Автор: Ефименко Галина Яковлевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ Богучарский детский сад комбинированного вида "Родничок" Населённый пункт: город Богучар, Воронежская область Наименование материала: конспект Тема: "Путешествие на Север" Раздел: дошкольное образование
МКДОУ Богучарский детский сад комбинированного вида «Родничок»
Конспект
«Путешествие на Север»
Подготовительная группа.
Выполнила: Ефименко Г.Я.
Богучар - 2016г.
-Дети, как называется страна, в которой мы живем?
-Верно, мы живем в замечательной стране-Россия.
-ЮА как называют нас, жителей?
-Да Россияне.
-Ребята, а где можно увидеть нашу страну сразу всю?
-На карте.
-Давайте подойдем к карте. Кто хочет показать границу России на карте?
(ребенок показывает границу)
-Наша страна очень большая и необъятная. Она тянется с запада на восток и с юга на
север. Когда на юге тепло и светит солнце. В это время на севере (показать указкой) лежит
снег.
-Ребята, что вы знаете о нашей стране?
-Да, в ней много рек, озер, морей, лесов, гор, очень разнообразен растительный и
животный мир.
-Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня я вам предлагаю совершить путешествие в
удивительный, прекрасный, сказочный северный край.
-Мы с вами живем вот здесь, на юге нашей страны. Посмотрите, ребята, какой длинный
путь надо проделать, чтобы попасть на север (показать указкой). Чем ближе к северу, тем
становится все холоднее и холоднее.
-Ребята, посмотрите на карту и скажите, каким океаном омывается крайний север?
- Верно, северно-Ледовитым океаном и множеством северных морей.
-Кто из вас может перечислить северные моря?
-Баренцево море, море Лаптевых, Карское море, Восточно-Сибирское и Чукотское. (дети
выходят к карте и показывают указкой).
-Ребята, мы с вами много беседовали о Севере, читали рассказы, стихи, сказки. И вот
сегодня, совершая наше путешествие, мы вспомним все, что знаем о далеком Севере.
-Дети, на чем люди путешествуют?
-На самолетах, теплоходах, поездах, коврах-самолетах…
-Северный край, ребята очень и очень далеко, очень много времени потребуется. Чтобы
туда добраться, поэтому мы полетим в сказочный край легкими снежинками. Но сначала
нам необходимо тепло одеться. Давайте наденем шапки, сапоги, шубы, рукавички, шарфы.
-Все оделись?
-По волшебному пути
В сказку можем мы войти.
(говорят дети)
--Только где же этот путь?
Как нам в сказку заглянуть?
-Музыка сейчас раздастся,
В сказку нам попасть удастся.
(звучит музыка, дети перелетают, слегка кружась на северную поляну)
-Вот мы, ребята и очутились на этой сказочной далекой земле. Но неужели мы здесь одни?
(Появляется Снежна Королева)
-Кто это, дети?
-Снежная Королева!
-Здравствуйте, ребята! Вы правильно сказали, да, я Снежная Королева из страны, где нет
ни лета, ни весны.
Где круглый год метель метет,
Где всюду только снег и лед.
Но у меня есть такой обычай - кто попадает в мои владения, должен выполнить мои
задания. Вы согласны?
-Снежная королева, мы согласны. Давай твои задания.
1.Загадка:
Все белым бело сегодня.
И светло, хоть солнца нет.
С неба падает зимою,
И кружится над землею
Легкая пушинка,
Белая………(снежинка)
Трое детей выкладывают из льдинок слово «снежинка». Остальные решают
математические задания:
1). 15-какое это число: двузначное или однозначное?
Назови соседей этого числа, начиная с меньшего.
8-какое это число: двузначное, или однозначное?
Назови соседей, начиная с меньшего.
2) Прочитай выражение 5> 3, 17<20.
3). Поставь верный знак: 15…2=17, 12…1=11.
-А теперь, ребята, прочитаем слово, которое дети выложили из льдинок… (снежинка)
1. Выделить слоги в слове.
2.Назвать гласные, согласные.
3.Придумать предложение с этим словом.
-Снежная Королева, мы выполнили все твои задания.
-Молодцы, ребята! Добро пожаловать в такой далекий, холодный, северный край, но в то
же время приветливый и гостеприимный. Ну, а я с вами, ребята, прощаюсь. До свидания.
-Дети, что вы знаете о зиме севера?
-Очень длинная, длится 9 месяцев. Зимой солнце очень плохо греет, потом вообще не
показывается, начинается полярная ночь.
-Ребята, а чем же пахнет здесь?
-Давайте вдохнем воздух.
-Да, морозной свежестью, снегом, льдом и холодом.
-А как правильно дышать на морозе?
-Верно, дышать надо носиком, а не ртом.
-Дети, вы хотите знать, какая температура воздуха здесь? Давайте посмотрим на
градусник.
- 30 градусов.
-Это очень холодно. Вы не замерзли? Давайте согреемся, закроем глаза, вспомним наше
солнышко. Протянем ручки к солнышку, оно своими лучиками пошлет к нам тепло.
Чувствуете, как тепло пошло по вашим ручкам, по всему телу?
-Ребята, продолжим наше путешествие. Мы свами идем по глубокому снегу. Вам трудно
идти?
-А мы можем зимой встретить здесь растения? Почему нет?
-Дети, а какие растения Севера вы знаете?
-Бруснику, морошку, багульник, черника, лишайники, мох, карликовую березу.
- Почему береза называется карликовой?
- Что вы можете сказать о этих растениях?
- А какую пословицу мы знаем о ягодах Севера?
«Ягоды Севера собирать, болезней не знать»
- Дети, мы свами знаем, что на Севере живет много животных. Назовите их.
- Белый медведь, моржи, тюлени, волки, олени, песец.
- А птицы, какие здесь живут?
- Пингвины, кайра, белые чайки, белая куропатка, белая сова, чага.
– Дети, как вы думаете, почему животные и птицы Севера не мерзнут в лютую стужу?
-Да они имеют толстый слой подкожного жира, он помогает сохранить тепло, а у птиц
много густых перьев.
-Кто из животных Севера кормит, одевает и перевозит жителей Севера?
-Что вы знаете о оленях?
-Это домашнее животное, очень быстро бегает, их тонкие ноги не проваливаются в снег.
Мех используют для пошива одежды, из шкур строят дома. Жиром смазывают руки, лицо
перед дальней дорогой. Олень является транспортом для человека, мясо используют в
пищу.
-Как олени добывают себе корм зимой?
-Дети, вы сказали, что олень является транспортом для человека. Посмотрите на картинку
и скажите, как называются сани, в которые запрягают оленей?
-Нарты.
-А кто управляет оленями?
-Каюр.
-Ребята, а вы хотите превратиться в оленей и помчаться по бескрайним просторам Севера?
Физкультминутка «Олени» (под музыку «Мы поедем, мы помчимся на оленях утром
ранним…» дети имитируют движение оленей.
-но не только природой и животными славен Северный край. Здесь живут замечательные
люди.
-Какие народы населяют Север?
-Чукчи, нанайцы, эскимосы, ненцы, якуты и другие.
-Какими чертами характера обладают эти люди?
-Трудолюбивые, сильные, смелые, выносливые, мужественные.
-Чем занимаются северяне?
-Охотой, оленеводством, рыбной ловлей.
-Этим занимаются мужчины, а женщины чем занимаются?
-Шьют одежду, украшают ее бисером, готовят еду, воспитывают детей.
-Чем отличается одежда людей Севера от нашей?
-Одежда на Севере намного теплее от нашей. Шьется она из оленьих шкур. Сначала они
надевают чулки мехом внутрь, на ноги пимы, теплую шапку и пухленку (шуба с
капюшоном)
-А в чем живут народы Севера?
-В чумах.
-А как строится чум?
-На снегу чертится круг, вставляют в снег длинные палки, на верху их связывают, оставляя
небольшое отверстие для воздуха и дыма. На палки натягивают шкуры мехом внутрь,
оставляя небольшое отверстие для входа, которое тоже завешивают шкурами. На снег
укладывают ветки деревьев, затем ковры, шкуры, подушки. В центре чума оставляют
место для очага. Напротив двери в чуме оборудуют священное место, там находятся
драгоценности, одежда, еда. Рядом со священным местом в чуме сажают самого дорогого
гостя. Давайте послушаем стихотворение о чуме, (рассказывает ребёнок).
-Ребята, северяне, так же как и мы, ходят, друг к другу в гости. Рассаживаются они в чуме
у очага и начинают рассказывать друг другу разные истории, сказки, поют песни.
-Какие сказки народов севера вы знаете?
- «Кукушка», «Йога».
-А ещё у северян есть три заповеди, которые они помнят всю жизнь. Назовите их.
1. Слушаться материнского слова.
2. Иметь храброе сердце.
3. Всегда смотреть зверю прямо в глаза.
-Дети, вы хотели бы посидеть в чуме? У очага? Давайте сядем на ковёр и представим, что
мы сидим в чуме. Разгадаем с вами кроссворд. Если мы разгадаем, то сможем увидеть
необыкновенное чудо.
1.Охотничья сумка.
2. Место, где живут оленеводы, уходящие за оленями.
3. Шуба с капюшоном.
4. Сани на Севере.
5. Ягода , которая улучшает зрение.
Дети разгадывают кроссворд, читают слово СИЯНИЕ.
Зажигается «северное сияние» (на стене новогодние лампочки сеточкой)
-Вот, ребята мы с вами и увидели необыкновенное чудо.
(Ребёнок читает стихотворение «Северное сияние».)
-Дети, что вы можете сказать о северном сиянии?
-Блестит, сверкает, переливается.
-Дети, мы с вами увидели северное сияние, а ваши друзья, мамы, папы не видели. Давайте
мы нарисуем. Подумайте и скажите, какие краски вы будете использовать?
-Каким вы увидели северное сияние, таким и рисуйте.
(Дети рисуют на мокром листе бумаги, используя яркие краски)
-Подошло к концу наше путешествие. Север – очень своеобразная часть нашей планеты
Земля. Мы полюбили Север. Он стал нашим другом, потому что ему так нужно наше
тепло и доброе отношение. Нам пора возвращаться домой, в детский сад.
Под музыку дети летят снежинками в детский сад.