Автор: Полурезова Татьяна Васильевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБДОУ№75 Населённый пункт: г. Владикавказ Наименование материала: методическая разработка Тема: интерактивные методы обучения в ДОУ Раздел: дошкольное образование
«Интерактивные технологии в дошкольном образовании»
Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических
технологий направлено на формирование интегративных качеств
дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами
взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые
ставят современные Федеральные образовательные государственные
стандарты.
Что же такое интерактивная технология обучения?
Само определение связано с понятием «интерактивный». Понятие
«интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» —
«взаимный», «act» — «действовать»).
Интерактивное обучение — это специальная форма организации
познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и
прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных
условий обучения, при которых ребёнок чувствует свою успешность, свою
интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс
обучения. Интерактивность означает способность взаимодействовать или
находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером)
или кем-либо (человеком).
Интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной
деятельности.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети
оказываются вовлеченными в процесс познания. Задания в таком виде
обучения – нестандартные. Нестандартное задание - понятие очень широкое.
Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого
типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак
нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии
называют продуктивной", творческой.
Есть и другие признаки:
самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения
поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных
вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование
решения);
необычные условия работы;
активное воспроизведение ранее полученных знаний в
незнакомых условиях.
В педагогике различают несколько моделей обучения:
1.
пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта"
обучения (слушает и смотрит);
2.
активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения
(самостоятельная работа, творческие задания);
3.
интерактивная - взаимодействие.
Использование интерактивной модели обучения предусматривают
моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр,
совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо
участника учебного процесса или какой-либо идеи.
Интерактивная технология направлена на формирование у дошкольников
новых качеств и умений:
активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого
дошкольника;
развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать
коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность),
создается ситуация успеха;
формируются условия для самообразования саморазвития личности
каждого ребенка
Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется
постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.
II младшая группа – работа в парах, «рефлексивный круг»;
средняя группа – работа в парах, «рефлексивный круг»,
цепочка, карусель;
старшая группа – работа в парах, «рефлексивный круг», цепочка,
карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум;
подготовительная к школе группа – работа в парах, «рефлексивный
круг», цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках),
аквариум, большой круг, дерево знаний.
«Работа в парах»
Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по
желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться,
последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в
парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного
общения.
На начальном этапе взрослый является ведущим, т.к. дети самостоятельно
выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель, психолог с помощью
предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает
у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг
друга. Например: «Это необычный камень, он волшебный. У кого он в руках,
тот отвечает на вопрос( показывает движение, эмоцию, выполняет задание) »
Интерактивная технология «Рефлексивный круг» способствует
формированию начальных навыков произвольного поведения у детей
дошкольного возраста.
«Цепочка»
Интерактивная технология «Цепочка» помогает началу формирования у
детей дошкольного возраста умения работать в команде.
Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым
участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата
создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться
друг с другом, предлагать варианты решений задания.
«Интервью»
На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы
используется интерактивная технология «Интервью».
Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается
диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-
ребёнок», «ребёнок-ребёнок».
«Работа в малых группах» (тройках)
В режиме интерактивного обучения отдается предпочтение группам
дошкольников из трёх человек. Применение технологии групповой работы «в
тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям.
Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать
друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится
ведущим.
«Аквариум»
«Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему
«перед лицом общественности». Интерактивная технология «Аквариум»
заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а
остальные наблюдают и анализируют.
Что дает этот прием дошкольникам?
Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они
общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий
конфликт, как аргументируют сою мысль.
«Дерево знаний»
Для успешного овладением ребенком коммуникативной деятельностью
внедряется технология «Дерево знаний». Она развивает коммуникативные
навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки –
картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево.
Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и
один ребенок рассказывает о том, как они выполнили задание, дети
слушают, анализируют и дают оценку
Кейс-технологии
К кейс-технологиям относятся:
метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций,
ситуационные задачи и упражнения;
метод инцидента;
метод ситуационно-ролевых игр;
тренинг
игровое проектирование;
метод дискуссии.
Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ,
как логическая операция мышления, способствует речевому развитию
ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между
речью и мышлением существует единство» (С.Л.Рубинштейн).
В процессе освоения кейс-технологий дети:
учатся получать необходимую информацию в общении;
умение соотносить свои устремления с интересами других;
учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ,
формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
учатся отстаивать свою точку зрения;
умение принимать помощь.
Кейс-технологии формируют навыки коммуникативного воздействия
детей:
происходит формирование у детей навыков работы в команде;
умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;
развивается умение адекватно реагировать в возникающих
конфликтных ситуациях;
обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;
учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные
знания в реальной жизни без затруднений.
Использование интерактивных технологий в непосредственной
образовательной деятельности снимает нервную нагрузку
дошкольников, дает возможность менять их формы деятельности,
переключать внимание на вопросы темы занятий.
Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное,
творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает
реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их
психологических возможностей. Использование интерактивной
технологии дает возможность обогатить знания и представления детей об
окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми,
побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных
отношений
Необходимо помнить :
Учебный процесс организуется с учетом включенности в процесс
познания всех детей группы без исключения.
Каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы
идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.