Напоминание

Основные направления воспитательной работы куратора гр. АМ-7-15


Автор: Симакова Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Чебоксарский профессиональный колледж им. Н.В.Никольского
Населённый пункт: Чебоксары
Наименование материала: Статья
Тема: Основные направления воспитательной работы куратора гр. АМ-7-15
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Основные направления воспитательной работы

куратора группы АМ-7-15 специальности 23.02.03

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного

транспорта
Основная задача куратора колледжа – создать условия для свободного развития физических и духовных сил учащихся, руководствуясь интересами студентов и их возрастными потребностями. Куратор должен знать проблемы физического и психологического здоровья своих студентов и сделать все возможное, чтобы родители и студенты без боязни могли рассказывать о своих проблемах. В своей деятельности, как куратор я использую четыре направления в работе с учащимися и их родителями.
Первое направление
– проблема физического здоровья учащихся, так как именно от качества здоровья зависят успехи в учебе и общего развития.Для обеспечения нормального физического здоровья учащихся куратор работает по следующим пунктам: Просвещение детей по программе “Здоровье”. Привлечение к этому виду деятельности преподавателей физической культуры, родителей.Проведение классных мероприятий, направленных на осознание студентов самооценки здоровья.Привлечение специалистов-медиков к просветительской работе с родителями студентов и самими студентами.
Второе направление –
общение. Общение – это воздействие, обуславливающее самое максимальное развитие личности, прежде всего этическое воспитание, направленное на формирование общепризнанных ценностей. Решение проблемы общения приводит учащихся к пониманию общечеловеческих ценностей, они должны стать нормой для студентов. 1. Высшая ценность – человеческая жизнь. Интерес к жизни – это непременное условие работы со студентами, условие эффективности воспитания. 2. Понимание и восприятие человека как личности. Имеющей право на понимание, способной совершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, родственники, увлечения). 3. Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни. Какие общечеловеческие ценности могут помочь в воспитательном процессе – во введении студента в контекст современной культуры? Главная роль педагога- стать регулятором норм общения между людьми, оценки поступков человека. Культура, как и вся жизнь находится в постоянном развитии и изменяется. Задача учителя- помочь учащимся понять, что без принятия культурных ценностей мира, без их освоения они не смогут состояться во взрослой жизни.
Третье направление
– это познавательная сфера жизни студента. Защита учащегося в этой области означает разъяснение всем преподавателям- предметникам индивидуальных особенностей студента. Для решения этой проблемы нужно обратить внимание:  на выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений студента, его познавательной активности, его будущего и профессионального определения;
 на осуществление мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы студента, стимулирующих любознательность и развитие мышления;  на проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных учащихся;  на организацию классных часов по совершенствованию у учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.
Четвертое направление
– это семья, в которой растет, формируется, воспитывается учащийся. Классный руководитель должен помнить, что воспитывая учащихся, он влияет на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступают не сама семья и не родители, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального благаучащегося, его образ жизни, традиции и обычаи его семьи. Необходимо учитывать следующие пункты: 1. изучение атмосферы в семье, взаимоотношения с членами семьи; 2. психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед; 3. организация и совместное проведение свободного времени учащихся и родителей; 4. защита интересов и прав в “трудных” семьях. Следовательно классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной функции колледжа, о методах воспитания, цели и задачи личностного развития учащихся на данный период, духовное развитие, об особенностях учебной деятельности, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях).

Описание опыта работы учителя
Главное педагогическое условие правильного воспитания – это благополучие воспитанника в главном виде деятельности в период становления личности. От успешности в ней зависит и авторитет среди педагогов и сверстников, а стало быть, отношение к себе и внутреннее самочувствие. Поэтому
важнейшим условием

благополучия внутреннего мира и становления психически здоровой личности

подростка является его успешность в учебе.
Воспитательную работу нельзя отрывать от учебной. Традиционная технология обучения в делает 80–90 процентов учеников неуспешными. Она не развивает, не учит, не возвышает. Она эксплуатирует память, которая не безгранична. Сделать учащихся эрудированнее, свободнее в суждениях, раскованнее в общении, увереннее в себе позволяет
личностно- ориентированный подход в

обучении.
Все это трудно переоценить. Такое
обучение является

воспитывающим.
Личностно-ориентированный подход в воспитании представляет собой педагогическую систему, включающую в себя индивидуальный, разноуровневый, дифференцированный подходы. Все эти составляющие настолько взаимосвязаны, что искажение какой- либо части влечет к изменению всего целого. Личностно-ориентированный подход в воспитании позволяет сформировать ценностные ориентиры . Ценность как общее понятие означает актуальную
значимость, конкретный ориентир, представляющий в данный момент особую важность для человека. С точки зрения гуманистического подхода к воспитанию, это мера человеческого в чем- то при условии, что абсолютная ценность- это человек и его жизнь. Когда мы говорим о ценностных ориентациях учащегося, то имеем в виду прежде всего сущностные характеристики его сознания и поведения, систему устремлений личности, отражающую ее представления об идеалах, смысле жизни и деятельности, направленных на саморазвитие (развитие самоценности). В современной педагогике существуют разные взгляды на проблему ценностей, например, приоритет в воспитании, с одной стороны, общечеловеческих ценностей, с другой – национально-региональных и, наконец, личностных. На мой взгляд, нет необходимости выделять приоритет той или иной группы ценностей, наоборот, целесообразно интегрирование тех и других. В.А. Сухомлинский видел великую силу воспитания в этическом поучении, "когда воспитатель сам является опорой и светочем для тех, кто не знает веры в человека или теряет опору и путеводный огонек”. Для этого воспитателю “надо самому быть истинным Человеком – жить правильно, любить людей, высоко хранить свое достоинство патриота, гражданина, труженика, сына или дочери, матери или отца”. Сухомлинский сформулировал четыре правила, соблюдение которых делает человека воспитуемым: 
первое правило –
радость, счастье, жизнерадостное мировосприятие; 
второе правило
– окружающая воспитывающая среда (природа, люди); 
третье правило
– глубокая вера в другого человека; 
четвертое правило
– красота, духовная жизнь в мире прекрасного, красота человеческого духа. Этическое поучение основано на информировании учащихся о моральных ценностях и обсуждении с ними нравственных проблем, поскольку нравственная воспитанность включает знание нравственных норм и правил, опыт нравственного поведения, способность сочувствовать и сопереживать. Ценность этического информирования в современных условиях играют особую роль, так как в нашей сложной жизни меняются нравственные понятия и их ценность. Индивидуализация человеческой жизни уже привела к отказу от коллективистских законов, каждый приспосабливается жить сам по себе и для себя, хотя искусство жить диктует другое – нельзя жить в одиночку, жить следует в гармонии с обществом и другими людьми. Вместе с тем каждому ли воспитателю суждено донести эти истины до растущего человека? При каких условиях это возможно? Существуют ли такие технологии и алгоритмы действий? Поставив такие вопросы, следует, учитывая все ценное, предложить творческий поиск и сотрудничество как путь воздействия на личность подростка, взаимодействия и взаимоучастия в коллективной деятельности, отдавая предпочтение не только слову (информированию) как важному источнику воспитания, но и коллективной совместной деятельности детей и взрослых. Поэтому большое значение в воспитании личности имеет воспитательная система. С одной стороны, в процессе поставленных педагогических целей она (воспитательная система) создается и развивается, с другой – эта система выступает в качестве главного фактора успешного решения воспитательных задач.
Воспитательные задачи


Воспитательная система

Успешное решение воспитательных задач
Воспитательную систему класса необходимо строить с учетом целей и задач учебного заведения.
Цель
: Формирование духовно богатой, свободной, творчески мыслящей, здоровой личности, обладающей прочными знаниями, способной к саморазвитию, профессиональному самоопределению, самореализации, умеющей адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. Проблема: Развитие творческого потенциала личности через личностно- ориентированное обучение и воспитание.
Пути решения проблемы
Проблема учебного заведения решается через:  формирование в процессе обучения и воспитания ключевых компетентностей, гармоничное развитие личности учащегося с учетом возраста, интеллекта и интересов;  внедрение в учебно-воспитательный процесс новых информационных и здоровьесберегающих технологий; С учетом целей и задач формируются
Цели группы:
1. Воспитание интеллектуальной, духовно богатой, свободной, здоровой, всесторонне-культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками в усвоении общечеловеческих ценностей, склонной к овладению различными профессиями, с гибкой и быстрой ориентацией в решении сложных жизненных проблем. 2. Формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности, умеющего дорожить ценностями и традициями коллектива, строить с одногруппниками отношения доверия. 3. Сплочение коллектива. В опыте воспитательной работы также наметились разные подходы, реализуются различные методики подготовки и проведения классных часов. В своей работе использую разнообразные формы. Это и традиционные мероприятия по тому или иному предмету, экскурсии, праздники,устные журналы. С успехом проходят мероприятия, ставшие в нашей группе традиционными.
Воспитательная система класса
Цели воспитательной системы: Формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности, умеющего дорожить ценностями и традициями группового коллектива, строить, с одногруппниками, отношения доверия, уважения и взаимной помощи.

Задачи:
 способствовать развитию познавательных процессов и интересов личности учащихся;  поддерживать творческие устремления, создавать условия для самовыражения и самореализации учащихся;  создавать нравственно и эмоционально благоприятную среду для формирования группового коллектива и развития личности в нем. 1. Воспитание гражданина-патриота:  воспитание гражданской ответственности;  уважение к истории, культуре своей страны, хранение традиций Чувашии; 2. Воспитание здорового образа жизни человека:  создание условий для физического развития, воспитание негативного отношения к вредным привычкам; 3. Воспитание носителя культуры:  создание условий для раскрытия творческих способностей, приобщение к истинным культурным ценностям; 4. Воспитание труженика:  воспитание ответственности за порученное дело, привитие стойких навыков самообслуживания, воспитание чувства хозяина своего дома, колледжа, села, района..


В раздел образования