Автор: Патрахина Елена Александровна Должность: учитель географии и технологии Учебное заведение: МАОУ СОШ № 14 Населённый пункт: г. Тобольск Наименование материала: методическая разработка Тема: Предметный курс по географии Раздел: полное образование
Рассмотрено Утверждаю:
на заседании научно- председатель НМС
методического совета МАОУ СОШ № 14 С.М.Костецкая
Протокол № 1
Протокол №__________
«_____»_________20 «_____»_________20 г.
Согласовано на
заседании ГМО
Протокол №___________
«_______»_____________20…г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 14
Программа предметного курса
по географии для 10 класса
Тема: «Картографический метод познания мира»
Автор: Патрахина Елена Александровна
Учитель географии МАОУ СОШ № 14
Тобольск, 2016
Пояснительная записка
Картография – остается средством познания и объяснения мира. Опираясь на
информационные технологии, картография теперь обладает и распоряжается громадными
объемами информации, относящимися к природе и экономике, политике и экологии, науке
и национальной безопасности.
Привычные карты и атласы представляют собой не просто яркие иллюстрации, но
свод точной информации, накопленной человечеством, окно в окружающий мир. Стоит
распахнуть его – и картография предстанет как увлекательная наука, интересы которой
простираются от глубинных недр Земли до верхних слоев атмосферы, от размещения
сельскохозяйственных посевов до закономерностей распределения голосов избирателей на
выборах. И тогда человек не станет «скользить по картам скучным взглядом», а сумеет
разглядеть в них живой и постоянно меняющийся мир нашей планеты.
Данный курс позволяет восполнить пробелы в знаниях по этому вопросу, возникшие в
результате почти полного исключения этого материала из школьной программы.
Элективный курс «Картографический метод познания» рассчитан на 34 часа для
учащихся 10
классов. Он расширяет не только знания школьного курса региональной
географии
Тюменской области, но и расширяет понятия законов построения карты,
какими свойствами они обладают, о знаках и знаковых системах, применяемых при чтении
карты, что приводит к овладению правилами картографической генерализации, т. е. к
отбору
и
обобщению
содержания.
В
итоге
у
учащихся
формируются
навыки
использования карт в повседневной практической деятельности, научных исследованиях,
при сдаче ЕГЭ и профессиональной подготовки по картографии.
Цель курса:
Овладение умениями картографического метода познания в повышении базового уровня
географических знаний обучающихся.
Задачи курса:
1.
Научить
обучающихся
применять
картографические
произведения
и
другие
геоизображения в практических целях;
2.
Сформировать у обучающихся
определенный уровень картографической грамотности,
позволяющий
стать
активными
пользователями
пространственно
–
координированной
информации.
3.
Обеспечить развитие пространственного мышления путем изучения картографического
материала.вооружить их деятельностным методом научного познания;
4.
Содействовать формированию практических умений использования картографического
материала для расширения познания закономерностей развития природы.
5.
Создать содержательные и организационные условия для раскрытия индивидуальных
способностей учащихся к изучению географии как науки, которая является ориентиром
для многих профессий.
Учебно-тематический план (34 часа).
№п\п
Название темы
Всего
часов
Теория
практика
Форма работы
Форма контроля
1
Введение.
Картографически
й метод познания.
1
1
Л е к ц и я ,
с
элементами
беседы.
Творческая работа
Оформленная
контурная карта
2
План и работа
п о
е г о
составлению.
4
1
3
Повторение
понятий.
Практическая
работа
План местности
3
Создание карт.
3
1
2
Беседа.
Демонстрация
Алгоритм
определения
приборов.
Практическая
работа
географических
координат
4
Р а б о т а
с
тектонической
и
физической
картами
Тюменской
области.
4
1
3
Лекция.
Практическая
работа
Таблица
определения
форм рельефа
5
Использование
тематических карт
для
составления
комплексной
характеристики
природы
Тюменской
области
4
1
3
Практические
работы
с атласами.
Алгоритм
написания
характеристики
природы
6
Использование
карты
ч а с о в ы х
п о я с о в
д л я
определения
м е с т н о г о
и
поясного времени.
3
1
2
Практическая
работа
Алгоритм
пользования
часовыми
поясами.
7
Р а б о т а
с
климатическими и
синоптическими
картами
ЯНАО.
Составление
характеристики
климата
Пуровского
района.
2
1
1
Практическая
работа.
Алгоритм
определения
типа климата.
8
Неблагоприятные
природные
я в л е н и я
и
стихийные
б е д с т в и я
н а
территории
ЯНАО,
география
их
распространения.
2
1
1
Практическая
работа
Заполненная
контурная карта.
9
Обзор
экономических
карт
как
способ
познания
картографических
и
с о ц и а л ь н о -
экономических
объектов.
4
1
3
Практическая
работа
Картосхема
территориальной
структуры.
10
Геофизиче ская
характеристика
Северо-
Губкинского
нефтяного
4
1
3
Научно-
практическая
работа
Алгоритм
написания
геофизической
характеристики.
Картосхема.
месторождения.
11
Рекреационные
ресурсы
тюменской
области.
3
1
2
Картографическо
е исследование
Алгоритм
оценки
распространения
. Картосхема.
итого
34
11
23
Освоение
курса
«Картографический
метод
познания»
предполагает
широкое
использование школьных, школьно-краеведческих, справочных и научно-справочных карт
и атласов, крупномасштабных картографических произведений.
Основные виды деятельности:
1.
Работа с разными источниками информации: картографическими (топографической и
географической
картами,
глобусом),
текстовыми
(текстом
учебников,
дополнительной
литературой), профилями, диаграммами, рисунками, схемами и пр.
2.
Содержание каждой темы курса включает в себя самостоятельную работу учащихся,
большое количество практических заданий.
3.
При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик
мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе.
4.
Выполнение практических работ на местности по выявлению различного рода съемок
земной поверхности.
5.
Выполнение самостоятельной, поисковой, творческой работы обучающимися.
Общие принципы содержания программы:
1.
Степень новизны для учащихся . Программа включает материал, не содержащийся в
базовых программах.
2.
Мотивирующий потенциал программы . Программа содержит материал, вызывающий
интерес у учащихся.
3.
Развивающий потенциал . Содержание способствует интеллектуальному, творческому,
эмоциональному развитию школьников, предполагает широкое использование методов
активного обучения.
4.
Полнота
и
завершенность
содержательных
линий
программы
в
соответствии
с
поставленными целями .
5.
Связность и систематичность изложенного материала . Содержание построено таким
образом,
что
изучение
всех
последующих
тем
обеспечивается
предыдущими
или
знаниями базовых курсов; между частными и общими знаниями прослеживаются связи.
6.
Методы обучения . Программа основывается преимущественно на методах активного
обучения.
7.
Степень контролируемости . В программе конкретно определены ожидаемые результаты
обучения и методы проверки их достижимости.
8.
Реалистичность с точки зрения ресурсов .
9.
Формальная структура программы . Наличие в программе необходимых разделов.
Формы контроля
знаний
1.
Образовательные
результаты
изучения
данного
спецкурса
могут
быть
выявлены
в
рамках следующих форм контроля:
•текущий
контроль (беседы
с
учащимися
по
изучаемым
темам,
рецензирование
сообщений учащихся и др.);
•тематический контроль (тестовые задания и тематические зачеты);
•зачетный практикум (описание и практическое выполнение обязательных практических
заданий, связанных с изучением темы курса);
•обобщающий
(итоговый)
контроль в
форме
презентации
личных
достижений,
полученных в результате образовательной деятельности (самостоятельно подготовленных
устных и письменных докладов и сообщений, рефератов, описаний выполненных практи-
ческих работ).
2. Портфолио.
Перечень обязательных работ, входящих в портфолио:
• тематический доклад (текст);
• эссе;
• проект;
• создание сайта, связанного с изучением темы курса;
• создание слайдов по одной из тем.
1.
Самостоятельные, контрольные тестовые работы.
2.
Зачет
Использование информационных технологий
Использование ресурсов Internet;
Графические, текстовые редакторы;
Программы Paint, PowerPoint;
«Живая география».
Учитывая
современные
образовательные
технологии,
применяются принципы
обучения: индивидуальность, доступность, преемственность, результативность.
Активные методы обучения:
Метод проектов;
Проблемная лекция;
Эвристическая беседа;
Учебная дискуссия;
Самостоятельная работа с атласом и контурными картами;
Деловая игра;
Практические занятия;
Учебный эксперимент.
Методы диагностики:
контрольные срезы,
зачеты в виде разноуровневых тестовых заданий,
творческие задания,
реферативные работы,
проекты.
Предполагаемые результаты изучения курса:
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
- Ознакомиться с наукой – картографией и ее методами.
- Определять по топографической карте географические координаты, расстояния,масштаб.
- Представлять результаты в виде графиков, таблиц, диаграмм, оформленных картосхем.
- Интерпретировать результаты эксперимента
- Делать выводы
- Пользоваться различными картами для работы.
- Углубление знаний, расширение кругозора.
Литература для учителя:
1.
Баринова И.И.Самостоятельные и практические работы по физической географии СССР.,
кн.для учителя. – М: Просвещение.1990.карт.
2.
Богданова А.А. Уроки географии: 7 класс. Пособие для учителя; из опыта работы. М:
Просвещение 1985 г.
3.
Герасимова Т.П, Мясникова С.В. Общая география. 10 класс – СПб:Спецлит, 2001г
4.
Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии 6 -10 кл., метод.пособие.
– М: Дрофа. 1997 г. 192 с.ил.
5.
Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6 – 10 кл.)
пособие для учителя. – М:АРКТИ 1998.
6.
Аксакалова Г.П. и др. факультативные занятия по географии. М: Просвещение. 1985.
7.
Андреев
Н.В.
Основы
топографии
и
картографии:
пособие
для
учителя
по
факультативному курсу. М: Просвещение 1972 г.
Литература для обучающихся:
1.Андреев
Н.В.
Основы
топографии
и
картографии:
пособие
для
учащихся
по
факультативному курсу, - М.: Просвещение, 1972.
2. Болотникова Н.В. География. 9 класс. Предпрофилная подготовка: сборник программ
элективных курсов. – Волгоград: Учитель, 2006.
3. Куприн А.М.Занимательная топография. М.: Просвещение, 1977.
4. Куприн А.М. Слово о карте. М.: Недра, 1987.
5 .
К а р т о г р а ф и я
с
о с н о в а м и
т о п о г р а ф и и :
У ч е б н о е
п о с о б и е
д л я
педагогических вузов/ Под ред. Г.Ю.Грюнберга. М.,1991.
6. Справочник по военной топографии./ А.М.Говорухин и др. М.: Военное издательство
Министерства обороны СССР, 1980.
7. Физическая география: Справочные материалы./ А.М.Берлянт и др. М.: Просвещение,
1994.
Дополнительная литература:
1.
Реферативный журнал «Итоги науки и техники». Серия географическая.
2.
Реферативный журнал «Вестник Московского государственного университета».
3.
Реферативный журнал «Вестник Русского географического общества».
4.
Газета «География». Еженедельное приложение к газете «Первое сентября».
5.
Журнал «Минеральные ресурсы России».
6.
Материалы INTERNET.