Напоминание

Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним


Автор: Блохина Александра Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 180" г. Чебоксары
Населённый пункт: город Чебоксары
Наименование материала: проект
Тема: Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним
Раздел: дошкольное образование





Назад




Блохина Александра Александровна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 180» г. Чебоксары
ПРОЕКТ

«Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним»
Наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Народная мудрость
Пояснительная записка
Современная жизнь требует, чтобы образование в полной мере выполняло культуросозидательную функцию, а образовательная система создавала необходимые условия для формирования личности, ее готовности взаимодействовать с другими и миром в целом. На протяжении многих лет коллектив МБДОУ «Детский сад № 180» г. Чебоксары работает над проблемой взаимодействия дошкольного учреждения и семей воспитанников по вопросам формирования патриотического сознания и нравственной культуры детей, используя социокультурные возможности города, приобщая детей к культурному наследию Чувашии. В настоящее время на базе детского сада функционирует музей «Хунав». Одной из целей, которые ставили перед собой сотрудники дошкольного учреждения при организации данной работы, было расширение диапазона методов и форм взаимодействия с родителями по формированию нравственно-патриотических качеств ребёнка. Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, реки, расположенных рядом. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в
результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма, так как основным источником впечатлений дошкольников является ближайшее окружение (природное и социальное), та общественная среда, в которой они живут. Выдающиеся общественные деятели, писатели, педагоги отмечают, что народная культура близка детям. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа (Н.К. Крупская, Е.Н. Водовозова, А.П. Усова, К.Д. Ушинский). Исследуя данную проблему, мы опирались на теоретическое положение К.Д. Ушинского о том, что «опыт народа в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех». Многие современные исследователи пришли к выводу, что в тех семьях, где культивируется любовь к родной культуре, формируется личность доброго и восприимчивого ребенка. Если ребенок узнает в раннем возрасте, что на самом деле существуют различные культурные составляющие современного общества: музыка, живопись, народное творчество и, конечно, литература, то он вырастет гармонично и всесторонне развитой личностью! И главная задача каждого воспитателя и родителя – направить ребенка именно по этому пути!
Проблема:
у дошкольников не сформированы знания о родном городе, республике.
Ц е л ь

п р о е к т а :
использовать культурное наследие Чувашии в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста для полноценного развития, становление их личности, формирования патриотизма.
Задачи:

 привлечение ресурсов городской среды и семей дошкольников к образовательному процессу в дошкольном образовательном учреждении;  приобщение к историческим, культурным, национальным памятникам;  вовлечение детей в активный исследовательский поиск;  формирование интереса к настоящему и прошлому, умения видеть историю вокруг себя;  формирование чувства патриотизма, нравственности, духовности;  усваивание опыта социальных взаимоотношений;  воспитание уважения и гордость к предкам;  развитие речи, как связующей нити в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром;  повышение интереса родителей и педагогов дошкольного учреждения к истории родной ре спублики, повышение п ед а го г и ч е с ко й компетентности.
Возраст

детей,

на

которых

рассчитан

проект:
старший дошкольный возраст.
Продолжительность проекта
- 1 год (январь 2016 – декабрь 2016).
Этапы проекта:
Подготовительный  Обозначение цели проекта;  постановка задачи данного проекта;  определение сроков проведения проекта;  разработка плана мероприятий. Основной
 Реализация проекта через интеграцию с детьми, коллегами, родителями, социумом – проведение всех запланированных мероприятий. Заключительный  подготовка отчета с презентацией
Предполагаемые результаты:
 пополнение экспонатов мини-музеев в группах изделиями декоративно-прикладного искусства, сделанными своими руками;  картотека чувашского фольклора;  публикация в сборнике.
Содержание проекта:
В настоящее время в основе современной концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу, воспитание у детей патриотических чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями, семьей. И чем теснее будет эта связь, тем эффективнее будет работа по данному направлению. Осознавая ценность взаимодействия с учреждениями социума по воспитанию интереса к национальной культуре, привлекаются родители к совместному проведению экскурсий, посещению выставок и музеев. Достаточно активное участие родителей в различных мероприятиях совместно с детьми укрепляет отношения в семье, создает более благоприятный эмоциональный тон общения. Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство
большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Работа ведется последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному – город, республика. Диапазон объектов, с которыми мы знакомим дошкольников, постепенно расширяется – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. Особенно ценным является участие родителей и других близких родственниках в этих экскурсиях, это придает знаниям о родном городе актуальность и непосредственность. При ознакомлении с историей малой родины, прежде всего, организуется поисковая деятельность: дети могут расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия микрорайона, улицы, на которой они живут. Взрослые делятся с ребятами знаниями об известных людях микрорайона, на специальных занятиях дети могут обменяться полученной информацией, предлагать свои версии об истории некоторых названий. Рассматривание документов и фотографий, представленных в музее детского сада, способствует уточнению и дополнению знаний детей. В результате данной работы вырастает познавательный интерес к истории города и республики, уважение к знаменитым землякам. Грамотно организованное и продуманное взаимодействие ДОУ с социальными партнёрами, способствует расширению знаний дошкольников за счёт снятия территориальной ограниченности ДОУ, целостному восприятию мира; формированию навыков общения в различных социальных
ситуациях с представителями разных профессий, воспитания уважения к труду взрослых.
ФОРМЫ РАБОТЫ

План работы с детьми

Мероприятия

Цели

Сроки
Образовательная деятельность Формирование представление о республике, в которой мы живём. Воспитывать интерес к родному краю и желание больше узнать о нём. В течение года Праздники и развлечения Знакомство детей с чувашскими народными праздниками – Сурхури , Cаварни, Манкун, Акатуй, Киремет карти, с традициями и народными приметами с ним связанными. Знакомство с национальными праздниками - День чувашского языка (25 апреля), День государственных символов ЧР (29 апреля), День Республики (24 июня), День города (3 воскресенье августа) В течение года Народные промыслы Приобщение детей к истокам национальной культуры, формирование представления о произведениях чувашского прикладного искусства, знакомство с элементами чувашского орнамента и их семантикой. В течение года Фольклор и устное народное Формирование представлений о В
творчество чувашском фольклоре и воспитание интереса к нему. Продолжать знакомить детей с традициями чувашского народного творчества, его жанрами. Обратить внимание на особенности композиции сказки. течение года Экскурсии Воспитывать интерес к родному краю. Знакомить детей с историей нашей республики, родного города. Объяснить происхождение названий некоторых улиц города. Продолжать знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями. В течение года Чувашские народные игры Воспитывать интерес к народным играм и национальным видам спорта. Ознакомление с традициями физического воспитания в чувашских семьях В течение года Посещение музея дошкольного учреждения Закрепить названия предметов старинного быта. Познакомить детей с чувашским народным костюмом: с названиями элементов одежды, с их происхождением. Пополнить экспозиции музея работами детей. В течение года
План взаимодействия с социумом

Учреждение

Задачи, решаемые в совместной

работе

Формы работы с детьми
Республиканская 1. Приобщение детей к культуре 1. Использование фонда
детско- юношеская библиотека г. Чебоксары чтения художественной литературы библиотеки для организации занятий с детьми, воспитателями, родителями. 2. Экскурсия в библиотеку, проведение бесед с детьми по прочитанным книгам сотрудниками библиотеки. 3. Участие во Всероссийской библиотечно- краеведческой экспедиции «Люби и знай свой край». Театры города: Чувашский государственный театр кукол 1. Приобщение детей к театральной культуре. 2. Знакомство с устройством театра: сцена, занавес, зрительный зал, гримерная и т.д. 3. Рассказы о театральных жанрах. 1. Посещение спектаклей. 2. Просмотр выездных спектаклей кукольного театра в детский сад. 3. Беседы работников театра с детьми о содержании спектаклей. Музеи города: Чувашский национальный музей, Музей им. В.И. Чапаева 1. Приобщение детей к миру искусства, знакомство с произведениями изобразительного искусства различных жанров и видов. 2. Знакомство со средствами выразительности, присущими различным видам изобразительного искусства, с возможностями различных материалов, используемых для художественного 1. Организация экскурсий по музею, выставочному залу с учётом возрастных особенностей детей. 2. Осмотр музейных экспозиций. 3. Посещение тематических и персональных выставок художников. 4. Проведение
воплощения замысла. 3. Знакомство детей с некоторыми средствами выполнения художественного замысла (композиция, форма, цвет и т.п.). 4. Развитие у детей элементарных представлений об истории цивилизации, развитии технического прогресса. 5. Формирование представлений о родном крае, о развитии города Чебоксары. Обеспечение условий для развития патриотических чувств, гордости за малую родину. познавательных игр типа: «В какой одежде ходили прежде?», «Чувашские народные игры», «Памятники г. Чебоксары» и т.д. Памятники г. Чебоксары: Памятник И. Яковлеву, Памятник космонавту А.Николаеву Памятник В. Чапаеву 1. Приобщение детей к историческим, культурным, национальным памятникам г. Чебоксары. 2. Формирование интереса детей к настоящему и прошлому Чебоксар, умение видеть историю вокруг себя. 1. Экскурсии к памятникам города. 2. Проведение познавательных игр (напр., «Памятники г. Чебоксары»).
Работа с родителями
Мероприятия Цели Сроки Привлечение родителей к участию во Всероссийской библиотечно- краеведческой экспедиции Расширять кругозор родителей. Помочь максимально с бл и з и т ь интересы родителей и их детей. Февраль 2016
«Люби и знай свой край». Мастер-класс «Изготовление народной куклы» Использование различных форм сотрудниче ства и с о вм е с т н о го т в о р ч е с т в а с р о д и т е л я м и воспитанников. Апрель 2016 Вечер народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки» Формирование умения использовать народные игры и забавы в нравственно – пат риотиче ском воспитании детей. Июнь 2016 Оформление фотовыставки о проведенных экскурсиях Привлечь родителей к оформлению выставки; к участию в совместных походах по городу. Способствовать с о т р уд н и ч е с т в у п е д а г о г о в с родителями и детьми. В течение года
Материально-технические ресурсы
 Этнографический музей «Хунав»;  мини-музеи «Наша Чувашия»;  мультимедийный проектор, компьютер;  макеты улиц города;  картинный словарь чувашского языка - электронное пособие;  игра-презентация «Памятники города Чебоксары» - разрезные картинки.

Оценка результатов
Ознакомление ребенка с историей, с культурой родного края, включение в активное действие с предметами старины в сочетании с методами, стимулирующими познавательную активность, и обогащением предметно-развивающей среды предметами чувашской культуры способствуют эффективному приобщению к культуре родного края дошкольников. Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре, традициям и обычаям родного края, к эстетическим и нравственно- эстетическим ценностям своего народа должно осуществляться на всех ступенях обучения. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Чувство личности, человеческого достоинства немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом. Поэтому важная задача детских дошкольных учреждений – передавать будущим поколениям человеческий опыт в его национальной форме.


В раздел образования