Автор: Нарзулаева Ирина Эдуардовна Должность: воспитатель I квалификационной категории Учебное заведение: ГБОУ школа №851 г. Москва, ул. Кировоградская, дом 6 А, корпус 1,2 Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: Конспект НОД по развитию речи старшего дошкольного возраста ( 5-6 лет) Тема: "Осень" Раздел: дошкольное образование
( г. Москва, ул. Кировоградская, дом 6А, корпус 1, 2)
Конспект
НОД по развитию речи
Возрастная группа (5-6лет)
Количество детей : 18 человек.
На тему:
«Осень».
Образовательная область: Познавательное развитие.
Речевое развитие.
Цели: Обобщить и систематизировать знания об осенних признаках, явлениях,
учить самостоятельно находить их, употреблять
прилагательные ;
Воспитывать любовь к родной природе.
Задачи: Расширить и активизировать словарь по теме «Осень»;
совершенствовать грамматический строй речи;
развивать связную речь, память , внимание;
продолжать учить детей отвечать на вопросы полными предложениями;
развивать речевое дыхание.
Оборудование: Экран, компьютер, листочки деревьев, фонограмма осеннего леса,
мнемотаблица «Осень».
Подготовила: воспитатель I кв. категории
Нарзулаева Ирина Эдуардовна
Москва, 2016
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте встанем все в круг и поздороваемся друг с другом:
(дети с воспитателем встают в круг)
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся-
Утро доброе начнётся.
- Доброе утро!!
Воспитатель: А теперь я хочу вас всех пригласить прогуляться в парк.
(звучит фонограмма осеннего леса с шелестом листвы).
Воспитатель читает стихотворение Е. Трутневой
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах,-
Это платье золотое
У берёзки на плечах…
Утром мы во двор идём-
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли пролетают журавли.
Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето!
Воспитатель: Ребята, о каком времени года говорилось в стихотворении?
Дети: Об Осени.
Воспитатель: А по каким признакам вы догадались?
Дети: Листья с деревьев опадают, они поменяли свой цвет, птицы улетают в тёплые
края.
Воспитатель: А какая ещё бывает осень?
Дети: Холодная, пасмурная, дождливая..
Воспитатель: А вся ли осень одинаковая?
Дети: бывает ранняя, золотая и поздняя осень. Ранней осенью деревья ещё не все
поменяли цвет листьев, в золотой осени все деревья как будто в золоте, а поздней
выпадает первый снег.
Воспитатель: А какие осенние месяцы вы знаете?
Дети: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь
Воспитатель: Ребята, а если мы попробуем соединить первые звуки названий
месяцев, у нас получится слово- СОН. ( С ентябрь, О ктябрь, Н оябрь) Значит
действительно природа готовится ко сну.
А теперь я предлагаю поиграть со мной в игру «С чьей ветки?»
Воспитатель показывает листочки деревьев, дети используя прилагательные,
говорят с какого дерева лист ( лист берёзы- Берёзовый лист, лист осины- осиновый
лист, лист дуба- дубовый лист, лист клёна- кленовый лист, лист каштана-
каштановый лист. И.т.д.)
Физкультминутка: «Осень»
Вдруг закрыли небо тучи, (Поднимаются на носочки, поднимают вверх руки)
Начал капать дождь колючий
Долго дождик будет плакать,
Разведет повсюду слякоть (Приседают, держат руки на поясе)
Грязь и лужи на дороге,
Поднимай повыше ноги. (Ходьба на месте, высоко поднимая колени)
Воспитатель: А как люди и животные готовятся к зиме?
Дети: Люди собирают урожай овощей и фруктов, удобряют землю под посадки на
следующий год, укрываю деревья и цветы, чтобы зимой не замёрзли. Животные
делают запасы на зиму, ложатся в спячку медведи и ёжики, а некоторые меняют
цвет меха, чтобы зимой хищники на снегу их не поймали.
Воспитатель: Правильно ребята! А теперь давайте ещё поиграем. Я буду
рассказывать об осени и намеренно ошибаться. Если я говорю не правильно, вы
должны хлопать в ладоши:
Осенью теплее, чем летом.. (хлопаем)
Осенью становится холоднее, чем летом.
Осенью появляются новые зелёные листья. (хлопаем).
Осенью листья становятся разноцветными и опадают.
Осенью некоторые птицы прилетают к нам с юга (хлопаем).
Осенью некоторые птицы улетают на юг.
Осенью медведь и ёжик просыпаются (хлопаем)
Осенью медведь и ёжик засыпают.
Воспитатель: Молодцы! Послушайте рассказ и постарайтесь его пересказать по
картинкам, используя мнемотаблицу.
«Осень»
Наступила осень. Солнце греет слабо. Дует сильный ветер. По небу плывут серые
облака. Часто идёт холодный дождь. Листья меняют свой цвет и опадают. Люди
собирают урожай овощей , фруктов, грибов и ягод. Птицы улетают в тёплые края.
Животные готовят запасы на зиму. Мы одеваем тёплую одежду.
Дети: ( слушаем рассказ 2-3 человек)
Наше занятие подошло к концу. Спасибо всем большое за внимание, за то, что вы
все хорошо справились с заданием. Молодцы!