Основные направления воспитательной работы куратора гр. АМ-7-15
Автор: Симакова Татьяна Николаевна Должность: преподаватель Учебное заведение: Чебоксарский профессиональный колледж им. Н.В.Никольского Населённый пункт: Чебоксары Наименование материала: Статья Тема: Основные направления воспитательной работы куратора гр. АМ-7-15 Раздел: среднее профессиональное
транспорта
Основная задача куратора колледжа – создать условия для свободного развития
физических и духовных сил учащихся, руководствуясь интересами студентов и их
возрастными потребностями. Куратор должен знать проблемы физического и
психологического здоровья своих студентов и сделать все возможное, чтобы
родители и студенты без боязни могли рассказывать о своих проблемах. В своей
деятельности, как куратор я использую четыре направления в работе с учащимися
и их родителями.
Первое направление – проблема физического здоровья учащихся, так как именно
от качества здоровья зависят успехи в учебе и общего развития.Для обеспечения
нормального физического здоровья учащихся куратор работает по следующим
пунктам:
Просвещение детей по программе “Здоровье”.
Привлечение к этому виду деятельности преподавателей физической культуры,
родителей.Проведение классных мероприятий, направленных на осознание
студентов самооценки здоровья.Привлечение специалистов-медиков к
просветительской работе с родителями студентов и самими студентами.
Второе направление – общение.
Общение – это воздействие, обуславливающее самое максимальное развитие
личности, прежде всего этическое воспитание, направленное на формирование
общепризнанных ценностей. Решение проблемы общения приводит учащихся к
пониманию общечеловеческих ценностей, они должны стать нормой для студентов.
1.
Высшая ценность – человеческая жизнь. Интерес к жизни – это непременное
условие работы со студентами, условие эффективности воспитания.
2.
Понимание и восприятие человека как личности. Имеющей право на
понимание, способной совершенствоваться, обладающей индивидуальными
ценностями (семья, родственники, увлечения).
3.
Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека,
формирование понимания их необходимости и важности в жизни.
Какие общечеловеческие ценности могут помочь в воспитательном процессе – во
введении студента в контекст современной культуры? Главная роль педагога- стать
регулятором норм общения между людьми, оценки поступков человека. Культура,
как и вся жизнь находится в постоянном развитии и изменяется. Задача учителя-
помочь учащимся понять, что без принятия культурных ценностей мира, без их
освоения они не смогут состояться во взрослой жизни.
Третье направление – это познавательная сфера жизни студента. Защита
учащегося в этой области означает разъяснение всем преподавателям-
предметникам индивидуальных особенностей студента.
Для решения этой проблемы нужно обратить внимание:
на выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений
студента, его познавательной активности, его будущего и профессионального
определения;
на осуществление мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные
интересы студента, стимулирующих любознательность и развитие мышления;
на проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих
программы коррекции общеучебных умений отдельных учащихся;
на организацию классных часов по совершенствованию у учащихся учебных
умений и возможностей, саморазвитию.
Четвертое направление – это семья, в которой растет, формируется,
воспитывается учащийся. Классный руководитель должен помнить, что воспитывая
учащихся, он влияет на воспитательный потенциал семьи. Объектом
профессионального внимания выступают не сама семья и не родители, а семейное
воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с
родителями.
Педагогу необходимо знать, какова сфера материального благаучащегося, его образ
жизни, традиции и обычаи его семьи. Необходимо учитывать следующие пункты:
1.
изучение атмосферы в семье, взаимоотношения с членами семьи;
2.
психолого-педагогическое просвещение родителей через систему
родительских собраний, консультаций, бесед;
3.
организация и совместное проведение свободного времени учащихся и
родителей;
4.
защита интересов и прав в “трудных” семьях.
Следовательно классным руководителем реализуется функция родительского
просвещения (сведения о воспитательной функции колледжа, о методах
воспитания, цели и задачи личностного развития учащихся на данный период,
духовное развитие, об особенностях учебной деятельности, о взаимоотношениях в
группе, о выявленных способностях).
Описание опыта работы учителя
Главное педагогическое условие правильного воспитания – это благополучие
воспитанника в главном виде деятельности в период становления личности. От
успешности в ней зависит и авторитет среди педагогов и сверстников, а стало быть,
отношение к себе и внутреннее самочувствие. Поэтому важнейшим условием
благополучия внутреннего мира и становления психически здоровой личности
подростка является его успешность в учебе. Воспитательную работу нельзя
отрывать от учебной. Традиционная технология обучения в делает 80–90 процентов
учеников неуспешными. Она не развивает, не учит, не возвышает. Она
эксплуатирует память, которая не безгранична.
Сделать учащихся эрудированнее, свободнее в суждениях, раскованнее в
общении, увереннее в себе позволяет личностно- ориентированный подход в
обучении. Все это трудно переоценить. Такое обучение является
воспитывающим.
Личностно-ориентированный подход в воспитании представляет собой
педагогическую систему, включающую в себя индивидуальный, разноуровневый,
дифференцированный подходы.
Все эти составляющие настолько взаимосвязаны, что искажение какой- либо
части влечет к изменению всего целого.
Личностно-ориентированный подход в воспитании позволяет сформировать
ценностные ориентиры . Ценность как общее понятие означает актуальную
значимость, конкретный ориентир, представляющий в данный момент особую
важность для человека. С точки зрения гуманистического подхода к воспитанию,
это мера человеческого в чем- то при условии, что абсолютная ценность- это
человек и его жизнь. Когда мы говорим о ценностных ориентациях учащегося, то
имеем в виду прежде всего сущностные характеристики его сознания и поведения,
систему устремлений личности, отражающую ее представления об идеалах, смысле
жизни и деятельности, направленных на саморазвитие (развитие самоценности). В
современной педагогике существуют разные взгляды на проблему ценностей,
например, приоритет в воспитании, с одной стороны, общечеловеческих ценностей,
с другой – национально-региональных и, наконец, личностных. На мой взгляд, нет
необходимости выделять приоритет той или иной группы ценностей, наоборот,
целесообразно интегрирование тех и других.
В.А. Сухомлинский видел великую силу воспитания в этическом поучении, "когда
воспитатель сам является опорой и светочем для тех, кто не знает веры в человека
или теряет опору и путеводный огонек”. Для этого воспитателю “надо самому быть
истинным Человеком – жить правильно, любить людей, высоко хранить свое
достоинство патриота, гражданина, труженика, сына или дочери, матери или отца”.
Сухомлинский сформулировал четыре правила, соблюдение которых делает
человека воспитуемым:
первое правило – радость, счастье, жизнерадостное мировосприятие;
второе правило – окружающая воспитывающая среда (природа, люди);
третье правило – глубокая вера в другого человека;
четвертое правило – красота, духовная жизнь в мире прекрасного, красота
человеческого духа.
Этическое поучение основано на информировании учащихся о моральных
ценностях и обсуждении с ними нравственных проблем, поскольку нравственная
воспитанность включает знание нравственных норм и правил, опыт нравственного
поведения, способность сочувствовать и сопереживать. Ценность этического
информирования в современных условиях играют особую роль, так как в нашей
сложной жизни меняются нравственные понятия и их ценность. Индивидуализация
человеческой жизни уже привела к отказу от коллективистских законов, каждый
приспосабливается жить сам по себе и для себя, хотя искусство жить диктует
другое – нельзя жить в одиночку, жить следует в гармонии с обществом и другими
людьми. Вместе с тем каждому ли воспитателю суждено донести эти истины до
растущего человека? При каких условиях это возможно? Существуют ли такие
технологии и алгоритмы действий? Поставив такие вопросы, следует, учитывая все
ценное, предложить творческий поиск и сотрудничество как путь воздействия на
личность подростка, взаимодействия и взаимоучастия в коллективной
деятельности, отдавая предпочтение не только слову (информированию) как
важному источнику воспитания, но и коллективной совместной деятельности детей
и взрослых.
Поэтому большое значение в воспитании личности имеет воспитательная система.
С одной стороны, в процессе поставленных педагогических целей она
(воспитательная система) создается и развивается, с другой – эта система
выступает в качестве главного фактора успешного решения воспитательных задач.
Воспитательные задачи
Воспитательная система
Успешное решение воспитательных задач
Воспитательную систему класса необходимо строить с учетом целей и задач
учебного заведения.
Цель : Формирование духовно богатой, свободной, творчески мыслящей, здоровой
личности, обладающей прочными знаниями, способной к саморазвитию,
профессиональному самоопределению, самореализации, умеющей адаптироваться
к изменяющимся социально-экономическим условиям.
Проблема: Развитие творческого потенциала личности через личностно-
ориентированное обучение и воспитание.
Пути решения проблемы
Проблема учебного заведения решается через:
формирование в процессе обучения и воспитания ключевых
компетентностей, гармоничное развитие личности учащегося с учетом
возраста, интеллекта и интересов;
внедрение в учебно-воспитательный процесс новых информационных и
здоровьесберегающих технологий;
С учетом целей и задач формируются
Цели группы:
1.
Воспитание интеллектуальной, духовно богатой, свободной, здоровой,
всесторонне-культурной личности, владеющей творческими умениями и
навыками в усвоении общечеловеческих ценностей, склонной к овладению
различными профессиями, с гибкой и быстрой ориентацией в решении
сложных жизненных проблем.
2.
Формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности,
умеющего дорожить ценностями и традициями коллектива, строить с
одногруппниками отношения доверия.
3.
Сплочение коллектива.
В опыте воспитательной работы также наметились разные подходы, реализуются
различные методики подготовки и проведения классных часов. В своей работе
использую разнообразные формы. Это и традиционные мероприятия по тому или
иному предмету, экскурсии, праздники,устные журналы. С успехом проходят
мероприятия, ставшие в нашей группе традиционными.
Воспитательная система класса
Цели воспитательной системы:
Формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности, умеющего
дорожить ценностями и традициями группового коллектива, строить, с
одногруппниками, отношения доверия, уважения и взаимной помощи.
Задачи:
способствовать развитию познавательных процессов и интересов личности
учащихся;
поддерживать творческие устремления, создавать условия для
самовыражения и самореализации учащихся;
создавать нравственно и эмоционально благоприятную среду для
формирования группового коллектива и развития личности в нем.
1.
Воспитание гражданина-патриота:
воспитание гражданской ответственности;
уважение к истории, культуре своей страны, хранение традиций Чувашии;
2.
Воспитание здорового образа жизни человека:
создание условий для физического развития, воспитание негативного
отношения к вредным привычкам;
3.
Воспитание носителя культуры:
создание условий для раскрытия творческих способностей, приобщение к
истинным культурным ценностям;
4.
Воспитание труженика:
воспитание ответственности за порученное дело, привитие стойких навыков
самообслуживания, воспитание чувства хозяина своего дома, колледжа,
села, района..