Автор: Баширова Лариса Таймуразовна Должность: учитель осетинского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1 им.А.Коцоева с.Гизель РСО-Алания Населённый пункт: РСО-Алания, Пригородный район, с.Гизель Наименование материала: методическая разработка Тема: Метод проекта на уроках осетинской литературы. Раздел: полное образование
А. Дистервег
На уроках осетинской литературы используются технологии,
направленные на гарантированные достижения намеченных результатов.
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того,
что нам нужны деятельные, игровые, групповые, проблемные, рефлексивные
и прочие формы и методы обучения. Значительную роль в решении этих
проблем играет метод учебных проектов.
Метод проектов в последнее время приобретает большую популярность.
Проектная методика является одной из форм организации исследовательской
познавательной деятельности, в которой обучающиеся занимают активную
субъективную позицию. Метод учебного проекта способствует
раскрытию личности учащихся, их самостоятельности, активности, а также
развитию навыков исследовательской работы.
В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной
деятельности становится поиск способов решения проблемы, так же полное и
ограниченное включение проектной деятельности в образовательный
процесс школы, партнерство учителя и ученика, их совместный поиск новых
комплексных знаний и умение использовать эти знания при создании своего
интеллектуального продукта.
Учебный проект можно выстроить так:
Проблема (мотивация)- почему?
Цель проекта – зачем?
Задачи проекта – что?
Методы и способы – как?
Результат – что получится?
Проектная деятельность по осетинской литературе способствует
патриотическому воспитанию личности учащегося. Проявлению любви к
родному краю, к осетинскому языку и литературе.
В эффективности метода учебных проектов я убедилась на своей
практике.
Во время изучения Нартских сказаний, учащиеся 5 класса проявили
большой интерес к происхождению осетинского пива. Это и подтолкнула к
созданию учебного проекта. Учащимся, объединенным в 3 группы, дается
задание: подготовить коллаж из рисунков – учащихся по теме, узнать у
старших
и
записать
рецепт
напитка.
Кроме
этого,
ребята
должны
представить, защитить свой проект. Выполнение этой работы потребовало от
учащихся
не
только
творческого
подхода,
но
и
организаторских
и
коммуникативных умений.
Во время изучения осетинского народного творчества (сказки), учащиеся
проявили большой интерес к сочинению авторских сказок. Сперва ученики
придумали темы , затем названия, потом нарисовали к своим произведениям
иллюстрации.
Подобного
вида
задания
вызывают
большой
интерес
у
учащихся,
оживляют
учебный
процесс.
Ученики,
как
правило,
хорошо
справляются с такими заданиями. Так же, такая работа помогает учителю
распознать индивидуальные способности учащихся.
Проектная деятельность является обязательной составной частью
учебной деятельности учащихся в рамках предметов регионального
компонента.
Для изучения нового материала, можно заранее(за неделю) обозначить
проблему. В 9 классе учащиеся подготовили учебный проект по теме «Еще
раз, о Коста Хетагурове – художнике» Учащиеся самостоятельно
подготовили весь материал по теме и презентовали его . В процессе работы
над проектом, ученикам неоднократно приходилось обращаться к
региональным интернет –ресурсам, что, несомненно, способствовало
расширению кругозора, а также приучает работать с информацией.
Учебный проект, предложенный учащимся класса – «Построй свою
башню» выполнялся после изучения очерка И.Канукова «В осетинском селе».
Учащиеся провели огромную исследовательскую работу в группах. Изучили
большое количество материала по истории родного края, села, семьи,
школы… Проведя такую большую работу, учащиеся лучше узнали культуру
своей родины. Во время изучения рассказа Басиева М. «Исса Плиев» ,
учащиеся принесли фотографии своих родственников – фронтовиков,
рассказать о них. Где они воевали, какие награды и звания имеют.
Презентация проекта совпало с празднованием 70-летия Победы. Подобная
работа сближает поколения. Ученики приходят к выводу о том, как история
нашей родины, народа отразилось в судьбах их предков, какой вклад внесли
они в историю своего народа. Кроме того, в ходе подготовки проекта
закладываются умения сбора информации. Это позволяет эффективно
организовать групповую и самостоятельную работу на уроке. Таким образом,
работа над проектом- это путь к саморазвитию личности через сознание
собственных потребностей.
Нет смысла доказывать, что проектная деятельность помогает сделать
урок эффективным, результативным, а процесс получения знаний –
интересным и продуктивным.