Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН


Автор: Хребтова Ирина Алексеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 2 г. Строитель"
Населённый пункт: г. Строитель
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН
Раздел: среднее образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН
Хребтова И.А.

Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме формирования здорового образа жизни у школьников во время проведения двигательных перемен, что является инновационным в организации физкультурно-оздоровительной работы. Организация и проведение двигательных перемен направлена на профилактику и лечение заболеваний, на получение положительных эмоций, на возможность личных достижений и закалку характера.
Ключевые

слова:
здоровье, двигательная активность, профилактика утомляемости, положительные эмоции, умеренная интенсивность. Проблема формирования здорового образа жизни подрастающего поколения на сегодняшний день рассматривается как одна из приоритетных задач государства. Здоровье определяется уровнем привычной двигательной активности. Привычной считается активность, которая устойчиво проявляется в процессе жизнедеятельно сти. Основными биологиче скими ф а к т о р а м и , формирующими потребность организма в движениях, являются возраст и пол, социальным фактором является пропаганда физкультуры и спорта. Перемены, которые проходят в вялотекущем режиме способствуют не отдыху учащихся, а, наоборот, повышают утомляемость. В результате, учащиеся становятся раздражительными, не на должном уровне воспринимают учебный материал, что приводит к снижению успеваемости. Правильно организованные перемены направлены на развитие, как физической активности, так и на сохранение психического здоровья учащихся. Ведущие задачи двигательных перемен обусловлены возможностью дать ребёнку побыть в движении, показать значение в его жизни двигательной активности, учить видеть окружающий мир. Двигательные разминки дают возможность уйти от негативных эмоций, переключиться с одного вида деятельности на другой, а затем в приподнятом настроении взяться за учение. Подвижные и спортивные игры, танцы служат великолепным средством профилактики заболеваний и оздоровления. Правильно спланированные подвижные игры на перемене, способствуют улучшению
самочувствия школьников. Благодаря играм, учащиеся лучше занимаются, внимательнее слушают учителя и значительно тише ведут себя в классе. Необходимо проводить несколько подвижных игр во время больших перемен, на свежем воздухе и под присмотром учителя. Игры, проводимые на перемене, должны быть хорошо знакомы участникам, иметь несложные правила, быть интересными и допускать смену в составе участников. Проведение и организация таких перемен требует особой подготовки учителей и инструкторов из числа старшеклассников, наличия в школе простейшего инвентаря, спортивных площадок и помещений, позволяющих организовать занятия физическими упражнениями и играми одновременно со всеми участниками. Существуют правила для организации и проведения двигательных перемен:  Учёт особенностей возраста учащихся.  Проведение осуществляют учителя-предметники, старшеклассники под контролем учителя.  Упражнения могут сопровождаться музыкой.  Двигательные перемены проводят после третьего урока в течении 15- 20 минут. Необходимо оставить время для пассивного отдыха и подготовки к уроку.  Подвижные занятия необходимо проводить эмоционально, подбадривать, хвалить учащихся.  Место проведения подготавливать заранее, до и после проводить влажную уборку и проветривание.  Для учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, подбирают упражнения с небольшой нагрузкой.  Надо учитывать, что с 11-12 лет двигательные возможности девочек и мальчиков начинают различаться, поэтому следует предусмотреть как совместные игры, так и раздельные.  Для старшеклассников проводят игры с элементами противоборства, требующими проявления характера, настойчивости, чувства коллективизма.  Подвижные перемены не должны копировать уроки физической культуры. Перемена – это, прежде всего время для отдыха учащихся, поэтому не следует их держать в строю. Важное значение для профилактики утомляемости и формирования здорового образа жизни у учащихся играет динамическая перемена (подвижная перемена). Она чаще всего проводится на открытом воздухе под
контролем взрослых после второго урока (на большой перемене) в течение 30минут, с необходимой двигательной деятельностью не менее 25 минут. Если не позволяют погодные условия, то динамическую перемену можно провести в хорошо проветренном помещении (рекреация, спортивный зал, коридор). Определены три части двигательной перемены: – подготовительная (готовит детей к выполнению игр и упражнений) – 2 минуты; – основная (обучение двигательным навыкам, игровая деятельность, максимальная двигательная активность) – 25 минут; – заключительную, организм ребенка приводится в спокойное состояние, подводятся итоги – 3 минуты. Содержание динамической перемены должно отличаться разнообразием форм работы: подвижные игры, игры-эстафеты, спортивные упражнения, самостоятельные игры детей. Для эффективного проведения динамической перемены в школе существуют педагогический контроль, четкая организация, эмоциональная окраска всех упражнений. Детям в это время необходимо не только сбросить физическое утомление, но и эмоционально “зарядиться”. Известно, что только при эмоциональном подъеме улучшаются реакции организма: двигательная, зрительная, слуховая. При разработке и проведении динамических перемен проводится дифференцированный подход к мальчикам и девочкам, к детям с разной физической активностью. Организуются одновременно несколько игр (вдвоем, втроем, малыми группами). Обязательным условием является окончание игр за 3-4 минуты до звонка на урок. Для начальной школы двигательные перемены рекомендовано проводить ежедневно, для среднего звена – 3 раза в неделю. Если в расписании есть урок физкультуры, подвижную перемену педагоги проводят с играми умеренной интенсивности. При проведении динамической перемены должна наблюдаться доброжелательность, двигательный и эмоциональный “комфорт”, как со стороны педагогов, так и со стороны учащихся. В настоящее время можно утверждать, что учитель, в состоянии сделать для здоровья ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника, он должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.
Литература

1. Исаева, С.А. Организация переменок и динамических пауз в начальной школе/Айрис Пресс, Москва, 2008/ 2. Советова, Е.В. Оздоровительные технологии в школе /Ростов на Дону «Феникс»-2006/ 3. Обухова, Л.А. Школа докторов природы /Москва, «Вако»,2010/


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники