Автор: Кайгородова Галина Николаевна Должность: учитель Учебное заведение: СОШ с. Казым Населённый пункт: с. Казым Белоярский район ХМАО-Югра Наименование материала: Конспект урока и презентация Тема: Мировой океан Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока по географии в 6 классе.
Тема урока
«Мировой океан – главная часть гидросферы» раздел ГИДРОСФЕРА
Цели урока
Изучить особенности и состав вод Мирового океана.
Тип урока
Урок –игра. урок открытия новых знаний.
Задачи и
планируемые
результаты
Предметные: учащиеся усваивают, что такое Мировой океан, море, залив, пролив, остров, полуостров,
архипелаг.
Метапредметные: учащиеся должны научиться описывать географическое положение морей, работать с
картами атласа и контурными картами.
Регулятивные:
учащиеся
планируют
собственную
деятельность,
оценивают
качество
и
уровень
усвоения
материала.
Познавательные:
усвоение
необходимой
информации
из
беседы,
рассказа.
Выработка алгоритма действий.
Коммуникативные: Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать
свой вклад в результат общей деятельности)
Личностные
:
Учащиеся
проявляют
эмоционально-ценностное
отношение
к
окружающей
среде.
Осознают целостность природы Земли
Технологии
ИКТ, ЛОО, системно-деят. подход
Методы
беседа, рассказ, иллюстрация, практическое задание, анализ рисунков, схем, карт атласа и учебника
Оборудование
физическая карта полушарий, карты атласа, проектор, компьютер, презентация.
Организационная структура урока
Смысловые
блоки
Деятельность
учителя
(учебно
–
познавательные
и
учебно – практические вопросы и задания)
Д еятельно сть
у ч а щ и хс я
(деятельностный
компонент
Ценностный
компонент
1
содержания
урока
–
на
уровне
учебных
действий)
урока
1.Организационно –мотивационный этап урока
1.Организац
ионный
Проверяет готовность учащихся к уроку, обеспечивает
эмоциональный настрой.
Вступление-приветствие .
Стихотворение:
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и искать!
(Пожелание плодотворной работы на уроке.)
создание условий для благоприятной рабочей
обстановки в классе, привлечь внимание учащихся к
предстоящей работе. Вовлечь учащихся в урок, во
взаимодействие с одноклассниками,и с учителем.
Приветствуют
учителя
и
одноклассников,
проверяют
перечень принадлежностей.
Приветствуют друг друга.
2.Определен
и е
т е м ы
урока .
( Ат л а с ы
н а
партах )
1.На какую составную
часть гидросферы приходится
наибольшее количество воды на земле?
2.Назовите и покажите на физической карте известные
вам океаны и их части. Перечислите материки Земли и
океаны, омывающие их.
1.Вспоминают, что большая
часть гидросферы
приходится на солёные воды
океанов ( около 96% от
общего объёма вод планеты)
2.Называют и показывают на
физической карте известные
им материки и океаны.
3.Определяют предмет
2
3.Актуализац
ия
полученных
з н а н и й
и
создание
мотивационно
й установки
3.Как
вы
думаете,
какова
тема
урока?
Что
станет
предметом изучения?
4.Для чего современному человеку знание особенностей
Мирового океана?
1.Насколько, по – вашему мнению, изучен Мировой
океан? В чём причина такой ситуации? Сформулируйте
цель урока.
изучения – Мировой океан и
тему урока: «Мировой океан
– главная часть гидросферы»
4. Высказывают различные
предположения (Мировой
океан играетбольшую роль в
жизни и хоз. деятельности
человека.
Он - кладовая разнообразных
природных богатств: воды,
полезных ископаемых и
продуктов питания)
1.Говорят о недостаточной
изученности Мирового
океана. (Из – за огромных
глубин и размеров слабо
изучен)
Определяют цель урока:
установить особенности
Мирового океана
1.Формулируют основные
задачи урока:
-Изучить строение Мирового
Формулируют
тему урока
Определяют
значение
темы
п р и
и з у ч е н и и
данного раздела.
Формулируют
цель урока
3
4.Формулиров
а н и е
з а д а ч
урока
1.Определите основные задачи урока. (Подумайте, что
нужно
сделать,
чтобы
установить
особенности
Мирового
океана).
Откройте
учебник
на
стр.132
–
посмотрите содержание параграфа 34.—он вам поможет
в формулировании задач урока.
2. На какие вопросы вы хотели бы получить ответы на
уроке?
океана;
-Установить отличительные
особенности различных
частей океана.
2. Продумывают вопросы.
(- Что такое море, Мировой
океан, залив, пролив. Как и
зачем изучают Мировой
океан.)
Определяют
основные задачи.
2. Процессуально – содержательный этап урока
1.Размеры
Мирового
океана
1. Посмотрите на глобус. Определите, океаны или суша
занимают большую часть поверхности Земли.
2. Вспомните, каково соотношение поверхности суши и
поверхности Мирового океана?
1.Используя физическую карту, попробуйте совершить
кругосветное плавание из морского порта, ближайшего к
1.
Отмечают,
что
океаны
занимают
большую
часть
поверхности Земли.
2.Определяют
соотношение
п о в е р х н о с т и
с у ш и
и
п о в е р х н о с т и
М и р о в о г о
океана:
(
29%
суша
-71%
океан)
Осознают
соотношение
размеров суши и
воды
4
2.Части
Мирового
океана
вашему населённому пункту. Что вы можете наблюдать?
2.Какие вы знаете части Мирового океана?
3. Работа в группах - парах. ( 4 пары – по количеству
океанов, один отвечающий от каждой) -5 мин.
На рис.118 (с.133 учебника); таблица 6 (с.132 учебника)
представлены основные характеристики океанов:
-площадь и глубина .
Составьте описание океана по плану:
-Название
-Площадь океана (в сравнении с площадью других
океанов)
-Материки, которые омывает океан.
-Средняя глубина
- Максимальная глубина
4. На интерактивной доске составьте рейтинги океанов
по их основным характеристикам ( по площади и
средней глубине)
1.Определяют,
что
Мировой
океан
представляет
собой
единое водное пространство,
которое окружает материки и
острова
2 .
Н а з ы в а ю т
Т и х и й ,
Индийский,
Атлантический.
Северный Ледовитый океаны.
Г о в о р я т
о
т о м ,
ч т о
океанологи выделяют также
южный океан)
3.С о ст авля ют
о п и с а н и е
океанов,
используя
данные,
представленные в учебнике и
в атласе.
Пример:
Тихий. Площадь – 179 млн.
к в .
к м ,
о м ы в а е т
Евразию,Австралию,
С е в е р н у ю
и
Ю ж н у ю
А м е р и к у,
А н т а р к т и д у.
Средняя
глубина
-4000м;
м а к с и м а л ь н а я
г л у б и н а
-11 022м. (марианский желоб)
…
Выделяют
признаки,
определяющие
единство
Мирового океана.
О т в е ч а ю т
п о
о д н о м у
о т
группы.
5
4 . С о с т а вля ют
р е й т и н г и
океанов:
По площади:
1.
Тихий
2.
Атлантический
3.
Индийский
4.
Северный
Ледовитый
океан
По глубине:
1.Тихий
2.Индийский
3.Атлантический
4. Северный Ледовитый
океан.
3
.
Береговая
линия
1. Посмотрите на физическую карту полушарий.
Совершите плавание вдоль побережья Африки.
Определите, насколько изрезана береговая линия
материка.
Назовите встречающиеся вам элементы береговой
линии.
-Сколько морей вам встретилось? (2)
1.Определяют,
что
слабая
изрезанность берегов – одна
из характерных особенностей
африканского континента.
Н а з ы в а ю т
с л е д у ю щ и е
элементы береговой линии:
Гибралтарский
пролив,Средиземное
море,
Красное
море,
Аденский
з а л и в ,
п - о в
С о м а л и ,
Мо з а м б и кс к и й
п р о л и в ,
о с т р о в
М а д а г а с к а р ,
6
-Назовите общие особенности морей?
-Чем моря отличаются от заливов, проливов?
- Составьте определение понятия «море»
- Сравните составленное вами определение с
представленным в учебнике (с .133), установите. Какие
отличительные особенности морей вы не указали.
2. Подумайте, какие виды морей выделяются по степени
изолированности от открытого океана и особенностям
вод. ( При необходимости воспользуйтесь материалом
учебника (с.134)
-Приведите примеры: внутренние..
- Приведите примеры окраинных морей:
3. В учебнике найдите определения таких частей
Мирового океана, как залив. Пролив.
-В чём их различия?
Гвинейский залив.
Н а з ы в а ю т
о б щ у ю
особенность
морей
-
они
являются частью океанов
-Называют отличие морей от
з а л и в о в
и
п р о л и в о в :
обособленность
от
океана
участками
суши
(
заливы
и
п р о л и в ы
с в о б о д н о
сообщаются
с
о сновной
частью водоёма)
-Составляют
определение:
м о р е
–
ч а с т ь
о к е а н а ,
обособленная
участками
суши или поднятиями дна
-Дополняют…
2.Высказывают
различные
предположения. Опираясь на
текст
учебника,
выделяют
два вида морей: внутренние,
окраинные.
Внут ренние:
С р е д и з е м н о е ,
Ч е р н о е ,
Составляют
определение
понятия «море»
7
4.Школа
географа
–
следопыта
(игра
«Знатоки
морских
-Приведите примеры заливов и проливов, найдите и
покажите их на карте.
1.Карточки для игры ( на них описание географических
объектов). Делимся на 3 команды – по рядам.- Выбираем
карточку, читаем текст, определяем название
географического объекта и показываем на карте.
Примеры карточек.
___Этот океан получил своё название из –за спокойной
погоды, господствовавшей в течение трёх месяцев
плавания португальского мореплавателя Фернана
Магеллана (который и дал название океану) от Огненной
Земли до Филиппинских островов в 1520 – 1521 годах.
На русских картах до 1917года употреблялось название
Восточный океан.
---Происхождение названия этого океана связано с
мифом об Атланте – титане, держащем на своих плечах
небесный небосвод. Греки считали, что его
местоприбыванием является крайний запад
Средиземноморья.
Балтийское,Красное …
- Н а з ы ва ют :
Б а р е н ц е в о ,
Беренгово, Карское…
3.Зачитывают
определения.
Указывают,
что залив – это
участок водной поверхности
о к е а н а ,
м о р я ,
о з е р а ,
вд а ю щ и й с я
в
су ш у,
н о
свободно
сообщающийся
с
основной частью водоёма, а
пролив
–
это
узкое
водное
пространство,
ограниченное
сушей с двух сторон.
Приводят примеры заливов:
Мексиканский, Гвинейский…
П р о л и в о в :
Б е р и н г о в ,
Магелланов,
Мозамбикский,
Гибралтарский – показывают
их на карте.
1.Готовятся
по
карточке.,
узнают
объект
,
называют,
показывают на карте.
8
названий»)
---Александр Македонский в 4 веке до нашей эры
называл этот океан Индикон –Пелагос – «Индийское
море». У арабов он известен как Бахр – эль – Хинд
3. Этап закрепления и первичной проверки
1.Первичная
проверка
знаний
Тестирование.
1.
Какое из перечисленных морей омывает берега
России?
А.Белое В.Средиземное
Б.Аравийское Г.Красное
2. Какие из перечисленных морей относятся к
В ы б и р а ю т
п р а в и л ь н ы е
ответы
1.
А
2.
А, Г
3.
Б, Г, А, В.
4.
А -3; Б – 1; В – 2
9
2.
Закрепление
полученных
знаний
( с х е м а
н а
д о с ке
–
д о
урока..)
3.
Закрепление
географическ
окраинным?
А.Баренцево В.Азовское
Б.Красное Г.Карское
3.Расставьте океаны Земли в порядке уменьшения их
площади.
А. Индийский В. Северный Ледовитый
Б.Тихий Г.Атлантический
4. Установите соответствие между частью Мирового
океана и её названием.
А. Гвинейский 1.Канал
Б.Панамский 2.Пролив
В.Дрейка 3.Залив
Найдите ошибки в предложенной схеме и исправьте их.
Проливы
Моря, острова, полуострова, архипелаги
2.Указывают на наличие
в
схеме
частей
суши,
а
не
о ке а н а
( о с т р о в а ,
п - в а ,
архипелаги)
Распределяют
10
заливы
их умений
(сделать
карточки
с
объектами)
Игра «Географическая почта» На доске 4 почтовых
ящика: Тихий океан; Атлантический океан; Индийский
океан; Северный Ледовитый океан.
Ниже расположены названия морей, заливов, островов.
Моря:
Средиземное, Аравийское,Баренцево;
Заливы: Гвинейский, Гудзонов, Бенгальский, Аляска
Острова; Мадагаскар,Великобритания,Куба
-перенесите названия географического объекта в
соответствующий ящик
географические
объекты
по
соответствующим ящикам.
Тихий океан :залив Аляска.
Атлантический
–
С р е д и з е м н о е
м о р е ,
Г в и н е й с к и й
з а л и в , о .
Великобритания, о. Куба,
Индийский
–
Бенгальский
залив,
Аравийское
море,о.
Мадагаскар,
Северный
Ледовитый
–
залив
Гудзонов,Баренцево
море,
4.Объяснение домашнего задания.
Обязательное
задание
1.параграф 34. С.132-136,читать, вопросы параграфа.
2. Выписать в тетрадь географические названия, которые
используются в тексте параграфа 34, узнайте о происхождении
этих названий.
3.Прочитайте один из романов Ж. Верна «20 тысяч лье под водой»
или «Таинственный остров». На основе содержания одного из
романов составьте рассказ о своих морских приключениях. ( по
желанию и выбору)
-ф ормули руют
у т оч н я ю щ и е
вопросы.
Составляют
рассказ
о
м о р с к и х
приключениях
Рефлексивный
этап урока
Приём «Закончи фразу»
1.На уроке я работал (активно/ не активно)
2.Своей работой на уроке я (доволен/ не доволен)
3.Урок мне показался (коротким/ длинным)
4. Материал урока мне был (понятен/ не понятен)
5. Моё настроение в течение урока (улучшилось/ухудшилось)
Выражают своё мнение об уроке письменно
( подчёркивают нужный вариант на предложенных
листах) или устно проговаривают ответы.
В ы р а ж а ю т
с в о ё
отношение к работе
на уроке.
11