Тема: «Дифференциация звуков Б – П» (старшая логопедическая группа)
Цели:
- Учить детей чётко произносить звуки Б и П,
-
Учить
дифференцировать
звуки
Б
–
П
на
слух
в
слогах,
словах
и
предложениях,
- Учить определять позицию заданного звука в составе слова,
- Закрепить понятие звукового анализа слова со звуками Б – П,
- Развивать зрительную и слуховую память.
Оборудование: предметные картинки на звуки Б-П, доска, две картинки с
изображениями мальчиков, раздаточный материал, мяч.
Ход занятия
1.
Организационный момент.
Ребята, сядет тот, кто назовёт предметы мебели.
2.
Сообщение новой темы занятия.
Ребята,
вы
любите
отгадывать
загадки?
Очень
хорошо.
Сейчас
я
загадаю вам загадки. А вы попробуете их отгадать (загадывание загадок
на звук Б-П).
На островок, налетел ураган,
На пальме остался последний (банан)
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает,
Когда надо пыль собрать
Его включаю помогать (пылесос)
Ребята, вы отгадывали загадки на звуки Б-П, молодцы.
3.
Артикуляция и характеристика звуков Б и П
а) П – согласный глухой
б) Б – согласный звонкий.
в) произнесение и выделение заданного звука в слогах:
па – га – са – ва
ба – ка- да – са
Игра «Наоборот»: логопед бросает мяч и произносит слоги:
па – ребёнок произносит - ба,
по – ребёнок произносит – бо,
пу - ………
пы - ………
и т.д.
г)
выделение
заданного
звука
в
словах
(работа
с
предметными
картинками на доске) – нахождение места заданного звука в слове с
характеристикой звука.
д) деление слов на слоги (с правилом: сколько в слове гласных звуков,
столько и слогов): работа со схемами слов (слоговой анализ). Логопед
предлагает детям схемы слов:
_____________ _____________ ______________
__ ___ ___ ___ ___ ___
Дети выбирают из предложенных картинок те предметные картинки,
которые подходят к данным схемам (бант, рыба, барабан; пол, папа,
помидор и т.д)
Ребята, вы - молодцы, хорошо справились.
4.
Физкультминутка.
5.
Дифференциация звуков Б и П
Ребята, я вам буду загадывать загадки, а вы выберете картинку-отгадку
(из предлагаемых логопедом ряда предметных картинок на звуки Б и
П).
Дети выбирают правильный ответ из предлагаемых картинок.
Загадки:
У маленькой Катюшки
Уселся на макушке
Не мотылёк не птичка
И держит две косички
(Бант)
Без станка и без рук
Паутину ткёт ….(Паук)
Идёт спокойно, не спеша
Пусть видят все, как хороша,
Удобна и прочна рубаха,
В которой ходит … (Черепаха)
Круглое, румяное,
Я росту на ветке,
Любят меня взрослые
И маленькие детки
(Яблоко)
6.
Звуко-слоговой анализ слов (под контролем логопеда каждый ребёнок
выкладывает
схемы
слов
на
своём
столе,
каждый
звук
в
слове
проговаривается и даётся его характеристика
Бант (картинка) Паук (картинка)
_________ _________
___ ___
. . . . . . . .
7.
Игра «Подари картинку» (дифференциация заданных звуков Б и П)
Логопед выставляет две картинки с изображениями мальчиков: первый
мальчик
–
Паша,
второй
мальчик
–
Боря,
детям
предлагается
из
имеющихся картинок на доске подарить картинки со звуком П Паше и со
звуком Б
- Боре. Проговорить название картинки. Выделив заданный
звук. Дать характеристику звуку и назвать место звука в составе слова.
8.
Итог занятия.
Ребята, вы сегодня молодцы, все хорошо трудились.