Автор: Гончарова Рия Мухтаровна Должность: директор школы Учебное заведение: МОУ "Васильевская основная общеобразовательная школа" Населённый пункт: Васильевка, Ракитянский, Белгородская Наименование материала: Реферат Тема: Проблемы школьного воспитания Раздел: среднее образование
МОУ «Васильевская основная общеобразовательная школа»
Р Е Ф Е Р А Т
на тему:
Выполнила:
директор Гончарова Р.М.
с. Васильевка 2012 год.
О Г Л А В Л Е Н И Е
Стр.
1. Введение 1
I I. Вечные проблемы школьного воспитания 1
Сложности школьного воспитания 1
Воспитательная система школы 3
Воспитательное пространство 4
Типы воспитательных систем 5
Признаки воспитательной системы 6
III. Планирование воспитательной работы в школе 7
IV. Заключение 9
Приложения 10
I.Введение.
Традиционно в России воспитание служило, с одной стороны, стабильности
общества, с другой – его прогрессивному развитию. К сожалению, в последние
десятилетия эта традиция была нарушена.
Как следствие – воспитание фактически было изгнано из школы и внешкольных
учреждений.
Сегодняшнее положение с воспитанностью молодёжи (ранняя преступность,
наркомания,
проституция,
низкая
общая
культура,
отсутствие
патриотизма,
агрессивность и т.п.) представляет реальную угрозу для национальной безопасности
России.
Наряду с группами детей и молодёжи, для которых характерны указанные выше
«атрибуты современности», не так уж мало молодых людей, которых отличает тяга к
знаниям, к творчеству, высокий уровень культуры, ответственности.
Педагогическая наука разработала множество концепций, которые признают
необходимость
построения
гуманных
отношений
между
педагогами
и
детьми,
необходимость исходить из обще 5человеческих ценностей, приоритет творчества
педагога- воспитателя.
Основные различия прослеживаются при ответе на два вопроса:
1)
Какой в результате воспитания должна стать личность школьника;
2)
С помощью каких методов, механизмов и средств можно достичь желаемых
результатов?
В результате ответа на эти вопросы и возникает «идеальная» модель процесса
воспитания.
Идеальна она, потому что на самом деле существует ещё один принципиальный
вопрос: каковы реальные возможности организаторов процесса воспитания? Ответ
на этот вопрос вносит существенные коррективы в идеальную модель.
Обратимся
к
проблемам
воспитания,
которые
сегодня
волнуют
как
их
исследователей, так и педагогов – практиков.
II. Вечные проблемы школьного воспитания.
I
. Сложности воспитания.
Сегодня стало аксиомой, что цель воспитания – развитие личности ребёнка.
Многие школы, так или иначе, формируют и ставят эту цель, конкретизируя её как
цель
воспитания
тех
или
иных
качеств
личности.
Например,
развитие
интеллектуальных качеств личности.
Определённые сложности испытывают педагоги – воспитатели и с определением
содержания воспитывающей деятельности. Сегодня это содержание может быть
связано с человеческой культурой: художественной, экономической, физической и
т.д.
Известно,
что
культурная
деятельность
–
это
способ
существования
и
самовыражения индивидуальности.
Принадлежность современного ребёнка к формальным и неформальным детским и
юношеским
объединениям,
безусловно,
необходимо
учитывать
при
организации
воспитательного
процесса
в
школе.
К
сожалению,
сегодня
очевидна
слабость
детского и молодёжного движения. Оно далеко не всегда выдерживает конкурацию с
асоциальными молодёжными группами.
В связи с развитием детских и молодёжных объединений нельзя не обратиться к
«вечной»
школьной
проблеме:
самоуправления.
До
сих
пор
в
массовой
педагогической
практике
самоуправление
отождествляется
с
созданием
органов
самоуправления.
Но
самоуправление
–
это
организация
детьми
своей
жизнедеятельности. Создание условий для самоуправления – самая сложная сфера
деятельности педагога. Популярный День самоуправления – это лишь игра, не более
того.
А
вот
временный
совет
класса,
школы
часто
действует
в
режиме
самоуправления, если в процесс подготовки того или иного дела не вмешиваются
педагоги.
К
«вечным»
проблемам
воспитания
относятся
также
корректировка
и
формирование отношений.
Хорошо
известно,
что
складывающиеся
в
процессе
деятельности
и
внедеятельносного, свободного общения отношения между детьми, и взрослыми –
главный
фактор
воспитания.
От
того,
каков
их
характер,
в
какой
мере
они
гуманистичны,
зависят
эффективность,
действенность
воспитания.
Но
гуманистическими отношения становятся отнюдь не стихийно. И далеко не всегда
они
становятся
таковыми
в
процессе
даже
хорошо
и
чётко
организуемой
деятельности.
На
характер
внутришкольных
отношений
влияет
не
только
та
деятельность, в которой дети участвуют в школе, не только в общении в рамках
школы.
В школе они становятся носителями тех отношений, которые сложились у них в
семье, уличных компаниях, под влиянием чтения, кино, телепередач. Чтобы стать
гуманистом, ребёнок должен получить опыт отношений, основанных на взаимной
помощи, взаимной ответственности, взаимопомощи, терпимости и уважении.
Формирование различного рода отношений следует признать приоритетной
воспитательной
задачей.
Ведь
именно
в
отношениях
реализуются
задачи
воспитания, они одновременно цель и средства её достижения.
В последнее время нарастает невостребованность педагога как воспитателя, что
ведет
к
его
дисквалификации
в
этой
не
менее
важной,
чем
обучении,
сфере
педагогической деятельности.
Социологические исследования показывают рост творческой активности
учителей
как
предметов,
но
каждый
третий
педагог
испытывает
серьезные
трудности в общении и взаимодействии со школьниками вне урока, в ситуациях, где
он оказывается в роли воспитателя.
В последние годы появились интересные исследования (В.В.Андреева, О. С.
Газман, Н. Н. Михайлова и др.), позволившие по–новому взглянуть на приоритетные
функции воспитателя, на его роль в учебно-воспитательном процессе, способы
подготовки к воспитательной деятельности.
Прежде всего, стала очевидной необходимость усложнить содержания этой
деятельности и ее форм, а также и их соответствия потребностям, возможностям и
жизненным проблемам современных школьников.
И все-таки, что нужно сегодня отметить объективно?
К. Роджерс выделил основные установки учителя: «истинность», «открытость»,
«принятие»,
«доверие»,
«эмпатическое
понимание»,
которые
актуальны
и
для
педагога как воспитателя.
Современный педагог – воспитатель должен иметь хорошую методическую и
технологическую подготовку. Деятельностаная позиция педагога как воспитателя в
условиях развивающейся воспитательной системы – полсубъекта: педагог - субъект
воспитательного влияния во взаимодействии с ребенком и детским сообществом
школы
личностного
и
профессионального
развития
себя
как
воспитателя,
взаимодействия
с
семьей,
представителями
социума,
связанный
с
ребенком
социальным общностям.
2. Воспитательная система школы.
Педагогические исследования и практика последних лет показали, что
эффективными
механизмами
воспитания
становится
воспитательная
система
и
воспитательное пространство.
Воспитательная система не идентична системе воспитательной работы. Под
системой воспитательных мероприятий, дел. В лучшем случаи это – подсистема в
воспитательной системы школы, в худшем – набор мероприятий.
Воспитательная же система – педагогическая категория, феномен педагогической
практики. Изучение опыта воспитателей различных образовательных учреждениях
показала, что речь может идти о создании в них воспитательных систем.
Воспитательная система школы имеет сложную структуру и представляет собой
комплекс
взаимосвязанных
блоков
–
компонентов:
цели,
деятельность,
обеспечивающая
реализацию
поставленных
целей,
субъекты
деятельности,
её
организующие
и
в
ней
участвующие:
отношения,
интегрирующие
внутреннее
управление,
обеспечивающее
интеграцию
всех
компонентов
системы
в
органическую
целостность.
Ключевые
слова
в
этом
определении
–
«комплекс
взаимосвязанных блоков, потому что наличие системы определяется наличием не её
компонентов, а связью между ними».
3. Воспитательное пространство
Воспитание в современных условиях предполагает активное социальное
взаимодействие детей в сфере их совместного бытия (события). Результатом этого
взаимодействия становятся духовное взаимообогащение, взаиморазвитие взрослого
и ребёнка.
Меняется направленность воспитательной деятельности педагога: акцент
переносится с преобразования личности ребёнка на сохранение и преобразование
сферы «между» взрослым и ребёнком в целях развития личности ребёнка.
Эта сфера «между» на языке педагогики может быть определена термином
«воспитательное пространство».
Воспитательное пространство – это динамическая сеть взаимосвязанных
событий, в каждом из которых происходит развивающая, целе- и целостно-
ориентированная встреча взрослого и ребёнка, их со – бытие.
Сегодня в связи с ростом негативных явлений проблема создания
воспитательного пространства значительно усложнилась. Сложность этой проблемы
и в том, что при создании воспитательного пространства далеко не всегда удаётся
сделать его пространством воспитания, а не функционирования различных
общеобразовательных, культурных и других учреждений. Ребёнок находится в
пространстве, но не осваивает и не присваивает его. В таких случаях пространство
не работает как воспитательное.
Итак, воспитательное пространство – это среда, механизмом организации которой
является событие. При этом событие рассматривается как «событие» для детей и
взрослых в рамках событийной концепции психологического времени. Согласно
этой концепции особенности восприятия человеком времени (его скорости,
насыщенности, продолжительности) зависят от того, насыщена ли его жизнь
событиями, действиями, поступками. (Авторы концепции – Е.И. Головаха,
А.А.Кронник).
А зачем, собственно говоря, вводить в педагогику понятие воспитательного
пространства, если есть такое понятие, как среда?
Среда в основе своей – данность, а не результат конструктивной деятельности.
Воспитательное же пространство – результат деятельности, при чём не только
созидательной, но и интегрирующей. Чтобы получить воспитательное пространство,
мы должны определить основные его компоненты и то, что должно их связывать,
установить моделируемые связи, «вписать» в эту деятельность детей. Тогда – то мы
и сможем рассчитывать на то, что воспитательное пространство станет
существенным фактором личностного развития. В противном случае отдельные
компоненты среды будут влиять на детей так или иначе, причём эти влияния отнюдь
не обязательно будут позитивными. Таким образом, среду надо уметь использовать в
воспитательных целях, а воспитательное пространство надо уметь создавать. Значит,
определённым образом организованная среда и есть воспитательное пространство.
(См. приложение).
4. Типы воспитательных систем.
Воспитательная система школы – это область согласованного влияния коллектива
педагогов, которое лишь подкрепляется воспитательными мероприятиями и
системой организационных условий.
Типы воспитательных систем:
Гуманистическая Нормативно- Авторитарная
гуманистическая
Гуманистическая воспитательная система характеризуется высокоценностным
отношением к личности, основное значение придаётся личности. В этих школах есть
прочные традиции. Такова, например, школа В.А. Карановского.
Нормативно – гуманистическая система – паритет между группами ценностей:
признанием самоценности человеческой личности и стремлением ориентировать
воспитание на подготовку ребёнка к выполнению определённого комплекса
функциональных ролей.
В этих школах наряду с традициями заметную роль играют санкции, в том числе
наказания. Например, школа А.С. Макаренко.
Авторитарная воспитательная система – приравнивается к насилию над
личностью ученика и оценивается негативно. Они нацелены на подготовку
воспитанника к определённому предназначению, к тем социальным ролям, которые
воспитанники примут на себя в будущем. Это профессиональные школы и военные
учебные заведения (в основном).
Воспитание – это наука и искусство мотивации, способность вызвать в человеке
общественно ценные нравственные мотивы поведения.
Чтобы ребёнок стал хорошим, надо, чтобы он захотел таким быть. И получил от
этого внутреннее нравственное удовольствие.
Источники воспитания:
1.
Социальный
Общественный опыт, культурное наследие предыдущих поколений. Функция школы
- организовать встречу ребёнка с культурой своего народа и человечества.
2.
Внутренний
Стремления, потребности ребёнка, которые являются некоей движущей силой
реализации его способностей становления «самости». Воспитание становится
возможным, как обретение нравственной силы, целеустремлённости,
ответственности.
Физиология, биологический фонд человека.
(физическое здоровье в сочетании со здоровыми условиями среды – основа
психического благополучия, социального здоровья человека).
В педагогической практике эти источники проявляются в понятиях «надо»,
«хочу» и «могу»: «хочу» - голос самого человека, у которого есть свои
стремления и ожидания, потребности и притязания.
«Надо» - моральные предписания, юному человеку, который пришёл в
человеческое сообщество и должен с ним считаться.
«Могу» - область природных способностей, качеств, дарований, которыми
наделила ребёнка природа.
Воспитательная система школы – это школа как целостный организм.
Воспитательная система школы соединяет в единый процесс две основных
подсистемы школы – обучающую и воспитывающую, интегрируя таким образов
все педагогические воздействия, идущие на ребёнка, в целостный
воспитательный процесс, соответствующий целостности как системообразующей
характеристике личности ребёнка.
5. Основные признаки воспитательной системы.
1.
Наличие тесной взаимосвязи всех составных частей школы, всех её
состояний. Всякий фрагмент школьной жизни может быть объяснён с точки
зрения её отношения к целому.
2.
Самоорганизация и самовоспроизводство.
3.
Наличие системообразующих факторов (цели – деятельность – отношения –
идеология).
Объектом, субъектом и главным критерием эффективности воспитательной
системы школы является развивающаяся личность школьника.
По каким же критериям воспитатель может оценить результаты гуманистического
личностно- ориентированного воспитания?
Исходя из того, что личность получает свою структуру из видового строения
человеческой деятельности и характеризуется поэтому следующими потенциалами:
-
гностическим (познавательным);
-
аксиологическим (ценностным);
-
креативным (творческим);
-
коммуникативным ( общение).
III. Планирование воспитательной работы в школе.
Исходными при планировании воспитательной работы являются:
-
целевая ситуация: учёт доминирующих на данный момент воспитательных задач,
осознание результата воспитания как развития личности ребёнка,
предоставление о воспитании как о целенаправленном процессе приобщения
учащихся к культурным ценностям через организацию деятельности
школьников.
-
Возрастная ситуация обуславливает учёт изменений интересов учащихся, учёт
психологических особенностей возраста, учёт степени интеллектуального,
эстетического, полового развития. Например, игра – импонирует младшим
школьникам, соревновательность – подросткам, диспуты, беседы –
старшеклассникам.
Технология планирования воспитательной работы складывается из трёх
этапов:
1.
Диагностика личностного потенциала учащихся
2.
Постановка воспитательных задач и выбор форм жизнедеятельности
школьников.
3.
Отслеживание результатов деятельности.
I.
В начале учебного года для изучения личностного потенциала можно
использовать следующие методики:
-
Гностический (познавательный) потенциал определяется объёмом и качеством
знаний.
Методики: «Тройные сравнения», «что нам интересно», «ученик глазами ученика»,
«что мне нравится», «любимый предмет», «читательские интересы», «анализ
к\работы», тест определения общих способностей, тест умственного развития,
шкала измерения интеллекта Векслера и т.д.
-
Аксиологический (ценностный) потенциал- система ценностных ориентаций
Методики: «напишите свой портрет», «ранжирование»,»недописанный рассказ», и
т.д., а также анкетирования, наблюдения за поведением учащихся с фиксированным
количественных характеристик, а также различные тесты.
-
Креативный (творческий) потенциал – способность к продуктивному действию.
Методики: тест достижений, тест на определение предпочтительных видов
деятельности, карта интересов для учащихся диагностика задатков и склонностей
личности (по В.П. Симонову)
Коммуникативный потенциал – мера и форма общительности.
Методики: тесты, анкеты, опросники, методика наблюдения.
Изучив личностный потенциал, классный руководитель составляет
диагностическую карту потенциальных возможностей членов классного коллектива
(журнал «Классный руководитель» №1 2001 г., с.60).
Анализ заканчивается выводом, после чего формулируются воспитательные
задачи.
II.
Планирование работы с учётом диагностических данных, отбор
форм, методов и средств организации жизнедеятельности школы.
III.
В конце учебного года проводится повторное диагностическое
исследование и сопоставляются возрастные нормы с реально
существующим уровнем развития.
Данный подход к планированию воспитательной работы предполагает оказание
помощи воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении и раскрытии его
потенциальных возможностей, становления самосознания, даёт возможность
оперативно корректировать процесс воспитания, направляя его на удовлетворение
личностных и общественных потребностей, и, что особенно важно, новый подход
позволяет проектировать будущие результаты воспитания как по отдельным
учащимся, так и по возрастным группам и по образовательному учреждению в
целом.
Диагностирование и прогнозирование воспитательного процесса – одна из
ключевых задач теории и практики воспитания сегодня.
Успех в воспитательной функции школы лежит в роли личности классных
руководителей и эффективности используемой им методики. Идея комплексного
подхода к воспитанию на деле практически не реализуется. В планах
воспитательной работы по-прежнему в центре внимания не личность воспитанника,
динамика её формирования, а мероприятия.
Происходит формализация воспитательной работы, результатов воспитания,
разумеется, не соответствуют количеству затраченных сил. Планирование
воспитательной работы осуществляется по одному основанию, организация – по
другому, анализ – по третьему.
С одной стороны – огромная по количеству мероприятий, напряженная постоянно
контролируемая деятельность классных руководителей, а с другой стороны- явная
незаинтересованность детей в этих делах.
Изменить такую незавидную роль классного руководителя может только
изменение самого подхода к воспитанию.
Эти отношения, основанные на коллективной, партнёрской, равноправной,
творческой деятельности взрослых и детей, направленной на заботу друг о друге и
окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и
определяют роль функции, цели, задачи и содержание деятельности классных
руководителей; что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ним.
В формировании воспитательной системы школы необходимо опираться на
методику коллективного творческого воспитания.
Необходимо определить роль и место классного руководителя в детском
коллективе таким образом: « Быть рядом с детьми и чуть – чуть впереди».
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ .
Система воспитательной работы школы должна быть динамичной, своевременно
обновляется как в содержании, так и в организации деятельности, видоизменяя роль
и функции классного руководителя.
Меняются функции классного руководителя, меняются формы работы с ними,
будучи направленными прежде всего на организацию и методическую помощь им.
Возможно, в перспективе, когда в школе будут на практике функционировать
структуры, позволяющие ученикам реализовать своё право выбора, свои интересы,
сочетающие индивидуальные подходы с коллективной творческой деятельностью,
имеющие личную и общественную значимость, необходимость в классном
руководстве отпадает. Пока этого нет, рядом с нашими детьми должен быть
воспитатель, для которой классный руководитель не должность, а состояние души.