Напоминание

Вопросы организации и проведения обучения или инструктирования специалистов, работающих с детьми- инвалидами по адаптированным основным образовательным программам дошкольного образования


Автор: Тер-Григорьянц Радмила Георгиевна
Должность: директор
Учебное заведение: АНО Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи "СУВАГ"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Вопросы организации и проведения обучения или инструктирования специалистов, работающих с детьми- инвалидами по адаптированным основным образовательным программам дошкольного образования
Раздел: дошкольное образование





Назад





ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ ИЛИ

ИНСТРУКТИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ-

ИНВАЛИДАМИ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ОСНОВНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ

ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тер-Григорьянц Р.Г., Коростелев Б.А., Котова Г.Л.
Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2016 – 2017 годы (пункт 7) определяет необходимость разработки примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста и внесения их в реестр примерных основных образовательных программ. В 2016 году в рамках ФЦПРО на 2016 – 2020 годы реализуется проект «Разработка примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» (мероприятие 2.1 «Реализация новых организационно-экономических моделей и стандартов в дошкольном образовании путем разработки нормативно-методической базы и экспертно-аналитическое сопровождение ее внедрения», задача 2 «Развитие современных механизмов и технологий общего образования»). Исполнитель – Автономная некоммерческая организация «Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ». В сентябре – октябре 2016 года проводится апробация проектов программ, сопровождаемая проведением открытого обсуждения размещенных проектов в СМИ. В рамках апробации предусмотрены обсуждение проектов ПрАООП в дошкольных образовательных организациях, проведение семинаров и круглых столов. На настоящий момент в рамках апробации (с учетом ФГОС дошкольного образования) определен перечень мероприятий по организации и проведению обучения или инструктирования специалистов, работающих с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности объектов и услуг в дошкольных образовательных организациях. Инструктаж по вопросам обеспечения доступности для детей с ОВЗ и детей- инвалидов дошкольных образовательных организаций и предоставляемых в ней услуг, а также оказания при этом необходимой помощи необходимо проводить со всеми сотрудниками организации. Периодичность проведения инструктирования – 2 раза в год. 1
Инструктаж должен проводить сотрудник, на которого приказом директора возложена обязанность инструктирования по вопросам обеспечения доступности для детей с ОВЗ объекта и предоставляемых на нем услуг, а также оказания при этом необходимой помощи. Инструктаж предназначен для обучения, инструктирования сотрудников организации по вопросам обеспечения доступности для лиц с ОВЗ и детей-инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи, в связи с принятием Федерального закона от 1 декабря 2014г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов». Инструктаж проводится в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными Минобрнауки России, в том числе методическим пособием для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи (разработан Фондом содействия научным исследованиям в 2015 году), методическим пособием по обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг (разработан АНО «Межрегиональный ресурсный центр «Доступный мир» Санкт-Петербург,2016г.). Продолжительность инструктажа - не более 45 минут. Инструктаж с сотрудниками организации проводится в устной форме. Мероприятия по организации и проведению обучения или инструктирования специалистов, работающих с лицами с ОВЗ по вопросам, связанным с обеспечением доступности объектов и услуг включают: -назначение приказом руководителя организации ответственного лица; -разработку «Должностной инструкция ответственного работника за организацию работы по обеспечению доступности объекта и предоставлению образовательных услуг и инструктажа персонала»; -разработку «Перечня функциональных (должностных) обязанностей работников по обеспечению доступности объекта и образовательных услуг для инвалидов, оказания им необходимой помощи»; -разработку «Положения по инструктированию (обучению) персонала при предоставлении услуг лицам с ОВЗ и детям-инвалидам»; 2
-разработку «Программы обучения (инструктажа) персонала по вопросам, связанным с организацией и обеспечением доступности и предоставления образовательных услуг лицам с ОВЗ и детям-инвалидам; -проведение инструктажа персонала по вопросам, связанным с организацией и обеспечением доступности и предоставления образовательных услуг лицам с ОВЗ и детям-инвалидам; -ведение «Журнала учета проведения инструктажа персонала по вопросам, связанным с обеспечением доступности объектов и услуг для лиц с ОВЗ и детей- инвалидов». Проведение инструктажа специалистов, работающих с лицами с ОВЗ по вопросам, связанным с обеспечением доступности объектов и услуг должно осуществляться в рамках закрепленных в должностных инструкциях персонала конкретных задач и функций по оказанию помощи детям с ОВЗ различных нозологических групп. Для подготовки персонала организуется обучение (инструктирование) работников дошкольной образовательной организации, реализующей основные образовательные программы и адаптированные образовательные программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и организующей их пребывание и обучение в этих организациях. Инструктаж по вопросам доступности объектов и предоставляемых услуг - это доведение до специалистов, работающих с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ различных нозологических групп (включая инженерно-технических работников и рабочих) информации: - об основных требованиях доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг; - о порядке обеспечения доступа на объект, занимаемый организацией, реализующей основные образовательные программы и адаптированные образовательные программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и организующей их пребывания и обучения в этих организациях я, беспрепятственного перемещения по объекту к месту получения услуги (услуг); - о порядке и формате предоставления услуг в организации; - о порядке взаимодействия детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ различных нозологических групп, с учетом особенностей восприятия и общения; - об основных видах нарушений функций и ограничений жизнедеятельности детей- инвалидов и детей с ОВЗ различных нозологических групп, а также значимых барьерах. 3
Целью проведения инструктажа является формирование комплекс а профессиональных компетенций руководящих и педагогических работников, а также вспомогательного персонала дошкольных образовательных организаций. Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. По результатам проведения инструктирования и (при необходимости) обучения по программам повышения квалификации персонал дошкольной образовательной организации должен обладать профессиональными компетенциями в области обеспечения доступности объекта и образовательных услуг для лиц с ОВЗ и детей-инвалидов, оказания им необходимой помощи: окружающей среды, с которыми могут столкнуться дети-инвалиды и дети с ОВЗ различных нозологических групп в связи с имеющимися у них нарушениями; - об организации обслуживания детей-инвалидов и детей с ОВЗ различных нозологических групп в организации и о видах помощи и порядке сопровождения их на объекте с учетом имеющихся у них ограничений жизнедеятельности; - о перечне специального оборудования, обеспечивающего доступ детей-инвалидов и детей с ОВЗ различных нозологических групп и вспомогательного оборудования для оказания помощи им на объекте, а также правилах работы с ним; - об ответственных сотрудниках за оказание помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ различных нозологических групп на объекте и их задачах; - о порядке действий сотрудников при оказании помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ различных нозологических групп, а также о порядке взаимодействия сотрудников различных подразделений. Перечень вопросов, предлагаемых для обучения сотрудников организации по вопросам обеспечения доступности объектов и услуг является вариативным (в зависимости от уровня полномочий, а также степени взаимодействия сотрудника с лицами с ОВЗ и детьми-инвалидами). При проведении инструктажа могут быть организованы тренинги, деловые игры, использованы наглядные и методические пособия, плакаты, схемы, мнемосхемы и таблицы, иной раздаточный материал, а также проведена демонстрация оборудования, порядка его эксплуатации (порядка работы) и хранения. Все сотрудники организации, реализующей основные образовательные программы и адаптированные образовательные программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и организующей их пребывания и обучения в этих организациях, как участвующие в предоставлении услуг, так и административно- 4
хозяйственный и вспомогательный персонал, включая инженерно-технических работников и рабочих, должны пройти инструктаж по вопросам, связанным с обеспечением доступности для детей-инвалидов и детей с ОВЗ различных нозологических групп объектов и услуг, в том числе с участием персонала (с оказанием помощи на объекте в преодолении барьеров и в сопровождении детей-инвалидов и детей с ОВЗ различных нозологических групп). Допуск к работе вновь принятых сотрудников организации, реализующей основные образовательные программы и адаптированные образовательные программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и организующей их пребывания и обучения в этих организациях осуществляется после прохождения инструктажа по вопросам доступности. Приказом руководителя дошкольной образовательной организации, реализующей основные образовательные программы и адаптированные образовательные программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и организующей их пребывания и обучения в этих организациях назначается должностное лицо - ответственный сотрудник за организацию работы по обеспечению в организации, реализующей основные образовательные программы и адаптированные образовательные программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и организующей их пребывания и обучения в этих организациях доступности объекта и предоставляемых услуг, а также за организацию инструктажа персонала. Ответственный сотрудник должен пройти специальное обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации по вопросам доступности. Ответственный сотрудник (должностное лицо) организует инструктаж по вопросам доступности и может сам проводить его или участвовать в его проведении силами привлеченных специалистов (экспертов) или организации: 1. Первичный инструктаж, который может проводиться: - индивидуально – как вводный инструктаж при приеме на работу нового сотрудника (теоретически и практически – в виде тренинга на рабочем месте), так и при введении новых обязанностей в должностную инструкцию сотрудника; - коллективно (в малых группах или для всего коллектива) - с целью общего информирования о порядке работы по обеспечению доступности объекта и предоставляемых услуг; об ответственных лицах; о задачах по оказанию помощи и о взаимодействии с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ различных нозологических групп. 2. Повторный инструктаж (в том числе периодический): 5
- индивидуально (в случае выявления нарушения требований и обязанностей кем-то из сотрудников), для развития навыков работы, а также в случае приобретения нового технического (вспомогательного) средства, используемого для оказания помощи детям- инвалидам и детям с ОВЗ различных нозологических групп; - коллективно (в малых группах и для всего коллектива) – в целях развития и совершенствования знаний по вопросам доступности, для анализа и обсуждения нарушений требований доступности, выявленных в ходе контрольных мероприятий (для их устранения и недопущения впредь), а также при вступлении в силу новых документов, инструкций, правил, при введении новых услуг, при организации обслуживания в новых формах, на новых объектах. Направление на первичный индивидуальный инструктаж по вопросам доступности принятого на работу сотрудника дает отдел кадров организации, реализующей основные образовательные программы и адаптированные образовательные программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и организующей их пребывания и обучения в этих организациях. Повторный периодический инструктаж проводится по плану работы организации. Рекомендуется периодический инструктаж проводить не реже 1 раза в полугодие. Может быть принято решение и о внеплановом проведении инструктажа (для изучения новых документов, инструкций, правил, порядка предоставления новых услуг, новых форм обслуживания, новых помещений). Индивидуальный инструктаж проводится в форме собеседования, разъяснения, тренинга; коллективный – в форме лекции, семинара, деловой игры. По итогам инструктажа могут быть предложены контрольные вопросы, тесты, практическое задание. С целью учета работы по обучению (инструктажу) персонала по вопросам доступности ведётся специальный «Журнала учета проведения инструктажа персонала по вопросам доступности». В Журнале ведется запись даты, времени и темы инструктажа с указанием ФИО, должности сотрудников, прошедших инструктаж, а также ФИО и должности сотрудника (сотрудников), проводившего его. В Журнале обязательно ставятся подписи инструктируемого и инструктирующего. О проведении инструктажа делают запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. Таким образом, организация и проведение обучения и инструктирования специалистов, работающих с детьми с ОВЗ детьми-инвалидами по адаптированным основным образовательным программам дошкольного образования способствуют 6
повышению качества образования и успешному внедрению инновационного программно- методического обеспечения, разработанного в рамках ФЦПРО на 2016 – 2020 годы. 7


В раздел образования