Напоминание

Народные игрушки в социализации дошкольников как одно из средств реализации целевых ориентиров ФГОС ДО


Автор: Атаманова Вера Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №2 "Солнышко "
Населённый пункт: пос.Краснинский, Липецкая область
Наименование материала: статья
Тема: Народные игрушки в социализации дошкольников как одно из средств реализации целевых ориентиров ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование





Назад




В.А. Атаманова
НАРОДНЫЕ ИГРУШКИ

В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТИРОВ

ФГОС ДО
Очевидно, что к числу причин, побуждающих сегодня обращаться к изуче- нию традиции функционирования игрушек в народной педагогике и разработке методики их использования в социализации дошкольников, относятся и характерные для современного российского общества симптомы детского неблагополучия: распад сюжетно-ролевой игры и детских субкультур, увеличение агрессивности, эмоциональная неустойчивость детей и т.д., а также значительные изменения, произошедшие за последние десятилетия в детской «игровой среде» (В.В. Абраменкова, Е.Е. Кравцова, О.Е. Смирнова, О.А. Степанова). Современные исследования (В.В. Абраменкова, Н. Крыгина, И.Я. Медведева) показывают, что глобальные изменения самого психотипа человека в XXI веке, так называемая «психическая мутация» человека, вызваны современной техногенной средой, «телеэкранной социализацией» и бездушными игрушками. Компьютер вытесняет традиционную игру со сверстниками, в том числе коллективную, столь необходимую для нормального психического развития и социализации ребёнка. Вторжение интернета и телевидения в жизнь ребёнка приводит к тому, что он легко попадает в пространство «общечеловеческой жизни», имеет возможность находиться сразу в нескольких временных, исторических, этнокультурных пространствах. При этом огромный объём недифференцированной информации приводит нередко к стрессовым состояниям, а всё возрастающая потребность современных детей в получении готовой продукции ведёт к серьёзным нарушениям в творческом развитии детей (В.В. Абраменкова, И.Я. Медведева, Н.Е. Татаринцева, Д.И. Фельдштейн). Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно сознательно строить свою жизнь в перспективе достижения общечеловече- ских ценностей. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство как первая ступень системы непрерывного образования. Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни. Социализация определяется как процесс усвоения и активного воспроизвод- ства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте. В процессе социализации человек приобретает качества, ценности, убеждения, общественно одобряемые
формы поведения, необходимые ему для нормальной жизнедеятельности в обществе. Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни и общественных отношений. Социализация предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретение умений и навыков, необходимых для успешной реализации. В процессе социализации человек обогащается общественным опытом и индивидуализируется, становится личностью, приобретает возможность и способность быть субъектом социальных воздействий, в деятельности осуществляя значимые преобразования. С 2013 года в сфере дошкольного образования происходят существенные изменения. Нормативно-правовые документы федерального уровня, в первую очередь, Закон об образовании от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образо- вании в Российской Федерации», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении феде- рального государственного образовательного стандарта дошкольного образо- вания» внесли значительные коррективы в образовательный процесс в ДОУ. В соответствии с пунктом 2.6. ФГОС ДО содержание образовательной об- ласти «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. В качестве явления традиционной культуры народная игрушка служит одним из средств, приобщения детей и подростков к народным традициям, моральным и нравственным ценностям, что оказывается важнейшим факто- ром воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих нравственно-эстетических ценностей. Подобно сказке, песне и игре народная игрушка является ценным элементом культурного наследия, она веками вос- питывала ребёнка, была проверена детской игрой и любовью к ней. «Вековой опыт, в свою очередь, показал также, что игрушки и игры действительно не- редко делались первыми средствами воспитания, давали первый толчок дальнейшему направлению характера, складу ума и призвания отдельных лиц и даже целого народа, и в этом смысле игрушки и игры нередко представляют собой по крайней мере такое же, если не более важное, образовательное значение, согласное с духом народа, как народная поэзия, легенды, сказки поговорки, загадки и т.д.» [3, с. 20]. Игрушка - это предмет-знак, обеспечивающий для ребёнка возможность самого лёгкого, занимательного по форме и доброжелательного по отноше- нию к его ранимой душе вхождения в национальную культуру М.А.
Некрасова пишет, что в процессе создания предметов прикладного искусства, в том числе и народных игрушек, мастер всегда чувствует свою духовную причастность к культурной традиции родного края, а она, в свою очередь, создаёт в каждой культуре особый национально-психологический образ мира [2, с. 13-40]. Именно поэтому игрушки разных народов настолько неповторимы, так рельефно отличаются друг от друга. Содержание игрушки распредмечивается в игровом действии, предпола- гающем принятие на себя той роли, которая составляет духовное содержание игрушки. На основе игрушки формируется игровая ситуация. Игрушка может выступать как самостоятельный партнер, с которым взаимодействует ребе- нок, и как атрибут, посредством которого осуществляется взаимодействие двух, трех (и более) детей и взрослых. С помощью игр и игрушек русский ребенок легко и естественно приобщался к житейской мудрости. Е.А. Покровский подчеркивал, что игры и игрушки были самым первым и главным средством воспитания ребенка, поэтому они отражали представле- ния народа об идеале и ценностях. Наиболее ценной для развития ребенка Е.А. Покровский считает ту игрушку, которую можно было использовать в разных ролях, которая будила фантазию ребенка. Посредством игры девочки стремились приобщиться к женскому миру, в них воспроизводилась женская модель крестьянской жизни, неслучайно главными персонажами этих игр являлись «мать», «дочь», «хозяйка», «сосед- ка». В сюжетах игр девочек отразились народные представления о роли женщины в обществе и семье, согласно которым главное предназначение женщины — продолжение рода, заботы о домочадцах и о хозяйстве. В игре девочки, в первую очередь, осваивали все женские занятия - занимались обу- стройством своего «дома», готовили пищу, пряли из волокон крапивы нитки на кукольное приданное, шили одежду, стирали, сажали огород и т.д. В таких играх ярко проявлялись характерные для каждой местности особенности хо- зяйственного и домашнего быта. В ходе игры девочки стремились в деталях воспроизвести поведение женщин разного возраста не только в минуты тру- да, но и отдыха. Подобно взрослым женщинам, они приглашали подружек -«соседок» в гости и сами отправлялись проведывать их, демонстрируя знания деревенского этикета. Приведенные описания народных игрушек и особенностей их использования в играх детей убедительно свидетельствуют о том, что в современной социокультурной ситуации, характеризующейся снижением интенсивности семейного общения, общения детей со своими сверстниками и соседями, воз- вращение к практике вовлечения народной игрушки в игры жизнь ребенка способно восстанавливать традиционные культурные связи, предохранять ребенка от психологических травм, связанных с неконтролируемым контак- том от бурно эволюционирующего мира «взрослой» цивилизации.

Литература:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. (№ 273-ФЗ). 2. Некрасова М.А. Народное искусство России [Текст] / М.А. Некрасова // Народное творчество как мир целостности. - М.: Советская Россия, 1983. - 219 с. 3. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские [Текст] / Е.А. Покровский. -СПб., 1895.-387 с. 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. (№ 1155). 5. Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М., 1978.


В раздел образования