Напоминание

Урок обобщение по теме "Органы цветковых растений"


Автор: Жуков Николай Александрович
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 41
Населённый пункт: Каневской район х. Большие Челбасы
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок обобщение по теме "Органы цветковых растений"
Раздел: среднее образование





Назад





Тема урока: Обобщение по теме «Органы цветковых растений».

Цель урока:
 обобщить и конкретизировать знания о строении и функциях ранее изученных органов цветковых растений;  показать целостность растительного организма, взаимосвязь его органов;  воспитывать внутреннюю мотивацию к учению, через интересный, познавательный подбор содержания учебного материала;  воспитывать любознательность к изучаемому предмету, бережное отношение к природе;  развивать психологические особенности у учащихся: память, мышление, внимание, предметно – речевые навыки говорения, слушания ;  развивать умение работать в коллективе, аргументировано давать ответы на проблемные вопросы, защищать свою точку зрения.
Оборудование:
таблицы: «Строение семян двудольных и однодольных растений», «Прорастание семян», «Строение корня», «Виды корневых систем», «Строение стебля», «Строение листа», модель цветка, «Виды плодов», презентация к уроку.
План урока.

Этапы урока

Время,

мин

Приемы и методы
1. Организационный момент урока. Постановка учебной проблемы. 1-2 Сообщение учителя. 2. Контроль изученного материала. Итог урока. 35-40 Тест, фронтальный опрос, решение задачи, кроссворд. 3. Домашнее задание. 2-3 Запись на доске.
Ход урока

2.
(слайд) Стебель, корень, семя, лист, цветок-все эти части растения можно назвать одним словом и это слово «ОРГАН» (слайд). Поэтому тема нашего урока будет звучать так: Обобщение по теме: «Органы цветковых растений» (слайд). В течение нескольких уроков мы знакомились с различными органами растения, изучали их строение, выполняемые функции, ну а сегодня нам предстоит вспомнить и обобщить все знания которые были получены вами. Прежде чем мы начнём вспоминать все, что было нами изучено, я предлагаю небольшую разминку: (упражнение на развитие мышления). Слова-перевёртыши: (слайд). 1. ИЕИПАТН (питание) 2. СОТР (рост)
3. НЕЖОНИЕЗАРМ (размножение) 4. АХЫДИЕН (дыхание) А нет ли здесь какой-нибудь связи этих слов между собой? Может быть, они все что-то обозначают или показывают? (свойства живого) Исключите лишнее и определите, о чём идёт речь: Эндосперм, кожура, почва, корень, зародыш, свет, рубчик (лишнее почва, свет; речь идёт о семени) (слайд). Почему вы выбрали именно эти слова? А какие части семени мы не назвали? Почему все цветковые растения были поделены на одно-и-двудольные? Что здесь изображено? (слайд) (проросток). Скажите, что же необходимо, для того чтобы он появился из семени? (вода, температура, воздух).
Вопрос Почемучки
: (слайд) Почему зерно, хранящееся на складах и в хранилищах, необходимо многократно перекладывать с одного места на другое или постоянно перемешивать?
Ответ
. Зерно содержит зародыш растения, для которого характерно такое проявление жизненных функций, как дыхание. При дыхании выделяются углекислый газ и вода. Выделившаяся влага может привести к тому, что семена сопреют или покроются плесенью. Этот орган может быть своеобразной кладовой, в которой запасаются питательные вещества и вода. Он может выполнять дыхательную функцию и участвовать в фотосинтезе. Образовывать своеобразные ходули, и прицепки, при помощи которых растение прикрепляться к различным опорам. Наконец он принимает участие в вегетативном размножении растения. И это КОРЕНЬ (слайд). Что здесь изображено? (слайд) (типы корневых систем). Теперь я предлагаю вспомнить вам, из каких зон состоит корень (слайд) 1. Зона деления 2. Зона растяжения 3. Зона всасывания 4. Зона проведения Что доказывают эти опыты: 1. Отрицательный геотропизм (слайд). 2. Поглощение корнем воды из почвы (слайд).
Вопрос Почемучки
: (слайд) Замечено, что во время сильной бури ветер выкорчёвывает ели, а сосны ломает. Почему?
Ответ
. Сосны имеют глубоко расположенную корневую систему, а корни елей располагаются у поверхности почвы. Лист, стебель, почки (слайд). Как называется это всё вместе? (побег) (слайд). Разгадываем кроссворд: (слайд). 1. Клетки с толстыми оболочками, которые образуют длинные трубки, находящиеся в древесине.
2. Специальные органы, служащие для полового размножения. 3. Плотный, самый широкий слой, находящийся под корой. 4. Слой узких длинных клеток с тонкими оболочками, за счёт которых происходит рост стебля в толщину. 5. Маленькие бугорки с отверстиями, находящиеся в пробке, через которые происходит газообмен. 6. Слой, входящий в состав коры, состоящий из ситовидных трубок и толстостенных волокон. 7. Им растение крепится в почве. с о с у д ы г е н е р а т и в н ы е д р е в е с и н а к а м б и й ч е ч е в и ч к и л у б к о р е н ь Почки бывают: (слайд). 1. храпящие 2. генеративные 3. уснувшие 4. спящие 5. пазушные 6. просыпающиеся (даются пояснения по выбранным признакам) Выберите из предложенных рисунков в одну колонку номера простых листьев, в другую сложных: (слайд). Простые: № 1,4,5,6,9 Сложные: № 2,3,7,8 Черешковые: № 1,2,3,5,6,7,8 Сидячие: № 4,9 Тест: (у каждого учащегося)
Внешнее и клеточное строение листа
1. Какую функцию не выполняет лист: Фотосинтез Газообмен Запас питательных веществ Испарение воды 2. У сидячих листьев нет: Листовой пластинки Черешка Жилок Устьиц 3. Какой тканью образована жилка листа: Покровной Образовательной
Всасывающей Проводящей 4. Кожица листа образована тканью: Покровной Образовательной Всасывающей Проводящей 5. Воздух поступает в растение, благодаря: Прозрачным клеткам кожицы Наличию хлоропластов Наличию устьиц Наличию проводящих пучков (слайд)
Вопрос Почемучки:
(слайд) 1. Рост стебля, как и других органов, зависит от деления и роста клеток. Весной в древесине образуются более крупные клетки, чем осенью. Как объяснить это явление?
Ответ.
Весной условия для деления клеток более благоприятные, чем осенью. 2. Объясните причину, по которой окраска листьев меняется с зеленой летом на красную, оранжевую или желтую осенью.
Ответ
. В листьях растений одновременно присутствуют разные пигменты (красители): зеленые – хлорофиллы; красные и желтые – ксантофиллы и каротиноиды, розово-синие – антоцианы. Однако обычно хлорофилл, которого больше всего, маскирует своим зеленым цветом все другие красители. Осенью происходит разрушение хлорофилла, и при этом становятся заметны красители других цветов. Расшифруй записку: К Т С К Н А О Э А Т Е Р Т Й Р Е Ж Н Е И Х В О А В Н Ы Ц Н Г Ц Е В Я М Р О Т О И З О Это Цветок (слайд). Но здесь же оказалась ещё одна записка, которая, к сожалению, повреждена, некоторые слова оказались стёрты и нам предстоит определить, что это за слова были. Итак, текст: (слайд). В центре цветка вишни хорошо заметен пестик. Он окружён тычинками. Это главные части цветка. Белые лепестки образуют венчик. Наружные листочки чашелистики образуют чашечку. Этот цветок одновременно содержит и мужские и женские половые органы, поэтому такой цветок называют обоеполым. После опыления и оплодотворения на месте цветка появится плод.
Математическая страничка
. Помогите решить задачу (слайд).
К количеству частей, из которых состоит пестик, прибавьте количество частей, из которых состоит тычинка. Вычьте количество семядолей, которое имеется у однодольных растений. Умножьте полученное число на количество клеток образующих устьице. От полученного числа отнимите число, показывающее количество девочек в вашем классе. Ответ: 5.
Вопрос Почемучки:
(слайд). 1. Почему растения, цветущие в ночное время суток, обычно имеют либо крупные ярко окрашенные венчики цветков (часто белой или желтой окраски), либо обладают сильным ароматом?
Ответ
. Многие из цветущих ночью растений являются энтомофильными. Насекомые лучше замечают крупные цветки с ярко окрашенным венчиком, либо мелкие, но собранные в единое соцветие. Для того чтобы быть более заметными для насекомых, многие цветущие ночью растения имеют еще и сильный специфический аромат. 2. Какие особенности присущи насекомоопыляемым растениям?
Ответ
. У растений вырабатывались такие приспособления, которые делали цветок более заметным (цветки с крупным ярко окрашенным венчиком, соцветия, аромат, привлекающий насекомых, сладкий нектар, цветки некоторых растений внешне напоминают самку насекомого).
Итог урока.
Выставление оценок, комментарии.
5. Домашнее задание
:
(
слайд
)
1. (
обязательное
) повторить основные понятия и термины темы § 10-25. 2. (
творческое
) нарисовать комикс или серию рисунков, которые могли бы служить иллюстрациями к данной теме. (слайд) Все слова оканчиваются на букву
К
. 1 – однодольное растение, в семени которого зародыш окружен эндоспермом; 2 – название зернового растения; 3 – органическое вещество семени; 4 – след семяножки от семени; 5 – составная часть зародыша семени; 6 – составная часть зародыша семени; 7 – растение на начальной стадии развития. Ответы: 1 – лук; 2 – злак; 3 – белок; 4 – рубчик; 5 – корешок; 6 – стебелек; 7 – проросток.


В раздел образования