Автор: Рудиченко Елена Ивановна Должность: учитель ИЗО Учебное заведение: МКОУ СОШ № 8 Населённый пункт: станица Суворовская, Предгорного района, Ставропольского края Наименование материала: Технологическая карта урока изо в 5 классе по ФГОС Тема: "Сказочная гжель" Раздел: среднее образование
Технологическая карта
Изобразительное искусство в 5 классе
по программе Б.М.Неменского
Тема урока: «Cказочная гжель».
Тип урока: комплексного использования знаний.
Урок разработала: Рудиченко Е.И.
Ход урока
Учебный материал с указанием заданий
Тип урока: Урок комплексного использования знаний
Цели урока:
-по содержанию: знать об искусстве гжельского
промысла, особенностях гжельской росписи;
-по способу работы: освоить приемы гжельского кистевого
мазка,
создать
узор
на
ёлочных
игрушках
из
элементов
гжельской росписи.
Задачи урока:
Воспитывать бережное отношение к народным традициям и промыслам, ,
продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и
его применении, об образном языке декоративного искусства, обеспечить
освоение приемов гжельской росписи. Развивать умение сравнивать и
делать выбор, давать эстетическую оценку произведениям гжельской
керамики, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного
творческого мышления.
Здоровьесберегающая:
Профилактика умственного перенапряжения путём смены видов
деятельности
УУД
Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к
культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства,
значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной
деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение,
способность к созданию художественного образа, эстетической оценке
произведений гжельских мастеров и работ учащихся.
Регулятивные:
применять установленные правила в решении задачи.
Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять
общую цель и пути ее достижения.
Коммуникативные:
проявлять активность для решения познавательных задач
Метапредметные:
учиться
высказывать
и
отстаивать
свое
мнение,
планировать
время,
работу,
и
оценивать
ее
результаты.
анализировать
собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки
самостоятельного творческого мышления.
Предметные:
понимать
«язык»
декоративного
искусства,
освоить
основные мотивы гжельской росписи, разнообразные приемы работы, в
т.ч.
технику
двойного
мазка,
создать
узор
на
ёлочных
игрушках
из
элементов гжельской росписи.
Наглядный и дидактический материалы:
Общеклассный: презентация «Гжель».
Литературный ряд: стихотворения о зиме, елке, гжели
Музыкальный ряд: Русская этническая музыка - Гжель 2
Оборудование:
Для учителя: образцы декоративно-прикладного искусства, русская
народная музыка, репродукции мастеров, ноутбук, проектор,
фотоаппарат, кисти, краски, репродукции.
Для учащихся:
Справочный материал, шаблоны предметов быта, кисти, краски,
елочные игрушки.
Учебные понятия (на доске): промысел, гжель, майолика
I.
Оргмомен
т
Мотиваци
я
учебной
деятель
ности.
II.
Повторение
.
Актуализа
ция
знаний.
Приветствие учащихся; проверка готовности к уроку.
Здравствуйте, ребята! Рада встрече с вами. Я предлагаю вам совершить
сказочное путешествие в мир народных промыслов.
Мы здесь не зря сегодня собрались,
Ведь каждому из нас мир интересен,
И по дороге знаний вместе мы пойдем
И снова в мир искусства попадем!
Я надеюсь, что знания полученные сегодня на уроке пригодятся вам в
жизни.
___________________________________________________
Учитель:
- Ребята, а над какой темой мы работали всю четверть?
Уч-ся:
-Народные промыслы.
Учитель:
А вы хорошо помните эти промыслы?
Если я правильно вас понимаю, вы готовы повторить знания, полученные
на предыдущих уроках.
Задание 1
Слайды 1-5
Игра «Угадай-ка!» ( презентация)
Задание2
Фронтальная беседа по вопросам: Тема «Древние образы в народных
игрушках»
1.Из какого материала изготавливается дымковская игрушка:
а) пластилин; б) глина, в)дерево.
2. Особенности узоров дымковской игрушки:
а) круг; б) квадрат, в)елочка.
3. Особенности филимоновской игрушки:
а) круг; б) полосы, в)крест.
4. Как называется посуда из глины:
а) хрусталь; б)пластик, в)керамика.
5.Поднос расписанный цветами:
а) жостовский; б)дымковский, в)каргапольский.
Учитель:
Ребята, есть ли в вашем селе, районе жители, занимающиеся каким-либо
промыслом? (Региональный компонент)
Уч-ся: резьба по дереву – иконостасы в храмах, изготовление хачкаров –
кресты из камня, вышивка картин, вязание спицами и крючком,
ткачество ковров
Первичное
усвоение
новых
знаний
Цель:
Учитель: Ребята, а как вы думаете, все ли мы промыслы изучили?
Филворд.
- Обратите внимание на листочки с филвордами!
Выход на тему урока.
Учитель:
- найдите в сетке название промысла, о котором пойдет сегодня
речь.
Сине – голубые
Розы, листья, птицы
Увидев нас впервые
Каждый удивится-
Узоры на фарфоре,
Синяя капель,
Это называется
Просто роспись Гжель!
Учитель:
Так какая же тема нашего урока будет?
тема: «Сказочная гжель».
Слайд 6
Сказка это конечно волшебство и чудо.
Учитель:
-И первое наше волшебство - тема урока на ваших рабочих листочках
(написана
свечкой,
при
раскрашивании
голубой
краской
появляются
буквы»)
- А, что мы знаем о гжели?
(Дети дают ответ)
-Что бы вы хотели узнать о Гжели?
Чему мы должны сегодня научиться?
-Познакомиться с искусством Гжели.
- Узнать о Гжели,
Об особенностях этого промысла и о приемах росписи
Вывод:
Сегодня
мы
узнаем,
что
такое Гжель.
Научимся
работать
кистью
и
красками.
-
Как вы считаете, зачем нам нужно изучение этой темы? Где нам
пригодятся эти знания?
Вам понятна тема и цели?
-
-Вот теперь мы можем приступить к достижению целей и задач,
которые вы запланировали для себя
Г
Г
О
Л
Ж
Ш
И
Е
Н
Н
Л
И
А
Ь
К
1. «История Гжельской керамики»
- Снежно – белая посуда, расскажи – ка, ты откуда?
Слайд 7
Ребята, давайте представим, что мы с вами сказочные следопыты, сейчас
разделимся
с
вами
на
3
поисковые
группы
и
выясним
историю
возникновения гжельской росписи.
Первая группа у нас будет называться «Путеводители», и они выяснят в
каком
городе
или
селе
жили
мастера,
которые
придумали
этот
вид
народных промыслов.
Вторая группа – «Домовые» ( домовые…они ведь постоянно находятся в
доме и легко могут подсмотреть все секреты мастерства). Эта группа
выяснит с чего все начиналось
Третья группа – «Искусствоведы», они выяснят историю происхождения
цвета красок
Сейчас вам предстоит работа с карточками
Карточка 1
Гжель
-
старинное
село
на
берегу
реки
Гжелки,
расположенное
Московской области, 60 км от Москвы. Своё название деревня получила
от слова «жгель», т. е. «жечь» или «обжечь»
Слайд 8
Карточка 2
История промысла. Начиналось всё с глины.
Издавна жили на этой глиняной земле гончары, гончарихи и гончарята, т.
е. все в этой местности занимались гончарством. Глину копали сами.
Копкой занимались крестьянские мужики с сыновьями. Всем хотелось
напасть на хорошую глину
Слайд 9
Когда мастер отец заканчивал свою работу звал детей своих. Мальчишки
помогали обливать глазурью. Девочки раскрашивали. Потом всю посуду
несли на обжиг в печку. Кроме утвари лепил отец детишкам и глиняные
свиристели
и
фигурки.
Секреты
ремесла
и
росписи
крестьяне
свято
оберегали от своих деревенских соседей и передавали по наследству.
Простую, обыденную вещь мастер превращал в сказочный предмет; по
сюжетам можно узнать чем занимались люди, как отдыхали……
Карточка 3
Изначально, Гжель была из красной глины многоцветной, цветы жёлтые,
красные и зелёные. Называлась она майолика.
Сейчас фирменный цвет гжельской росписи – сочно синий, ярко-
голубой, цвет неба и воды. Роза является главным узором.
Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну
сторону” или “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от
светлого к темному.
Слайд 10
Гжельская роспись делится на три вида.
1. Главная - это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты цветов. Это
растительная роспись.
2. Орнаментальная. Прежде всего, это шашечки –вдоль бортика, также
гжельские сетки (в виде ели, «капельки», «жемчужинки», «усики».
3. Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни,
деревенский пейзаж. Это персонажи из русских сказок: Синие птицы,
разные Русалки и т. п.
Слайд 11
ГОНЧАР- название профессии по производству глиняной посуды
МАЙОЛИКА - изделие из красной глины с многоцветной росписью по
белому.
ФАРФОР - керамические изделия
ПРОМЫСЕЛ —Занятие, ремесло, производство как источник
для добывания средств существования
ГЖЕЛЬ — один из традиционных российских центров производства
керамики
Слайд 12
Задание 1
В чем сходство и различие Гжельской керамики с другими промыслами?
1
ФИЗМИНУТКА (музыка народная)
Дети сами проводят физминутку (выходит один человек и показывает
Практиче
ская
работа
упражнения)
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей
Учитель:
«Нежно-голубое чудо – сказочная гжель» - так ласково называли люди
на Руси – всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику из
белоснежной глины.
Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!..
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Везде ли на рисунках цвет синий одинаковый?
- а как можно получить такие оттенки?
Ответ - Можно синий цвет смешать с белым; добавить
больше воды в синий цвет, тогда вы получите оттенки.
Итак – я приглашаю вас в сине-голубую сказку, в мастерскую, учиться
творчеству
Для работы необходимо иметь:
Гуашь художественную белого и синего цветов
Кисти круглые
Баночку с водой
Мягкую тряпочку для снятия лишней краски
Пластмассовую палитру
Не забывайте о правилах работы при работе с художественным
инструментам и конечно о технике безопасности.!
Слайд 13
Учитель: Начинать изучение техники нужно с прямых линий различной
толщины, точек, сеточек, завитков, дуг, травинок.
Смотрите на слайд презентации, повторяйте контуры рисунка. При этом
меняя нажим кисти. Кисть держим вертикально.
Учитель: Главное ребята, это фантазия. И еще не забываем, что
Рефлексия
Применение
на практике.
Рефлексия
главным элементом в росписи - РОЗА. Она царица узора.
При работе вы можете рисовать одним цветом. Получаются очень
красивые рисунки. Если вы хотите попробовать себя в более сложной
технике используйте растяжку цвета.
Учитель: Открывайте краски, берите кисточки, все готовы!
Знайте, сейчас мы с вами художники-волшебники.
(Роспись детей на шаблонах)
Понравилось ли вам работать?
Где
вы
испытывали затруднение при работе Чем она отличается от
остальных? (Всего одна краска.)
В чём секрет гжельского рисунка? (Секрет гжельского синего мазка в его
тональности. В нем постепенный переход от темного к светлому.)
Как вы думаете, добились ли мы на уроке поставленных целей, Изучили
еще один промысел, научились владеть кистевой росписью?
Молодцы, ребята! Я думаю, То, что мы сегодня узнали пригодится вам в
жизни.
А теперь давайте подумаем, с каким временем года связано это
сочетание цветов? (с зимой)
Слайд 15
-
Мастера гжели взяли это сочетание цветов у природы, красота зимы
поражала их своей неповторимостью, чистотой, блеском,
переливами цвета от темно-синего до белого!
-
А какой у вас, ребята, любимый зимний праздник?
-
Новый год!
-
А самый главный символ НГ?
-
ЕЛКА!!!
(Учитель выносит елку со словами):
-
Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими!
Нарядная, забавная, на Новый год я главная!
-
Ребята, а чего не хватает на нашей елочке?
-
Игрушек!
-
А игрушки на нашей елке будут необычные, мы их выполним в том стиле,
который сегодня изучили. (В стиле Гжель.)
Слайд 15
Задание
1.
На столе лежат елочные игрушки, вам необходимо придумать и
нарисовать сказочный узор, применив элементы гжельской росписи.
Желаю удачи! Вам на работу 10-15 минут.
Учитель:
Вы
очень
хорошо
сегодня
поработали!
показали
себя,
свои
знания. Меня не подвели.
Я предлагаю оценить свою работу вам так.
Вам необходимо прикрепить игрушки к елочке.
Если вы считаете, что у вас все получается и вы довольны своей работой,
прикрепите свои игрушки повыше к самой макушке. Если вы считаете,
что
испытывали
затруднение
при
работе
с
этой
темой,
прикрепите
к
серединке.
Ну,
а
если
совсем
вам
трудно
было
работать
прикрепите
шарики внизу.
И неважно ребята, где бы ни висели ваши игрушки, вы были
замечательными сегодня художниками-волшебниками.
Итог
Учитель:
Спасибо, мои волшебные мастера, мои помощники за вашу доброту
сердечную, за работу дружную, за старание ваше! Знать, не пропадет
красота на Руси!
Славится наша Родина своими мастерами. Издавна русский народ
передает свою любовь к Родине, ее величию и красоте в своем мастерстве.
Не зря говорят в народе:
“С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся”.
СПАСИБО ЗА УРОК, ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО.