Напоминание

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии


Автор: Семенова Ольга Леонидовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ФГКОУ "СОШ №24" МО РФ
Населённый пункт: г. Вольск - 18 Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии
Раздел: среднее образование





Назад





Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии
Здоровье людей является одной из самых актуальных проблем нашего общества. Не секрет, что здоровье современных школьников оставляет желать лучшего. Именно в школьные годы дети приобретают такие болезни как искривление позвоночника, резко понижается зрение, дети больше подвержены простудным заболеваниям и т.п. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Для достижения этой цели большую роль играет предмет «биология», преподавание которого позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во внеурочное время. Одним из главных направлений здоровьесбережения я считаю создание здорового психологического климата, повышение интереса к предмету. Во время урока чередую различные методы и приемы, способствующие лучшему усвоению учебного материала. Развитие коммуникативных навыков, концентрации внимания, познавательной активности, снижение психоэмоционального напряжения достигаю использованием наглядности, творческих заданий, игровых ситуаций на уроках. Учащиеся включаются в процесс, поиск решений, служащих их развитию и снижению наступления утомления. Использование компьютерных технологий также позволяет улучшить качество восприятия материала, а компьютерное тестирование учащихся дает возможность сменить вид деятельности и снимает утомление. Важной задачей для детей и для общества в целом является преодоление гиподинамии. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. В связи с этим в структуру урока я активно внедряю физкультминутки (расслабление кистей рук, массаж пальцев, дыхательная гимнастика, предупреждение утомления глаз). Особое внимание уделяю правильной осанке учеников. Изучая опорно-двигательную систему, необходимо акцентировать внимание на значение физических упражнений для ее развития. При изучении дыхательной системы осуществляю тренировку дыхания, которая не занимает много времени, но позволяет не только развить органы дыхания, но и способствует укреплению здоровья. При изучении пищеварительной системы учащиеся знакомятся не только со строением органов пищеварения, но и с составом пищевых продуктов, их энергетической ценности, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращаю внимание на правила питания, культуру приема пищи, необходимость соблюдения основных гигиенических правил.
Большое внимание уделяю строгому нормированию домашних заданий для недопущения перегрузок. Основной материал стараюсь отработать на уроке, а на дом оставляю повторение. На всех уроках включаю вопросы, связанные со здоровьесбережением, чтобы формировать у учащихся ценностное отношение к своему здоровью. На уроках использую различные виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления, провожу целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части. Большую роль играет экологическое пространство: проветривание, озеленение, освещение кабинета, тепловой режим. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность и предупреждать наступление утомления. Особое внимание стараюсь уделять психолого-эмоциональному климату на уроке и во внеурочное время, т.к. от этого напрямую зависит здоровье ребенка. Ежегодно провожу исследования уровня сформированности ценностного отношения учащихся к своему здоровью по специальной анкете. Вопросы представлены в таблице: № Вопрос % 1.Как ты оцениваешь своё здоровье? -отличное -хорошее -хотелось бы лучше -плохое 2. Чтобы быть здоровым нужно… -заниматься спортом -правильно питаться -одеваться по сезону -следить за осанкой -закаляться, соблюдать гигиену, употреблять витамины, делать прививки -быть оптимистом 3. Чтобы сохранить своё здоровье нельзя… -курить, употреблять алкоголь -употреблять наркотики -переедать Нервничать -вести беспорядочную половую жизнь 4. От алкоголя у человека разрушается печень, почки -разрушаются клетки мозга
- нарушается психика -возникает зависимость -бесплодие -разрушаются семьи 5. Курить очень вредно, потому, что от курения… - страдают легкие, возникает одышка -страдает сердце -желтеют зубы, запах изо рта, желтеет кожа -замедляется рост -раннее старение 6. Я хочу быть здоровым, потому, что… -хочу долго жить -хочу быть красивым и счастливым -быть здоровым модно -хочу иметь здоровых детей -поступить в военное училище - нет ответа 7. Я не хочу быть здоровым, потому, что… -хочу быть здоровым Диагностические исследования позволяют успешно корректировать поведение детей, помогать справляться с трудностями и уметь сказать «Нет», когда это необходимо. Сохранение и укрепление здоровья учащихся я считаю одной из основных своих педагогических целей.


В раздел образования