Интегрированный подход в гендерном воспитании дошкольников.
Автор: Бударина Любовь Михайловна Должность: заместитель директора по воспитательно-методической работе Учебное заведение: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Центр образования №7" Населённый пункт: город Тула Наименование материала: статья Тема: Интегрированный подход в гендерном воспитании дошкольников. Раздел: дошкольное образование
Интегрированный подход в гендерном воспитании дошкольников.
Бударина Любовь Михайловна,
заместитель директора по воспитательно- методической работе
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр
образования №7» города Тулы ( дошкольное отделение).
Аннотация: в статье обоснована необходимость интегрированного подхода при
внедрении инноваций в образовательном учреждении. На примере гендерного
воспитания детей прослеживается сотрудничество разных специалистов, дан
анализ их работы.
Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее
условие
совершенствования
и
реформирования
системы
дошкольного
образования.
Инновационная
деятельность
развивается
по
определенным
этапам
и
позволяет
учреждению
перейти
на
более
качественную
ступень
развития
при
создании,
разработке,
освоении,
использованию
и
распространению
новых
методик.
Развитие
образовательного
учреждения,
переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем
через
освоение
новшеств.
Достижение
данной
цели
возможно
только
в
совместной деятельности педагогов.
В современных условиях в дошкольных образовательных учреждениях
работает
много
узких
специалистов,
и
чем
их
больше,
тем
острее
встает
необходимость координации, т.е. согласования их деятельности. Каждый из
специалистов
решает свои задачи, но цель в конечном итоге у всех одна -
развитие личности ребенка, социализация его в обществе. Достигнуть её можно
только согласовывая свои действия.
Интеграция позволяет объединить усилия разных специалистов для решения
поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга. В
качестве примера можно рассмотреть интеграцию специалистов при решении
задач по гендерному воспитанию детей. Этим вопросом занимаются не только
непосредственно воспитатели, но и другие специалисты: педагог – психолог,
инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог по
изобразительной деятельности. Каждый решает свою часть задач, использует
свои методы. Интеграция позволяет не дублировать друг друга и избегать
перегрузки детей.
С 2011 года наше образовательное учреждение работает в инновационном
режиме по реализации и муниципального социально-педагогического проекта
«Мир детства». Работа с детьми дошкольного возраста выстраивается
на
основании проблем, решение которых побуждает развитие, с учётом гендерных
особенностей детей.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно –
ролевой
игре
происходит
усвоение
детьми
гендерного
поведения,
ребёнок
принимает на себя роль и действует в соответствии принятой ролью, которая
наиболее
полно
соответствует
его
гендерным
склонностям
и
интересам
(военный, пожарный, фея, принцесса и т.д.). В игре происходит воспитание
ребёнка, как будущего мужчины или женщины. Здесь можно увидеть, как
заметно
различаются
мальчики
и
девочки.
Девочки
предпочитают
игры
на
семейно – бытовые темы, а мальчики- шумные, наполненные движениями. В
группе созданы условия для игр в «пожарных», «спасателей», «рыцарей», и др.
Для девочек – «Салон красоты», уголок «Домашний уют». Чтобы преодолеть
разобщённость
между
ними,
организуются
совместные
игры,
в
процессе
которых дети могут действовать сообща, но в соответствии с гендерными
особенностями.
Мальчик
может
быть
не
только
воином,
но
и
врачом
,продавцом,
а
девочка
–
не
только
принцессой,
но
и
водителем
автобуса,
полицейским
и мамой. Именно поэтому в группах выделены игровые зоны,
специально оборудованные для мальчиков и девочек, организованны места для
совместной
деятельности,
в
ходе
которой
девочки
остаются
девочками,
а
мальчики
–
мальчиками.
В
ходе
этических
бесед
воспитатели
уточняют
гендерные
предст авления
детей,
формируют
предст авления
о
взаимодействиями
с
представителями
своего
и
противоположного
пола;
о
семейных половых ролях и полоролевом репертуаре; нравственные качества,
характерные
для
мальчиков
и
девочек:
«Мальчики
и
девочки,
кто
они?»,
«Мальчики – юные мастера» «Девочки – маленькие хозяюшки».
Велика роль сказки в воспитании у дошкольников полоролевого поведения.
Благодаря сказке ребёнок познаёт окружающий мир, овладевает разнообразным
полоролевым
репертуаром,
особенностями
взаимоотношения
полов.
Сюжет
«женских»
и
«мужских»
сказок
построен
таким
образом,
чтобы
герои
самостоятельно разобрались с возникающими трудностями и извлекли некий
урок
для
себя.
Сюжет
же
«смешанных
сказок»
обязательно
завершается
воссоединением героя и героини, их свадьбой.
Работа
воспитателей
запланирована
по
разделам,
подобранна
соответствующая художественная литература.
На занятиях физической культурой учитываются различия в развитии
двигательных функций мальчиков и девочек, дифференцированный подход к
ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в
том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе
специально организованной деятельности развиваются физические качества,
которые принято считать сугубо женскими или мужскими. На таких занятиях
используем следующие методические приёмы для учёта половых особенностей
дошкольников:различия
в
подборе
упражнений
только
для
мальчиков
или
только
для
девочек
(мальчики
работают
на
канате,
а
девочки
с
лентами),
различия в дозировке, различия по времени, различия в обучении сложным
двигательным движениям (метание на дальность легче даётся мальчикам, и
наоборот, прыжки на скакалке – девочкам), распределение ролей в подвижных
играх
(мальчики
–
медведи,
а
девочки
–
пчёлки),
различия
в
оценке
деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для
девочек - кто их оценивает и как), акцентирование внимания детей на мужские
и женские виды спорта.
В дошкольном учреждении ведётся работа по
оснащению
спортивных
уголков в группах в соответствии с потребностями мальчиков и девочек. Мы
стараемся максимально учесть их интересы.
Одним из эффективных средств социализации, как для мальчиков, так и для
девочек является изобразительное искусство. В своих рисунках дети отражают
свои представления о внешнем виде мальчиков и девочек, дружбе между ними,
семейных
отношениях
(«Девочка
танцует»,
«Платье
для
матрёшки»,
«Моя
семья», «Мои любимые игрушки»)
Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения детей.
На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в
различных
видах
музыкальной
деятельности.
При
разучивании
танцев
мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на
грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально – ритмических
движениях присутствует дифференциированый подход: мальчики разучивают
движения, требующие мужской силы, ловкости, стремительности (наездники,
джигиты,
бравые
солдаты),
у
девочек
преобладает
плавность,
мягкость
движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами). В игре на
музыкальных инструментах
- ложки, барабаны, гармони – для мальчиков,
бубны, колокольчики – для девочек. Песни и игры о мальчиках и девочках
способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле и формированию
средствами музыки позитивного принятия своего пола.
Овладению
традиционными
свойствами
личности
-
мужественности
у
мальчиков и женственности у девочек помогают и такие средства воздействия,
как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы), видеоматериал и
элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно всё это используется
при театрализации, ведь театрализация – это синтез художественного слова и
музыки.
Все
умения, знания и навыки, приобретённые детьми в процессе
гендерного воспитания, культуру взаимоотношения полов можно увидеть при
проведении
праздников
и
развлечений
для
мальчиков
и
девочек:
«Ловкие,
сильные, смелые», «Я в военные пойду», «Юные леди», «Богатыри русские» и
др.
Работа педагогического коллектива по созданию условий, способствующих
гендерной социализации детей, дала первые положительные результаты:
повысился уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей и
вырос их творческий потенциал, родители воспитанников приобрели знания об
особенностях воспитания детей разного пола, выросла культура поведения и
общения
детей,
мальчики
стали
более
внимательными
по
отношению
к
девочкам, а девочки - доброжелательными по отношению к мальчикам.
Интеграция позволила педагогам пересмотреть традиционный подход к
воспитанию мальчиков и девочек, выстроить процесс воспитания с учётом
гендерных
особенностей
воспитанников,
современных
социокультурных
потребностей
общества
и
современной
педагогической
реальности,
что
становится
важным
фактором
эффективного
обучения,
воспитания
и
позитивной
их
социализации.
Это
дает
педагогам
возможно сть
самореализовываться, самовыражаться, способствует творческому подходу к
педагогической деятельности, а ребенку позволяет реализовать свои творческие
возможности.