Напоминание

Интегрированный подход в гендерном воспитании дошкольников.


Автор: Бударина Любовь Михайловна
Должность: заместитель директора по воспитательно-методической работе
Учебное заведение: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Центр образования №7"
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: статья
Тема: Интегрированный подход в гендерном воспитании дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Интегрированный подход в гендерном воспитании дошкольников.
Бударина Любовь Михайловна, заместитель директора по воспитательно- методической работе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования №7» города Тулы ( дошкольное отделение). Аннотация: в статье обоснована необходимость интегрированного подхода при внедрении инноваций в образовательном учреждении. На примере гендерного воспитания детей прослеживается сотрудничество разных специалистов, дан анализ их работы. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новых методик. Развитие образовательного учреждения, переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств. Достижение данной цели возможно только в совместной деятельности педагогов. В современных условиях в дошкольных образовательных учреждениях работает много узких специалистов, и чем их больше, тем острее встает необходимость координации, т.е. согласования их деятельности. Каждый из специалистов решает свои задачи, но цель в конечном итоге у всех одна - развитие личности ребенка, социализация его в обществе. Достигнуть её можно только согласовывая свои действия. Интеграция позволяет объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга. В качестве примера можно рассмотреть интеграцию специалистов при решении задач по гендерному воспитанию детей. Этим вопросом занимаются не только непосредственно воспитатели, но и другие специалисты: педагог – психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог по изобразительной деятельности. Каждый решает свою часть задач, использует свои методы. Интеграция позволяет не дублировать друг друга и избегать перегрузки детей. С 2011 года наше образовательное учреждение работает в инновационном режиме по реализации и муниципального социально-педагогического проекта «Мир детства». Работа с детьми дошкольного возраста выстраивается на основании проблем, решение которых побуждает развитие, с учётом гендерных особенностей детей.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно – ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии принятой ролью, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам (военный, пожарный, фея, принцесса и т.д.). В игре происходит воспитание ребёнка, как будущего мужчины или женщины. Здесь можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно – бытовые темы, а мальчики- шумные, наполненные движениями. В группе созданы условия для игр в «пожарных», «спасателей», «рыцарей», и др. Для девочек – «Салон красоты», уголок «Домашний уют». Чтобы преодолеть разобщённость между ними, организуются совместные игры, в процессе которых дети могут действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчик может быть не только воином, но и врачом ,продавцом, а девочка – не только принцессой, но и водителем автобуса, полицейским и мамой. Именно поэтому в группах выделены игровые зоны, специально оборудованные для мальчиков и девочек, организованны места для совместной деятельности, в ходе которой девочки остаются девочками, а мальчики – мальчиками. В ходе этических бесед воспитатели уточняют гендерные предст авления детей, формируют предст авления о взаимодействиями с представителями своего и противоположного пола; о семейных половых ролях и полоролевом репертуаре; нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек: «Мальчики и девочки, кто они?», «Мальчики – юные мастера» «Девочки – маленькие хозяюшки». Велика роль сказки в воспитании у дошкольников полоролевого поведения. Благодаря сказке ребёнок познаёт окружающий мир, овладевает разнообразным полоролевым репертуаром, особенностями взаимоотношения полов. Сюжет «женских» и «мужских» сказок построен таким образом, чтобы герои самостоятельно разобрались с возникающими трудностями и извлекли некий урок для себя. Сюжет же «смешанных сказок» обязательно завершается воссоединением героя и героини, их свадьбой. Работа воспитателей запланирована по разделам, подобранна соответствующая художественная литература. На занятиях физической культурой учитываются различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими. На таких занятиях используем следующие методические приёмы для учёта половых особенностей дошкольников:различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (мальчики работают на канате, а девочки с лентами), различия в дозировке, различия по времени, различия в обучении сложным двигательным движениям (метание на дальность легче даётся мальчикам, и наоборот, прыжки на скакалке – девочкам), распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, а девочки – пчёлки), различия в оценке
деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек - кто их оценивает и как), акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта. В дошкольном учреждении ведётся работа по оснащению спортивных уголков в группах в соответствии с потребностями мальчиков и девочек. Мы стараемся максимально учесть их интересы. Одним из эффективных средств социализации, как для мальчиков, так и для девочек является изобразительное искусство. В своих рисунках дети отражают свои представления о внешнем виде мальчиков и девочек, дружбе между ними, семейных отношениях («Девочка танцует», «Платье для матрёшки», «Моя семья», «Мои любимые игрушки») Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально – ритмических движениях присутствует дифференциированый подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости, стремительности (наездники, джигиты, бравые солдаты), у девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами). В игре на музыкальных инструментах - ложки, барабаны, гармони – для мальчиков, бубны, колокольчики – для девочек. Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле и формированию средствами музыки позитивного принятия своего пола. Овладению традиционными свойствами личности - мужественности у мальчиков и женственности у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы), видеоматериал и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно всё это используется при театрализации, ведь театрализация – это синтез художественного слова и музыки. Все умения, знания и навыки, приобретённые детьми в процессе гендерного воспитания, культуру взаимоотношения полов можно увидеть при проведении праздников и развлечений для мальчиков и девочек: «Ловкие, сильные, смелые», «Я в военные пойду», «Юные леди», «Богатыри русские» и др. Работа педагогического коллектива по созданию условий, способствующих гендерной социализации детей, дала первые положительные результаты: повысился уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей и вырос их творческий потенциал, родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола, выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными по отношению к мальчикам. Интеграция позволила педагогам пересмотреть традиционный подход к воспитанию мальчиков и девочек, выстроить процесс воспитания с учётом гендерных особенностей воспитанников, современных социокультурных потребностей общества и современной педагогической реальности, что
становится важным фактором эффективного обучения, воспитания и позитивной их социализации. Это дает педагогам возможно сть самореализовываться, самовыражаться, способствует творческому подходу к педагогической деятельности, а ребенку позволяет реализовать свои творческие возможности.


В раздел образования