Творческая мастерская в формировании нравственных ценностей подростков через традиции и новации.
Автор: Трофимова Татьяна Шайкульевна Должность: педагог - библиотекарь Учебное заведение: МБОУ "Политехнический лицей" Населённый пункт: г. Мирный, РС(Я) Наименование материала: статья Тема: Творческая мастерская в формировании нравственных ценностей подростков через традиции и новации. Раздел: среднее образование
Творческая мастерская в формировании нравственных ценностей подростков
через традиции и новации.
Трофимова Татьяна Шайкульевна-
педагог-библиотекарь
«Малое деревце, куда наклонишь его,
туда и будет расти».
Святитель Тихон Задонский.
Обращаясь к участникам Рождественских Чтений, Святейший Патриарх Кирилл
сказал: "История последних лет вновь показала нам, что образование и воспитание
должны идти рука об руку». Среди жизненно необходимых нравственных чувств,
которые надо развивать в ребенке он назвал любовь к Отечеству и его истории.
По словам Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина
сегодня «Нам нужны школы, которые не просто учат…
воспитывают личность,
Граждан страны – впитавших её ценности, историю и традиции».
В Творческой мастерской сложилась традиция комплексной системы работы с
детьми, девизом которой стали слова «Возьмёмся за руки друзья». Наши мероприятия,
связанны с важнейшими политическими событиями школы, города, района, края,
страны.
Сегодня традиции и новации идут в тесном единстве, поскольку дополняют друг
друга,
совершенствуя
систему
воспитания,
любое
традиционное
мероприятие
становится ярче, нагляднее, интереснее и доступнее для современных продвинутых
детей.
Поэтому
воспитывая
детей
на
примере
лучших
традиций,
накопленных
многовековой историей и культурой нашего народа, используем такие новшества как
интеллектуальное
шоу,
интерактивные
уроки,
виртуальное
пространство.
Это
помогает
детям
ощутить
свою
сопричастность,
почувствовать
себя
участниками,
например, интеллектуальной викторины, проводимой Юрием Вяземским на 1 канале
(К 100-летию со дня начала первой мировой войны», «Александр II», «Гражданская
война: белые и красные», «Цесаревич Александр Николаевич Романов» и др.). Такое
участие позволяет подростку попробовать свои силы, понять, что он знает и умеет,
поверить в себя, обрести чувство собственного достоинства, а нам - мотивировать его
на учебу, работу и самосовершенствование. Опираясь на высказывание В. В. Путина:
«Для возрождения национального сознания нам нужно связать воедино исторические
эпохи»,
мы пытаемся планировать свою воспитательную
работу по следующим
направлениям: «История Отчества», «Я – гражданин», «Моя Якутия», «Моя малая
родина», «Культурное наследие».
Применение
новаций
позволяет
вместо
традиционной
книжно
-
иллюстративной
выставки, когда зачастую материал из фондов библиотек оказывается, мягко говоря,
небогатым,
организовать
виртуальную
и
показать
детям
лучшие
мировые
сокровищницы.
Теперь мы, не выходя из здания школы, с помощью виртуальной экскурсии можем
посетить любой уголок земного шара, совершить космическую прогулку к далеким
звездным галактикам.
На импровизированном самолете,
используя видеофильм,
посмотреть
на
наш
город
с
высоты
птичьего
полета,
а
мультяшный
Антошка
«попросивший» детей показать ему город, вызывает у детей неподдельной интерес к
истории нашей Алмазной столице. Лицейский сайт, позволяет обратиться к родителям
юных краеведов, чтобы они семьей действительно «вживую» совершили прогулку по
городу и его достопримечательным местам. Главное, у ребят рождается стремление
как можно больше узнать о своей Малой Родине.
Когда объем знаний ежегодно увеличивается, надо научить ребят быть
мобильными, приобретать самостоятельно новые знания и в этом помогают такие
нетрадиционные формы как Интерактивный журнал «Главные битвы Великой
Отечественной войны" (с краеведческим компонентом). Создавая его, учащиеся
охотно использовали свои навыки работы с компьютером и ИКТ компетентности.
Ребята активно трудились над творческими заданиями, перекрестными вопросами,
презентациями
по
заданным
темам,
поиском
и
отбором
стихов
для
поэтических
минуток в различных источниках. Им хотелось объять необъятное, только осознание
того, что рамки мероприятия ограничены временем, заставило их отказываться от
части
найденных
материалов,
которые
очень
хотелось
донести
до
соперников.
Мероприятие
открылось
видеофрагментом.
С
экрана
звучал
взволнованный
голос
Левитана. Подумать только: если бы не доблесть Советских войск, то развитие мира, в
корне изменилось бы. Под звуки песни «Враги сожгли родную хату», на слайдах
появилась
информация
о
невосполнимом
ущербе,
нанесенном
войной.
Память
ветеранов, спасших не столько Россию, но и весь мир, на глазах повзрослевшие ребята
почтили торжественной Минутой молчания.
Это было сильное эмоциональное начало, настроившее ребят на серьёзную работу.
Далее они «защищали» свои странички
к журналу, отразившие главные битвы
Великой Отечественной войны: Московскую, Сталинградскую и Курскую. Горящие
глаза,
приподнятое
настроение,
торжественность
момента,
трагизм
освещаемых
событий, гордость и сопричастность к подвигам своего народа – всё это было создано
в атмосфере мероприятия. А школьные фотокорреспонденты представили
видео
хронику с места события, ставшей
и последней страничкой нашего журнала, и
рефлексией мероприятия одновременно.
В
работе
по
формированию
гражданской
позиции
детей
создан
видеоролик
по
выборам. Использование новаций в работе, делает нас ближе к нашим ученикам, и
мы уже не кажемся им дремучими, а значит, проще находим общий язык.
А
какими
красивыми
богатыми
становятся
традиционные
мероприятия
по
краеведению, например Интеллект - шоу по Якутии. В нем органично соединились
национальные костюмы,
песни и танцы народов Якутии, звуки хомуса, выставка-
экспозиция
работ
якутских
мастеров,
работа
детей
на
интерактивной
доске
и
мультимедийная викторина.
Объявление об «участии» в викторине
по праву
знатоков телевизионного клуба
«Что? Где? Когда?» вызвало у детей настоящий восторг и ребята с азартом готовились
к предстоящей баталии: внимательно работали на
уроках по гражданскому праву,
просматривали материалы выставок на заданную тему, активно принимали участие в
создании
устных
журналов
«Права
–
это,
прежде
всего
обязанности».
А
после
мероприятия наши дети пополнили ряды зрителей и болельщиков интеллектуального
телевизионного клуба.
С особым благоговением просматриваем и обсуждаем мультипликационные фильмы
Кинокомпании «Избор», снятых по Благословению Святейших Патриархов Алексия II
и
Кирилла о Куликовской битве, о Преподобном Сергии Радонежском, о святых
монахах-схимниках
Александре
Пересвете
и
Андрее
Ослябе,
о
Князе
Дмитрии
Донском,
о
великих
героях
той
битвы,
о
воинском
и
нравственном
подвиге.
Разговариваем с детьми о том, что в нашей истории существуют ключевые моменты,
без памяти о которых народ обречен на нравственную деградацию.
Заинтересованное и активное участие детей убеждает нас в их готовности общаться
на серьезные темы и откликаться душой на честный разговор о нравственном выборе.
А какие красочные музыкальные завораживающие получаются мероприятия в цикле
«Культурное наследие» «Знатоки российской литературы» (по творчеству Пушкина
А.С., Лермонтова М. Ю., Есенина С.А., Михалкова С.В., Успенского Э. др.).
Благодаря записи мы получили возможность посмотреть музыкально-поэтический
спектакль "Хулиган. Исповедь". Свет погас, и на экране появился Сергей Безруков. И
сразу же мы все почувствовали полную сопричастность к происходящему. Как будто
мы не в читальном зале школьной библиотеки, а в зрительном перед сценой, и это к
нам обращается Безруков с просьбой, чтобы выключили телефоны и наслаждались
вечером, и – чудо, дети послушно спрятали подальше свои мобильники. Два часа все
происходившее на сцене, а именно такое было ощущение, держало в напряжении всех
нас зрителей, ребята сидели буквально затаив дыхание. Мы получили колоссальный
эмоциональный заряд для души. Потому что замечательный актер Сергей Безруков
пел
и
читал
строки
в
том
виде,
в
котором
они
были
созданы
самим
Сергеем
Александровичем, честно, без лицемерия. Жизнь поэта – его метания, душевная боль,
любовь, стихи – и ее трагическая развязка на одном дыхании проживалась актерами на
сцене
и
нами зрителями
пусть не в театре, а пока только в зале школьной
библиотеки, но ощущение сопричастности было колоссальным.
Умелое сочетание традиций и новаций позволяет нам стать ближе к нашим детям,
говорить с ними на одном языке,
доступно и неназойливо
дат понять,
что
действительно ценно и важно в жизни.