Напоминание

: "Ребенок на пороге школьной жизни: Готовы ли мы отдать своего ребенка в школу"


Автор: Икоева Светлана Иосифовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Родничок"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Вилюйский район п.Кысыл-Сыр
Наименование материала: ДОКЛАД
Тема: : "Ребенок на пороге школьной жизни: Готовы ли мы отдать своего ребенка в школу"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РОДНИЧОК» ДОКЛАД
По теме: «Ребенок на пороге школьной жизни:

Готовы ли мы отдать своего ребенка в школу»
ПОДГОТОВИЛА, ПРОВЕЛА ВОСПИТАТЕЛЬ ИКОЕВА С И.
Цель: диалогическая стратегия общения «педагог—ребенок- родитель» в период перехода к школьному обучению — показ способов игрового моделирования эмоционально значимых ситуаций общения родителей с ребенком пред школьного возраста. Использование игровых упражнений проективного характера с целью самоосознания родительского опыта. 1. Игровые упражнения. Родителям на выбор предлагаются сюжетно-образные игрушки: Чипполино, Буратино, кукла-школьница, Карлсон, различные домашние и дикие животные. Задание. Выбрать себе игрушку, характеризующую образ ребенка 6—7-летнего возраста, которому предстоит учиться в школе. Наделить ее чертами, на ваш взгляд, помогающими или мешающими в предстоящем обучении в школе. Похож ли этот образ на вашего ребенка? После высказываний предлагается поставить игрушку на одну их трех цветных дорожек, ведущих к школе (макет). Цвет дорожки будет означать: в какой мере вы испытываете беспокойство в связи с приближающейся школьной жизнью ребенка. Черная дорожка — сильное беспокойство. Синяя дорожка — умеренное. Красная дорожка — нет особого беспокойства. От кого или от чего зависит нормализация в улучшении вашего самочувствия или что должно измениться, чтобы вы чувствовали себя лучше? 2. Использование метафор. На что может быть похожа жизнь в вашей семье на пороге школы? К своим ощущениям (радостного ожидания, спокойствия, тревоги, страха) подберите метафоры. С чем вы эти ощущения можете сравнить? Выступления родителей. Как вы намереваетесь жить с таким настроением? 3. Ролевое проигрывание проблемных задач. К школьным трудностям ребенка могут приводить, как ни странно, самые, на взгляд родителей, безобидные стереотипы. Предлагаются 2 ситуационные задачи (из книги Волкова Б. С., Волковой Н. В. «Задачи и упражнения по детской психологии») а) Таня (6л. 4м.) учится в первом классе. Ей трудно дается учение, особенно чтение. Дома мама усаживает ее за стол и начинает спрашивать: «Как называется эта буква..?», «Что здесь написано?» Девочка молчит. —Ну вот, ничего не знаешь! На, учи сама! — И мама уходит по своим делам на кухню. Через некоторое время возвращается и проверяет. Улучшений в чтении нет. —Сегодня гулять не пойдешь, будешь читать! б) Иру воспитывала бабушка. Росла девочка послушной, но очень робкой, у нее не было подруг. Ира любила играть одна, и бабушке это очень нравилось. Когда Ире исполнилось 6 лет, родители забрали ее у бабушки. Иногда мать просила рассказать стихотворение, решить несложные, на ее взгляд,
задачи. Ира неуверенно отвечала, ошибалась, а мать сердилась на нее: «Как же ты будешь учиться в школе? Тебе будут ставить двойки!» С тревогой девочка ждала первого школьного дня. Ей не хотелось идти в школу. Результаты сказались быстро. Через неделю Ира отказалась идти в школу. Задание. Проиграть ситуацию в ролях (матери и ребенка). ^ Вопросы к обсуждению: Как вы чувствовали себя в роли ребенка, матери? С какой мамой вам более приятно общаться? Задание родителям. Родителям предлагаются карточки с фразами, которые довольно часто употребляют в семьях, где есть первоклассники. Поразмышляйте над тем, каким может быть внушающий эффект этих фраз для ребенка — будущего первоклассника и уже ставшего им, какие чувства и переживания ребенка могут стимулировать такие стереотипы воспитания. —Вот пойдешь в школу, там тебе... —Ты, наверное, будешь двоечником?.. (Могут вызывать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.) —Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником! —Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось! Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребенка. Иными словами, взрослый человек, испытывая страх перед унижением, делает ответственным за свою самооценку ребенка: «Только от тебя зависит, придется мне испытывать стыд или нет, ты несешь ответственность за мое внутреннее состояние и переживания». Бремя двойной нагрузки: «Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо». Часто такой непосильный психологический груз приводит ребенка к неврозу. 4 Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно? (Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого обмана.) 4 Попробуй мне только еще сделай ошибки в диктанте! (У ребенка под постоянной тяжестью угрозы наказания за свои неудачи могут возникать враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности и др.) 4. Рисуночный тест. В силу возрастных особенностей дошкольники обладают еще недостаточно развитой способностью к вербализации своих переживаний. Поэтому наиболее адекватным средством диагностики отношений ребенка, его восприятия, переживания по поводу обучения в школе является рисунок. В рисунке дети могут выразить то, что им трудно сказать словом. Обратите внимание на цвета, представлен ли учитель, насколько его фигура отдалена от ребенка, что значит фигура учителя для вашего сына или дочери, один (одна) или с кем он (она) видит себя. Что вам известно о переживаниях своего ребенка по поводу приближения обучения в школе? Предложить рисунки детей: «Каким я вижу себя в школе?». Обмен мнениями, комментариями. 5. Игровое упражнение с мячом.
Ведущий поочередно кидает мяч одному из родителей и предлагает начать предложенную фразу. 1. С поступлением моего ребенка в школу я мечтаю, чтобы... 2. С началом школьной жизни ребенок все больше становится... 3. Когда ребенок говорит, что боится идти в школу, для меня это ит... 4. Главное в учебной деятельности ребенка - 5. Готовность своего ребенка к школе я оцениваю 6. В моем понимании, хорошо учиться — это...


В раздел образования