Автор: Чеботарева Екатерина Леонидовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №187" Населённый пункт: город Воронеж Наименование материала: консультация Тема: Воспитание экологической культуры Раздел: дошкольное образование
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №187»
Консультация
Консультация
тема: «Воспитание
тема: «Воспитание
экологической культуры детей
экологической культуры детей
дошкольного возраста »
дошкольного возраста »
Подготовил:
Воспитатель
Чеботарева Е.Л.
Воронеж 2016
«Мир, окружающий ребёнка, - это,
«Мир, окружающий ребёнка, - это,
прежде всего мир Природы с
прежде всего мир Природы с
безграничным богатством явлений, с
безграничным богатством явлений, с
неисчерпаемой красотой. Здесь, в
неисчерпаемой красотой. Здесь, в
природе, вечный источник детского
природе, вечный источник детского
разума».
разума».
В. А. Сухомлинский.
В. А. Сухомлинский.
Экологическое воспитание детей дошкольного
возраста предполагает:
воспитание гуманного отношения к природе;
формирование системы экологических знаний и
представлений;
развитие эстетических чувств (умение увидеть и
прочувствовать красоту природы, восхищаться
ею, желание ее сохранить);
участие детей в посильной для них деятельности
по уходу, охране и защите природы.
Знания об экологии, полученные детьми при помощи
Знания об экологии, полученные детьми при помощи
игровой деятельности, влияют на приобретения,
игровой деятельности, влияют на приобретения,
уточнения и закрепления знаний о природе и
уточнения и закрепления знаний о природе и
окружающей среде, а также способствуют
окружающей среде, а также способствуют
формированию у них бережного и внимательного
формированию у них бережного и внимательного
отношения к объектам «живой» и «неживой»
отношения к объектам «живой» и «неживой»
природы. Именно в игре формируются у детей
природы. Именно в игре формируются у детей
моральные навыки поведения в природе. В
моральные навыки поведения в природе. В
формировании экологической культуры детей
формировании экологической культуры детей
используют экологические игры.
используют экологические игры.
Экологические игры - это форма экологического
Экологические игры - это форма экологического
образования и воспитания экологической культуры,
образования и воспитания экологической культуры,
основанная на развёртывании игровой
основанная на развёртывании игровой
деятельности детей, стимулирующая высокий
деятельности детей, стимулирующая высокий
уровень мотивации, интереса к природе.
уровень мотивации, интереса к природе.
Играя с детьми, необходимо формировать
Играя с детьми, необходимо формировать
первоначальные системы ценностных
первоначальные системы ценностных
ориентаций, восприятие себя как части
ориентаций, восприятие себя как части
природы, взаимосвязи человека и природы.
природы, взаимосвязи человека и природы.
Развивать способность детей к познанию
Развивать способность детей к познанию
мира природы. Обучать элементарным
мира природы. Обучать элементарным
нормам поведения в природе, формировать
нормам поведения в природе, формировать
навыки рационального природопользования в
навыки рационального природопользования в
повседневной жизни. Воспитывать
повседневной жизни. Воспитывать
гуманного отношения к живым организмам.
гуманного отношения к живым организмам.
При отборе экологических игр необходимо соблюдать следующие
При отборе экологических игр необходимо соблюдать следующие
требования:
требования:
игры необходимо подбирать с учетом закономерностей развития детей
игры необходимо подбирать с учетом закономерностей развития детей
и тех задач экологического образования, которые решаются на данном
и тех задач экологического образования, которые решаются на данном
возрастном этапе;
возрастном этапе;
игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже
игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже
полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых;
полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых;
содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям,
содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям,
формируемых в процессе других видов деятельности;
формируемых в процессе других видов деятельности;
игровые действия должны производиться в соответствии с правилами
игровые действия должны производиться в соответствии с правилами
и нормами поведения в природе;
и нормами поведения в природе;
в играх необходимо решать не только задачи экологического
в играх необходимо решать не только задачи экологического
образования, но и они должны обеспечивать решение общих задач
образования, но и они должны обеспечивать решение общих задач
воспитания и развития ребенка дошкольника;
воспитания и развития ребенка дошкольника;
необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с
необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с
предыдущими и последующими играми для прогнозирования нового
предыдущими и последующими играми для прогнозирования нового
шага вперед в развитии детей.
шага вперед в развитии детей.
Классификация игр.
Классификация игр.
По специфическим характеристикам выделяют
По специфическим характеристикам выделяют
творческие игры и игры с правилами. Они, в свою
творческие игры и игры с правилами. Они, в свою
очередь, делятся на подгруппы:
очередь, делятся на подгруппы:
Игры с правилами:
Игры с правилами:
дидактические; настольно-печатные; подвижные;
дидактические; настольно-печатные; подвижные;
словесные.
словесные.
Творческие игры:
Творческие игры:
сюжетно – ролевые; театрализованные;
сюжетно – ролевые; театрализованные;
строительные.
строительные.
По тематическому распределению содержания игры
По тематическому распределению содержания игры
распределяются на темы: « Живая природа» и
распределяются на темы: « Живая природа» и
«Неживая природа».
«Неживая природа».
По форме организации выделяют :
По форме организации выделяют :
самостоятельную игровую деятельность
самостоятельную игровую деятельность
ребенка;
ребенка;
совместную с педагогом игровую деятельность
совместную с педагогом игровую деятельность
( под руководством взрослого).
( под руководством взрослого).
По направленности действий делятся на:
По направленности действий делятся на:
сенсорно- моторные; предметные;
сенсорно- моторные; предметные;
игры с перевоплощением (имитационные);
игры с перевоплощением (имитационные);
социальные; соревновательные.
социальные; соревновательные.
Для того, чтобы игра стала
Для того, чтобы игра стала
увлекательной, доступной и
увлекательной, доступной и
увлекательной необходимо учитывать
увлекательной необходимо учитывать
дидактические принципы:
дидактические принципы:
-
доступность,
доступность,
-
повторяемость,
повторяемость,
-
постепенность выполнения действий.
постепенность выполнения действий.
Дидактические игры – это игры с правилами, и по
Дидактические игры – это игры с правилами, и по
характеру используемого материала делятся на
характеру используемого материала делятся на
предметные, настольно - печатные и словесные
предметные, настольно - печатные и словесные
Для их проведения необходимо использовать различные
Для их проведения необходимо использовать различные
методы и приемы:
методы и приемы:
игровые (сюрпризные моменты, загадки, считалочки,
игровые (сюрпризные моменты, загадки, считалочки,
элементы соревнования)
элементы соревнования)
словесные (беседа для уточнения знаний, объяснения
словесные (беседа для уточнения знаний, объяснения
правил, анализ деятельности и др.)
правил, анализ деятельности и др.)
наглядные ( игрушки, картинки, иллюстрации, предметы
наглядные ( игрушки, картинки, иллюстрации, предметы
природного материала, шапочки животных, показ игровых
природного материала, шапочки животных, показ игровых
действий).
действий).
Обширную группу составляют
Обширную группу составляют
настольно – печатные игры, которые
настольно – печатные игры, которые
дают возможность
дают возможность
систематизировать знания детей о
систематизировать знания детей о
растениях, животных, явлениях
растениях, животных, явлениях
природы; формировать умение по слову
природы; формировать умение по слову
восстанавливать образ предмета.
восстанавливать образ предмета.
Игры сопровождаются словом или
Игры сопровождаются словом или
картинками или их сочетанием.
картинками или их сочетанием.
Для развития внимания целесообразно
Для развития внимания целесообразно
применять с детьми старшего дошкольного
применять с детьми старшего дошкольного
возраста словесные игры, которые
возраста словесные игры, которые
интенсивно развивают мышление: гибкость
интенсивно развивают мышление: гибкость
и динамичность представлений, умение
и динамичность представлений, умение
привлекать и использовать имеющие знания,
привлекать и использовать имеющие знания,
умение сравнивать и объединять предметы
умение сравнивать и объединять предметы
по самым различным признакам, развивают
по самым различным признакам, развивают
внимание, быстроту реакции и развивают
внимание, быстроту реакции и развивают
память, мышление и речь детей.
память, мышление и речь детей.
Приучать детей знать и любить природу,
Приучать детей знать и любить природу,
соблюдать правила экологической
соблюдать правила экологической
безопасности можно только в содружестве
безопасности можно только в содружестве
с родителями. Необходимо использовать
с родителями. Необходимо использовать
традиционные формы ( родительские
традиционные формы ( родительские
собрания, консультации, беседы,
собрания, консультации, беседы,
анкетирование), так и
анкетирование), так и
нетрадиционные( деловые встречи, прямой
нетрадиционные( деловые встречи, прямой
телефон, круглый стол, совместные
телефон, круглый стол, совместные
праздники и досуги) для экологического
праздники и досуги) для экологического
образования родителей, т. к. нравственные
образования родителей, т. к. нравственные
нормы экологической культуры
нормы экологической культуры
закладываются в семье.
закладываются в семье.
Пусть будет в человеке все прекрасно:
Пусть будет в человеке все прекрасно:
И мысли, и поступки, и душа!
И мысли, и поступки, и душа!
В гармонии с природой и с собою
В гармонии с природой и с собою
На свете, чтобы жили малыши,
На свете, чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!
Храните экологию души!