Народные игрушки в социализации дошкольников как одно из средств реализации целевых ориентиров ФГОС ДО
Автор: Атаманова Вера Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №2 "Солнышко " Населённый пункт: пос.Краснинский, Липецкая область Наименование материала: статья Тема: Народные игрушки в социализации дошкольников как одно из средств реализации целевых ориентиров ФГОС ДО Раздел: дошкольное образование
ФГОС ДО
Очевидно, что к числу причин, побуждающих сегодня обращаться к изуче-
нию
традиции
функционирования
игрушек
в
народной
педагогике
и
разработке
методики
их
использования
в
социализации
дошкольников,
относятся и характерные для современного российского общества симптомы
детского
неблагополучия:
распад
сюжетно-ролевой
игры
и
детских
субкультур, увеличение агрессивности, эмоциональная неустойчивость детей
и
т.д.,
а
также
значительные
изменения,
произошедшие
за
последние
десятилетия в детской «игровой среде» (В.В. Абраменкова, Е.Е. Кравцова,
О.Е. Смирнова, О.А. Степанова).
Современные исследования (В.В. Абраменкова, Н. Крыгина, И.Я. Медведева)
показывают, что глобальные изменения самого психотипа человека в XXI
веке, так называемая «психическая мутация» человека, вызваны современной
техногенной
средой,
«телеэкранной
социализацией»
и
бездушными
игрушками. Компьютер вытесняет традиционную игру со сверстниками, в
том числе коллективную, столь необходимую для нормального психического
развития и социализации ребёнка. Вторжение интернета и телевидения в
жизнь
ребёнка
приводит
к
тому,
что
он
легко
попадает
в
пространство
«общечеловеческой
жизни»,
имеет
возможность
находиться
сразу
в
нескольких временных, исторических, этнокультурных пространствах. При
этом огромный объём недифференцированной информации приводит нередко
к стрессовым состояниям, а всё возрастающая потребность современных
детей в получении готовой продукции ведёт к серьёзным нарушениям в
творческом
развитии
детей
(В.В.
Абраменкова,
И.Я.
Медведева,
Н.Е.
Татаринцева, Д.И. Фельдштейн).
Содержание
образования
в
современном
мире
является
приоритетной
сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно
сознательно строить свою жизнь в перспективе достижения общечеловече-
ских ценностей. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное
детство как первая ступень системы непрерывного образования. Дошкольный
возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются
предпосылки
гражданских
качеств,
формируются
ответственность
и
способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других
людей
Предназначение
дошкольного
образования
на
современном
этапе
состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в
развитии
базовых
способностей
личности,
ее
социальных
и
культурных
навыков, здорового образа жизни.
Социализация определяется как процесс усвоения и активного воспроизвод-
ства
индивидом
социального
опыта,
системы
социальных
связей
и
отношений
в
его
собственном
опыте.
В
процессе
социализации
человек
приобретает
качества,
ценности,
убеждения,
общественно
одобряемые
формы поведения, необходимые ему для нормальной жизнедеятельности в
обществе. Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс
усвоения человеком опыта общественной жизни и общественных отношений.
Социализация предполагает активное участие самого человека в освоении
культуры
человеческих
отношений,
в
формировании
определенных
социальных
норм,
ролей
и
функций,
приобретение
умений
и
навыков,
необходимых для успешной реализации. В процессе социализации человек
обогащается
общественным
опытом
и
индивидуализируется,
становится
личностью,
приобретает
возможность
и
способность
быть
субъектом
социальных
воздействий,
в
деятельности
осуществляя
значимые
преобразования.
С 2013 года в сфере дошкольного образования происходят существенные
изменения. Нормативно-правовые документы федерального уровня, в первую
очередь, Закон об образовании от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образо-
вании в Российской Федерации», Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении феде-
рального государственного образовательного стандарта дошкольного образо-
вания» внесли значительные коррективы в образовательный процесс в ДОУ.
В соответствии с пунктом 2.6. ФГОС ДО содержание образовательной об-
ласти «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм
и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные
ценности,
развитие
общения
и
взаимодействия
ребенка
со
взрослыми
и
сверстниками,
становление
самостоятельности,
целенаправленности
и
саморегуляции
собственных
действий,
развитие
социального
и
эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
формирование
готовности
к
совместной
деятельности
со
сверстниками,
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей
семье и к сообществу детей и взрослых.
В качестве явления традиционной культуры народная игрушка служит одним
из
средств,
приобщения
детей
и
подростков
к
народным
традициям,
моральным и нравственным ценностям, что оказывается важнейшим факто-
ром
воспитания
духовности,
формирования
системы
общечеловеческих
нравственно-эстетических ценностей. Подобно сказке, песне и игре народная
игрушка является ценным элементом культурного наследия, она веками вос-
питывала ребёнка, была проверена детской игрой и любовью к ней. «Вековой
опыт, в свою очередь, показал также, что игрушки и игры действительно не-
редко
делались
первыми
средствами
воспитания,
давали
первый
толчок
дальнейшему направлению характера, складу ума и призвания отдельных лиц
и даже целого народа, и в этом смысле игрушки и игры нередко представляют
собой по крайней мере такое же, если не более важное, образовательное
значение, согласное с духом народа, как народная поэзия, легенды, сказки
поговорки, загадки и т.д.» [3, с. 20].
Игрушка
-
это
предмет-знак,
обеспечивающий
для
ребёнка
возможность
самого лёгкого, занимательного по форме и доброжелательного по отноше-
нию
к
его
ранимой
душе
вхождения
в
национальную
культуру
М.А.
Некрасова пишет, что в процессе создания предметов прикладного искусства,
в том числе и народных игрушек, мастер всегда чувствует свою духовную
причастность к культурной традиции родного края, а она, в свою очередь,
создаёт в каждой культуре особый национально-психологический образ мира
[2,
с.
13-40].
Именно
поэтому
игрушки
разных
народов
настолько
неповторимы, так рельефно отличаются друг от друга.
Содержание
игрушки
распредмечивается
в
игровом
действии,
предпола-
гающем принятие на себя той роли, которая составляет духовное содержание
игрушки. На основе игрушки формируется игровая ситуация. Игрушка может
выступать как самостоятельный партнер, с которым взаимодействует ребе-
нок, и как атрибут, посредством которого осуществляется взаимодействие
двух, трех (и более) детей и взрослых. С помощью игр и игрушек русский
ребенок
легко
и
естественно
приобщался
к
житейской
мудрости.
Е.А.
Покровский
подчеркивал,
что
игры
и
игрушки
были
самым
первым
и
главным средством воспитания ребенка, поэтому они отражали представле-
ния народа об идеале и ценностях. Наиболее ценной для развития ребенка
Е.А. Покровский считает ту игрушку, которую можно было использовать в
разных ролях, которая будила фантазию ребенка.
Посредством игры девочки стремились приобщиться к женскому миру, в них
воспроизводилась
женская
модель
крестьянской
жизни,
неслучайно
главными персонажами этих игр являлись «мать», «дочь», «хозяйка», «сосед-
ка». В сюжетах игр девочек отразились народные представления о роли
женщины в обществе и семье, согласно которым главное предназначение
женщины — продолжение рода, заботы о домочадцах и о хозяйстве. В игре
девочки, в первую очередь, осваивали все женские занятия - занимались обу-
стройством своего «дома», готовили пищу, пряли из волокон крапивы нитки
на кукольное приданное, шили одежду, стирали, сажали огород и т.д. В таких
играх ярко проявлялись характерные для каждой местности особенности хо-
зяйственного и домашнего быта. В ходе игры девочки стремились в деталях
воспроизвести поведение женщин разного возраста не только в минуты тру-
да, но и отдыха. Подобно взрослым женщинам, они приглашали подружек
-«соседок»
в
гости
и
сами
отправлялись
проведывать
их,
демонстрируя
знания деревенского этикета.
Приведенные описания народных игрушек и особенностей их использования
в
играх
детей
убедительно
свидетельствуют
о
том,
что
в
современной
социокультурной ситуации, характеризующейся снижением интенсивности
семейного общения, общения детей со своими сверстниками и соседями, воз-
вращение к практике вовлечения народной игрушки в игры жизнь ребенка
способно
восстанавливать
традиционные
культурные
связи,
предохранять
ребенка от психологических травм, связанных с неконтролируемым контак-
том от бурно эволюционирующего мира «взрослой» цивилизации.
Литература:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
(№ 273-ФЗ).
2. Некрасова М.А. Народное искусство России [Текст] / М.А. Некрасова //
Народное творчество как мир целостности. - М.: Советская Россия, 1983. -
219 с.
3. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские [Текст] / Е.А.
Покровский. -СПб., 1895.-387 с.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. (№ 1155).
5. Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М., 1978.