Напоминание

"О языке занимательно"


Автор: Яковлева Нина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ №8
Населённый пункт: город Мелеуз
Наименование материала: ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
Тема: "О языке занимательно"
Раздел: среднее образование





Назад




1
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан

________________________________________

Сообщение на тему:

«Развитие языкового чутья

и

понимания красоты языка

в урочной и внеурочной деятельности
» Подготовила учитель русского языка и литературы Яковлева Н.В.
2 Вспоминаю время, когда я только пришла в школу, молодая, энергичная. Мне казалось: всё переверну, у меня всё получится, я смогу заинтересовать детей. Не всё получалось. Многое не получалось. Годы понадобились, постоянный самоанализ, чтобы понять, что недостаточно быть молодой и энергичной, что работа по образованию и воспитанию человека сложна, кропотлива и, если можно провести такое сравнение, напоминает строительство здания. Прежде всего, нужен чёткий проект, просчитанный, выверенный до мелочей. Нужно почву проверить, прежде чем класть фундамент: выдержит ли, какой высоты здание можно построить. И здание растёт, когда миллион маленьких кирпичей скрепляют между собой раствором. И раствор должен быть соответствующим: вода, цемент, песок выдержаны в правильных пропорциях. Работа эта требует много времени и сил, работать приходится и в жару, и в дождь, и в стужу. И кажется: нет конца работе. Но вот один этаж возведён, затем второй. Это уже маленькие победы. Так и в работе учителя. Миллионы жестов, взглядов, слов скреплены раствором из любви, терпения, строгости, умения и желания понять. Всё должно быть в нужной пропорции. Вовремя поддержать, вовремя пожурить… любить и понимать. Не секрет, что дети сегодня не любят читать. Как развивать языковое чутьё, если ученики не читают? И мне, как учителю-словеснику, для того чтобы заинтересовать, увлечь ребят, приходится использовать разные формы работы. Вот, например, в сильном классе одно время мы проводили такую работу: каждый ученик на уроке литературы в течение пяти минут сообщал о том, какое произведение (не по программе) он прочёл. Отвечающий должен был выделить, найти в произведении главное, какой- то ключевой момент, чтобы заинтересовать слушателей. И оценивалась его работа по тому, какую реакцию она вызвала у ребят. И были такие, которые заинтересовывались, читали это произведение. Конечно, были такие, которые готовили сообщение ради оценки. Но были и такие, которые стремились найти такое произведение, чтобы у слушателей дух захватило. Вот она маленькая победа. Не надо сразу ставить большие задачи и ждать больших побед: большая победа есть множество маленьких. Я понимаю, что должна терпеливо вести ребят по выбранному пути. И они должны быть терпеливыми. Должны научиться трудиться и радоваться результатам своего труда. Бывало, после уроков ребята оставались для того, чтобы своими руками сделать материал для урока. Например, при изучении темы «Словообразование» конструировали кубики, на сторонах которых писали части слова, для того чтобы составлять слова уже на уроке, прикладывая кубики друг другу. Сначала было очень интересно, а потом сложнее, потому что склеивать, вырезать нужно аккуратно. Это кропотливый труд. Но сколько было радости, когда из этих кубиков ребята могли собрать слова в процессе работы, не на уроке. Они тренировались сами, их никто не заставлял. И это тоже маленькая победа. А большая победа, когда я вижу, что они знают части слова, способы образования новых слов, различают суффиксы прилагательных, существительных и быстро собирают слова. И за работу получают оценки. Не сразу у всех получается хорошо. Всё равно, следует похвалить, поддержать, чтобы не пропал интерес, чтобы было желание творить ещё. На уроках русского языка я также использую упражнения, способствующие формированию абстрактного мышления. Например, в 5 классе при изучении темы «Склонение имён существительных» на втором уроке пишу на доске следующее четверостишие из произведения А.и Б. Стругацких «Понедельник начинается в субботу»: Раскопай своих подвалов И шкафов перестряси Много книжек и журналов По возможности неси. Чаще всего ученики, причем первыми далеко не самые успевающие, сразу после написания мною четверостишия обращают внимание на несовпадение падежных окончаний и исправляют. Или пишу на доске текст без знаков препинания и заглавных букв. Ученики определяют границы предложений, расставляют знаки препинания: им нравится выступать в роли редакторов.
3 Подобная работа всегда проходит оживленно, поскольку основана на активизации каждого за счет игрового элемента и возможности проявить себя. В игровом формате ученики усваивают важность правильной расстановки слов, роль интонации, знаков препинания. На уроках литературы подобная работа проводится при выполнении задания пересказать стихотворение или часть текста своими словами, затем сравнить с оригиналом. Таким образом, концентрируем внимание на красоте языка, его звучности, точности и богатстве. При изучении темы «Словообразование» я также использую игровые моменты. Ребята хорошо усвоили понятия «однокоренные слова» и «слова с омонимичными корнями» благодаря сценке: «Встречает гусеница семейство гусей, знакомится с ними и заявляет, что она им родственница. Гуси падают в обморок». Ученики понимают, что омонимичные корни имеют различное лексическое значение и слова «гусь» и «гусеница» не являются однокоренными.. А ещё ребята сами сочиняли сказки о происхождении корней –кос-, - кас-; -гор-, -гар-. Такой подход облегчает усвоение учебного материала. Мы открыли «Театр лингвистических миниатюр». В процессе работы «театра» учащиеся узнали, почему так важно знать условия постановки знаков препинания, почему местоимение «я» при склонении меняет свою форму, как появилась приставка пре- и многое другое о подданных королевств «Грамматика», «Лексика», «Морфология», «Культура речи». Я считаю, что учитель не должен навязывать своего мнения, дети устали от дидактики. Подавая учебный материал, нужно вовлечь в совместную работу, пригласить к сотрудничеству. Учитель высказывает своё мнение, ребята должны привести свои аргументы. Важно, чтобы они чувствовали себя свободно в процессе работы, чтобы учитель не подавлял, а направлял учеников. Особенно важно это на уроках литературы при анализе произведения, когда нужно проникнуться духом того времени, понять героя, почувствовать красоту природы или красоту человеческих чувств. А красоту нужно показывать, особенно сегодня, пока подрастающее поколение не забыло, что такое истинная красота. Только на уроках добиться этого было трудно. Поэтому я, спасибо администрации, стала вести занятия драматического кружка, куда, кроме хорошистов, приглашала учеников слабых и лентяев, которые могут хорошо учиться, но не хотят. Ребята учились декламировать стихотворения (были такие, которые занимали призовые места на городских конкурсах чтецов), собирали информацию о поэтах, писателях. Интересно было узнавать о том, какие события легли в основу того или иного произведения. Ребята читали выразительно по ролям, озвучивали фильмы, работали над мимикой, жестами, походкой героев, пытались почувствовать, чем дышит герой. Как ребёнок может понять, если не видит, что стоит за словом. Слово - это калитка в мир красоты, и учитель-словесник должен «открыть эту калитку», помочь понять, почувствовать СЛОВО. Мы ставили «Недоросля» Д. И. Фонвизина, сцены из «Обломова» И. А. Гончарова, «Капитанской дочки» А.С.Пушкина, рассказы А. П. Чехова, А.Вампилова. Перед постановкой «Обломова» посмотрели фильм, разобрали детали интерьера, одежды, пришлось поговорить о сути барства, вспомнить споры западников и славянофилов. Это ведь настолько далеко от современного человека, да ещё ребёнка, да ещё слабоуспевающего. А начинали со сказок. «Кошкин дом» до сих пор вспоминают. Понятно, что не все талантливы, не все артисты. Кто-то рисовал декорации, искал реквизит, помогал гримировать, думал, во что одеть героев, учитывая эпоху. Главное: каждый из участников процесса читал произведение. Сначала это произведение, потом другое. И это тоже победа. Считается, что грамотные люди – читающие. Значит, есть надежда, что мои артисты станут чуточку грамотнее. А ещё такой подход развивает образное мышление. Конечно, на уроках развития речи мы прививаем любовь к прекрасному: используем репродукции картин, музыкальные произведения. Но только то, что ребята сами участвуют, ищут, думают, играют, пытаются понять, пропускают через себя – делает их намного серьёзнее, ответственнее. Они уже не говорят: дурацкое произведение (есть такое: если не понял, значит, произведение плохое). И хвалить нужно, не скупясь. Важно любое поощрение в любой форме. Это повышает статус ученика в любом коллективе. Ведь в каждом ученике есть что-то положительное и каждый может себя в чём-то проявить. Не сразу всё получается так, как надо. Не за каждый ответ можно было сразу поставить оценку. Слабому ребёнку трудно на уроке получить оценку. Поэтому я для оценивания ответов учащихся использовала жетоны. В зависимости от количества жетонов в конце урока выставлялась оценка. Слабый ученик, допустим, получил один жетон на этом уроке, затем ещё жетон на
4 следующем, потом ещё. Затем я выставляла ему оценку. Поощряя его, я давала ему возможность поверить в себя, а на следующем уроке ученик старался получить уже не один жетон. Сейчас много больных детей, не только физически, но и нравственно. Их нужно «лечить» лаской, баловать вниманием, заботой, знанием личных проблем и особенностей характера. Если не выучил правило, стихотворение не прочитал, не ставить сразу «2»(неизвестно, как это отзовётся, может у него дома неблагополучная ситуация), а дать шанс получить хорошую оценку, пусть не на этом уроке, последующем, после уроков. Это не попустительство, а индивидуальный подход. А если класс компенсирующего обучения? Нужно найти к каждому ребёнку ключик. Ребёнок будет благодарен. Если же наказание необходимо, то оно должно быть позитивным В автобиографии В.Л. Гиляровского есть замечательный пример. В роте случилась кража. Украл рядовой у своего же товарища. Уличен он был быстро и сразу сознался. Наказание за такое было страшным всегда. Но командир роты поступил иначе. Он перестал с ним здороваться на утреннем и вечернем построении. Делал он это так: «Здравствуйте, орлы! Кроме… такого-то». Через несколько дней виновный упал в ноги командиру со слезами, умоляя о прощении и клянясь не повторять подобного. Все солдаты, ужаснувшиеся вначале тяжести наказания («лучше бы выпорол, оно привычнее») были восхищены и горды своим командиром. Стоит ли говорить, что с дисциплиной в этой роте больше проблем не было. Мудрость командира роты заключалась в изменении цели и принципа наказания. Вместо привычного «око за око, зуб за зуб», где наказание является просто возмездием, он ввел наказание, направленное на перспективу, наказание для исправления. Привлекая же силу коллективного мнения, он укрепил и развил чувство товарищества, добившись, таким образом, нескольких воспитательных целей. Нужно не просто наказать, а заставить задуматься. Вообще, совместная позитивная деятельность снижает конфликтность в классе, прививает уважение к старшим, повышает самооценку. А драматический кружок в школе является мощным средством, повышающим мотивацию учебной деятельности и, следовательно, качество обучения, создаёт атмосферу, благоприятствующую развитию интеллектуальной деятельности, оттягивает с улицы, а, может быть, и судьбу определяет.. .Конечно,это требует много времени и терпения. Но радует результатами. И родители довольны, и участники, которые стали дисциплинированнее на уроках, стали читать. Важно, чтобы это интересно было самому педагогу, если он это умеет сам, если он терпелив и настойчив, он сумеет «заразить» этой красотой и ученика. У Дины Рубиной есть великолепный рассказ о постановке в школе «Бориса Годунова», куда учителем под угрозой исключения из школы был привлечен на роль старца Пимена известный хулиган и двоечник. И не успех постановки был главным результатом, а превращение хулигана и двоечника в артиста. Я для себя поняла: не надо пытаться превратить рутинную, кропотливую работу в некое увлекательное занятие - это бесполезно, а часто просто вредно. И учащимся необходимо внушить, что любое занятие на 90% состоит из рутины. Не нужно превращать урок в шоу. Шоу - это яркие краски. Оно захватывает. Но содержательно ли оно? Что, кроме ярких красок, вспомнят на следующий день ребята? Бывают яркие уроки. Но для того, чтобы их подготовить, чтобы учащиеся выложились максимально, нужно трудиться долго, упорно. Это и является сверхзадачей педагога, и успех зависит уже от его умелой и кропотливой работы.


В раздел образования