Напоминание

"Путешествие на Север"


Автор: Ефименко Галина Яковлевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Богучарский детский сад комбинированного вида "Родничок"
Населённый пункт: город Богучар, Воронежская область
Наименование материала: конспект
Тема: "Путешествие на Север"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МКДОУ Богучарский детский сад комбинированного вида «Родничок» Конспект «Путешествие на Север» Подготовительная группа. Выполнила: Ефименко Г.Я. Богучар - 2016г.
-Дети, как называется страна, в которой мы живем? -Верно, мы живем в замечательной стране-Россия. -ЮА как называют нас, жителей? -Да Россияне. -Ребята, а где можно увидеть нашу страну сразу всю? -На карте. -Давайте подойдем к карте. Кто хочет показать границу России на карте? (ребенок показывает границу) -Наша страна очень большая и необъятная. Она тянется с запада на восток и с юга на север. Когда на юге тепло и светит солнце. В это время на севере (показать указкой) лежит снег. -Ребята, что вы знаете о нашей стране? -Да, в ней много рек, озер, морей, лесов, гор, очень разнообразен растительный и животный мир. -Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня я вам предлагаю совершить путешествие в удивительный, прекрасный, сказочный северный край. -Мы с вами живем вот здесь, на юге нашей страны. Посмотрите, ребята, какой длинный путь надо проделать, чтобы попасть на север (показать указкой). Чем ближе к северу, тем становится все холоднее и холоднее. -Ребята, посмотрите на карту и скажите, каким океаном омывается крайний север? - Верно, северно-Ледовитым океаном и множеством северных морей. -Кто из вас может перечислить северные моря? -Баренцево море, море Лаптевых, Карское море, Восточно-Сибирское и Чукотское. (дети выходят к карте и показывают указкой). -Ребята, мы с вами много беседовали о Севере, читали рассказы, стихи, сказки. И вот сегодня, совершая наше путешествие, мы вспомним все, что знаем о далеком Севере. -Дети, на чем люди путешествуют? -На самолетах, теплоходах, поездах, коврах-самолетах… -Северный край, ребята очень и очень далеко, очень много времени потребуется. Чтобы туда добраться, поэтому мы полетим в сказочный край легкими снежинками. Но сначала нам необходимо тепло одеться. Давайте наденем шапки, сапоги, шубы, рукавички, шарфы. -Все оделись? -По волшебному пути В сказку можем мы войти. (говорят дети)
--Только где же этот путь? Как нам в сказку заглянуть? -Музыка сейчас раздастся, В сказку нам попасть удастся. (звучит музыка, дети перелетают, слегка кружась на северную поляну) -Вот мы, ребята и очутились на этой сказочной далекой земле. Но неужели мы здесь одни? (Появляется Снежна Королева) -Кто это, дети? -Снежная Королева! -Здравствуйте, ребята! Вы правильно сказали, да, я Снежная Королева из страны, где нет ни лета, ни весны. Где круглый год метель метет, Где всюду только снег и лед. Но у меня есть такой обычай - кто попадает в мои владения, должен выполнить мои задания. Вы согласны? -Снежная королева, мы согласны. Давай твои задания. 1.Загадка: Все белым бело сегодня. И светло, хоть солнца нет. С неба падает зимою, И кружится над землею Легкая пушинка, Белая………(снежинка) Трое детей выкладывают из льдинок слово «снежинка». Остальные решают математические задания: 1). 15-какое это число: двузначное или однозначное? Назови соседей этого числа, начиная с меньшего. 8-какое это число: двузначное, или однозначное? Назови соседей, начиная с меньшего. 2) Прочитай выражение 5> 3, 17<20. 3). Поставь верный знак: 15…2=17, 12…1=11. -А теперь, ребята, прочитаем слово, которое дети выложили из льдинок… (снежинка)
1. Выделить слоги в слове. 2.Назвать гласные, согласные. 3.Придумать предложение с этим словом. -Снежная Королева, мы выполнили все твои задания. -Молодцы, ребята! Добро пожаловать в такой далекий, холодный, северный край, но в то же время приветливый и гостеприимный. Ну, а я с вами, ребята, прощаюсь. До свидания. -Дети, что вы знаете о зиме севера? -Очень длинная, длится 9 месяцев. Зимой солнце очень плохо греет, потом вообще не показывается, начинается полярная ночь. -Ребята, а чем же пахнет здесь? -Давайте вдохнем воздух. -Да, морозной свежестью, снегом, льдом и холодом. -А как правильно дышать на морозе? -Верно, дышать надо носиком, а не ртом. -Дети, вы хотите знать, какая температура воздуха здесь? Давайте посмотрим на градусник. - 30 градусов. -Это очень холодно. Вы не замерзли? Давайте согреемся, закроем глаза, вспомним наше солнышко. Протянем ручки к солнышку, оно своими лучиками пошлет к нам тепло. Чувствуете, как тепло пошло по вашим ручкам, по всему телу? -Ребята, продолжим наше путешествие. Мы свами идем по глубокому снегу. Вам трудно идти? -А мы можем зимой встретить здесь растения? Почему нет? -Дети, а какие растения Севера вы знаете? -Бруснику, морошку, багульник, черника, лишайники, мох, карликовую березу. - Почему береза называется карликовой? - Что вы можете сказать о этих растениях? - А какую пословицу мы знаем о ягодах Севера? «Ягоды Севера собирать, болезней не знать» - Дети, мы свами знаем, что на Севере живет много животных. Назовите их. - Белый медведь, моржи, тюлени, волки, олени, песец. - А птицы, какие здесь живут? - Пингвины, кайра, белые чайки, белая куропатка, белая сова, чага. – Дети, как вы думаете, почему животные и птицы Севера не мерзнут в лютую стужу?
-Да они имеют толстый слой подкожного жира, он помогает сохранить тепло, а у птиц много густых перьев. -Кто из животных Севера кормит, одевает и перевозит жителей Севера? -Что вы знаете о оленях? -Это домашнее животное, очень быстро бегает, их тонкие ноги не проваливаются в снег. Мех используют для пошива одежды, из шкур строят дома. Жиром смазывают руки, лицо перед дальней дорогой. Олень является транспортом для человека, мясо используют в пищу. -Как олени добывают себе корм зимой? -Дети, вы сказали, что олень является транспортом для человека. Посмотрите на картинку и скажите, как называются сани, в которые запрягают оленей? -Нарты. -А кто управляет оленями? -Каюр. -Ребята, а вы хотите превратиться в оленей и помчаться по бескрайним просторам Севера? Физкультминутка «Олени» (под музыку «Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним…» дети имитируют движение оленей. -но не только природой и животными славен Северный край. Здесь живут замечательные люди. -Какие народы населяют Север? -Чукчи, нанайцы, эскимосы, ненцы, якуты и другие. -Какими чертами характера обладают эти люди? -Трудолюбивые, сильные, смелые, выносливые, мужественные. -Чем занимаются северяне? -Охотой, оленеводством, рыбной ловлей. -Этим занимаются мужчины, а женщины чем занимаются? -Шьют одежду, украшают ее бисером, готовят еду, воспитывают детей. -Чем отличается одежда людей Севера от нашей? -Одежда на Севере намного теплее от нашей. Шьется она из оленьих шкур. Сначала они надевают чулки мехом внутрь, на ноги пимы, теплую шапку и пухленку (шуба с капюшоном) -А в чем живут народы Севера? -В чумах. -А как строится чум? -На снегу чертится круг, вставляют в снег длинные палки, на верху их связывают, оставляя небольшое отверстие для воздуха и дыма. На палки натягивают шкуры мехом внутрь, оставляя небольшое отверстие для входа, которое тоже завешивают шкурами. На снег укладывают ветки деревьев, затем ковры, шкуры, подушки. В центре чума оставляют место для очага. Напротив двери в чуме оборудуют священное место, там находятся драгоценности, одежда, еда. Рядом со священным местом в чуме сажают самого дорогого гостя. Давайте послушаем стихотворение о чуме, (рассказывает ребёнок). -Ребята, северяне, так же как и мы, ходят, друг к другу в гости. Рассаживаются они в чуме у очага и начинают рассказывать друг другу разные истории, сказки, поют песни. -Какие сказки народов севера вы знаете? - «Кукушка», «Йога». -А ещё у северян есть три заповеди, которые они помнят всю жизнь. Назовите их. 1. Слушаться материнского слова. 2. Иметь храброе сердце. 3. Всегда смотреть зверю прямо в глаза. -Дети, вы хотели бы посидеть в чуме? У очага? Давайте сядем на ковёр и представим, что мы сидим в чуме. Разгадаем с вами кроссворд. Если мы разгадаем, то сможем увидеть необыкновенное чудо.
1.Охотничья сумка. 2. Место, где живут оленеводы, уходящие за оленями. 3. Шуба с капюшоном. 4. Сани на Севере. 5. Ягода , которая улучшает зрение. Дети разгадывают кроссворд, читают слово СИЯНИЕ. Зажигается «северное сияние» (на стене новогодние лампочки сеточкой) -Вот, ребята мы с вами и увидели необыкновенное чудо. (Ребёнок читает стихотворение «Северное сияние».) -Дети, что вы можете сказать о северном сиянии? -Блестит, сверкает, переливается. -Дети, мы с вами увидели северное сияние, а ваши друзья, мамы, папы не видели. Давайте мы нарисуем. Подумайте и скажите, какие краски вы будете использовать? -Каким вы увидели северное сияние, таким и рисуйте. (Дети рисуют на мокром листе бумаги, используя яркие краски) -Подошло к концу наше путешествие. Север – очень своеобразная часть нашей планеты Земля. Мы полюбили Север. Он стал нашим другом, потому что ему так нужно наше тепло и доброе отношение. Нам пора возвращаться домой, в детский сад. Под музыку дети летят снежинками в детский сад.


В раздел образования