Напоминание

Творческая мастерская в формировании нравственных ценностей подростков через традиции и новации.


Автор: Трофимова Татьяна Шайкульевна
Должность: педагог - библиотекарь
Учебное заведение: МБОУ "Политехнический лицей"
Населённый пункт: г. Мирный, РС(Я)
Наименование материала: статья
Тема: Творческая мастерская в формировании нравственных ценностей подростков через традиции и новации.
Раздел: среднее образование





Назад





Творческая мастерская в формировании нравственных ценностей подростков

через традиции и новации.
Трофимова Татьяна Шайкульевна- педагог-библиотекарь «Малое деревце, куда наклонишь его, туда и будет расти». Святитель Тихон Задонский. Обращаясь к участникам Рождественских Чтений, Святейший Патриарх Кирилл сказал: "История последних лет вновь показала нам, что образование и воспитание должны идти рука об руку». Среди жизненно необходимых нравственных чувств, которые надо развивать в ребенке он назвал любовь к Отечеству и его истории. По словам Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина сегодня «Нам нужны школы, которые не просто учат… воспитывают личность, Граждан страны – впитавших её ценности, историю и традиции». В Творческой мастерской сложилась традиция комплексной системы работы с детьми, девизом которой стали слова «Возьмёмся за руки друзья». Наши мероприятия, связанны с важнейшими политическими событиями школы, города, района, края, страны. Сегодня традиции и новации идут в тесном единстве, поскольку дополняют друг друга, совершенствуя систему воспитания, любое традиционное мероприятие становится ярче, нагляднее, интереснее и доступнее для современных продвинутых детей. Поэтому воспитывая детей на примере лучших традиций, накопленных многовековой историей и культурой нашего народа, используем такие новшества как интеллектуальное шоу, интерактивные уроки, виртуальное пространство. Это помогает детям ощутить свою сопричастность, почувствовать себя участниками, например, интеллектуальной викторины, проводимой Юрием Вяземским на 1 канале (К 100-летию со дня начала первой мировой войны», «Александр II», «Гражданская война: белые и красные», «Цесаревич Александр Николаевич Романов» и др.). Такое участие позволяет подростку попробовать свои силы, понять, что он знает и умеет, поверить в себя, обрести чувство собственного достоинства, а нам - мотивировать его на учебу, работу и самосовершенствование. Опираясь на высказывание В. В. Путина: «Для возрождения национального сознания нам нужно связать воедино исторические эпохи», мы пытаемся планировать свою воспитательную работу по следующим направлениям: «История Отчества», «Я – гражданин», «Моя Якутия», «Моя малая родина», «Культурное наследие». Применение новаций позволяет вместо традиционной книжно - иллюстративной выставки, когда зачастую материал из фондов библиотек оказывается, мягко говоря,
небогатым, организовать виртуальную и показать детям лучшие мировые сокровищницы. Теперь мы, не выходя из здания школы, с помощью виртуальной экскурсии можем посетить любой уголок земного шара, совершить космическую прогулку к далеким звездным галактикам. На импровизированном самолете, используя видеофильм, посмотреть на наш город с высоты птичьего полета, а мультяшный Антошка «попросивший» детей показать ему город, вызывает у детей неподдельной интерес к истории нашей Алмазной столице. Лицейский сайт, позволяет обратиться к родителям юных краеведов, чтобы они семьей действительно «вживую» совершили

прогулку по городу и его достопримечательным местам. Главное, у ребят рождается стремление как можно больше узнать о своей Малой Родине. Когда объем знаний ежегодно увеличивается, надо научить ребят быть мобильными, приобретать самостоятельно новые знания и в этом помогают такие нетрадиционные формы как

Интерактивный журнал «Главные битвы Великой Отечественной войны" (с краеведческим компонентом). Создавая его, учащиеся охотно использовали свои навыки работы с компьютером и ИКТ компетентности. Ребята активно трудились над творческими заданиями, перекрестными вопросами, презентациями по заданным темам, поиском и отбором стихов для поэтических минуток в различных источниках. Им хотелось объять необъятное, только осознание того, что рамки мероприятия ограничены временем, заставило их отказываться от части найденных материалов, которые очень хотелось донести до соперников. Мероприятие открылось видеофрагментом. С экрана звучал взволнованный голос Левитана. Подумать только: если бы не доблесть Советских войск, то развитие мира, в корне изменилось бы. Под звуки песни «Враги сожгли родную хату», на слайдах появилась информация о невосполнимом ущербе, нанесенном войной. Память ветеранов, спасших не столько Россию, но и весь мир, на глазах повзрослевшие ребята почтили торжественной Минутой молчания. Это было сильное эмоциональное начало, настроившее ребят на серьёзную работу. Далее они «защищали» свои странички к журналу, отразившие главные битвы Великой Отечественной войны: Московскую, Сталинградскую и Курскую. Горящие глаза, приподнятое настроение, торжественность момента, трагизм освещаемых событий, гордость и сопричастность к подвигам своего народа – всё это было создано в атмосфере мероприятия. А школьные фотокорреспонденты представили видео хронику с места события, ставшей и последней страничкой нашего журнала, и рефлексией мероприятия одновременно. В работе по формированию гражданской позиции детей создан видеоролик по выборам. Использование новаций в работе, делает нас ближе к нашим ученикам, и мы уже не кажемся им дремучими, а значит, проще находим общий язык. А какими красивыми богатыми становятся традиционные мероприятия по краеведению, например Интеллект - шоу по Якутии. В нем органично соединились национальные костюмы, песни и танцы народов Якутии, звуки хомуса, выставка-
экспозиция работ якутских мастеров, работа детей на интерактивной доске и мультимедийная викторина. Объявление об «участии» в викторине по праву знатоков телевизионного клуба «Что? Где? Когда?» вызвало у детей настоящий восторг и ребята с азартом готовились к предстоящей баталии: внимательно работали на уроках по гражданскому праву, просматривали материалы выставок на заданную тему, активно принимали участие в создании устных журналов «Права – это, прежде всего обязанности». А после мероприятия наши дети пополнили ряды зрителей и болельщиков интеллектуального телевизионного клуба. С особым благоговением просматриваем и обсуждаем мультипликационные фильмы Кинокомпании «Избор», снятых по Благословению Святейших Патриархов Алексия II и Кирилла о Куликовской битве, о Преподобном Сергии Радонежском, о святых монахах-схимниках Александре Пересвете и Андрее Ослябе, о Князе Дмитрии Донском, о великих героях той битвы, о воинском и нравственном подвиге. Разговариваем с детьми о том, что в нашей истории существуют ключевые моменты, без памяти о которых народ обречен на нравственную деградацию. Заинтересованное и активное участие детей убеждает нас в их готовности общаться на серьезные темы и откликаться душой на честный разговор о нравственном выборе. А какие красочные музыкальные завораживающие получаются мероприятия в цикле «Культурное наследие» «Знатоки российской литературы» (по творчеству Пушкина А.С., Лермонтова М. Ю., Есенина С.А., Михалкова С.В., Успенского Э. др.). Благодаря записи мы получили возможность посмотреть музыкально-поэтический спектакль "Хулиган. Исповедь". Свет погас, и на экране появился Сергей Безруков. И сразу же мы все почувствовали полную сопричастность к происходящему. Как будто мы не в читальном зале школьной библиотеки, а в зрительном перед сценой, и это к нам обращается Безруков с просьбой, чтобы выключили телефоны и наслаждались вечером, и – чудо, дети послушно спрятали подальше свои мобильники. Два часа все происходившее на сцене, а именно такое было ощущение, держало в напряжении всех нас зрителей, ребята сидели буквально затаив дыхание. Мы получили колоссальный эмоциональный заряд для души. Потому что замечательный актер Сергей Безруков пел и читал строки в том виде, в котором они были созданы самим Сергеем Александровичем, честно, без лицемерия. Жизнь поэта – его метания, душевная боль, любовь, стихи – и ее трагическая развязка на одном дыхании проживалась актерами на сцене и нами зрителями пусть не в театре, а пока только в зале школьной библиотеки, но ощущение сопричастности было колоссальным. Умелое сочетание традиций и новаций позволяет нам стать ближе к нашим детям, говорить с ними на одном языке, доступно и неназойливо дат понять, что действительно ценно и важно в жизни.


В раздел образования