Напоминание

Мировой океан


Автор: Кайгородова Галина Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: СОШ с. Казым
Населённый пункт: с. Казым Белоярский район ХМАО-Югра
Наименование материала: Конспект урока и презентация
Тема: Мировой океан
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока по географии в 6 классе. Тема урока
«Мировой океан – главная часть гидросферы» раздел ГИДРОСФЕРА
Цели урока

Изучить особенности и состав вод Мирового океана. Тип урока Урок –игра. урок открытия новых знаний. Задачи и планируемые результаты Предметные: учащиеся усваивают, что такое Мировой океан, море, залив, пролив, остров, полуостров, архипелаг. Метапредметные: учащиеся должны научиться описывать географическое положение морей, работать с картами атласа и контурными картами. Регулятивные: учащиеся планируют собственную деятельность, оценивают качество и уровень усвоения материала. Познавательные: усвоение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий. Коммуникативные: Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности) Личностные : Учащиеся проявляют эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде. Осознают целостность природы Земли Технологии ИКТ, ЛОО, системно-деят. подход Методы беседа, рассказ, иллюстрация, практическое задание, анализ рисунков, схем, карт атласа и учебника
Оборудование
физическая карта полушарий, карты атласа, проектор, компьютер, презентация. Организационная структура урока
Смысловые

блоки

Деятельность

учителя
(учебно – познавательные и учебно – практические вопросы и задания) Д еятельно сть у ч а щ и хс я (деятельностный компонент
Ценностный

компонент
1

содержания
урока – на уровне учебных действий)
урока

1.Организационно –мотивационный этап урока

1.Организац

ионный
Проверяет готовность учащихся к уроку, обеспечивает эмоциональный настрой.
Вступление-приветствие
. Стихотворение: С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и искать! (Пожелание плодотворной работы на уроке.) создание условий для благоприятной рабочей обстановки в классе, привлечь внимание учащихся к предстоящей работе. Вовлечь учащихся в урок, во взаимодействие с одноклассниками,и с учителем. Приветствуют учителя и одноклассников, проверяют перечень принадлежностей. Приветствуют друг друга.
2.Определен

и е

т е м ы

урока
.
(
Ат л а с ы н а партах
)
1.На какую составную часть гидросферы приходится наибольшее количество воды на земле? 2.Назовите и покажите на физической карте известные вам океаны и их части. Перечислите материки Земли и океаны, омывающие их. 1.Вспоминают, что большая часть гидросферы приходится на солёные воды океанов ( около 96% от общего объёма вод планеты) 2.Называют и показывают на физической карте известные им материки и океаны. 3.Определяют предмет 2
3.Актуализац ия полученных з н а н и й и создание мотивационно й установки 3.Как вы думаете, какова тема урока? Что станет предметом изучения? 4.Для чего современному человеку знание особенностей Мирового океана? 1.Насколько, по – вашему мнению, изучен Мировой океан? В чём причина такой ситуации? Сформулируйте цель урока. изучения – Мировой океан и тему урока: «Мировой океан – главная часть гидросферы» 4. Высказывают различные предположения (Мировой океан играетбольшую роль в жизни и хоз. деятельности человека. Он - кладовая разнообразных природных богатств: воды, полезных ископаемых и продуктов питания) 1.Говорят о недостаточной изученности Мирового океана. (Из – за огромных глубин и размеров слабо изучен) Определяют цель урока: установить особенности Мирового океана 1.Формулируют основные задачи урока: -Изучить строение Мирового Формулируют тему урока Определяют значение темы п р и и з у ч е н и и данного раздела. Формулируют цель урока 3
4.Формулиров а н и е з а д а ч урока 1.Определите основные задачи урока. (Подумайте, что нужно сделать, чтобы установить особенности Мирового океана). Откройте учебник на стр.132 – посмотрите содержание параграфа 34.—он вам поможет в формулировании задач урока. 2. На какие вопросы вы хотели бы получить ответы на уроке? океана; -Установить отличительные особенности различных частей океана. 2. Продумывают вопросы. (- Что такое море, Мировой океан, залив, пролив. Как и зачем изучают Мировой океан.) Определяют основные задачи.
2. Процессуально – содержательный этап урока

1.Размеры

Мирового

океана
1. Посмотрите на глобус. Определите, океаны или суша занимают большую часть поверхности Земли. 2. Вспомните, каково соотношение поверхности суши и поверхности Мирового океана? 1.Используя физическую карту, попробуйте совершить кругосветное плавание из морского порта, ближайшего к 1. Отмечают, что океаны занимают большую часть поверхности Земли. 2.Определяют соотношение п о в е р х н о с т и с у ш и и п о в е р х н о с т и М и р о в о г о океана: ( 29% суша -71% океан) Осознают соотношение размеров суши и воды 4

2.Части

Мирового

океана
вашему населённому пункту. Что вы можете наблюдать? 2.Какие вы знаете части Мирового океана? 3. Работа в группах - парах. ( 4 пары – по количеству океанов, один отвечающий от каждой) -5 мин. На рис.118 (с.133 учебника); таблица 6 (с.132 учебника) представлены основные характеристики океанов: -площадь и глубина . Составьте описание океана по плану: -Название -Площадь океана (в сравнении с площадью других океанов) -Материки, которые омывает океан. -Средняя глубина - Максимальная глубина 4. На интерактивной доске составьте рейтинги океанов по их основным характеристикам ( по площади и средней глубине) 1.Определяют, что Мировой океан представляет собой единое водное пространство, которое окружает материки и острова 2 . Н а з ы в а ю т Т и х и й , Индийский, Атлантический. Северный Ледовитый океаны. Г о в о р я т о т о м , ч т о океанологи выделяют также южный океан) 3.С о ст авля ют о п и с а н и е океанов, используя данные, представленные в учебнике и в атласе. Пример: Тихий. Площадь – 179 млн. к в . к м , о м ы в а е т Евразию,Австралию, С е в е р н у ю и Ю ж н у ю А м е р и к у, А н т а р к т и д у. Средняя глубина -4000м; м а к с и м а л ь н а я г л у б и н а -11 022м. (марианский желоб) … Выделяют признаки, определяющие единство Мирового океана. О т в е ч а ю т п о о д н о м у о т группы. 5
4 . С о с т а вля ют р е й т и н г и океанов: По площади: 1. Тихий 2. Атлантический 3. Индийский 4. Северный Ледовитый океан По глубине: 1.Тихий 2.Индийский 3.Атлантический 4. Северный Ледовитый океан.
3

.

Береговая

линия
1. Посмотрите на физическую карту полушарий. Совершите плавание вдоль побережья Африки. Определите, насколько изрезана береговая линия материка. Назовите встречающиеся вам элементы береговой линии. -Сколько морей вам встретилось? (2) 1.Определяют, что слабая изрезанность берегов – одна из характерных особенностей африканского континента. Н а з ы в а ю т с л е д у ю щ и е элементы береговой линии: Гибралтарский пролив,Средиземное море, Красное море, Аденский з а л и в , п - о в С о м а л и , Мо з а м б и кс к и й п р о л и в , о с т р о в М а д а г а с к а р , 6
-Назовите общие особенности морей? -Чем моря отличаются от заливов, проливов? - Составьте определение понятия «море» - Сравните составленное вами определение с представленным в учебнике (с .133), установите. Какие отличительные особенности морей вы не указали. 2. Подумайте, какие виды морей выделяются по степени изолированности от открытого океана и особенностям вод. ( При необходимости воспользуйтесь материалом учебника (с.134) -Приведите примеры: внутренние.. - Приведите примеры окраинных морей: 3. В учебнике найдите определения таких частей Мирового океана, как залив. Пролив. -В чём их различия? Гвинейский залив. Н а з ы в а ю т о б щ у ю особенность морей - они являются частью океанов -Называют отличие морей от з а л и в о в и п р о л и в о в : обособленность от океана участками суши ( заливы и п р о л и в ы с в о б о д н о сообщаются с о сновной частью водоёма) -Составляют определение: м о р е – ч а с т ь о к е а н а , обособленная участками суши или поднятиями дна -Дополняют… 2.Высказывают различные предположения. Опираясь на текст учебника, выделяют два вида морей: внутренние, окраинные. Внут ренние: С р е д и з е м н о е , Ч е р н о е , Составляют определение понятия «море» 7

4.Школа

географа



следопыта

(игра

«Знатоки

морских
-Приведите примеры заливов и проливов, найдите и покажите их на карте. 1.Карточки для игры ( на них описание географических объектов). Делимся на 3 команды – по рядам.- Выбираем карточку, читаем текст, определяем название географического объекта и показываем на карте. Примеры карточек. ___Этот океан получил своё название из –за спокойной погоды, господствовавшей в течение трёх месяцев плавания португальского мореплавателя Фернана Магеллана (который и дал название океану) от Огненной Земли до Филиппинских островов в 1520 – 1521 годах. На русских картах до 1917года употреблялось название Восточный океан. ---Происхождение названия этого океана связано с мифом об Атланте – титане, держащем на своих плечах небесный небосвод. Греки считали, что его местоприбыванием является крайний запад Средиземноморья. Балтийское,Красное … - Н а з ы ва ют : Б а р е н ц е в о , Беренгово, Карское… 3.Зачитывают определения. Указывают, что
залив
– это участок водной поверхности о к е а н а , м о р я , о з е р а , вд а ю щ и й с я в су ш у, н о свободно сообщающийся с основной частью водоёма, а
пролив


это узкое водное пространство, ограниченное сушей с двух сторон. Приводят примеры заливов: Мексиканский, Гвинейский… П р о л и в о в : Б е р и н г о в , Магелланов, Мозамбикский, Гибралтарский – показывают их на карте. 1.Готовятся по карточке., узнают объект , называют, показывают на карте. 8

названий»)
---Александр Македонский в 4 веке до нашей эры называл этот океан Индикон –Пелагос – «Индийское море». У арабов он известен как Бахр – эль – Хинд
3. Этап закрепления и первичной проверки

1.Первичная

проверка

знаний
Тестирование. 1. Какое из перечисленных морей омывает берега России? А.Белое В.Средиземное Б.Аравийское Г.Красное 2. Какие из перечисленных морей относятся к В ы б и р а ю т п р а в и л ь н ы е ответы 1. А 2. А, Г 3. Б, Г, А, В. 4. А -3; Б – 1; В – 2 9

2.

Закрепление

полученных

знаний

(
с х е м а н а д о с ке – д о урока..) 3. Закрепление географическ окраинным? А.Баренцево В.Азовское Б.Красное Г.Карское 3.Расставьте океаны Земли в порядке уменьшения их площади. А. Индийский В. Северный Ледовитый Б.Тихий Г.Атлантический 4. Установите соответствие между частью Мирового океана и её названием. А. Гвинейский 1.Канал Б.Панамский 2.Пролив В.Дрейка 3.Залив Найдите ошибки в предложенной схеме и исправьте их. Проливы Моря, острова, полуострова, архипелаги 2.Указывают на наличие в схеме частей суши, а не о ке а н а ( о с т р о в а , п - в а , архипелаги) Распределяют 10 заливы
их умений (сделать карточки с объектами) Игра «Географическая почта» На доске 4 почтовых ящика: Тихий океан; Атлантический океан; Индийский океан; Северный Ледовитый океан. Ниже расположены названия морей, заливов, островов. Моря: Средиземное, Аравийское,Баренцево; Заливы: Гвинейский, Гудзонов, Бенгальский, Аляска Острова; Мадагаскар,Великобритания,Куба -перенесите названия географического объекта в соответствующий ящик географические объекты по соответствующим ящикам.
Тихий океан
:залив Аляска.
Атлантический
– С р е д и з е м н о е м о р е , Г в и н е й с к и й з а л и в , о . Великобритания, о. Куба,
Индийский
– Бенгальский залив, Аравийское море,о. Мадагаскар,
Северный

Ледовитый
– залив Гудзонов,Баренцево море, 4.Объяснение домашнего задания.
Обязательное

задание
1.параграф 34. С.132-136,читать, вопросы параграфа. 2. Выписать в тетрадь географические названия, которые используются в тексте параграфа 34, узнайте о происхождении этих названий. 3.Прочитайте один из романов Ж. Верна «20 тысяч лье под водой» или «Таинственный остров». На основе содержания одного из романов составьте рассказ о своих морских приключениях. ( по желанию и выбору) -ф ормули руют у т оч н я ю щ и е вопросы. Составляют рассказ о м о р с к и х приключениях
Рефлексивный

этап урока

Приём «Закончи фразу»

1.На уроке я работал (активно/ не активно)

2.Своей работой на уроке я (доволен/ не доволен)

3.Урок мне показался (коротким/ длинным)

4. Материал урока мне был (понятен/ не понятен)

5. Моё настроение в течение урока (улучшилось/ухудшилось)
Выражают своё мнение об уроке письменно ( подчёркивают нужный вариант на предложенных листах) или устно проговаривают ответы. В ы р а ж а ю т с в о ё отношение к работе на уроке. 11


В раздел образования