Развитие связной речи детей посредством театрализованной деятельности
Автор: Бубякина Любовь Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - Д/с №3 "Катюша" Населённый пункт: город Якутск Республика Саха (Якутия) Наименование материала: статья Тема: Развитие связной речи детей посредством театрализованной деятельности Раздел: дошкольное образование
Развитие связной речи детей посредством театрализованной деятельности
Бубякина Любовь Петровна,
воспитатель
МБДОУ «ЦРР – Д/с №3 «Катюша»
Развитая речь – одно из самых важных приобретений ребенка в дошкольном
возрасте.
Язык
и
речь
взаимосвязаны
и
взаимозависимы,
они
рассматриваются
в
современной педагогике, психологии и философии как «содружество», способствующее
совершенствованию всех психических процессов, эмоций, коммуникативных навыков.
При нормальном развитии ребенок овладевает нормами речи к пяти годам.
Как показывает практика в последние годы к сожалению, увеличивается количество
детей, имеющих нарушения речи. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться
отклонениями
в
формировании
личности.
Как
правило,
такие
дети
отличаются
отвлекаемостью,
агрессивностью,
неуверенностью
в
себе,
повышенной
двигательной
активностью. Поэтому речевое развитие нужно начинать уже с младшего дошкольного
возраста.
Одним из основных средств развития речи детей дошкольного возраста является
театрализованная деятельность.
Как
показал
опыт
работы
в
Муниципальном
бюджетном
дошкольном
образовательном учреждении
«Центр развития ребёнка - Детский сад №3 «Катюша»,
организация
театрализованной
деятельности
оказывает
положительное
влияние
на
развитие личности, способностей детей, способствует коррекции недостатков их речевого
развития.
В начале работы по внедрению театрализованной деятельности были поставлены
следующие задачи:
Развивать устойчивый интерес к театрализованной деятельности;
Развивать
речь
(через
звукоподражание,
диалоги,
пересказ),
обогатить
словарь детей, активизировать его;
Развивать
образное
мышление
(когда
ребенок
действует
от
лица
героя
сказки, а также через использование двух образов, чтобы ребенок мог
переключиться с одного образа на другой);
Обогащать эмоциональный мир ребенка за счет переживания различных
состояний (уходят подавленность, неуверенность, робость);
Выработать у детей социальный опыт, формировать навыки взаимодействия
друг с другом, со взрослыми;
Развивать детско-родительские отношения.
В работе для повышения уровня речи детей нами применяется следующие этапы:
1.
Организационный - знакомство: чтение разных сказок;
2.
Диагностический
–
диагностика
индивидуальных
социально-психологических
особенностей детей;
3.
Практический
–
рисование
детьми
героев
сказок,
разучивание
присказок,
поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях, пересказ прочитанных сказок, их
инсценирование,
самостоятельное
составление
сказок,
рассказывание
сказок
собственного сочинения.
4.
Обобщающий
–
выполнение
самостоятельных
и
совместно
с
родителями
творческих работ. Театрализация сказок.
5.
Внедренческий – участие в разных конкурсах и мероприятиях.
Методы, применяемые в театрализованной деятельности:
•
Словесные:
рассказ
педагога,
чтение
художественной
литературы,
беседы,
объяснения, вопросы к детям
•
Наглядные: наблюдение, демонстрация, показ образца, показ действия
•
Игровые:
Дидактическая
игра,
воображаемая
ситуация,
появление
игрушки,
создание игровой ситуации
•
Практические: упражнение и моделирование,
Работа над данной темой требует труда для создания кукол различных видов,
костюмов, ширм, декораций. Требуется мотивация детей на участие в инсценировках,
постановках сказок, учитываются индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и
потребности
детей.
Необходимо
создать
условие,
в
которой
театрализованная
деятельность будет протекать успешно.
В групповой комнате имеется специальное место, где располагается центр театра:
такие виды театров как би-ба-бо, настольный, пальчиковый, теневой, магнитный и театр
масок, ширма.
Работа по театрализованной деятельности начинается с младшей группы.
У малышей только начинает формироваться образно-выразительное умение – умение
имитировать характерные движения сказочных животных. Имитационным движениям
обучаются дети на физкультурных и музыкальных занятиях, в совместной деятельности.
Передать характер персонажей в движении помогает музыка.
В
своей
работе
по
театрализованной
деятельности
мы
идем
от
бессловесных
этюдов к этюдам со словами. Обыгрываем сказки, где главные действующие лица – звери.
Детям легче всегда представить себя зайкой, собачкой, обезьянкой и т. д.
Предлагаем детям попроситься в теремок как лягушка или медведь. В следующий
раз усложняем задание и предлагаем одному ребенку (по желанию) разыграть диалог двух
персонажей,
также
используем
такие
средства
как,
игры
на
превращения,
игры
с
воображаемыми
предметами,
жесты,
пантомимо.
Так
дети
учатся
словесному
перевоплощению, стремятся, чтобы характер персонажа, голос и его привычки узнавались
другими детьми. В новогодних утренниках свое мастерство показывают не только дети, но
и взрослые.
Что касается детей старшей и подготовительной к школе групп – они выходят на
более высокий уровень творчества: это разыгрывание этюдов и диалогов из сказки, и как
итог – драматизация сказки, театрализованные постановки, постановка теневого театра.
В старших группах театрализованную деятельность мы начали со сказки «Три
поросенка» С.В.Михалкова. Эта сказка была выбрана не случайно. Она доступна детям,
любима ими, а также построена на простом диалоге, который детям легко запомнить и
воспроизвести. С этой постановкой мы участвовали в смотре-конкурсе театрализованных
инсценировок посвященный 100-летию С.В.Михалкова, который проводился в нашем
детском саду, и заняли 2 место среди старших групп.
Подготовка
по
постановке
теневого
театра
про
динозавров
велась
вместе
с
родителями. Родители взяли всю работу по изготовлению героев сказки. Мы участвовали
со
сказкой
в
городском
конкурсе
театральных
постановок
посвященный
ко
дню
космонавтики.
Когда
идет
работа
над
сказкой
или
постановкой,
определяющим
является
индивидуальный подход, и очень важно обязательно каждому ребенку предложить роль по
его
возможностям.
Поэтому
организовываем
так,
чтобы
каждый
ребенок
имел
возможность проявить себя в какой – либо роли. Распределение ролей в большинстве
своем случается по желанию, стараемся, чтобы застенчивые дети тоже были вовлечены в
процесс.
Постепенно
оттачивая
свое
мастерство,
в
2014
году мы
поставили
спектакль
«Туундараҕа саас кэлиитэ», посвященный году Арктики в Республике Саха, который был
снят на диске и показан по национальному вещательному каналу “Саха”. По изготовлению
костюмов для выступления была проведена огромная работа с родителями. Ребята учились
внимательно слушать друг друга на репетиции, согласовывать свои действия с действиями
другого, учили песни, проявили сольное мастерство. Чем старше дети, тем выразительнее
речь,
более
четкая
координация
движений,
развивается
музыкальный
слух,
они
с
удовольствием приходят друг другу на помощь, следовательно, выразительнее становится
образ героя, которого они играют.
В
2015
году
поставили
театрализованную
постановку
“Я
помню!
Я
горжусь”
посвященный 70-летию Великой Победы, который был снят на диске.
В
2016
году
участвовали
в
городском
смотре-конкурсе
театрализованных
постановок “Весь мир театр” со сказкой “Теремок”, где заняли 1 место.
Несомненно, сказка помогает развивать выразительность речи, ведь знакомые и
любимые сказки собрали в себе все средства русского и якутского языка и представляют
детям возможность ознакомления с богатой языковой культурой якутского и русского
народов.
Разыгрывание
сказок,
постановок
учит
детей
овладевать
разнообразными
выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, музыка, пантомима, движение).
Театрализованная
деятельность
развивает
у
детей
умение
распознавать
эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на
его место в различных ситуациях.
Театрализованная деятельность формирует опыт социальных навыков поведения,
ведь каждая сказка, постановка имеет нравственную направленность (дружба, доброта,
честность, смелость). Благодаря сказке дети познают мир и, что очень важно, выражают
свое собственное отношение к добру и злу. Участие в театрализованной деятельности
помогает детям преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.