РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Автор: Маркова Маргарита Николаевна Должность: преподаватель специальных дисциплин Учебное заведение: ОГАПОУ "Белгородский индустриальный колледж" Населённый пункт: г. Белгород Наименование материала: РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Тема: РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Раздел: среднее профессиональное
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Люди
давно
открыли
величайшую
формулу
обучения:
знания
становятся
знаниями
в
полном
смысле
этого
слова
тогда,
когда
они
приобретены
самостоятельно.
Современная
жизнь
предъявляет
свежие
требования к формированию особенностей личности, таких как: ориентация
на
результативное
дело,
развитие
высокой
степени
самостоятельности,
способность
разрабатывать
реальные
планы
на
будущее,
готовность
к
самостоятельному решению жизненно важных вопросов.
Тема оценивания результатов обучения в наше время является очень
актуальной.
Ведь
сегодня
меняются
цели
обучения,
образовательные
стандарты, учебные планы, идет процесс дифференциация образовательного
процесса
по
уровням
обучения.
Решению
данных
задач
способствует
применением целого ряда педагогических средств, среди которых особое
место занимает контроль и оценивание как необходимая составная часть
учебного процесса.
В
настоящее
время
перед
всеми
участниками
образовательного
процесса стоит задача повышения качества образования, его приспособления
к новым стандартам.
Процесс управления качеством образования становится невозможным
без
постоянной
обратной
связи,
без
информации
о
промежуточных
и
конечных
результатах
освоения
студентами
общих
и
профессиональных
компетенций.
Сегодня, педагогический контроль приобретает особое значение, так
как идет пересмотр понятия «качественное образование». Эффективность
систем
контроля
и
оценка
хода
результативности
обучения
в
профессиональных
образовательных
учреждениях
необходимы
для
того,
чтобы обоснованно судить о том, насколько точно и полно реализуются цели
обучения в части освоения основного вида профессиональной деятельности.
И, как следствие, появляется возможность своевременно вносить требуемые
коррективы,
стимулировать
студентов
к
успешному
овладению
компетенциями.
Современное образовательное пространство требует от студентов не
только прочного багажа знаний, но и, самое главное, умения воспользоваться
им и самостоятельно пополнять. В условиях модернизации образования это
рассматривается как комплекс компетенций.
На
первый
план
выходят
методы,
приёмы,
требующие
активной
мыслительной и практической деятельности студентов, с помощью которых
формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, умение видеть
проблемы,
формулировать
гипотезу,
искать
средства
решения
и
корректировать полученные результаты.
Надо отметить, что без обратной связи управление любым процессом
не может быть эффективным, и как следствие,
можно сделать вывод, что
оценка знаний является неотъемлемой частью учебного процесса.
Необходимость оценивания отмечают все участники образовательного
процесса: обучающиеся, учителя, родители.
Актуальность изучения процесса оценивания никогда не оспаривалась.
Не
надо
забывать,
что
система
оценивания
результатов
обучения
выполняет две функции: контролирующую и организующую по отношению к
учебному процессу.
Образовательные
стандарты
третьего
поколения
формируют
принципиально
новые
требования
к
системе
оценивания
результатов
обучения: необходимо оценивать не только знания, но и степень овладения
общими и профессиональными компетенциями.
На современном этапе в образовательный процесс внедряются новые
системы контроля качества знаний, в том числе и система рейтингового
контроля,
которая
позволяет
организовать
как
учебный
процесс,
так
и
деятельность студента.
Плюсов у рейтинговой системы много. Пятибалльная система оценки
на сегодняшний день оказалась несовершенной, так как каждая оценка имеет
массу
оттенков.
Рейтинг
позволяет
оценивать
обучающихся
более
точно,
учитывая малейшие нюансы их учебной деятельности.
Рейтинговая
система принципиально изменяет цели работы всего
преподавательского состава учебного заведения. Работа преподавателей по
данной системе требует от них высокого профессионализма и творческого
поиска.
От
студентов
рейтинговая
система
требует
систематической
и
вдумчивой учебы для перехода к следующему этапу образования. Свободная
конкуренция
между
студентами
за
право
получить
балл
повышает
их
активность на занятиях. Это делает занятие более динамичным, интересным
и результативным.
Психологи
утверждают,
что
одной
из
причин
пропуска
занятий
студентами
является
желание
избежать
неудачи,
например
в
виде
неудовлетворительных оценок.
Внедрение рейтинговой системы оценки ведет к тому, что студенты не
«боятся» идти на занятия: не получится сегодня, но успешно поработал вчера
или поработаю завтра.
Из
всех
систем
оценивания
степени
овладения
компетенциями,
рейтинговая система позволяет более объективно оценивать знания, умения и
практический
опыт
обучающихся,
стимулирует
их
к
самостоятельному
поиску материалов, что позволяет развивать интерес к изучению материала и
перевести обучающихся из разряда пассивных слушателей в разряд активных
участников.
Часто
при
традиционном
подходе
студент
получал
оценку
по
результатам его ответов на теоретические вопросы, т.е. с позиции «знать».
При этом с точки зрения компетентностного подхода оставался неоцененным
существенный аспект его деятельности – «уметь» и «иметь практический
опыт».
Рейтинг дает возможность получить объективную и полную картину
образовательных результатов: формирование компетенций, освоение знаний,
умений
и
приобретение
практического
опыта
по
дисциплине
или
профессиональному модулю.
Организация рейтинговой системы оценки знаний возможна по любой
у ч е б н о й
д и с ц и п л и н е ,
п р о ф е с с и о н а л ь н ом у
м од ул ю
и
( и л и )
междисциплинарному комплексу (далее по тексту - ПМ и (или) МДК).
Рейтинговая
система
оценивания
результатов
обучения
основана
на
учете
накапливаемых
обучающимися
оценок
в
баллах
за
выполнение
текущих работ или регулярно проводимых контрольных мероприятий.
По мнению профессора М.П. Батура: «…рейтинговая система - это
совокупность
правил,
методических
указаний
и
соответствующего
математического
аппарата,
реализованного
в
программном
комплексе,
обеспечивающем обработку информации, как по количественным, так и по
качественным показателям индивидуальной учебной деятельности студентов,
позволяющем
присвоить
персональный
рейтинг
(интегральную
оценку,
число) каждому студенту в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида
занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин».
Рейтинговый режим оценки включает все формы учебного процесса:
1) аудиторные занятия: лекция, семинар, практикум;
2) учебную, производственную и другие виды практики;
3)
внеаудиторную
работу:
индивидуальная
ко нсульт а ция ,
самостоятельная работа.
Безусловно,
что
разработанная
рейтинговая
система
оценивания
результатов обучения, на уровне среднего профессионального образования,
обязательно обсуждается на заседании цикловой методической комиссии и
должна быть четко расписана по каждой дисциплине или ПМ и (или) МДК и
доведена до сведения каждого студента в начале освоения компетенций.
Следовательно, необходимо рассчитать баллы пропорционально количеству
компетенций,
которые
сформированы
в
соответствии
со
стандартом
по
специальности.
Большую
роль
при
работе
по
рейтинговой
системе
играет
учет,
следовательно, при переходе на данную систему целесообразно разработать
типовой договор-соглашение, который заключается между преподавателем и
студентом (группой студентов), с указанием прав и обязанностей сторон. К
договору прилагается зачетный лист - своеобразная карта контроля (карта
контрольных точек).
На этапе разработки контрольно оценочных средств, преподавателю
необходимо определить максимальное количество баллов, которые студент
может
получить
по
дисциплине,
ПМ
и
(или)
МДК.
При
этом
надо
распределить баллы так, что бы большую их часть студент мог получить в
течение семестра, а, например, 1/3 – по результатам итоговой аттестации.
Положительную
мотивацию
у
студентов
создают
такие
виды
поощрения, как бонусные (премиальные) баллы, полученные на занятиях, а
также
возможность
получить
итоговую
оценку
без
сдачи
экзамена
(дифференцированного зачета). Следовательно, в положение о рейтинговой
системе
оценки
результатов
обучения
необходимо
оговорить
условия
получения такой возможности, например, если рейтинг студента по учебной
дисциплине
ПМ
и
(или)
МДК
составил
90%
и
более
процентов
от
максимально возможного количества баллов.
При разработке положения о рейтинговой системе необходимо отразить
вопрос отработки занятий, пропущенных по уважительной причине. Или
вопрос «штрафных баллов»: отклонение от графика контроля, несвоевре-
менная сдача работы, отказ от устного ответа.
Одной
из
трудностей
внедрения
рейтинговой
системы
оценивания
результатов обучения, является значительное увеличение временных затрат
преподавателя
на
подготовку
к
занятиям.
Однако
после
первого
года
внедрения новой системы оценки острота проблемы снижается.
Для
проведения
занятий
с
применением
рейтинговой
технологии
оценивания
результатов
обучения
преподавателю
необходимо
создать
обязательный единый комплект:
- программа дисциплины или профессионального модуля;
- комплект контрольно-оценочных средств;
- разработанный рейтинг-план, включающий систему поощрительных
баллов;
- собственно учебный материал: тексты лекций, учебники, учебные
пособия, методические материалы и указания к практическим занятиям и
семинарам и т.п.
Эти составляющие комплекта не являются жестко фиксированными и
могут изменяться как по форме, так и по содержанию в зависимости:
- от конкретной дисциплины (модуля);
- курса обучения;
- личного и профессионального опыта преподавателя.
Внедрение
рейтинговой
системы
оценивания
результатов
обучения
является одной из составляющих управления качеством в образовательной
среде
учреждений
средней
профессиональной
школы.
Переход
на
рейтинговую
систему
предполагает
внедрение
новых
методов
обучения,
которые позволяют стимулировать познавательную деятельность студентов.
Таким образом, творчески работают и преподаватели, и студенты и как
следствие,
такой
тандем
приведет
к
повышению
уровня
организации
учебного процесса и, в конечном итоге, к повышению качества обучения.
Библиографический список
1. Батура, М. П. Рейтинговая система обучения на базе современных
компьютерных
технологий.
Текстуально-методическое
пособие
для
преподавателей и студентов. - Ч. П. / М. П. Батура, А. В. Ломако, Л. Ю.
Шилин. – Мн., 2008. – 73 с.
2. Диканская, Н.Н. . Оценочная деятельность как основа управления
качеством образования.// Стандарт и Мониторинг в образовании. – 2010. №3.
– С. 38 – 42
3. Словарь-справочник по педагогике / Авт. сост. В. А. Мижериков; под
общ. ред. П. И. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера., 2009. – 448 с.