Экологическое воспитание дошкольников через формирование элементарных математических представлений
Автор: Устименко Елена Петровна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБОУ гимназия "УВК №1" структурное подразделение детский сад Населённый пункт: г. Воронеж Наименование материала: статья Тема: Экологическое воспитание дошкольников через формирование элементарных математических представлений Раздел: дошкольное образование
Экологическое воспитание через формирование элементарных
математических представлений дошкольников
Время, в котором мы живем, выдвинуло на первый план проблемы
экологии.
Ни
одно
из
направлений
воспитания,
образования,
даже
дошкольного, не обходит их стороной.
Формирование
элементарных
математических
представлений
естественным образом интегрируется с вопросами экологии. Занимаясь с
детьми
математикой,
я
использую
пословицы,
загадки,
физкультминутки,
развивающие упражнения и логические задания на экологические темы. К
примеру, перед детьми карточки с изображением различных представителей
животного
мира,
причем
карточки
вызывают
дополнительный
интерес
у
детей,
т.к.
животных
узнать
не
так
просто,
художник
–
сказочник
их
принарядил. И все же узнаны были и еж, и лиса, и петух, и поросенок, и
лягушонок,
а
вот
изображение
совы
поставило
детей
в
тупик.
Поэтому
именно на непосредственной образовательной деятельности по математике
дети,
впервые
узнали
о
существовании
такой
птицы,
как
сова,
об
особенностях ее внешнего облика, поведения. А затем уже детям предлагаю
задания из области математики, каких. животных на карточках меньше всего
(сколько?), каких больше всего (сколько?), каких поровну (поскольку?) кого
больше ежей или лисичек и т.д.
В разделе «Ориентировка во времени» детей знакомлю с динамизмом
некоторых понятий: части суток, времена года, дни недели, месяцы. Ребята не
только запоминают легче их названия, последовательность, признаки, но и
решают проблемные задачи.
При
знакомстве
детей
с
темой
«Части
суток»
рассказываю
детям
рассказ
В. Бианки «Муравьишка», дети узнают, что как только наступает
ночь, муравьиный домик закрывается, а рано утром, когда взойдет солнце,
муравейник открывается.
Вводя маленьких детей в мир математики, я считаю важно показать им
присутствие чисел в мире природы, наполнить представление о каждом числе
живыми ассоциациями. Знакомя дошкольников с числами, я стараюсь их
найти в мире природы. Например, при
знакомстве с цифрой два к детям
прилетает воробей. «Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй не рабой! Кто
это?»
(Воробей).
Дети
считают
у
воробья
крылья,
рассматривают
его
внешний вид, вспоминают, какие птицы
прилетают к ним участок. При
знакомстве с образованием.
числа четыре к детям прилетает бабочка, они ее
рассматривают, отмечают, что у бабочки четыре крыла, эти крылышки очень
нежные. И если бабочку поймать, то можно повредить крылышки, и она
погибнет. Вспоминаем правила поведения в природе. Знакомя детей с числом
шесть, к ним в гости приходят насекомые, дети рассматривают их, считают
им лапки.
Я
использую
таблицы,
помогающие
детям
овладеть
навыком
счета
предметов по разному расположенных ( по кругу, квадрату, треугольнику)
составлены из изображений животных, растений, поэтому, кроме закрепления
навыков
счета,
выполняются
задания
по
выявлению
подмножества
(насекомых,
птиц,
зверей,
домашних
животных,
цветов,
ягод,
фруктов,
овощей, деревьев и т.д.).
В качестве раздаточного счетного материала чаще всего беру карточки,
с
изображением
различного
количества
представителей
животного
и
растительного мира. Параллельно с выполнением математических заданий
слежу, чтобы каждый предмет назывался правильно, согласовывался род,
число, падеж, о некоторых представителях животного и растительного мира
сообщаю
детям
дополнительные
интересные
сведения,
приучаю
бережно
относиться к природе.
Дошкольникам старшего возраста предлагаю задания с различными
ортогональными квадратами. Немалый интерес у детей вызывают задания,
где надо выяснить, какой листик улетел (при этом определяется с какого
дерева был этот лист ( по его форме), какого он был цвета (отчего меняется
раскраска листьев), как он был сориентирован в своей клетке таблицы.
Предлагаю
детям
полюбоваться
осенними
красками,
прошу
их
на
прогулке
собрать
букет
осенних
листьев,
затем
считаем
в
каком
букете
больше листьев, раскладываем их, рассматриваем, отмечаем какие листья
узкие какие широкие. Предлагаю детям найти тонкие и толстые стволы
деревьев, дети обхватывают их руками, определяю, какие из них толще.
Назову несколько экологических игр, которые оказывают значительную
помощь в развитии логико-математического мышления. Игра «Кто больше?»
дети
отвечают
на
вопросы,
находя
ответы,
и
показывают
картинку
с
правильным ответом. Кто больше: лошадка или овечка? Птичка или пчелка?
Муравей или муха? Игра «Кто на что похож?» - набор геометрических фигур,
из которых дети составляют животных.
Дети очень любят игру головоломку В. Воскобовича «Чудо-цветик».
Этот
яркий
многофункциональный
конструктор
позволяет
создать
изображение
различных
птиц,
животных
реальных
и
фантастических,
составлять экологические сказки.
Непрерывное
экологическое
образование
способствует
не
только
познанию
красивого
в
природе,
но
и
в
самом
себе,
утверждению
человеческого достоинства, доброты, сопереживание всему живому. Таким
образом,
педагогические
технологии
взаимодействия
детей
с
природой,
многоплановы и позволяют преобразовывать с ними систему образования.