Технологическая карта урока физики в 7 классе по теме "Инерция"
Автор: Гулакова Ирина Александровна Должность: учитель математики и физики Учебное заведение: МБОУ СШ №1 г. Сычёвки Смоленской области Населённый пункт: г. Сычёвка Наименование материала: Технологическая карта Тема: Технологическая карта урока физики в 7 классе по теме "Инерция" Раздел: полное образование
МБОУ СШ №1 г.Сычёвки Смоленской области
Утверждаю
Директор МБОУ СШ №1
Е.М. Лазарева
Гулакова Ирина Александровна
Технологическая карта урока физики в 7 классе.
Тема урока:
«
Инерция»
Предмет: Физика
Программа: Программы общеобразовательных учреждений: Физика:
7-9 классы Автор: Е.М. Гутник, А.В. Перышкин М.Дрофа 2012 г.
Учебник: Физика. 7 класс. А.В.Перышкин. Учебник для
общеобразовательных учреждений. "
М.Дрофа 2011 г.
Тип
урока: Открытие новых знаний. Урок изучения и первичного
закрепления новых знаний
Форма урока: проблемный урок
Планируемые результаты
Личностные: формирование познавательных интересов;
убеждѐнность в возможности познания природы, в необходимости
разумного
использования
достижений
науки
и
технологий
для
дальнейшего развития человеческого общества;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических
умений;
формирование
ценностных
отношений
друг
к
другу,
к
учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.
Метапредметные:
овладение
навыками
с а м о с тоя т е л ь н о го
приобретения
новых
знаний,
организации
учебной
деятельности,
постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов
своей
деятельности,
умениями
предвидеть
возможные
результаты
своих
действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их
объяснения, овладение универсальными способами деятельности на
примерах выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и
экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять
информацию
в
словесной,
образной,
символической
формах,
анализировать
и
перерабатывать
полученную
информацию
в
соответствии
с
поставленными
задачами,
выделять
основное
содержание
прочитанного
текста,
находить
в
нѐм
ответы
на
поставленные вопросы и излагать его;
приобретение
опыта
самостоятельного
поиска,
анализа
и
отбора
информации
с
использованием
различных
источников
и
новых
информационных технологий для решения познавательных задач;
Предметные:
закрепить
знания
о
механическом
движении
и
скорости тела; изучить явление инерции; выяснить, когда тело может
изменять свою скорость и направление скорости;
научиться объяснять, учитывать явление инерции
на практике, в
повседневной жизни; помочь осмыслить практическую значимость
и полезность приобретённых знаний и умений.
Опорные
понятия,
термины: путь,
время,
пространство,
траектория, взаимодействие тел, скорость, механическое движение,
равномерное движение, неравномерное движение.
Новые понятия: инерция
Формы контроля: тест (взаимопроверка по эталону)
Домашнее задание: §17.
Оценка
«5».
Творческий
проект. Написать
сочинение
(сказку,
стихотворение) на тему «Инерция». Составить презентацию по теме.
Оценка « 4».1.Заполнить примерами таблицу:
Вредная инерция
Полезная инерция
2.
Проект.
Нарисовать,
сфотографировать
проявление
инерции,
предложить или провести интересные опыты по инерции.
Оценка «3».Привести примеры проявления инерции.
При подготовке домашнего задания использовать: учебник, интернет
ресурсы, можно обратиться за помощью к родителям.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
Используемые
методы,
приёмы,
формы
Формируемые УУД
Результат
взаимодействия
(сотрудничества)
Организационный
момент
Приветствие
учеников .
П р о в е р к а
г о т о в н о с т и
учеников к уроку.
П р о с и т
п о в е р н у т ь с я
вправо и посмотреть, как
можно
дальше,
Еще
раз
повернуться
и
посмотреть
как можно дальше.
Учитель: Перед вами была
поставлена цель,
и вы её
выполнили.
Приветствуют
д р у г
д р у г а ,
приветствуют
учителя.
Поворачивают
тело
вправо
и
с м о т р я т
к а к
можно
дальше.
В т о р о й
р а з
поворачиваются
и
смотрят
как
можно дальше
Физкультминут
ка
Познавательные : находить в
действиях причину, формировать
умение анализировать, сравнивать,
и обобщать факты и явления;
выявлять причины и следствия
простых явлений формировать
умение строить логическое
рассуждение, включающее
установление причинно-
следственных связей.
Создан
эмоциональный
настрой,
исчезает
психологический
б а р ь е р
м е ж д у
у ч е н и к а м и
и
учителем.
Актуализация
знаний .
Показывает 2 слайд, просит
определить, что объединяет
данные фотографии,
Рассматривают
рисунки.
Выдвигают
Прием «
Яркого пятна»
Коммуникативные : слушать
собеседника, строить понятные
для собеседника высказывания.
Развиваются
творческие
рисунки,
Предлагает выполнить и
оценить тест по теме
« Механическое
движение». Предлагает
организовать
взаимопроверку по эталону
(ответы на доске)
предположения
о теме урока.
Осуществляют
актуализацию
личного опыта.
Выполняют тест,
осуществляют
взаимопроверку
по эталону
Участвовать в диалоге, отвечать на
вопросы, слушать и понимать речь
собеседника.
Регулятивные : контролируют
правильность ответов
обучающихся.
Познавательные УУД:
сформировать умение
анализировать, сравнивать,
классифицировать и обобщать
факты и явления; выявлять
причины и следствия простых
явлений, умение владеть
смысловым чтением –
самостоятельно вычитывать
информацию
формировать умение
самостоятельно
организовывать учебное
взаимодействие при работе в
паре
формировать умение осознавать
конечный результат, выбирать
из предложенных верные
ответы.
способности
Этап
постановки
цели и задач урока
У ч и т е л ь
п о д в о д и т
у ч а щ и х с я
к
формулировке темы урока.
Просит
сформулировать
и
з а п и с а т ь
в
т е т р а д я х
вопросы
по
данной
теме.
Организует
бе седу
п о
составленным
учениками
вопросам. Подводит итог
Проводят
мысленный
эксперимент.
Формулируют
цель и задачи
урока
самостоятельно
и совместно с
учителем
Сочетание
эвристической
б е с е д ы
и
решение
проблемного
задания
Личностные УУД
С ф о р м и р о в а т ь умение
оценивать жизненные ситуации
с
точки
зрения
безопасного
образа
жизни
и
сохранения
здоровья.
Познавательные УУД
Сформировать умение
строить
л о г и ч е с ко е
р а с с у ж д е н и е ,
включающ ее
у с т а н о в л е н и е
Формируются
мотивы обучения,
социальные и
познавательные
способности
причинно-следственных связей.
Регулятивные УУД
Принимать
и
сохранять
учебную
цель и задачу, дополнять, уточнять
высказанные мнения по существу
п о л у ч е н н о г о
з а д а н и я .
С ф о р м и р о в а т ь умение
самостоятельно обнаруживать и
формулировать учебную проблему,
о п р е д е л я т ь
ц е л ь
у ч е б н о й
д е я т е л ь н о с т и (формулировка
вопроса
урока).
Сформировать
умение выдвигать версии решения
проблемы,
осознавать
конечный
р е з у л ь т а т ,
в ы б и р а т ь
и з
п р е д л о ж е н н ы х
и
и с к а т ь
са м о с т о я т ел ь н о
с р е д с т в а
достижения цели.
Этап
получения
новых знания
Организует работу по
наблюдению явления
инерции.
Тележка движется по
направляющему рельсу, на
тележке лежит
металлическая пластинка.
При остановки тележки,
пластина продолжает
двигаться и падает.
Организует беседу,
выявляющую знания о
причине изменения
скорости тела и изменении
направления скорости.
Наблюдают
опыт.
Рассматривают
рисунок.
Высказывают
с в о ё
м н е н и е ,
слушают
другие
мнения,
дополняют
друг
друга,
делают
с о в м е с т н о
с
учителем
выводы.
Приводят
примеры
Эксперимент
Прием « Яркое
пятно»
Личностные УУД
Сформировать умение оценивать
жизненные
ситуации
с
точки
зрения
безопасного
об раза
жизни и сохранения здоровья.
Познавательные УУД
Сформировать
у м е н и е
анализировать,
сравнивать,
классифицировать
и
обобщать
факты
и
явления;
выявлять
причины
и
следствия
простых
явлений
(подводящий
диалог
с
учителем.)
Сформировать умение
строить
л о г и ч е с ко е
р а с с у ж д е н и е ,
включающ ее
у с т а н о в л е н и е
причинно-следственных связей.
Формируются
мотивы
обучения,
с о ц и а л ь н ы е
и
познавательные
способности
Обсуждаются
результаты
н а б л ю д е н и я
и
формулируются
выводы.
Слайд №3 Предлагает
рассмотреть рисунок и
ответить на вопрос: Для
чего нужны ремни
безопасности и
удерживающие детские
кресла, в автомобиле?
Просит привести примеры
изменения скорости и
направления скорости тела.
Корректирует выводы
Регулятивные УУД
С ф о р м и р о в а т ь умение
самостоятельно
обнаруживать
и
формулировать
у ч еб н у ю
проблему,
определять
ц ель
у ч е б н о й
д е я т е л ь н о с т и
(формулировка вопроса урока).
Формировать умение выдвигать
версии
решения
п р обл ем ы,
осознавать конечный результат,
выбирать
из
предложенных
и
и с к а т ь
с а м о с т о я т е л ь н о
средства достижения цели.
Этап исследова-
тельской работы
учащихся
Организует
исследовательскую работу в
парах и индивидуально по
выявлению зависимости
скорости и направления
скорости от действия
других тел. Корректирует
выводы.
Читают и
осмысливают
текст, отбирают
необходимое
оборудование.
Проводят опыт и
делают вывод.
Отвечают на
вопросы,
высказывают
свои
предположения.
Работают в
группах или
индивидуально.
Лабораторный
опыт
Познавательные УУД
формировать
у м е н и е
анализировать,
сравнивать,
классифицировать
и
обобщать
факты
и
явления;
выявлять
причины
и
следствия
простых
явлений
Сформировать умение
строить
л о г и ч е с ко е
р а с с у ж д е н и е ,
вк лючающ ее
у с т а н о в л е н и е
причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД
С ф о р м и р о в а т ь умение
самостоятельно
о р г а н и з о в ы в а т ь
у ч е б н о е
взаимодействие
при
работе
в
группе (паре).
Регулятивные УУД
Определять
план
действий,
действовать
по
выбранному
плану.
Ф о р м и р о в ат ь умение
выдвигать
версии
решения
Р а з в и в а е т с я
умение
самостоятельно
планировать
пути
достижения
целей,
осознанно
выбирать
наиболее
эффективные
способы
решения
у ч е б н ы х
и
познавательных
задач.
Фиксировать
результаты
опытов
и делать выводы.
Умение
соотносить
свои
действия
с
планируемыми
результатами.
проблемы, осознавать конечный
р е з ул ь т а т ,
в ы б и р а т ь
и з
п р е д л о ж е н н ы х
и
и с к а т ь
самостоятельно
с р ед с т в а
достижения цели.
Формировать умение составлять
(индивидуально
или
в
группе)
п л а н
р е ш е н и я
п р о б л е м ы
(выполнения проекта).
Этап обобщения и
закрепления
нового материала
П р е д л а г а е т
н а й т и
в
учебнике
о п р е д е л е н и е
инерции
и
записать
его
в
тетрадь. Задает вопросы по
обсуждаемой проблеме: Где
л у ч ш е
у с т а н а в л и в а т ь
тормоза у велосипеда - на
п е р е д н и х
и л и
з а д н и х
колесах?
У ч и т е л ь
а н а л и з и р у е т
ответы учащихся.
П р е д л а г а е т
р е ш и т ь
кач е с т в е н н ы е
з а д а ч и ,
показывает слайды
Н а х о д я т
и
записывают
определение.
О т в е ч а ю т
н а
вопросы
учителя,
выслушивают
мнения
одноклассника,
д о п о л н я ю т
и
корректируют
ответы
одноклассников.
Р а б о т а
с
информацией
(текстовой
и
визуальной)
Проблемный
вопрос.
Коммуникативные:
з адавать
вопросы,
отвечать
на
вопросы,
критически
относиться
к
своей
п о з и ц и и ,
с т р о и т ь
монологические высказывания.
Личностные УУД
Формировать умение оценивать
жизненные
ситуации
с
точки
зрения
безопасного
образа
жизни и сохранения здоровья.
Познавательные УУД
обобщать,
выделять
главную
мысль, делать выводы.
Находить
в
действиях
причину,
называть признаки явления.
Формировать
у м е н и е
анализировать,
сравнивать,
классифицировать
и
обобщать
факты
и
явления;
выявлять
причины
и
следствия
простых
явлений.
Ф о рм и р о ват ь умение
владеть
смысловым
чтением
–
самостоятельно
вычитывать
информацию.
Ф о р м и р о в а т ь
умение
строить
логическое
рассужд ение,
в к л юч а ю щ е е
П р и н и м а ю т
и
сохраняют учебную
цель и задачу.
у с т а н о в л е н и е
п р и ч и н н о -
следственных связей.
Регулятивные УУД
Ф о р м и р о в а т ь умение
самостоятельно
обнаруживать
и
формулировать
у ч еб н у ю
проблему,
Формировать умение выдвигать
версии
решения
пробл емы,
о с о з н а в а т ь
к о н е ч н ы й
р е з ул ь т а т ,
в ы б и р а т ь
и з
п р е д л о ж е н н ы х
и
и с к а т ь
самостоятельно
с р ед с т в а
достижения цели.
Заключительный
этап
Подводит итог. Выставляет
оценки, комментирует
деятельность учащихся на
уроке. Показывает слайд –
информация о домашнем
задании. Комментирует
домашнее задание.
Слушают
учителя,
записывают
домашнее
задание,
задают
уточняющие
вопросы.
Беседа.
Практическое
задание на дом
не
сходное
с
предыдущим
Познавательные
УУД
выявлять
существенную
информацию.
П о л у ч а т ь
н е о б х о д и м у ю
информацию.
Личностные УУД
Формировать умение оценивать
жизненные
ситуации
с
точки
зрения
безопасного
образа
жизни и сохранения здоровья.
Получать
необходимую
информацию.
Рефлексия
Предлагает определить
уровень своих достижений,
наметить перспективы
работы.
Просит провести
рефлексию. Продолжить
фразу: сегодня я узнал…-
было интересно…- было
трудно…
- я выполнял задания…- я
понял, что…- теперь я
могу…- …- я приобрел…- я
Проводят
рефлексию.
Личностные УУД
Сформировать умение оценивать
ситуации
Познавательные УУД
Выделять существенную
информацию
Сформировать умение строить
логическое рассуждение,
включающее установление
причинно-следственных связей.
Регулятивные УУД
Формировать умение описывать
П р о и с х о д и т
целостное
осмысление
и
обобщение
полученной
информации,
выработка
собственного
о т н о ш е н и я
к
изученному
материалу
и
его
повторная
научился…- у меня
получилось …- я смог…- я
попробую…- меня
удивило…
- урок дал мне для
жизни…- мне захотелось…
результат.
проблемати-зация,
а н а л и з
в с е г о
процесса
изучения
материала.