Напоминание

Тепловые явления. Температура.


Автор: Дзестелова Мадина Артуровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МКОУ СОШ №5
Населённый пункт: РСО-Алания г. Беслан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Тепловые явления. Температура.
Раздел: среднее образование





Назад





Внутренняя энергия

Внутренняя энергия

Тепловые

явления.

Температура

Тепловые

явления.

Температура

Цель урока: Цель урока: Познакомить учащихся с основными характеристиками тепловых процессов, с тепловым движением как особым виде движения. Познакомить учащихся с основными характеристиками тепловых процессов, с тепловым движением как особым виде движения.

Демонстрации:

Демонстрации:

1. ОЩУЩЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ЧЕЛОВЕКОМ.

1. ОЩУЩЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ЧЕЛОВЕКОМ.

2.ИЗМЕРЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ РАЗЛИЧНЫХ

ТЕЛ ТЕРМОМЕТРОМ.

2.ИЗМЕРЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ РАЗЛИЧНЫХ

ТЕЛ ТЕРМОМЕТРОМ.

3.НАБЛЮДЕНИЕ ДИФФУЗИИ В ЖИДКОСТИ.

4.МОДЕЛЬ ТЕПЛОВОГО ДВИЖЕНИЯ

МОЛЕКУЛ

3.НАБЛЮДЕНИЕ ДИФФУЗИИ В ЖИДКОСТИ.

4.МОДЕЛЬ ТЕПЛОВОГО ДВИЖЕНИЯ

МОЛЕКУЛ


ХОД УРОКА:

ХОД УРОКА:
I. Организационный момент. II. Изучение нового материала. III. Обобщение изученного. IV. Объяснение домашнего задания. I. Организационный момент. II. Изучение нового материала. III. Обобщение изученного. IV. Объяснение домашнего задания.

План изложения

нового материала

План изложения

нового материала

1.Определение тепловых явлений;





2.Измерение

температуры.

Термометр ;

3.Тепловое

движение.



1.Определение тепловых явлений;





2.Измерение

температуры.

Термометр ;

3.Тепловое

движение.




Прокомментируйте, пожалуйста,

происходящее…

Прокомментируйте, пожалуйста,

происходящее…
* Льдинка на демонстрационном столе тает при комнатной температуре… Если подождать , лёд растает весь… Но если ещё подождать, то вода высохнет… А может она закипит? Почему не закипит? * Вот в колбе на спиртовке вода закипает… Что для этого было предпринято? Сгорание топлива дает воде недостающую _________________ Это помогает воде закипеть Если вода сильно кипит, она начинает интенсивно испаряться Что быстрее: высыхание воды или выкипание воды? *Приведите примеры тепловых явлений
Вывод: в природе тело может менять своё состояние при изменении

внешних условий.




Прокомментируйте, пожалуйста,

происходящее…

Прокомментируйте, пожалуйста,

происходящее…
Опираясь на понятия «горячо» или «холодно» подтвердим субъективность восприятия температуры *В трёх сосудах вода. Необходимо опустить руки сначала в крайние сосуды(в один сосуд одна рука), а затем обе руки в средний сосуд… Что Вы можете сказать ?
-Находясь в одной воде руки почувствовали ___________

*
Прикоснитесь двумя руками одновременно к деревянному бруску и металлическому шару .. Что Вы можете сказать ?
-Находясь в одном помещении и брусок и шар имеют

__________температуру, но прикосновения говорят об

обратном…

Вывод: с помощью ощущений судить о температуре

невозможно!
Опираясь на понятия «горячо» или «холодно» подтвердим субъективность восприятия температуры *В трёх сосудах вода. Необходимо опустить руки сначала в крайние сосуды(в один сосуд одна рука), а затем обе руки в средний сосуд… Что Вы можете сказать ?
-Находясь в одной воде руки почувствовали ___________

*
Прикоснитесь двумя руками одновременно к деревянному бруску и металлическому шару .. Что Вы можете сказать ?
-Находясь в одном помещении и брусок и шар имеют

__________температуру, но прикосновения говорят об

обратном…

Вывод: с помощью ощущений судить о температуре

невозможно!


Прибор, измеряющий степень

нагретости тела, называется

термометром.



Прибор, измеряющий степень

нагретости тела, называется

термометром.


-Чем же выражается степень нагретости тела? -Степень нагретости тела выражается
температурой
…  Что определяет температура?  Температура характеризует тепловое состояние тела..  Два тела с одинаковой температурой находятся в состоянии
теплового равновесия..
-Чем же выражается степень нагретости тела? -Степень нагретости тела выражается
температурой
…  Что определяет температура?  Температура характеризует тепловое состояние тела..  Два тела с одинаковой температурой находятся в состоянии
теплового равновесия..


Самые распространённые шкалы

термометров

Самые распространённые шкалы

термометров
ШКАЛА Ц ЕЛЬСИЯ ШКАЛА Ц ЕЛЬСИЯ ШКАЛА К ЕЛЬВИНА (ШКАЛА АБСОЛЮТНЫХ ТЕМПЕРАТУР) ШКАЛА К ЕЛЬВИНА (ШКАЛА АБСОЛЮТНЫХ ТЕМПЕРАТУР)  Расстояние от точки таяния льда до точки кипения воды при нормальном давлении атмосферы было разбито на сто равных частей..Один такой отрезок назвали градусом Цельсия(ºC)  Расстояние от точки таяния льда до точки кипения воды при нормальном давлении атмосферы было разбито на сто равных частей..Один такой отрезок назвали градусом Цельсия(ºC)
В этой шкале за О взята точка

замирания атомов. В этой

шкале используется единица

измерения КЕЛЬВИН.

1 К= 1
(ºC)
В этой шкале за О взята точка

замирания атомов. В этой

шкале используется единица

измерения КЕЛЬВИН.

1 К= 1
(ºC)

Любое измерение температуры

требует времени!

Любое измерение температуры

требует времени!
Почему? -Термометр должен войти в состояние теплового равновесия с телом, температуру которого он нам покажет. После этого термометр показывает нам уже собственную температуру, равную температуре тела ( наступило тепловое равновесие) Почему? -Термометр должен войти в состояние теплового равновесия с телом, температуру которого он нам покажет. После этого термометр показывает нам уже собственную температуру, равную температуре тела ( наступило тепловое равновесие)

Перейдём к практической части:

Перейдём к практической части:
1. Измерьте температур у воды в двух разных мензурках и определите время, затраченное на установление теплового равновесия. 2. Добавьте одинаковое количество кристаликов медного купороса или марганцево кислого калия одновременно в обе мензурки. Определите одинакова –ли скорость диффузии? Где она больше? Вывод: В мензурке с горячей водой скорость диффузии ________ . Это значит, что скорость движения молекул и температура связаны ________________________. (
T
↑↔
V

, и T
↓↔
V
↓ )… 1. Измерьте температур у воды в двух разных мензурках и определите время, затраченное на установление теплового равновесия. 2. Добавьте одинаковое количество кристаликов медного купороса или марганцево кислого калия одновременно в обе мензурки. Определите одинакова –ли скорость диффузии? Где она больше? Вывод: В мензурке с горячей водой скорость диффузии ________ . Это значит, что скорость движения молекул и температура связаны ________________________. (
T
↑↔
V

, и T
↓↔
V
↓ )…

Пришли к пониманию того факта, что температура тела

определяет интенсивность и скорость движения молекул в

веществе.

Пришли к пониманию того факта, что температура тела

определяет интенсивность и скорость движения молекул в

веществе.

От скорости

зависит импульс

молекул

p=mv

От скорости

зависит импульс

молекул

p=mv

От скорости

зависит

кинетическая

энергия молекул

E=mv²/2

Температура- мера

средней

кинетической

энергии молекул

От скорости

зависит

кинетическая

энергия молекул

E=mv²/2

Температура- мера

средней

кинетической

энергии молекул


Важнейшее понятие тепловых

явлений- тепловое движение

( беспорядочное движение частиц, из

которых состоит тело)

Важнейшее понятие тепловых

явлений- тепловое движение

( беспорядочное движение частиц, из

которых состоит тело)
Т е п л о в о е д в и ж е н и е о т л и ч а е т с я о т м е х а н и ч е с к о г о о д н о в р е м е н н ым д в и ж е н и е м о г р о м н о г о к о л и ч е с т в а ч а с т и ц . Т р а е к т о р и я д в и ж е н и я о д н о й ч а с т и ц ы- б е с п о р я д о ч н а я , б е с к о н е ч н а я л о м а н н а я л и н и я , е ё п у т ь т е м б о л ь ш е б у д е т з а п у т а н , ч е м б о л ь ш е ч а с т и ц б у д е т н а х о д и т ь с я в е д и н и ц е о б ъ ё м а э т о г о т е л а ( п о с мо т р и т е мо д е л ь Б р о у н о в с к о г о д в и ж е н и я мо л е к у л . З д е с ь х о р о ш о д е мо н с т р и р у е т с я х а о т и ч н о с т ь т е п л о в о г о д в и ж е н и я ) . Т е п л о в о е д в и ж е н и е о т л и ч а е т с я о т м е х а н и ч е с к о г о о д н о в р е м е н н ым д в и ж е н и е м о г р о м н о г о к о л и ч е с т в а ч а с т и ц . Т р а е к т о р и я д в и ж е н и я о д н о й ч а с т и ц ы- б е с п о р я д о ч н а я , б е с к о н е ч н а я л о м а н н а я л и н и я , е ё п у т ь т е м б о л ь ш е б у д е т з а п у т а н , ч е м б о л ь ш е ч а с т и ц б у д е т н а х о д и т ь с я в е д и н и ц е о б ъ ё м а э т о г о т е л а ( п о с мо т р и т е мо д е л ь Б р о у н о в с к о г о д в и ж е н и я мо л е к у л . З д е с ь х о р о ш о д е мо н с т р и р у е т с я х а о т и ч н о с т ь т е п л о в о г о д в и ж е н и я ) .

Давайте обобщим услышанное

на уроке:

Давайте обобщим услышанное

на уроке:
И запишем домашнее задание: §28 ( вопросы и задания к параграфу) Сб Лукашика N 915, 916. И запишем домашнее задание: §28 ( вопросы и задания к параграфу) Сб Лукашика N 915, 916.

Спасибо за работу.

Давайте подведём итог.

Спасибо за работу.

Давайте подведём итог.


В раздел образования