Напоминание

Открытый урок "Ощущение"


Автор: Сивцева Саргылана Ивановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "Хатын-Арынская средняя общеобразовательная школа им.И.Е.Винокурова"
Населённый пункт: Аппаны
Наименование материала: конспект урока
Тема: Открытый урок "Ощущение"
Раздел: среднее образование





Назад




Сивцева Саргылана Ивановна, педагог – психолог МБОУ «Хатын – Арынская СОШ им.И.Е.Винокурова» Намского улуса Республики Саха (Якутия)


Тема урока: Мои ощущения
(1 класс). Цели и задачи урока: - ознакомить детей с понятием «ощущение» с видами ощущений; - показать роль ощущений в познании окружающего мира; - развивать осознание различных видов ощущений. Материалы: набор предметов с различным запахом и вкусом, яркий и необычный по внешнему виду предмет, набор мелких предметов, схема «Ощущения».
Введение в тему урока и разминка.
- Здравствуйте, ребята! Разрешите представиться, меня зовут Саргылана Ивановна. Я – педагог – психолог Хатын – Арынской средней общеобразовательной школы им.И.Е.Винокурова с.Аппаны Намского улуса. - А теперь, я предлагаю всем выйти сюда, образовать большой красивый круг. Для того чтобы наше знакомство и взаимодействие было более эффективным, я предлагаю познакомиться. Стоя в круге, вы должны по очереди назвать своё имя и продемонстрировать какой – либо жест, или движение. Упражнение проводится по принципу «снежного кома». То есть первый участник называет своё имя, показывает жест. Второй ребенок вспоминает имя, жест первого, затем называет своё имя и показывает свой жест, третий – первого, второго, своё имя и т.д. по числу участников. - (после выполнения) Как настроение? Как ощущение? Замечательно! Тогда вперед!
Упражнение «Друг к дружке!»
- Чтобы размяться, поднять настроение, предлагаю поиграть в одну игру, во время которой всё нужно делать очень – очень быстро. У вас есть ровно пять секунд, чтобы выбрать партнера и крепко пожать ему руку. А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам надо очень быстро «поздороваться» друг с другом: - Правая рука к правой руке!
- Левая рука к левой руке! - Спина к спине! А теперь запомните: каждый раз, как только я крикну: «Друг к дружке!», вам надо быстро – быстро найти себе нового партнера и пожать ему руку. После этого я снова буду называть части тела, которыми вы должны будете дотронуться друг до друга. Итак, «Друг к дружке!» - Ухо к уху! - Бедро к бедру! - Пятка к пятке! Друг к дружке! - лоб ко лбу! - колено к коленке! - локоть к локтю! Друг к дружке! - Нос к носу! - Ухо к уху! - Спина к спинке! - Правая рука к правой руке! - Левая рука к левой руке! (Пусть поменяются 5 – 6 партнеров. Всякий раз называю новые части тела, посредством которых участники должны вступать в контакт друг с другом). - Молодцы, аплодисменты ! Садитесь, пожалуйста на свои места. Обсуждение  Понравилась ли вам игра?  Легко ли было действовать так быстро? Тема нашего сегодняшнего урока – «Мои ощущения». Сегодня мы узнаем, зачем нам нужны ощущения и какими они бывают. Ответьте, пожалуйста, на вопросы: - Что мы можем ощущать? - Что произойдет с человеком, если у него не будет ощущений, то есть он не будет ни видеть, ни слышать, ни чувствовать вкусы и запахи, ни чувствовать предметы на ощупь?
Работа по теме. Практикум «Ощущения»
Сейчас вы будете выполнять задания – загадки и отвечать на вопросы.

1-е задание
называется «Что за звуки?». Закройте глазки и не открывайте, пока я не скажу. Слушайте звуки, которые я буду производить. Всего будет пять звуков. Отвечать, что это за звуки, можно только по моей команде. (издаю разные звуки, например, пошелестеть пакетом, зажечь спичку, писать мелом на доске, уронить тяжелый предмет, включить музыку). - Ребята, что за звуки вы слышали?.. (ответы детей) - Итак, мы можем ощущать различные звуки (шумы, речь, музыку). Тогда у нас возникают слуховые ощущения. Через какую часть тела поступают слуховые ощущения?.. Правильно, через наше ухо.
2-е задание
называется «Что я вижу?. Посмотрите, что вы видите? (показываю мяч) - Ребята, какого он цвета? А какой он формы? Какого размера – большой или маленький? А какой он формы? А из какого материала он изготовлен? - А теперь, что вы видите? (показываю предмет, а дети описывают его свойства). - Ребята, когда вы видите предмет, то какие ощущения у вас возникают? Правильно, зрительные. Как вы думаете, через какие органы чувств, какие части тела они поступают к нам?.. Совершенно правильно, через глаза.
3-е

задание
– «Что я чувствую?». Внимательно посмотрите, то что я показываю. Интересно знать, а что в ней? Правильно, какой – то порошок. Можете сейчас сказать, какой у него запах? Почему? Как мы можем определить, какой запах у этого порошка? Правильно, понюхать. А чем мы нюхаем? Да, носом. Сейчас я открываю крышку. А вы осторожно понюхайте порошок. Когда вы нюхаете, работает ваше обоняние. Итак, что же вы почувствовали? Верно, это запах различных приправ – душистого перца, корицы, чеснока, кориандра. Когда вы нюхаете, то есть, чувствуете различные запахи, какие же ощущения у вас возникают? Да, обонятельные.
4-е задание
– «Что я осязаю?». Закройте глаза, правую руку поставьте локтем на парту и ладошкой поверните вверх. Глаза, пока я не разрешу, открывать нельзя – иначе будет неинтересно. Сейчас я положу каждому на ладошку предмет. Вы будете его осязать, то есть чувствовать его прикосновение.(Начинаю положить на ладошки скрепки).Ощупайте его. Что вы чувствуете на ощупь, что вы осязаете? Правильно, этот маленький металлический продолговатый предмет – скрепка. - Снова закройте глаза и вытяните руку ладошкой вверх. Сейчас я положу другой предмет. (Начинаю положить кусочек ваты). Что вы чувствуете на ощупь? Скажите, этот предмет – легкий или тяжелый, мягкий или твердый, пушистый или гладкий, теплый или холодный? А теперь угадайте, что это? Правильно, это вата. Откройте глазки, проверьте, верно ли вы угадали. Как вы думаете, когда вы осязаете, то есть чувствуете предметы на ощупь, какие же ощущения у вас возникают?.. Правильно, осязательные. Как мы чувствуем предметы на ощупь? Правильно, через кожу.

5-е задание
называется «Попробуй на вкус». А сейчас мы будем пробовать жидкость, которая налита в бутылочку, на вкус. Посмотрите на неё. Вы можете сказать, какова жидкость на вкус? Почему? Да, надо попробовать. А чем мы пробуем еду, жидкость на вкус? Откройте рот и вытяните язычок. Я сейчас капну этой жидкости (начинаю капать пипеткой сладкую воду), а вы определите, какая она на вкус. Итак, какой вкус вы почувствовали? - А теперь я капну другой жидкости ( начинаю капать сок лимона). Подумайте: когда вы ощущаете вкус чего – то, то какие ощущения у вас возникают? Да, вкусовые. Через какой орган чувств поступают к нам вкусовые ощущения? Правильно, через язык. - Итак, мы с вами познакомились с нашими умными помощниками в деле познания окружающего мира – с ощущениями. Какие бывают ощущения, расскажите пожалуйста, пользуясь с помощью схемой «Ощущения». (рассказ детей ).Подведение итогов - Ребята, может ли человек прожить без ощущений? Назовите органы чувств – те части тела, с помощью которых мы получаем ощущения. - Правильно, молодцы! На этом наш урок заканчивается. Спасибо всем. До новых встреч!


В раздел образования