Тема: «Наречие» (подготовительная логопедическая группа)
Цели:
-
Учить
детей
правильно
образовывать
и
использовать
наречия
в
самостоятельной речи:
образовывать наречия от прилагательных;
подбирать наречия с противоположными значениями;
распространять предложения путём введения наречий;
составлять рассказ по сюжетной картинке, используя наречие.
- Воспитывать у детей красоту правильной речи,
развивать самоконтроль речи.
- Развивать психические функции ребёнка: внимание, память, мышление:
умение выбирать из группы слов лишнее слово.
Оборудование:
сюжетная
картина
«Зима»;
набор
карточек
–
картинок
антонимов; сказочные персонажи: Лунтик и Кузя; сюжетные картинки по
теме: «Наречие», резиновый мяч, ТСО (стереосистема).
Ход занятия
1.
Организационный момент.
- Ребята, давайте вспомним основное правило красивой речи.
Говорим всегда красиво.
Смело и неторопливо.
Ясно, чётко говорим.
И, конечно, не спешим.
Правильно - это главное правило красивой речи.
Ребята, как мы с вами должны говорить?
(Красиво, смело, чисто, ясно, чётко)
2.
Тема занятия.
Сегодня мы будем продолжать учиться правильно говорить.
Попытаемся
определить,
что
хорошо,
а
что
плохо;
что
красиво,
а
что
безобразно.
В
этом
нам
помогут
наши
друзья
–
Лунтик
и
Кузя
(вопросы
задают
персонажи).
Надо подобрать слова, которые отвечают на вопрос: «Как?» и закончить
предложение:
Черепаха ползёт (как?) …
Злой волк смотрит (как?) …
Свирепый ураган налетел (как?) …
Неуклюжий медвежонок ходит (как?) …
Котёнок играет (как?) …
Музыка звучит (как?) …
Лампа висит над столом (как?) …
Заяц скачет по полю (как?) …
Воробей чирикает (как?) …
Лиса крадётся (как?) …
Молодцы, ребята, вы очень хорошо, здорово справились с заданием Лунтика
и Кузи. Давайте теперь с вами, ребята, поиграем ещё в одну игру, будем
продолжать учиться с вами подбирать слова противоположного значения.
Игра называется «Скажи наоборот».
Дети
встают
в
круг,
в
центре
логопед,
логопед
бросает
ребёнку
мяч
и
произносит
слово
(наречие).
Ребёнок
должен
вернуть
мяч
логопеду
и
ответить словом, противоположным по значению ( сладко – горько, холодно
– тепло, темно – светло, далеко – близко, быстро – медленно, тихо –
медленно и т.д.).
Сейчас попробуем вспомнить наши слова, которые мы называли, и составить
с этими словами предложения.
Например: Музыка звучит тихо, а я пою громко.
Ночью темно, а днём светло и т.д.
Продолжим подбирать слова противоположного значения.
Игра
называется
«Найди
пару».
Ребята,
вам
надо
подобрать
картинки
противоположного значения, отвечающие на вопрос «Как?».
Например: чисто – грязно, далеко – близко, высоко – низко. Молодцы. И
давайте постараемся составить ещё предложения:
Самолёт летит высоко, а вертолёт низко.
В моей комнате чисто, а в соседней грязно.
Школа далеко от моего дома, а магазин близко.
Дедушке весело, а бабушке грустно.
Папа работает быстро, а мама медленно.
От конфет во рту сладко, а от лекарств горько.
3.
Музыкальная физкультминутка.
Мы сейчас с вами потанцуем (стереосистема с весёлой композицией
«Барбарики»).
Молодцы! Лунтик, Кузя, вам понравилось, как мы танцевали?
Ребята, как мы с вами танцевали? (здорово, весело, шумно, задорно,
классно).
Продолжаем также здорово отвечать на вопрос «Как?».
Вам надо образовать новое слово, которое отвечает на вопрос «Как?».
Например: Красивый – красиво.
Честный – честно.
Скорый – скоро.
Приветливый – приветливо.
Ласковый – ласково.
Интересный – интересно.
Забавный – забавно и т.д.
Пока мы с вами придумывали и образовывали новые слова Лунтик и
Кузя приготовили для нас игры. Они хотят знать, кто из детей самый
внимательный.
4.
Игра «Найди лишнее слово» - объясни почему оно лишнее.
Наши
гости
Лунтик
и
Кузя
написали
слова.
Надо
внимательно
прослушать эти слова и найти лишнее, объяснить свой выбор.
Правильно,
верно,
точно, трусливый
–
слово
лишнее,
оно
не
отвечает на вопрос «Как?».
Радостно, весело, нечаянно, забавный – слово лишнее и т.д.
Игра
«Найди
ошибку,
дай
правильный
ответ».
(Логопед
читает
предложение, дети слушают и исправляют ошибку:
Ручей журчит осторожно (громко)
Кошка крадётся за птичкой быстро (осторожно, медленно)
Щенок играет со щёткой высоко (забавно, смешно, интересно, весело)
Третья игра «Закончи предложение» - кто больше придумает слов,
которыми можно закончить предложение.
Я пел песню (как?) …
Мама пришила пуговицу (как?) …
Я играл вчера (как?) …
Брат выучил уроки (как?) …
Щенок заболел и ему стало (как?) …
Молодцы, вы все справились с игрой.
5.
Работа
по
составлению
рассказа
(сюжетная
картинка
с
опорой
на
слова).
Лунтик и Кузя нарисовали нам картину.
Ребята, как можно её назвать? (зима).
Наши друзья Лунтик и Кузя предлагают вам, ребята, составить рассказ
по этой картине, используя следующие слова: холодно, зябко, долго,
весело.
Можно
в
свой
рассказ
добавлять
другие
слова,
которые
отвечают на вопрос «как?».
Наступила
зима.
Выпало
много
снега.
Стало
всё
красиво
и
сказочно.
На
улице
было
холодно
и
поэтому
взрослые
и
дети
оделись тепло. По снегу и льду люди ходили аккуратно, потому что
было скользко. Во дворе был каток, где всегда было весело. На
катке громко звучала музыка. Всем было здорово!
Молодцы,
вы
все
справились
с
заданием.
Лунтик
и
Кузя
с
вами
прощаются.
6.
Итог занятия.
Ребята,
вы
сегодня
молодцы,
все
хорошо
трудились.
Сегодня
вы
научились
использовать
слова,
которые
помогают
выразить
своё
отношение к окружающему вас миру.