Вопросы организации и проведения обучения или инструктирования специалистов, работающих с детьми- инвалидами по адаптированным основным образовательным программам дошкольного образования
Автор: Тер-Григорьянц Радмила Георгиевна Должность: директор Учебное заведение: АНО Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи "СУВАГ" Населённый пункт: Москва Наименование материала: статья Тема: Вопросы организации и проведения обучения или инструктирования специалистов, работающих с детьми- инвалидами по адаптированным основным образовательным программам дошкольного образования Раздел: дошкольное образование
ИНСТРУКТИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ-
ИНВАЛИДАМИ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ОСНОВНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тер-Григорьянц Р.Г., Коростелев Б.А., Котова Г.Л.
Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного
дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения
образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на
2016
–
2017
годы
(пункт
7)
определяет
необходимость
разработки
примерных
адаптированных
основных
образовательных
программ
дошкольного
образования
для
детей раннего и дошкольного возраста и внесения их в реестр примерных основных
образовательных программ.
В 2016 году в рамках ФЦПРО на 2016 – 2020 годы реализуется проект «Разработка
примерных
адаптированных
основных
образовательных
программ
дошкольного
образования для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями
здоровья» (мероприятие 2.1 «Реализация новых организационно-экономических моделей и
стандартов в дошкольном образовании путем разработки нормативно-методической базы и
экспертно-аналитическое сопровождение ее внедрения», задача 2 «Развитие современных
механизмов
и
технологий
общего
образования»).
Исполнитель
–
Автономная
некоммерческая организация «Научно-методический центр образования, воспитания и
социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ».
В
сентябре
–
октябре
2016
года
проводится
апробация
проектов
программ,
сопровождаемая
проведением открытого обсуждения размещенных проектов в СМИ. В
рамках
апробации
предусмотрены
обсуждение
проектов
ПрАООП
в
дошкольных
образовательных организациях, проведение семинаров и круглых столов.
На
настоящий
момент
в
рамках
апробации
(с
учетом
ФГОС
дошкольного
образования) определен перечень мероприятий по организации и проведению обучения
или инструктирования специалистов, работающих с инвалидами по вопросам, связанным
с
обеспечением
доступности
объектов
и
услуг
в
дошкольных
образовательных
организациях.
Инструктаж по вопросам обеспечения доступности для детей с ОВЗ и детей-
инвалидов дошкольных образовательных организаций и предоставляемых в ней услуг, а
также
оказания
при
этом
необходимой
помощи
необходимо
проводить
со
всеми
сотрудниками организации. Периодичность проведения инструктирования – 2 раза в год.
1
Инструктаж
должен
проводить
сотрудник,
на
которого
приказом
директора
возложена
обязанность
инструктирования
по
вопросам
обеспечения
доступности
для
детей
с
ОВЗ
объекта
и
предоставляемых
на
нем
услуг,
а
также
оказания
при
этом
необходимой помощи.
Инструктаж
предназначен
для
обучения,
инструктирования
сотрудников
организации по вопросам обеспечения доступности для лиц с ОВЗ и детей-инвалидов
услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой
помощи, в связи с принятием Федерального закона от 1 декабря 2014г. № 419-ФЗ «О
внесении
изменений
в
отдельные
законодательные
акты
Российской
Федерации
по
вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах
инвалидов».
Инструктаж
проводится
в
соответствии
с
методическими
рекомендациями,
разработанными Минобрнауки России, в том числе методическим пособием для обучения
(инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам
обеспечения
доступности
для
инвалидов
услуг
и
объектов,
на
которых
они
предоставляются,
оказания
при
этом
необходимой
помощи
(разработан
Фондом
содействия
научным
исследованиям
в
2015
году),
методическим
пособием
по
обеспечению
доступности
для
инвалидов
объектов
и
услуг
(разработан
АНО
«Межрегиональный ресурсный центр «Доступный мир» Санкт-Петербург,2016г.).
Продолжительность инструктажа - не более 45 минут.
Инструктаж с сотрудниками организации проводится в устной форме.
Мероприятия
по
организации
и
проведению
обучения
или
инструктирования
специалистов, работающих с лицами с ОВЗ по вопросам, связанным с обеспечением
доступности объектов и услуг включают:
-назначение приказом руководителя организации ответственного лица;
-разработку «Должностной инструкция ответственного работника за организацию
работы по обеспечению доступности объекта и предоставлению образовательных услуг и
инструктажа персонала»;
-разработку «Перечня функциональных (должностных) обязанностей работников
по обеспечению доступности объекта и образовательных услуг для инвалидов, оказания
им необходимой помощи»;
-разработку
«Положения
по
инструктированию
(обучению)
персонала
при
предоставлении услуг лицам с ОВЗ и детям-инвалидам»;
2
-разработку
«Программы
обучения
(инструктажа)
персонала
по
вопросам,
связанным
с
организацией
и
обеспечением
доступности
и
предоставления
образовательных услуг лицам с ОВЗ и детям-инвалидам;
-проведение инструктажа персонала по вопросам, связанным с организацией и
обеспечением доступности и предоставления образовательных услуг лицам с ОВЗ и
детям-инвалидам;
-ведение
«Журнала
учета
проведения
инструктажа
персонала
по
вопросам,
связанным
с
обеспечением
доступности
объектов
и
услуг
для
лиц
с
ОВЗ
и
детей-
инвалидов».
Проведение инструктажа специалистов, работающих с лицами с ОВЗ по вопросам,
связанным
с
обеспечением
доступности
объектов
и
услуг
должно
осуществляться
в
рамках закрепленных в должностных инструкциях персонала конкретных задач и функций
по оказанию помощи детям с ОВЗ различных нозологических групп.
Для подготовки персонала организуется обучение (инструктирование) работников
дошкольной
образовательной
организации,
реализующей
основные
образовательные
программы и адаптированные образовательные программы для лиц с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов и организующей их пребывание и обучение в
этих организациях.
Инструктаж по вопросам доступности объектов и предоставляемых услуг - это
доведение до специалистов, работающих с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ различных
нозологических
групп
(включая
инженерно-технических
работников
и
рабочих)
информации:
-
об
основных
требованиях
доступности
для
инвалидов
объектов
социальной,
инженерной и транспортной инфраструктур и услуг;
-
о
порядке
обеспечения
доступа
на
объект,
занимаемый
организацией,
реализующей основные образовательные программы и адаптированные образовательные
программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и
организующей их пребывания и обучения в этих организациях я, беспрепятственного
перемещения по объекту к месту получения услуги (услуг);
- о порядке и формате предоставления услуг в организации;
-
о порядке взаимодействия детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ различных
нозологических групп, с учетом особенностей восприятия и общения;
- об основных видах нарушений функций и ограничений жизнедеятельности детей-
инвалидов и детей с ОВЗ различных нозологических групп, а также значимых барьерах.
3
Целью
проведения
инструктажа
является
формирование
комплекс а
профессиональных
компетенций
руководящих
и
педагогических
работников,
а
также
вспомогательного персонала дошкольных образовательных организаций.
Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе
практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
По результатам проведения инструктирования и (при необходимости) обучения по
программам
повышения
квалификации
персонал
дошкольной
образовательной
организации должен обладать профессиональными компетенциями в области обеспечения
доступности объекта и образовательных услуг для лиц с ОВЗ и детей-инвалидов, оказания
им необходимой помощи:
окружающей среды, с которыми могут столкнуться дети-инвалиды и дети с ОВЗ
различных нозологических групп в связи с имеющимися у них нарушениями;
-
об
организации
обслуживания
детей-инвалидов
и
детей
с
ОВЗ
различных
нозологических групп в организации и о видах помощи и порядке сопровождения их на
объекте с учетом имеющихся у них ограничений жизнедеятельности;
- о перечне специального оборудования, обеспечивающего доступ детей-инвалидов
и детей с ОВЗ различных нозологических групп и вспомогательного оборудования для
оказания помощи им на объекте, а также правилах работы с ним;
- об ответственных сотрудниках за оказание помощи детям-инвалидам и детям с
ОВЗ различных нозологических групп на объекте и их задачах;
- о порядке действий сотрудников при оказании помощи детям-инвалидам и детям с
ОВЗ различных нозологических групп, а также о порядке взаимодействия сотрудников
различных подразделений.
Перечень
вопросов,
предлагаемых
для
обучения
сотрудников
организации
по
вопросам
обеспечения
доступности
объектов
и
услуг
является
вариативным
(в
зависимости от уровня полномочий, а также степени взаимодействия сотрудника с лицами
с ОВЗ и детьми-инвалидами).
При проведении инструктажа могут быть организованы тренинги, деловые игры,
использованы
наглядные
и
методические
пособия,
плакаты,
схемы,
мнемосхемы
и
таблицы, иной раздаточный материал, а также проведена демонстрация оборудования,
порядка его эксплуатации (порядка работы) и хранения.
Все сотрудники организации, реализующей основные образовательные программы
и адаптированные образовательные программы для лиц с ограниченными возможностями
здоровья
и
детей-инвалидов
и
организующей
их
пребывания
и
обучения
в
этих
организациях,
как
участвующие
в
предоставлении
услуг,
так
и
административно-
4
хозяйственный и вспомогательный персонал, включая инженерно-технических работников
и
рабочих,
должны
пройти
инструктаж
по
вопросам,
связанным
с
обеспечением
доступности
для
детей-инвалидов
и
детей
с
ОВЗ
различных
нозологических
групп
объектов и услуг, в том числе с участием персонала (с оказанием помощи на объекте в
преодолении барьеров и в сопровождении детей-инвалидов и детей с ОВЗ различных
нозологических
групп).
Допуск
к
работе
вновь
принятых
сотрудников
организации,
реализующей основные образовательные программы и адаптированные образовательные
программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и
организующей их пребывания и обучения в этих организациях осуществляется после
прохождения инструктажа по вопросам доступности.
Приказом руководителя дошкольной образовательной организации, реализующей
основные образовательные программы и адаптированные образовательные программы для
лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и организующей их
пребывания
и
обучения
в
этих
организациях
назначается
должностное
лицо
-
ответственный
сотрудник
за
организацию
работы
по
обеспечению
в
организации,
реализующей основные образовательные программы и адаптированные образовательные
программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и
организующей их пребывания и обучения в этих организациях доступности объекта и
предоставляемых услуг, а также за организацию инструктажа персонала.
Ответственный
сотрудник
должен
пройти
специальное
обучение
по
дополнительной профессиональной программе повышения квалификации по вопросам
доступности.
Ответственный сотрудник (должностное лицо) организует инструктаж по вопросам
доступности
и
может
сам
проводить
его
или
участвовать
в
его
проведении
силами
привлеченных специалистов (экспертов) или организации:
1. Первичный инструктаж, который может проводиться:
-
индивидуально
–
как
вводный
инструктаж
при
приеме
на
работу
нового
сотрудника (теоретически и практически – в виде тренинга на рабочем месте), так и при
введении новых обязанностей в должностную инструкцию сотрудника;
- коллективно (в малых группах или для всего коллектива) - с целью общего
информирования
о
порядке
работы
по
обеспечению
доступности
объекта
и
предоставляемых услуг; об ответственных лицах; о задачах по оказанию помощи и о
взаимодействии с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ различных нозологических групп.
2. Повторный инструктаж (в том числе периодический):
5
- индивидуально (в случае выявления нарушения требований и обязанностей кем-то
из сотрудников), для развития навыков работы, а также в случае приобретения нового
технического (вспомогательного) средства, используемого для оказания помощи детям-
инвалидам и детям с ОВЗ различных нозологических групп;
- коллективно (в малых группах и для всего коллектива) – в целях развития и
совершенствования
знаний
по
вопросам
доступности,
для
анализа
и
обсуждения
нарушений требований доступности, выявленных в ходе контрольных мероприятий (для
их устранения и недопущения впредь), а также при вступлении в силу новых документов,
инструкций, правил, при введении новых услуг, при организации обслуживания в новых
формах, на новых объектах.
Направление на первичный индивидуальный инструктаж по вопросам доступности
принятого на работу сотрудника дает отдел кадров организации, реализующей основные
образовательные программы и адаптированные образовательные программы для лиц с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
детей-инвалидов
и
организующей
их
пребывания и обучения в этих организациях.
Повторный периодический инструктаж проводится по плану работы организации.
Рекомендуется периодический инструктаж проводить не реже 1 раза в полугодие. Может
быть принято решение и о внеплановом проведении инструктажа (для изучения новых
документов,
инструкций,
правил,
порядка
предоставления
новых
услуг,
новых
форм
обслуживания, новых помещений).
Индивидуальный
инструктаж
проводится
в
форме
собеседования,
разъяснения,
тренинга;
коллективный
–
в
форме
лекции,
семинара,
деловой
игры.
По
итогам
инструктажа могут быть предложены контрольные вопросы, тесты, практическое задание.
С
целью
учета
работы
по
обучению
(инструктажу)
персонала
по
вопросам
доступности ведётся специальный «Журнала учета проведения инструктажа персонала по
вопросам доступности». В Журнале ведется запись даты, времени и темы инструктажа с
указанием
ФИО,
должности
сотрудников,
прошедших
инструктаж,
а
также
ФИО
и
должности сотрудника (сотрудников), проводившего его. В Журнале обязательно ставятся
подписи инструктируемого и инструктирующего.
О проведении инструктажа делают запись в журнале регистрации инструктажа на
рабочем месте с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
Таким
образом, организация
и
проведение
обучения
и
инструктирования
специалистов,
работающих
с
детьми
с
ОВЗ
детьми-инвалидами
по адаптированным
основным
образовательным
программам
дошкольного
образования
способствуют
6
повышению качества образования и успешному внедрению инновационного программно-
методического обеспечения, разработанного в рамках ФЦПРО на 2016 – 2020 годы.
7