статус ученика в классе. Согласно статистике, 57% школьников при переходе из начальной шко-
лы в среднее звено находятся на среднем уровне учебной зрелости, недостаточно владеют учеб-
ными умениями, что является причиной снижения успеваемости и интереса к учёбе в 5-м клас-
се. Поэтому на первом этапе необходимо обучить пятиклассников способам познавательной де-
ятельности в новых условиях учебной работы с учителями разных предметов. Способы позна-
ния должны стать предметом контроля и диагностики, поскольку знания - это результат процес-
са их приобретения, а главный итог обучения - умение учащихся применять знания на практике
(в дальнейшей учёбе и жизни).
Общие показатели успешного обучения:
1.
Качество успеваемости – качество знаний, умений, навыков.
2.
Интерес к обучению, мотив ответственности, высокая мотивация достижения успе-
ха, социально- нравственные ориентации.
3.
Бесстрессовое обучение, особенно в кризисные периоды развития.
4.
Стабильность здоровья учащихся.
5.
Удовлетворённость учителя своей работой.
Использование современных образовательных технологий, в том числе информаци-
онно-коммуникационных. Влияние на качество образования учащихся.
Использование современных образовательных технологий в практике обучения является
обязательным условием повышения качества обучения, интеллектуального, творческого и нрав-
ственного развития учащихся. Важным является использование здоровьесберегающих техно-
логий в образовательном процессе, активное внедрение информационно-коммуникативных
технологий . Что предполагает использование в рамках урока интерактивной доски, компью-
тера, мультимедийного проектора, видеосистемы, которые позволяют внедрять в учебный про-
цесс эти технологии. Это дает возможность разнообразить уроки, привлечь интерес ребят к сво-
ему предмету. Каждый учитель: выбирая технологию или ее элемент, должен иметь качествен-
ную характеристику ее использования, так называемый “сертификат безопасности для здоро-
вья” – это совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые до-
полняют традиционные методы обучения, воспитания,развития задачами здоровьесбережения.
Образовательные технологии:
Технология
Результат использования
технологии
Перспективы развития
школы в связи с использовани-
ем технологии
Развивающее обучение.
Всестороннее гармоническое
развитие личности ребенка,
подготовка образовательной
базы.
Формирование школьного
компонента образования.
Проблемное обучение.
Разноуровневое обуче-
ние.
Разработка разноуровневых
заданий.
Комплектование групп обуче-
ния в соответствии с индиви-
дуальными возможностями.
Разработка разноуровне-
вых заданий. Формирование
практико-лабораторной базы
обучения в соответствии с
использованием принципа
разноуровневого обучения.
Технология уровневой
дифференциии на осно-
ве обязательных ре-
зультатов
Отработка образовательных
стандартов.
Предупреждение неуспевае-
мости.
Повышение качества обу-
ченности на базе отработки
образовательных стандартов
образования.
Подготовка к экзаменам в
новой форме – 9-еклассы,
ЕГЭ – 11-е классы.
Развитие исследователь
ских навыков.
Развитие исследовательских
навыков в процессе обучения
на одном уроке и в серии уро-
ков с предыдущей презента-
цией результатов работы в
Выступления на конферен-
циях ( муниципальных, об-
ластных, студенческих).
виде:
реферата, доклада
Проектные методы обу-
чения.
Достижение прагматических
результатов, выход проектов
за рамки предметного содер-
жания, переход на уровень со-
циально значимых результа-
тов. Проекты социальной зна-
чимости
1. Сайт -один из способов по-
лучения информации. (инфор-
матика)- создание школьного
сайта в Интернете.
Использование технологий:
- как представление обуча-
ющимся права решения со-
циальных проблем в рамках
возможностей школы,
- как практико-ориентиро-
ванный курс на выбор буду-
щей профессии с возможно-
стью первичного погруже-
ния в будущую профессио-
нальную деятельность.
Технология “Дебаты”.
Развитие навыков публичных
выступлений.
Выступление на конферен-
циях учащихся.
Технология модульного
и блочно-модульного
обучения.
Усиление здоровьесберегаю-
щих аспектов предметного
обучения.
Развитие использования
технологии с последующей
разработкой мониторинга.
Лекционно-семинарско-
зачетная система.
Повышение качества обучен-
ности на базе отработки об-
разовательных стандартов об-
разования. Усиление здоро-
вьесберегающего аспекта
предметного обучения.
Повышение качества обу-
ченности на базе отработки
образовательных стандартов
образования.
Усиление здоровьесберега-
ющего аспекта предметного
обучения.
Технология игрового
обучения: ролевых, де-
ловых и других видов
обучающих игр.
Коллективная система
обучения.
Технология перспек-
тивно-опереж. обуче-
ния.
Обучения в сотрудни-
честв (командная, груп-
повая).
Развитие взаимоответственно-
сти, способности обучаться в
силу собственных возможно-
стей при поддержке своих то-
варищей, реализация потреб-
ности в расширении информа-
ционной базы обучения. Раз-
работка новых подходов к
объяснению нового материа-
ла.
Формирование групп с ин-
дивидуальными планами
обучения в процессе фор-
мирования профилей на 3
ступени образования. Запрос
на расширение доступа в
Интернет, увеличение биб-
лиотечного фонда, электрон-
ных учебников и тестов.
Информационно-ком-
Использование:
Конструирование уроков с
муникационные техно-
логии.
- обучающих программ,
- электронных учебных изда-
ний
использованием информаци-
онно-коммуникационных
обучающих средств.
Развитие навыка работы в
Интернете.
Разработка учащимися обу-
чающих презентаций.
Здоровьесберегающие
технологии.
Повышение качества обучен-
ности на базе отработки об-
разовательных стандартов об-
разования.
Усиление здоровьесберегаю-
щего аспекта предметного
обучения.
Повышение качества обу-
ченности на базе отработки
образовательных стандартов
образования.
Усиление здоровьесберега-
ющего аспекта предметного
обучения. Работа с детьми в
группе здоровья.
Занятия физической
культурой и спортом, здоро-
вый образ жизни.
Технология дистанци-
онного обучения.
Индивидуальная поддержка
обучения детей-инвалидов.
Использование данной тех-
нологии в практике програм-
мы работы с детьми, дли-
тельно болеющими
Вариативность использования образовательных технологий дает положительную дина-
мику в повышении качества образования учащихся и возможность прогнозировать положитель-
ные изменения.
ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
-
это
про-
граммы и методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личност-
ных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о
здоровье
как
ценности ,
м о т и в а ц и ю
н а ведение
здорового
образа
жизни .
Здоровьесберегающая технология это
условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований,
адекватность методик обучения и воспитания)
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, по-
ловыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями)
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим
Одна из важнейших технологий здоровьесбережения - школьная оценка. Задача ОУ- со-
здать для каждого ребенка ситуацию успеха, для реализации- использовать различныеразные
типы и формы: устные, письменные, практические, индивидуальные, фронтальные, групповые,
нетрадиционные, с применением ИКТ.
Современное преподавание истории и обществознания – это соединение фактов мышле-
ния и самостоятельности – качествами столь ценными в технологиях развивающего обучения.
Сегодня определён обязательный минимум содержания исторического и обществовед-
ческого образования выпускников школы. Постепенно складывается представление о том, что
делать на уроках истории и обществознания, чему обучать, как преподавать и обучать, как учить
и учиться.
Основные методические инновации связаны с применением активных или, как их
ещё называют, интерактивных методов обучения, позволяющих взаимодействовать или нахо-
диться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (челове-
ком).
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной дея-
тельности. Его суть состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически
все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность пони-
мать и рефлектировать по поводу того, что знают и думают. В результате создаются условия,
при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что
делает продуктивным сам процесс обучения.
ИКТ способны стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной ра-
боте проблемный, творческий характер, во многом способствовать обновлению содержательной
стороны предметов, индивидуализировать процесс обучаемости и развивать самостоятельную
деятельность школьников.
Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материа-
ла означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идёт
обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём происходит это в атмосфере добро-
желательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и раз-
вивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и
сотрудничества.
В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные
проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать аль-
тернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с
другими людьми. Для этого на уроках организуется индивидуальная, парная и групповая рабо-
та, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источника-
ми информации.
Таким образом, интерактивное обучение позволяет: развивать коммуникативные уме-
ния и навыки, приучать работать в команде, обеспечивать учащихся необходимой информацией,
без которой невозможно реализовать совместную деятельность.
Интерактивное обучение благодаря смене форм деятельности способствует, в извест-
ной мере, и релаксации, снятию нервной нагрузки.
Приступая к организации интерактивного обучения на уроках истории и обществозна-
ния, полезно учитывать следующие правила:
1.
В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики).
2.
Надо позаботиться о психологической подготовке участников.
3.
обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Только при этом
условии возможна продуктивная работа в малых группах.
4.
Помещение для работы должно быть подготовлено с таким расчётом, чтобы всем
участникам интерактива было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.
5.
Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и поста-
раться не нарушать их.
6.
Каждый участник семинара в группе должен знать свою роль, но в случае необхо-
димости уметь заменить других.
Систематическое использование компьютера на уроке приводит к целому ряду важных
последствий:
резко возрастает уровень использования наглядности на уроке;
повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке;
устанавливаются межпредметные связи с основами информатики и вычислитель-
ной техники;
появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созда-
нию учебных программ под руководством преподавателей информатики и истории;
преподаватель, создающий или использующий информационные технологии, выну-
жден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительно
сказывается на повышении уровня знаний учащихся;
изменяются к лучшему взаимоотношения учителя с учениками, далёкими от исто-
рии, особенно увлечёнными ПК; эти учащиеся начинают видеть в преподавателе «родственную
душу»;
изменяется, особенно у учащихся среднего звена, отношение к ПК как дорогой,
увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инстру-
мента для работы в любой сфере человеческой деятельности.
Использование компьютера на уроке является сферой оптимизации труда учителя,
способствует повышению интереса учащихся к предметам, расширяет возможности использо-
вания различных наглядных пособий, развивает навыки учащихся в работе с компьютером, даёт
возможность разнообразить форму урока, возрастает возможность организовать проектную дея-
тельность учащихся и т.д.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффектив-
ных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся,
формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере от-
вечает проектная деятельность в учебном процессе.
Суть метода – стимулировать интерес обучаемых к определённым проблемам, предпо-
лагающим владение определённой суммой знаний, и через проектную деятельность показать
практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков и умений самостоя-
тельно конструировать свои знания. Метод проектов ориентирован на самостоятельную дея-
тельность учащихся – индивидуальную и групповую. Этот подход органично сочетается с груп-
повым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы,
предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обуче-
ния, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, техно-
логии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми» -
заканчиваться конкретным результатом, готовым к внедрению.
Основные требования к использованию метода проектов:
1.
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), тре-
бующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.
2.
Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.
3.
Самостоятельная мотивированная деятельность участников проекта.
4.
Структурирование содержательной части проекта ( с указанием поэтапных ре-
зультатов).
5.
Выявление проблемы, предложение путей её решения, оформление конечных ре-
зультатов, анализ полученных данных, подведение итогов.
Выбор тематики проектов может быть различным. Тематика проектов может предлагать-
ся как учителем, так и самими учащимися, ориентирующимися на собственные интересы. Тема-
тика проектов может касаться каких-то теоретических вопросов академической программы, тре-
бующих углубления на данном этапе обучения. Результаты выполненных проектов должны
быть материальны ( презентации, видеофильм, различные виды публикаций, и т.д.).
Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект
будет востребован. Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потреб-
ности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способ-
ностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремлённость и на-
стойчивость.
Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенци-
ала обучающихся. Школьники с большим увлечением выполняют именно ту деятельность, кото-
рая выбрана ими самими. Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обу-
чения в процессе самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способ-
ного и компетентного. Проектный метод обучения в сочетании с традиционным является дей-
ственным элементом в организации самостоятельной работы учеников.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащие-
ся:
Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
Учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и
практических задач;
Приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
Развивают у себя исследовательские умения;
Развивают системное мышление.
В последние годы увлечение проектной работой стало всеобщим. Причина этого кроется
в тех возможностях, которые открывает проектная деятельность для развития общеучебных
(надпредметных) умений и социализации учащихся.
Приоритет исследовательских и проектных технологий в преподавании истории и об-
ществознания предполагает использование широкой базы источников. Современный образова-
тельный процесс предполагает развитие у обучающихся творческих способностей. Подобное
требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельности фор-
мирований ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способ-
ствует развитие проектных технологий в изучении истории и обществознания.
Работа в группах.
Такая форма познавательной активности школьников как работа в группах эффективна в
процессе организации любого типа урока и создает благоприятные условия для приобретения
новых знаний, умений и навыков, усвоения и обобщения их, воспитания учащихся и эффектив -
на при использовании на уроках всех типов.
К благоприятным условиям следует отнести: продуктивность работы, т.к. коллективный
разум способен решить многие проблемы быстрее и эффективнее; способность к диалогу, помо -
щи и сотрудничеству; сплоченность;
преобладание хорошего настроения; признание права
иметь свое мнение каждому ученику. Общественное мнение, возникающее в группе, является
стимулом в развитии познавательного интереса каждого ученика, т.к. коллектив оценивает уча -
стие каждого. Работа группы, ее внутренне самоуправление позволяет развивать самооценку
учеников.
Существенно меняется роль учителя, использующего метод группового обучения. Учи-
тель становится координатором, консультантом, советчиком. Во время выполнения заданий учи-
тель наблюдает за работой команд, подходя поочередно к каждой группе, задает наводящие во -
просы, требует прояснить отдельные моменты, рекомендует четче формулировать выводы. Но
ни в коем случае, подойдя, к группе, нельзя подсказывать, диктовать, следует лишь направлять
ее поиск.
Использование метода группового обучения на уроках обществознания весьма эффектив-
но, если используется пусть небольшой социальный опыт самих учащихся.
Игра.
Следующий интерактивный метод, используемый на уроках – это игра. Игровые ситуа-
ции используются на разных этапах урока. Они предполагают активное творчество учащихся.
Здесь требуется быстро придумать вопросы, сочинить телеграмму от имени исторического
лица. Это такие игры, как «Спросите нас, как мы живем», «Расскажи мне о себе», «Подпиши
телеграмму», «Я известная историческая личность». Игры помогают не только в достижение
образовательных целей, но и в установлении добрых, неформальных отношений в классе. Игра
дает возможность поставить ребенка в ситуацию успеха, а это является мощным средством сти-
мулирования учебной деятельности, развитие познавательной активности. Во время игры ино-
гда происходит как бы перераспределения лидерства в классе. Если на традиционных уроках
преуспевает ученик, который много знает и умеет, то в игре победителем часто оказывается тот,
«у кого больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, быстрее и точнее реагиро-
вать в игровой ситуации», кто не просто располагает «хорошей кладовой памяти», но может с
умом воспользоваться ее богатством.
Мозговой штурм. Для разрешения проблемных задач и вопросов может быть использо-
ван такой прием, как «мозговой штурм». Ученики могут высказывать любые мнения, точки зре-
ния, которые помогут выйти из тупиковой ситуации. Организация такой деятельности должна
основываться на определенных правилах: на обдумывание решений конкретной проблемы вы-
деляется маленький промежуток времени, не более 2 минут; предлагаемые способы разрешения
ситуации нельзя критиковать, оценивать; отбираются и анализируются наиболее подходящие
решения. Данный прием, познавательную самостоятельную активность делает максимальной.
Например при изучение темы «Банковская система РФ» перед учащимися ставится сле -
дующую проблему, которая звучит так: «Помещая деньги на банковский счет, в какой валюте вы
будете их хранить – в рублях, в долларах или в евро?» Решение проблемы происходит в груп-
пах. Дети после обсуждения приходят к правильным выводам. Свои деньги, чтобы обезопасить
себя от возможных рисков, нужно разделить на части и перевести в разные виды валют или ку-
пить золотые монеты. Знания, полученные на этом уроке, могут пригодиться ученикам в их
самостоятельной жизни.
Метод «Развития критического мышления через чтение и письмо » базируется на
трех стадиях «вызов – осмысление – рефлексия». На стадии вызова в сознании учеников актуа-
лизируются имеющиеся знания и представления о предмете изучения. Поскольку при этом со-
четаются индивидуальная и групповая форма работы, деятельность школьников активизирует-
ся, формируется познавательный интерес. На стадии осмысления ученики вступают в контекст
с новой информацией, систематизирует сведения, соотносятся их с собственными знаниями. На
стадии размышления происходит целостное осмысление, обобщение и присвоение полученной
информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу.
Написание синквейна и кластера.
На уроках истории и обществознания на этапе рефлексии, обобщения можно применять
метод «Синквейна». Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек, написан-
ное по определенным правилам. Для примера - синквейн, возможный при изучении темы «Ан-
глийская буржуазная революция»
Революция
Буржуазная, промышленная
Требовать, изменять, применять
Революция – это коренной переворот в жизни обще-
ства
Если бы не было революций, то наша жизнь была скучной.
Синквейн, являясь простейшей стихотворной формой, тренирует способность искать и
находить адекватные, точные и лаконичные слова, для выражения своей мысли, позволяет в ху -
дожественной форме воспроизвести содержание занятия.
СМИ
Политические
От чего зависит?
От чего зависит?
Специализи-рованные
Развлека-тельные
Информа-ционные
Образование
Культура
Чьи интересы защищает? Чьи интересы представляет?
Чьи интересы защищает?Чьи интересы представляет?
От чего зависит?
От чего зависит?
От чего зависит?
От чего зависит?
Чьи интересы защищает?
От чего зависит?
От чего зависит?
От чего зависит?
Чьи интересы защищает? Чьи интересы представляет?
Кластер также дает возможность учителю получить «обратную связь» от каждого уче-
ника. Уроки с использованием приемов данной технологии проходят живо и интересно. Напри-
мер, оформление кластера по теме: «Средства массовой информации: между властью и гра -
жданским обществом»
Мультимедийные уроки.
Формировать у учащихся информационную компетентность позволяет использование на
учебных
занятиях электронных учебников, электронных энциклопедий, медиатеки цифровых
образовательных ресурсов, мультимедийных учебных пособий. Такие элементы социального
опыта как практические умения, нормы поведения в типовых ситуациях передаются через де -
монстрацию образцов и упражненияэлектронных интерактивных тренажеров. Наглядность де-
монстрации, четкость комментариев и инструкций обеспечивают усвоение образцов поведения.
Использование новых электронных средств обучения освобождает
учителя от обязанности
быть единственным источником знаний, он выступает инициатором проблемных вопросов, ор-
ганизатором самостоятельной работы учащихся и обсуждения ее результатов, консультантом,
помогающим преодолеть текущие затруднения при работе с новыми средствами обучения.
Объяснение нового материала, сопровождаемое демонстрационным видеоматериалом, –
основной источник информации для учеников. При этом использование электронной энцикло-
педии или электронного учебника в контексте рассказа учителя включает зрительное восприя -
тие учеников в процесс усвоения материала, что очень важно для создания у них точного и це-
лостного представления об изучаемом явлении. Основные дидактические возможности аудиоза -
писи - формирование звукового образа, источник информации. Особенно эффективны аудиоза-
писи при работе с персоналиями. Интерактивная карта выполняет основную дидактическую
функцию - формирование наглядных представлений, источник информации, позволяющий по-
лучить самую разнообразную информацию о ходе исторических битв, военных походах и сра-
жениях и т.д. Мультимедиалекция - источник информации, формирование наглядных представ-
лений, повышение информационной плотности занятий за счет ускоренной подачи информации,
обеспечение необходимой эмоциональной насыщенности учебного материала. Мультимедиа -
лекции, интерактивные карты, схемы, таблицы, аудио и видеозаписи, интерактивный тренажер
дают возможность использовать активные методы обучения и делают изучение курса истории и
обществознания занимательным и увлекательным, активизируя познавательную деятельность
учащихся на учебном занятии.
Дискуссия.
Другой формой обучения, которая может развивать умение логично, доказательно отста-
ивать свою точку зрения является дискуссия. Дискуссия – это беседа, организуемая ведущим,
когда у участников по какой-либо проблеме имеются разные точки зрения. Например: «Смерт-
ная казнь: за или против?» Учащиеся приходят к различным выводам, каждый доказывает свои
позицию. Выигрывают в результате такой работы все: каждый принимает участие, «пропускает»
через себя иную точку зрении и, в конце концов, соглашаются, что лишать жизни человека ни
при каких условиях нельзя, т.к. это естественное право и дано каждому человеку от рождения.
Элемент дискуссии необходимо включать на всех этапах урока, ведь искусство дискуссировать,
отстаивать свою точку зрения, исходя из собственного опыта, у наших учащихся развито еще
слабо.
Поисковая деятельность.
Поисковая деятельность – это особый вид деятельности. Она позволяет учащимся внести
свои, пусть и небольшой, но реальный вклад в развитие отечественной истории, приобрести на-
бор знаний, умений и навыков, которые пригодятся им в будущем.
Это работа в рамках работы школьного музея и краеведческого кружка. В результате
бесед, опроса, интервьюирования и анкетирования непосредственных участников и очевидцев
исторических событий, их родных собран интересный материал: фотографии, благодарственные
письма и грамоты, письма с фронта, награды (ордена и медали) и другое. В процессе поисковой
работы собрано большое количество экспонатов. Они очень тщательно изучаются и их помещают в
определенные экспозиции. Многие экспонаты имеют историческую ценность, они дают посетителям
разнообразную информацию, создают чувство контакта с отраженными в них событиями, явлениями,
оказывают эмоциональное воздействие.
В результате идет обратная связь с посетителями. Равнодушных мало. Многие говорят, что у них
тоже есть интересные вещи, и они готовы поделиться ими с музеем.
На базе школьной музея проводятся лекции, экскурсии, классные часы с различной те-
матикой, согласно программе и планам работы.
Экспозиции музея и их материалы постоянно используются при проведении классных часов, вне-
классных мероприятий. Учащихся интересует различная тематика: государственная символика, краеведе -
ние и так далее. Но самая востребованная тема – это «Вклад сычевлян в Великую Победу!». Результатом
этой работы является воспитание любви к своему родному краю и к нашей Великой Родине.
В рамках музея организовываются выставки, в сотрудничестве с Центральной районной
и детской библиотеками, Советом ветеранов, райвоенкоматом. Посетители, изучая помещенную ин-
формацию, чувствуют свое присутствие в истории страны, понимая, что и от них зависит ЕЁ ВЕЛИКОЕ
БУДУЩЕЕ!
Интерактивных форм проведения уроков достаточно много. Не следует слишком зло-
употреблять даже самыми эффективными из них. При разумном сочетании разнообразных форм
и традиционных уроков качество образования будет значительно выше.
Методика модульной системы основана на представлениях о том, что всякий урок дол-
жен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков
обработки этой информации. Таким образом, логично использовать блоковую (модульную) ор-
ганизацию подачи материала, а именно: лекция (урок изучения нового материала), семинар, ис-
следование, лабораторная работа (уроки совершенствования знаний, умений, навыков), колло-
квиум, зачёт (контрольные уроки, уроки учёта и оценки знаний и умений).
Модульная технология интересна и эффективна тем, что она позволяет удачно сочетать
новые подходы к обучению и устоявшиеся методические рецепты традиционной системы.
Неотъемлемой частью модульной технологии является рефлексия, как один из компонентов
учебной деятельности школьников. Что реально повышает уровень понимания и осмысления
изучаемого материала. Модульная технология позволяет варьировать темпы прохождения мате-
риала и его структуру, то есть строится в соответствии с индивидуальными особенностями
усвоения исторических знаний.
Модульная (блочная) организация подачи материала:
- лекция (урок изучения нового материала),
-семинар, исследование, лабораторная работа (уроки совершенствования знаний, умений,
навыков),
- коллоквиум, зачет (контрольные уроки, уроки учета и оценки знаний и умений).
Существенные элементы модульной технологии:
- блочное (модульное) построение учебного материала;
- мотивация учебной деятельности на основе целеполагания;
- преобладание самостоятельной работы учащихся над документами на уроках истории;
- организация самоконтроля и внешнего контроля учебной деятельности на основе ре-
флексии ученика и учителя.
Традиционные методики преподавания применяются в репродуктивной образовательной
модели, модульная технология способствует формированию творческой, самостоятельно
мыслящей личности.
Приёмы повышения качества знаний
учащихся на уроках истории и обществознания.
Методические приёмы представляют собой совокупность приёмов преподавания , т.е.
способов деятельности учителя и адекватных им способов деятельности учащихся.
Под
приёмами мы понимаем действия с предметами, а также словесные или письменно-графические
действия. Приёмы, применяемые в методике модульного (блочного) обучения.
1.
Приёмы изучения фактического материала:
образное повествование , при котором главные исторические факты
излагаются с использованием графической наглядности;
ролевая игра , при котором учащиеся получают роли участников ис-
торических событий или деловые игры, где учащиеся получают роли современников и в процес-
се игры активно оппонируют друг другу.
2.
Приёмы изучения теоретического материала:
объяснение информации, которая должна быть усвоена в виде гото-
вых понятий, суждений, умозаключений, оценок, выводов. Объяснение помогает убедительно
показать внутренние связи и зависимости, смысл, сущность и значение исторических фактов
и явлений (барщинное хозяйство, ремесленное производство, мануфактура, предпосылки фео-
дальной раздробленности).
рассуждение
применяется
для
выявления
причинно-следственных
связей, существенных черт понятий. Этот приём позволяет втянуть учеников в ход активной
познавательной деятельности. Перед рассуждением обязательно ставится вопрос, который
позволяет привлечь внимание учащихся к основному смыслу изучаемого материала. На каж-
дый поставленный вопрос учитель даёт несколько альтернативных вариантов, сопоставляет
факты и мнения. В результате последовательной постановки вопросов и ответов на логиче-
скую цепь вопросов учащиеся без труда осмысливают теоретическое содержание учебного ма-
териала.
Эти приемы наиболее доступны, когда учитель применяет такие средства обучения,
как логические схемы, учебные памятки, рисунки, аппликации, текстовые таблицы, смысловые
планы, диаграммы. По ходу объяснения учащиеся ведут записи в рабочих тетрадях. Им надо
лишь изучаемый материал понять и запомнить.
Приёмы изучения хронологии:
основные даты связанные с главными фактами, например, первое
упоминание о Москве (1147), Куликовская битва (1380);
опорные даты, способствующие временной локализации менее значи-
мых, второстепенных фактов. Они необходимы для понимания внутренней связи и внутренне-
го смысла исторических явлений. Например, по отношению к основной дате 1380 опорными
будут 1382 ( поход Тохтамыша ), 1389 ( начало правления Василия I );
«лента времени» способствует усвоению протяженности и разме-
щению исторических событий во времени, а также помогает понять (особенно в младших
классах) обратный счёт лет
( до н. э.). Например, 71 г.до н.э.- восстание Спартака и 1861г.- отмена крепостного
права в России.
776 71 0 1380 1861
1917
до новой эры новая эра
линия времени
хронологические комплексы способствуют временные отношения и
датированные факты связывать в логические цепочки. Например, 1497,1550,1581,1649 – за-
крепощение крестьян;
календарь важнейших событий способствует изучению важней-
ших событий. Например, 1700,1703,1709,1714,1720,1721 – основные события петровской эпо-
хи;
синхронистические таблицы способствуют взаимосвязанному изу-
чению событий и явлений из всеобщей и отечественной истории. Например,
Европа
Россия
1648
1653
Предоставление лютеранам и
кальвинистам свободы вероиспове-
дания
Начало реформы патриарха Ни-
кона
3.
Приёмы работы с документом:
Документы
повествовательно-описательного
характера
(летописи,
хроники, мемуары, письма, описания путешествий) дополняют рассказ учителя, не требуют
обязательного анализа;
Документы актового характера (грамоты, законы, указы, прошения,
челобитные, росписи, договоры, статистические и следственные документы, программы,
речи) дополняют рассказ учителя, однако требуют комментария или анализа;
Памятники художественного слова : произведения устного народного
творчества (мифы, басни, песни, крылатые выражения). Например: миф о Тесее, гордиев узел,
«Вот тебе бабушка и Юрьев день!», песнь о Роланде) дополняют и украшают рассказ учителя,
создают яркие образы и картины прошлого, способствуют ощущению духа эпохи.
Все указанные группы документов учитель может включить в свой рассказ, если он
передаёт сущность событий, хочет усилить эмоциональность в изложении материала. Отры-
вок должен быть небольшим, простым и понятным, легко восприниматься на слух. Незнако-
мые термины и понятия разъясняются.
4.
Приёмы использования художественной литературы:
Литературные источники - произведения, авторы которых являлись
свидетелями или участниками описываемых событий. Эти источники способствуют познанию
1670
Астрахань
РАЗИН
прошлого, однако их использование должно быть фрагментарно и заранее отобрано. Напри-
мер, отрывки из книги «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева, «Путь русского
офицера» А.И.Деникина, «Тихий Дон» М.А.Шолохова.
Историческая беллетристика – произведения об изучаемой эпохе, со-
зданные писателями более позднего времени. Например, «Илиада» и «Одиссея» Гомера.
Использование художественной литературы помогает воссоздать картины быта, об-
щественных отношений. Краткий пересказ художественного произведения и задание на выяв-
ление деталей, с тем чтобы ученики его обязательно прочитали, закрепляет, цементирует
изученный материал.
Вообще, цитирование художественного произведения всегда у учащихся формирует яр-
кий образ прошлого.
5.
Приёмы использования исторической карты:
При работе с картами следует учесть, что учащимся бывает сложно
соотнести общую и тематическую карты. Поэтому на уроке в начале изучения темы следует
иметь две карты, показывающей местоположение того или иного объекта (государства) на
общей карте, например карте мира, а потом уже на тематической.
6.
Приёмы обучения по опорным сигналам:
опорные сигналы в
графическом, рисуночном, словесном, буквенном
отображении информации достаточно эффективно закрепляют в памяти учащихся изучен-
ный материал. Опорными сигналами (ОС), можно пользоваться, когда ученики получили знания
по новой теме. Например, ОС по теме «Крестьянская война под предводительством Степана
Разина»
7.
Приёмы проверки знаний и умений учащихся:
письменные: составление
планов,
таблиц,
сочинения,
письменные
контрольные работы (чаще в виде тестов). Например:
Таблица. Сравнение политики Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского.
Юрий Долгорукий
Андрей Боголюбский
1. Главная
политиче-
ская цель
Киевский престол; независи-
мость собственного княже-
ства
Укрепление Владимиро-Суздальской
государственности; уничтожение
Киева; единовластное правление
2. Тип освое-
ния земель
Захват соседних княжеств; Со-
здание новых городов и поселе-
ний
Укрепление городов княжества;
грандиозное строительство во Вла-
димире
3. Социаль-
ная опора
Суздальские бояре, своя дружи-
на; Растущие городские сосло-
вия новых городов, верхушки ку-
печества и ремесленников
Опора на город, городские сословия;
роспуск старой дружины отца,
удаление от престолов братьев
4. Направле-
ние внешней
политики
Войны с Волжской Булгарией,
противоборство с Новгородом
Походы на Киев, войны с Волжской
Булгарией
Тест
1.
При Иване Грозном было введено:
а ) опричнина;
б) местничество;
в) отмене Юрьева дня.
2.
Иван III окончательно захватил:
а) Казань;
б) Тверь;
в) Новгород.
3. Ливонская война велась с:
а) Речью Посполитой ;
б) Ливонский Орденом;
в) племенами ливов.
4.
Максим Грек был:
а) греческим живописцем;
б) переводчиком и писателем ;
в) другом Андрея Крупского.
5. Нестяжатели – это:
а) название ереси;
б) административная должность в Московской Руси;
в ) одно из направлений в церкви .
6. Ермак известен как:
а) завоеватель Вятской земли;
б) первопроходец в Астрахань и Ногайское ханство;
в) покровитель сибирских народов .
7. «Домострой» - это:
а) название свода законов;
б) свод норм поведения, традиций и обычаев ;
в) руководство по строительному делу.
8. Каково было название Московского государства в других
странах при Иване Грозном:
а) Русь;
б) Россия;
в) Московия .
устные: беседа по теме, рассказ у доски, устное тестирование, ответ
по цепочке (повторение и закрепление терминов и понятий проводится в форме игры «Морской
бой»: класс делится на три группы, по количеству рядов парт. Ученики называют свои кора-
бли, используя свои знания из истории морских сражений, выбирают капитанов. По команде
капитана начинается морское сражение (экипаж корабля стреляет по противнику, т.е. за-
даёт вопрос). Стрельба считается меткой, если противник не ответил на вопрос. Ученик, не
ответивший на вопрос, выбывает из сражения. Побеждает корабль, сохранивший больше чле-
нов экипажа.
Игра пользуется у учащихся большой популярностью, принимается с энтузиазмом, осо-
бенно в 5-8 классах.
практические: ответ по картине, иллюстрации; обсуждение отрыв-
ков учебного кинофильма или кадров презентации
8.
Исследовательская работа учащихся по заданной теме: учащиеся, про-
явившие интерес к предмету, могут вести поисковую, исследовательскую работу – писать ре-
фераты, доклады.
При закреплении материала можно предложить учащимся создать проект — компьютер-
ную презентацию.
Класс разбит на группы, которые работают над созданием проекта по заданным схемам.
1 группа — Теоретики
Подбирают теоретический материал. Создают слайды.
2 группа — Историки
Подбирают исторический материал. Создают слайды
3 группа — Практики
Работают по карточкам, решают практический материал.
4 группа — Технические редакторы
В конце урока группы защищают созданные мини-проекты.
При изучении новой темы я провожу урок-лекцию с применением мультимедийной пре-
зентации. Это позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой
информации.
Сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайдов позволяет сконцен-
трировать визуальное внимание на особо значимых моментах учебной работы.
После проведения такого урока я предлагаю учащимся выполнить буклет по данной
теме.
Многослайдовые презентации эффективны на любом уроке вследствие значительной
экономии времени, возможности демонстрации большого объема информации, наглядности
и эстетичности. Для этого достаточно иметь один компьютер и мультимедийный проектор. Та-
кие уроки вызывают познавательный интерес у учащихся к предмету, что способствует более
глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышает творческие способности
школьников.
Можно использовать презентацию для систематической проверки правильности выпол-
нения домашнего задания всеми учениками класса. При проверке домашнего задания обычно
очень много времени уходит на воспроизведение чертежей на доске, объяснение тех фрагмен-
тов, которые вызвали затруднения.
Презентации удобно использовать и во внеклассной работе при проведении различных
конкурсов, игр. Это и демонстрация портретов учёных, и рассказ об их открытиях, и иллюстра-
ция практического применения знаний в жизни.
Использование ИТ дает возможность для:
· повышения мотивации обучения;
· индивидуальной активности;
· направленность на личность школьника;
· формирование информационной компетенции;
· свобода творчества;
· интерактивность обучения.
Совместная работа учителя и ученика на уроке делает этот урок интерактивным. Когда
на первое место выдвигается личность учащегося его индивидуальные возможности и склонно-
сти.
Провозглашённый поворот в сторону гуманной, культуросообразной, социализирован-
ной личности наталкивается в первую очередь на недостаточно высокий нравственный уровень
самого общества. Осуждение авторитарных способов обучения и воспитания далеко не всегда
сочетается с разработкой и внедрением не просто новых, но – педагогически эффективных тех-
нологий. На повышение эффективности обучения истории и обществознания оказывает
большое влияние внедрение принципов развивающего и разноуровневого обучения.
Многоуровневое обучение предполагает:
Учёт индивидуальных типологических особенностей учащихся (черт характера,
способностей, темперамента);
Умение составлять психологическую характеристику детей (тип мышления, осо-
бенности памяти и др.);
Анализ имеющегося опыта школьников, накопленных ими знаний и умений;
Учёт направленности личности (потребностей, мотивов, ценностей).
Среди технологий, используемых для диагностики уровня подготовки учащихся, можно
использовать следующий вид работы. В течение 8 – 10 минут школьники самостоятельно знако-
мятся с новым учебным текстом средней сложности и выполняют задания, направленные на
воспроизведение текста, его понимание, применение знаний по образцу и в новых условиях.
Полученные результаты анализируются, на их основе определяется несколько уровней
обучения. В дальнейшем для каждого из этих уровней готовится дифференцированный учебный
материал, продумываются приёмы мотивации и стимулирования учебной деятельности, плани-
руется самостоятельная работа на разных этапах урока, определяются формы контроля.
Успешной реализации разноуровневого обучения способствует добровольность выбора
учеником уровня обучения, полное усвоение базового компонента образования, отношение к
ученику как субъекту деятельности, наличие промежуточного дифференцированного контроля,
использование разнообразных форм работы.
С технологией разноуровневого обучения хорошо сочетается технология развивающего
образования. Суть технологии заключается в следующем: за каждым видом мыслительной дея-
тельности стоят соответствующие учебные приёмы ( составление плана, сравнительных таблиц,
определение понятия, пересказ и др.). задача состоит в том, чтобы научить школьников этапам
работы, из которых складывается умственная деятельность. Причём необходимо соблюдать со-
ответствие и последовательность всех проводимых операций с тем, чтобы сформировать умения
учеников переносить данные приёмы в новую ситуацию, к новому источнику знаний. Таким об-
разом, использование данной технологии позволяет направлять познавательную деятельность и
умственное развитие школьников.
Система формирования приёмов и навыков включает следующие этапы:
1.
объяснение учителем приемов учебной работы и важнейших мыслительных опера-
ций;
2.
применение памяток-предписаний с перечнем конкретных шагов действий (по ал-
горитму);
3.
использование серии однотипных заданий с возрастающей сложностью при само-
стоятельной работе с источником;
4.
выход на самостоятельное составление и систематическое применение логических
схем, позволяющих анализировать и характеризовать исторические явления, а также обобщать и
систематизировать полученные знания.
Формирование мыслительных умений учащихся осуществляется последовательно по
возрастным ступеням с 5 по 9 класс, в первом концентре. Во втором концентре, опираясь на со-
зданную базу, можно работать с новыми источниками знаний с элементами исследования.
Мы не можем пройти мимо того факта, что новые образовательные технологии стреми-
тельно входят в нашу жизнь. И чем быстрее мы обратимся к ним, оценим их значение и вырабо-
таем методику их применения, тем более полноценным, познавательным, увлекательным будет
учебный процесс, как для учащихся, так и для нас самих.
«Учитель всегда невольно стремится к тому,
чтобы выбрать самый для себя удобный
способ преподавания. Чем способ
преподавания удобнее для учителя,
тем он неудобнее для учеников.
Только тот образ преподавания верен,
которым довольны ученики.
Будем же искать, и примерять те способы
обучения, которыми будут довольны
ученики».
Л.Н. Толстой