Автор: Макарова Ираида Михайловна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МОУ "СОШ №35 с УИОП" Населённый пункт: Воркута Наименование материала: Статья Тема: Нестандартные формы проверки домашнего задания Раздел: полное образование
Нестандартные формы проверки домашнего задания
Одна
из
важнейших
задач
общеобразовательной
школы-
повышение
ответственности
учащегося за качество учебы, соблюдение учебной и трудовой дисциплины. Являясь одной из
форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет большое образовательное и
воспитательное значение. Работая дома, ученики не только закрепляют полученные на уроке
знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы,
воспитывают
в
себе
организованность,
трудолюбие,
аккуратность,
ответственность
за
порученное дело. Роль домашних заданий практически обесценивается, если не налажена их
проверка. В результате систематической проверки заданий учащиеся своевременно получают
необходимые советы и оценку выполненных заданий, что в воспитательном значении является
весьма важным. Учитель же имеет возможность выяснить, насколько глубоко усвоен материал и
в какой степени учащиеся готовы к приобретению новых знаний. Как сделать так, чтобы
проверка домашнего задания не превратилась в стандартную обязаловку, в банальное сплошное
чтение учеником записанных дома слов или предложений «по цепочке»? Как с помощью
домашней
работы
и
контроля
за
ее
выполнением
развивать
мыслительную
деятельность
обучающихся,
самоанализ
и
самооценку
детей?
На
достижение
этих
целей
направлены
нестандартные формы проверки домашнего задания, способствующие развитию пытливости,
любознательности, творческому отношению к делу.
Прием «Активного слушания» заключается в том, что во время ответа одного ученика
остальные учащиеся обобщают сказанное, заполняя карту ответа товарища, выставляя в ней
плюсы или минусы. Затем учитель собирает карты «активного слушания» и видит по ним
проблемы учащихся по теме. Такой прием повышает не только активность учеников, но и
эффективность проверки домашнего задания.
«Блиц-
опрос
по
цепочке». Первый
ученик
ставит
короткий
вопрос
второму.
Второй-
третьему, и так до последнего ученика. Время на ответ- несколько секунд. Учитель имеет право
снять вопрос, который не соответствует теме или недостаточно корректен. Каждый ученик
имеет право отказаться от участия в блицтурнире, поэтому, чтобы процедура не сорвалась,
учитель выясняет заранее, кто из учеников хотел бы принять участие в этом действии.
Как вариант для проверки домашнего задания или на обобщающем уроке можно предложить
устроить соревнование между рядами на время, то есть, какая из групп, не прерывая цепочку,
правильно и быстрее других ответит на вопросы. При этом надо выбрать рефери, которые будут
контролировать правильность ответов и время, за которое ученики справляются с задачей.
«Верю- не верю»- этот прием можно использовать на любом этапе урока. Каждый вопрос
начинается
словами
:
«Верите
ли
вы,
что…»
Учащиеся
должны
согласиться
с
этим
утверждением или нет.
«Да-нет»- это универсальная игра, которая очень нравится детям. Учитель загадывает что-
либо
(предмет, персонаж, какое-нибудь действие и т.д.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая
вопросы. На эти вопросы учитель отвечает словами «да»-«нет», «да и нет». Вопрос надо
ставить так, чтобы сужать круг поиска. Преимуществами приема является то, что он учит
систематизировать
известную
информацию,
связывать
воедино
отдельные
факты
в
общую
картину,
учит
внимательно
слушать
и
анализировать
вопросы.
В
старших
классах
к
составлению вопросов привлекаются учащиеся. Главное в этом приеме- научить вырабатывать
стратегию поиска, а не забрасывать учителя бесчисленным количеством вопросов.
«Диктант для «шпиона». Этот методический прием позволяет развивать зрительную память,
тренирует внимание и ответственность за конечный результат.
Класс поделен на 5-6 команд. Текст диктанта тоже делят на столько же частей. Листы с текстом
прикрепляются к стенам подальше от команды, для которой они предназначены. Каждый из
членов команды становится «шпионом». Он подходит к тексту (столько раз, сколько нужно),
читает
его,
запоминает,
возвращается
к
команде
и
диктует
им
свою
часть
.
Команды
соревнуются, побеждает та группа, которая закончит работу раньше и не сделает ошибок ( или
сделает меньше других).
«Интеллектуальная разминка»- это 2-3 не очень сложных вопроса для разминки. Основная
цель такой разминки- настроить ребенка на работу.
Прием «Карандашные пометки на полях» («Л»- легко, «Т»- трудно, «С»- сомнение,
сделанные учеником дома на полях тетради во время выполнения домашнего задания) помогает
учителю
быстро
увидеть
проблемы
каждого
ученика
до
начала
урока,
а
ученика
учит
рефлексии. В дальнейшем содержание урока корректируется с учетом выявленных проблем.
«Найди
ошибку». Вариант
1.
Если
материал,
который
проверяется,
хорошо
знаком
ученикам, то этот методический прием провоцирует возникновение ситуации успеха на уроке. А
если материал новый, то успешные поиски ошибки, сдобренные похвалой и восхищением
учителя, позволяют детям почувствовать себя исследователями и экспертами. Учитель в своем
сообщении допускает ошибки, которые нужно найти, или раздаются тексты, в которых явно
искажена информация, запутаны определения, героям приписываются чужие мысли и поступки,
даются неверные толкования событий и процессов. Учитель просит найти в предложенном
тексте ошибки, можно указать количество ошибок.
Вариант 2. Этот же методический прием можно применять как командную игру. Каждая
команда готовит дома (или на уроке) текст с ошибками по определенной теме и предлагает его
другой команде. Для экономии времени можно обменяться текстами, которые были заготовлены
заранее. Польза двойная и обоюдная- чья команда лучше спрячет свои ошибки и кто больше и
быстрее найдет.
«Пинг-понг». Вариант 1. К доске выходят 2 ученика и поочередно ставят друг другу
вопросы по домашнему заданию. В этой игре можно задействовать небольшой яркий мяч.
Ученик говорит вопрос и бросает мяч своему сопернику. Учитель оценивает их ответы.
Вариант 2. Один из учеников подготовил вопросы по домашнему заданию. Ответы на них
должны быть односложными. Он выходит к доске, бросает мяч любому из учеников класса и
одновременно задает ему вопрос. Звучит ответ и мяч возвращается к первому ученику. Учитель
оценивает качество и оригинальность вопросов и правильные ответы.
«Рыцарский турнир». Ученик выходит к доске и по пройденной теме ставит учителю
заранее подготовленные вопросы, на которые он хотел бы получить ответ. В свою очередь
учитель задает вопрос ученику. Все действие длится не более 5 минут. Проведение турнира
объявляется заранее. Вопросы должны быть сжатыми, ответы- короткие и по существу. Рефери
может
снять
неконкретный
вопрос.
Учащиеся
аплодисментами
или
поднятием
руки
(или
проставляя оценки на листе) оценивают действия ученика и учителя.
«Снежный ком». Как растет снежный ком, так и этот методический прием привлекает к
активной работе все большее количество учащихся. Алгоритм этого приема можно кратко
описать так: Слово- предложение- вопрос- ответ.
Учитель показывает на ученика и говорит: «Слово!» Тот говорит слово, которое касается
темы
урока.
Показывает
на
другого
ученика
и
говорит:
«Предложение!»
Второй
ученик
составляет
предложение
с
этим
словом.
Третий
ученик
предлагает
вопросы
к
этому
предложению, четвертый ученик отвечает на него.
«Светофор». Очень простой, но эффективный методический прием. Подготовив материал
однажды, вы долго будете пожинать плоды своего трудолюбия. Светофор- это длинная полоска
картона (длиной 9 см, шириной- 4 см), с одной стороны оклеена красной бумагой, с другой-
зеленой. «Работает» светофор очень просто: при проведении устного опроса все ученики
сигнализируют учителю, знают ли они ответ на вопрос (зеленая сторона- готов отвечать,
красная- не готов). Положительным моментом в этой ситуации является то, что во время
проведения опроса пассивность неприемлема. Хочешь- не хочешь- надо поднять карточку и
сказать, знаешь ли ты этот вопрос. Учитель объясняет ученикам, что, подняв красную карточку
и заявив о незнании, ученик отказывается от ответа. Показал зеленую- будь добр, отвечай.
При проведении устного опроса можно сделать так: пригласить двух- трех (не обязательно
сильных, но ответственных) учеников к доске и поручить им роль помощников учителя.
Помощникам
следует
заранее
выдать
листы,
на
которых
написаны
фамилии
учеников
и
расчерчена
таблица.
Роль
помощников
состоит
в
том,
чтобы
на
листе
отмечать
работу
конкретного ученика, т.е. количество поднятых зеленых (+) или красных (-) карточек. Интрига в
том, что класс не знает, чьи фамилии записаны на листах, так работают все. Через 5 минут
проведения
устного
опроса
у
учителя,
во-первых,
есть
четкое
представление,
что
из
предложенного на предыдущем уроке дети усвоили хорошо, а к чему следует обратиться еще
раз. Во-вторых, помощники сдают учителю таблицы, в которых уже подытожено количество
правильных ответов, и учитель честно и аргументировано выставляет несколько оценок за
устный опрос.
«Тренировка памяти и внимательности». Это достаточно интересный прием, он особенно
эффективен, когда ученики будут готовы работать с ним. Предупредите их заранее, чтобы они
внимательно читали домашний параграф. Учитель дает ученикам лист, на котором посередине
расположен
текст,
часть
стиха.
Задача
состоит
в
том,
чтобы
ученики
смогли
написать
необходимый текст сверху и снизу имеющейся фразы, или попытаться выразить его устно- что
же должно предшествовать фразе и чем она должна была заканчиваться.
«Экипаж»- класс делится на 4-5 групп. Каждый член группы получает «должность»:
капитан, 1-й помощник, 2-й помощник, боцман, матросы. На подготовку отводится 4-5минут, а
затем проводится опрос по жребию- кому достанется вопрос, тот и отвечает, оценка ставится
всей команде. Кроме того, есть еще выбор «Отвечают все» и особенно нравится ученикам, когда
им достается «Доверие», в данном случае команда освобождается от ответа и все получают
положительное оценки.
Применение таких методов контроля выполнения домашнего задания помогает формировать
ряд ключевых компетентностей учащихся:
Мотивировать учеников на внимательное изучение темы;
Развивает интеллектуальные компетенции: анализ, синтез, сравнение, выделение
главного;
Творческий характер заданий позволяет развивать креативность мышления;
Ученик учится правильно формулировать вопросы, предлагая возможные ответы,
то есть общаться посредством рефлективного диалога с предполагаемым собеседником;
Помогает самовыражению личности ученика (личностные компетенции).
И, наконец, самое важное- учащиеся, знающие, что учитель на каждом уроке с помощью
имеющегося у него арсенала методов и приемов обязательно проверит уровень знаний, умений
и
навыков
каждого
ученика,
начинают
систематически
готовиться
к
урокам,
приобретают
уверенность в себе.
Список литературы
1.
Голуб
Б.П.
Средства
активизации
мыслительной
деятельности
учащихся.-
М.,
Педагогика, 1998.
2.
Кульневич С.В. Современный урок. Часть1.- Ростов-н/Д, Учитель, 2005.
3.
Садкина В.И. Проверка домашнего задания. Методические приемы.- ИГ «Основа»,
2009
4.
Шевченко С.Д. Как научить каждого.- М., Просвещение, 1981.