Напоминание

речевое развитие


Автор: Бердина Роза Сагитовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП детский сад "Буратино"
Населённый пункт: Кинельский район, п.г.т. Усть - Кинельский
Наименование материала: конспект
Тема: речевое развитие
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия по развитию речи (старший возраст) Тема занятия: «Придумывание сказки на тему: «Новые приключения Колобка» Программное содержание:  Учить сочинять сказки грустные и смешные, страшные и поучительные.  Рассказывать, придерживаясь одного, сказочного сюжета, развивать сюжет.  Описывать сказочного героя, использовать кружки-заместители, помочь детям познать собственный и окружающий мир.  Совершенствование грамматического строя речи  Развивать образную и выразительную речь, внимание, память, фантазию и воображение.  Побуждать к активному общению, умение строить диалог.  Воспитывать любовь к сказкам.
Коррекционно-образовательные и развивающие цели

Формирование представлений о главном в характере сказочных

героев.

Закреплять

навык

составления

простых

предложений,

с

однородными членами по вопросам воспитателя.

Согласование прилагательных с существительными).

Развитие общих речевых навыков (звукопроизношения, четкости

дикции, интонационной выразительности речи), координации речи

с движением, общей, тонкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно-воспитательные цели

Формирование

навыков сотрудничества, доброжелательности,

инициативности, ответственности, самостоятельности.

Предварительная работа: Чтение и предсказывание сказок, слушание грамзаписи сказок, просмотр мультфильмов, диафильмов, внесение дидактической игры "Назови сказку". Обыгрывание сочиненных сказок, сочинение семейных сказок. Разучивание подвижной игры «Колобок». Материал: Заводной колобок, замок Кощея (в виде ширмы, макет большой книги народных сказок, иллюстрация для раскрашивания к сказке «Колобок», цветные карандаши, волшебная палочка, клубочек ниток, 4 кружка заместителя, нитки. Взрослые: воспитатель – в костюме Василисы Прекрасной, учитель-логопед – в костюме Бабы-Яги. Ход занятия: Василиса: - Здравствуйте мои хорошие, здравствуйте мои пригожие, вы знаете из какой я сказки? Кто я? Дети: Василиса Прекрасная. Василиса: Правильно, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, "Летела сова-веселая голова, вот она летела, да и села, хвостиком повертела, по сторонам посмотрела, чуть сказку не просмотрела". А вы, ребята, любите сказки? Назовите свои любимые сказки? Дети: называют сказки. Василиса: А какие бывают сказки? Дети: бытовые, волшебные, докучные, о животных. Василиса: Что такое докучные сказки? Дети: надоедливые, в них идет один и тот же повтор. Василиса: А что это за бытовые сказки? Дети: в этих сказках много иронии и насмешки. Василиса: А какие сказки называют волшебными?
Дети: в этих сказках происходят чудеса, волшебные превращения, в них есть предметы, которые помогают героям. Василиса: А вы хотите очутиться в сказке? При помощи какого предмета мы можем туда попасть? (дети высказывают свои мысли, с воспитанником с ОВЗ идет выстраивание диалогической речи) Василиса: Какие вы молодцы! А попадем мы с вами при помощи волшебной палочки. Я сейчас дотронусь ею до вас и все очутитесь в сказке. Вы согласны? Дети: да (Василиса дотрагивается волшебной палочкой) Василиса: Вот мы и очутились в сказке. В какой? Кто здесь главный герой? Дети: Колобок, его лиса съела. Василиса: А вот и неправда, что лиса съела колобка, ведь он живет в нашей волшебной стране. Давайте сходим к нему в гости? Но путь к нему далек. Нам может встретиться избушка на курьих ножках, в которой живет Баба- Яга, замок Кощея бессмертного и сам Кощей. Не боитесь? Ну, тогда в путь. (идут, подошли к избушке на курьих ножках – избушка кружится) Баба -Яга: фыр-фыр-фыр – русским духом пахнет. Василиса: Дети, что нужно сказать, чтобы избушка к нам повернулась? Дети: Избушка, избушка, встань по-старому, как мать поставила. Баба-Яга: Куда путь держите? Дети: Мы ищем колобка, ты не знаешь, где он? Баба-Яга: Был у меня колобок, я его в баньке попарила, напоила, накормила, да спать уложила. А утром он раненько встал, да дальше побежал. Дети: А куда он побежал? Баба-Яга: А скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. С чего начинается сказка? Дети: С присказки.
Василиса: А что бы сказку начать, надо присказку сказать. Бывают присказки короткие, длинные, бывают веселые и грустные. Давай, Баба-Яга, посоревнуемся. "Сказка, сказка, прибаутка, рассказать ее не шутка, чтобы сказочка сначала, словно реченька журчала, чтоб к концу ни стар, ни мал, от нее не задремал". Баба-Яга: "В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь Белоус, он на голову одел арбуз, на нос огурец, и построил великолепный дворец. Но это еще не сказка, а только присказка. Сказка будет после обеда, когда наедитесь белого хлеба". Дети начинают, Баба-Яга только ахает и удивляется. Дети: «Как ни худо, как не трудно, не сдавайся вперед иди. Это присказка покуда, сказка будет впереди". "Вот тебе сказка, а мне бубликов связка". "За тридевять земель, в тридесятом царстве жил-был царь Горох". "Жили-были два мочала, вот и сказочке начало» (дети соревнуются с бабой Ягой). Баба-Яга: Ну все, победили вы меня. Вот вам мой волшебный клубок. Куда он покатится, туда и ушел колобок. Динамическая пауза «Колобок». Воспитатель предлагает детям встать в круг, сделать уже знакомое упражнение. Для ребенка с ОВЗ – это прежде всего развития координации речи с движением. Колобок, Колобок, Колобок — румяный бок. Идут в полуприседе, поставив руки на пояс. По дорожке покатился И назад не воротился. Бегут на носочках, держат руки на поясе. Встретил Мишку, волка, зайку, Встав лицом в круг, изображают медведя, волка, зайца. Всем играл на балалайке. Изображают, как играют на балалайке У лисы пел наносу. Пляшут вприсядку. Больше нет его в лесу. Разводят руками. (прикатился клубок к замку Кощея. Выходит Кощей Бессмертный). К-Б: Куда путь держите, ребятишки? Дети: Ищем колобка.
К-Б: А кто такой колобок? Квадратный или треугольный? Дети: Нет не квадратный, он круглый, у него нет углов (с воспитанником с ОВЗ выстраивается диалог). К-Б: Ах вот какой! Да прикатился он ко мне, но я его не отпущу, он мне сказки сказывает, я их очень люблю. Василиса: Что ты, Кощеюшка, отпусти колобка! К-Б: Уговорили, отпущу, Только сначала кое-что вам покажу, а вы отгадайте (показывает разноцветные круги). - Что это? Дети: Это разноцветные круги, они обозначают характер героев: красный – добрый, синий – злой, зеленый – хитрый, желтый – глупый. Василиса: давайте расскажем Кощею, с какими героями мог встретиться Колобок (дети придумывают и рассказывают сказки. Воспитатель помогает ребенку с ОВЗ придумать сказку, используя в речи простые предложения, с однородными членами). Выкатывается колобок. Колобок: А вот и я, Колобок – румяный бок, лиса меня не съела, я живехонький и живу в волшебной стране. Василиса: Прикатился колобок, радость нам принес. Долго, долго будет жить колобок и рассказывать всем о своих новых приключениях. Колобок: Спасибо, что вы меня нашли, я дарю вам новую книгу, в ней только картинки и чистые листы, для записи самой интересной сказки, которую вы придумаете, не забудьте присказку и концовку сказки. Василиса: Самую интересную сказку мы поместим на первом листе. Сказки вы должны слушать внимательно (сказки записываются на магнитофон). Пока записываются сказки на магнитофон, ребенку с ОВЗ предлагают вместе с Бабой-Ягой (учителем-логопедом) раскрасить иллюстрацию к сказке «Колобок» . Идет работа параллельно по согласованию прилагательных с существительными. Логопед предлагает для раскрашивания иллюстрацию и цветные карандаши.
Баба-Яга: Сейчас мы с тобой будем раскрашивать картинку к сказке «Колобок». Мы раскрасим Колобка и лису и подарим ее на память Колобку. Но прежде скажите мне, каким был Колобок? Ребенок с ОВЗ: Колобок был круглый, толстый, румяный, веселый. Баба-Яга: А лиса какой была? Ребенок с ОВЗ: Лиса красивая, рыжая, хитрая, умная. Баба-Яга: Я надеюсь, что тебе удастся раскрасить Колобка так, чтобы он выглядел румяным, а лису сделать красивой и рыжей. (ребенок с ОВЗ раскрашивает иллюстрацию, дети в это время рассказывают Василисе свои сказки). Василиса: Вот мы записали все сказки, вечером еще раз послушаем и выберем самые интересные. (обращается в ребенку с ОВЗ): А ты, Максим, приготовил подарок Колобку на память? Кто изображен у тебя на рисунке? Ребенок с ОВЗ: Рыжая лиса и румяный Колобок. Василиса: А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.


В раздел образования