Реализация межпредметных программ на уроке история
Автор: Косоурова Наталья Вадимовна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МБОУ Лежневская СОШ № 10 Населённый пункт: п. Лежнево, Ивановская область Наименование материала: статья Тема: Реализация межпредметных программ на уроке история Раздел: среднее образование
Я для себя выбрала тему проекта «Реализация межпредметных программ на
уроке истории и обществознания»
Введение ФГОС ООО является фактором реализации нового подхода к
современной школе. Процесс учения понимается не только как усвоение
системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу
компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения
духовно-нравственного и социального опыта. На ступени основного общего
образования устанавливаются планируемые результаты освоения четыр
ѐ
х
междисциплинарных учебных программ: формирование универсальных
учебных действий, освоение основ смыслового чтения и работы с текстом,
формирование ИКТ-компетентности, освоение учебно-исследовательской
деятельности и проектной деятельности обучающихся.
Одно из основных положений Концепции ФГОС – формирование
универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться,
способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается
путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.
Качество усвоения определяется многообразием и характером видов
универсальных действий. Требования к формированию УУД находят
отражение в планируемых результатах освоения учебных программ.
В
составе основных видов УУД выделяют четыре блока:
- Личностный
- Регулятивный
- Познавательный
- Коммуникативный
Какие УУД можно формировать средствами предметов «история» и
«обществознание»? Исходя из содержания каждого блока, можно сделать
вывод о возможности формирования всех 4-х видов УУД:
установление
учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает
деятельность; планирование и прогнозирование, контроль и оценка;
общеучебные, логические учебные действия; поиск и выделение
необходимой информации; рефлексия способов и условий действий; анализ
объектов с целью выделения признаков; установление причинно –
следственных связей; построение логической цепочки рассуждений;
выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и
поискового характера.
Главная проблема – как сформировать эти умения?
На мой взгляд, нужно, во-первых, провести отбор содержания материала по
темам; во-вторых, чтобы ученики смогли освоить универсальные способы
действий, необходимо разнообразить формы, методы их достижения. В-
третьих, должна быть системная организация учебного процесса.В
дальнейшем это поможет подготовиться к итоговой аттестации. Если на
уроках истории, обществознания, других гуманитарных предметах ученики
до девятого класса не работали с источниками, не составляли планы,
характеристики и т. д., то качественно выполнить часть С на экзамене очень
трудно.
Очень важной является задача научить детей постановке целей
Целеполагание – это не новое слово в образовании, ставить триединые цели
к каждому уроку нас учили ещё в институте. Но современная система об-
разования ставит перед нами другую задачу – формирование у каждого
учащегося совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих
компетенцию «научить учиться». Целеполагание входит в состав
регулятивных универсальныхучебных действий и выходит за рамки одного
урока. Для жизни в современном обществе человек должен уметь ставить
перед собой цель, планировать действия по достижению этой цели, оценивать
свои «затраты» на достижения этой цели, т.е.производить рефлексию. А
значит и деятельность учителя на уроке должна стать
другой, теперь наша цель – научить детей ставить перед собой цели.
Учить можно только тому, что хорошо умеешь делать сам. Помочь
разобраться с этими проблемами может технология целеполагания,
разработанная доктором педагогических наук, профессором Я.С.Турбовским.
Яков Семенович выявил две очень важные закономерности.
Первая закономерность состоит в том, что при преподавании существу-
ют разные цели: оперативные, которые реализуются на каждом уроке;
тактические,которые реализуются при изучении каждой темы;
стратегические, направляющиепедагогическую деятельность в течение всего
учебного года; фундаментальные,определяющие эффективность учебно-
воспитательного процесса в течение всех летобучения.
Вторая закономерность состоит в том, что учебный процесс цикличен и
состоит из трех этапов: вводного, основного и итогового. Каждый этап,
имеющий разные цели, призван решать принадлежащую ему совокупность
задач. Вводный этап представляет собой органическое единство только
необходимых предшествующих знаний, и того, что будет изучаться в новой
теме; основной этап направлен на то, чтобы ученики – причем, каждый
ученик – усвоили то содержание, методы, приемы, алгоритмы работы ради
которых эта тема изучается. И, наконец, итоговый этап состоит втом, что мы
не только закрепляем полученные знания, но и вводим уже ряд элементов из
предстоящей темы в качестве переходной «ступеньки» к новой теме. Эта
цикличность изучения тем обеспечивает полное усвоение всеми учащимися
изучаемой темы, благодаря чётко сформулированной совокупности
микроцелей.
Так как учащийся в современном уроке является субъектом обучения, и часть
функций учителя по своему образованию он берёт на себя, то начинать нужно
с ознакомления детей с основными принципами и правилами постановки
цели.
Цель –это планируемый результат, и ученик должен видеть, что он узнает,
чему научится в ближайшие сорок пять минут, он должен уметь
самостоятельнопланировать результат своей деятельности. Ну а учитель
формирует это умение.
Цели должны быть: реальны, достижимы, конкретны, т.е. чётко сформулиро-
ваны, не растянуты во времени, а соотнесены с конкретным сроком её
достижения,
Цели должны быть личными и контролируемыми, то есть ученик точно
должен понимать, достиг он её или нет. Но нужно оставлять учащемуся
возможность корректировать цели и пути их достижения.
Рассмотрим некоторые приёмы, которые могут способствовать
формированиюспособности к целеполаганию.
Тема-вопрос;
Работа над понятием;
Ситуация яркого пятна;
Исключение;
Домысливание;
Проблемная ситуация;
Группировка;
Подводящий диалог;
Проблема предыдущего урока.
Так, например, при изучении темы «Зарождение неравенства и знати» в
начале урока предлагаю проблемную задачу:
Во время археологических раскопок были найдены
два захоронения.
В одном из них на груди покойного сохранились бусы из
драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с
телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли
золотые и серебряные сосуды с изображением барса, льва, коня,
антилопы.
В другом захоронении обнаружили только медный топор.
Какие выводы о жизни людей можно сделать наоснове этих данных?
При изучении темы «Рабство в Древнем Риме» для постановки цели
использовала Театр-экспромт Это приём ситуация яркого пятна
Поставить цель вместе с аудиторией
При изучении темы «Общение» использую видеофрагмент из Ералаша
(выпуск 119, Ну и фрукт) приём подводящий диалог
Для успешного
формирования УУД на уроках истории и обществознания
необходимо
разнообразить
виды
деятельности
на
уроке:
составление
кластера, схемы, логической цепочки, таблицы, вопросов к тексту, простого
и сложного плана, рассказа на основе учебного материала и дополнительных
источников информации,
комментированное чтение, описание события по
карте, анализ источника. Так на уроке истории по теме «Рабство в древнем
Риме» в 5 классе выделяю следующие виды деятельности: умение извлекать
информацию
из
источника,
рассказ
на
основе
информации
учебника
и
документа,
составление
схемы
«Источники
рабства».
Такие
виды
деятельности направлены
на формирование метапредметных и ключевых
компетенций учащихся.
На уроках истории и обществознания использую задания, которые позволяют
анализировать,
сопоставлять
и
обобщать
исторические
факты,
самостоятельно формулировать ответы на возникшие вопросы. Такие типы
заданий включает рабочая тетрадь по истории древнего мира 5 класс под
редакцией Годера, которая состоит из вопросов и заданий к документам,
кроссвордов,
тестов,
логических
схем,
сравнительных
таблиц,
анализа
цифровой информации.
Формированию
УУД
способствует
участие
пятиклассников
в
различных
исторических конкурсах. В этом учебном году ребята стали участниками
международного
конкурса,
которые
выполнили
задания
на
основе
содержания
разных
разделов
школьной
программы
по
истории
с
привлечением
дополнительного
материала
общекультурного
значения.
Решение подобных заданий на уроках истории и участие в мероприятиях,
служат мотивацией для изучения темы, они направлены на самостоятельную
деятельность
учащихся
с
дополнительным
источником
информации,
позволяют формировать познавательные универсальные учебные действия
обучающихся
.
К сожалению, формировать универсальные учебные действия на уроках
традиционного
обучения
достаточно
сложно.
Традиционное
обучение
предполагает передачу учащимся
большого
объема знаний, который они
принимают в готовом виде. В новых условиях меняется система подачи
информации,
стиль
отношений
между
учителем
и
учащимися.
Для
формирования коммуникативных действий на уроках необходимо учебное
сотрудничество с учителем и сверстниками, выявление проблемы, поиск и
оценка
альтернативных
способов
разрешения
конфликта,
инициативное
сотрудничество
в
поиске
информации.
Поэтому
на
уроках
истории
и
обществознания создаю условия для возникновения проблемной ситуации,
формулировки проблемы, деятельность обучающихся направлена на анализ
информации, высказывание собственного мнения.
Формирование
универсальных
учебных
действий
на
уроках
истории
и
обществознания
дает
возможность
подготовить
ученика
обучаемого,
способного
самостоятельно
учиться,
переучиваться
в
течение
жизни,
имеющего
возможность
использовать
функциональные,
деятельностные
качества на практике, успешно овладевшего новыми знаниями, умениями и
компетенциями.
Не менее важной является программа Основы смыслового чтения
и работы с текстом.
Что она в себя включает?
работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;
работа с текстом: преобразование и интерпретация информации;
работа с текстом: оценка информации.
Эта
программа
тоже
очень
хорошо
реализуется
на
уроках
истории
и
обществознания.
Освоение этой программы дает возможность ученику быть способным
целенаправленно, выборочно читать текст, статьи учебника;
составлять план к прочитанному тексту;
умение выполнять задания, включающие составление схем, таблиц;
логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос,
понимать прочитанный текст;
отвечать на вопросы, имеющиеся в конце учебника;
извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую
информацию и обсуждать полученные сведения;
обмениваться сведениями об объекте, полученными из других
источников информации;
находить в тексте описание к иллюстрациям;
сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника,
готовить вопросы к ним; соотносить описываемые события, явления
природы с иллюстрациями;
самостоятельно выполнять задания в рабочих тетрадях на основе
текста учебника и дополнительной литературы;
готовить сообщения на основе используемой литературы
(энциклопедий, справочников, других книг, Интернета).
Среди заданий ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам одними из самых
сложных являются задания, связанные с анализом предложенного текста. В
грамотности чтения оцениваются умения, овладение которыми
свидетельствует о полном понимании текста: нахождение информации,
заданной в явном и неявном виде; интерпретация текста; рефлексия на
содержание текста или его форму и их оценка.
На своих уроках для реализации этой программы я использую технологию
обучения смысловому чтению или технология развития критического
мышления через чтение и письмо.
Эта технология позволяет добиться таких результатов как
1.
Умение работать с уваливающимся и постоянно обновляющимся
информационным потоком в разных областях знаний,
2.
Умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно,
конкретно в отношении к окружающим,
3.
Умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления
различного опыта, идей и представлений,
4.
Умение решать проблемы, способность самостоятельно заниматься
своим обучением (академическая мобильность)
5.
Умение сотрудничать и работать в группе, способность выстраивать
конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Особенности технологии:
1.
Школьники поставлены в ситуацию самостоятельной работы с
информацией, представленной в виде текста, которую необходимо
воспринять, ранжировать по новизне и значимости, творчески
интерпретировать, сделать прогнозы, выводы и обобщения. Она даёт
учащимся инструмент. Научает их способам самостоятельной работы с
новой информацией.
2.
Каждый учащийся на каждом этапе урока включен в три вида
деятельности (думаю – пишу – проговариваю) и поочередно – в две
формы работы: индивидуальную (думаю, пишу) и парную или
групповую (проговариваю). Она учит работать в команде.
На своих уроках я применяю такие технологические приёмы Технологии
критического мышления через чтение и письмо как:
Инсерт –
в переводе с английского означает: интерактивная система
записи для эффективного чтения и размышления с использованием условных
обозначений:
«!» - помечается то, что уже известно,
«-» - помечается то, с чем не согласен учащийся,
«+» - помечается то, что является для учащегося интересно,
«?» - то, что неясно и возникло желание узнать больше,
А затем учащийся систематизирует материал в таблицу.
КЛАСТЕРЫ – это способ графической организации материала, позволяющий
сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при
погружении в ту или иную тему (способ визуализации). Кластер является
отражением нелинейной формы мышления.
СИНКВЕЙН – используется как способ синтеза материала. Стихотворение,
состоящее из пяти строк, составленных согласно определённым правилам
написания. Лаконичность формы развивает способность резюмировать
информацию, излагать смысл в нескольких значимых словах, емких и
кратких выражениях.
В результате формирования ИКТ – компетентности у обучающихся прежде
всего формируются навыки использования ИКТ, способность решать
учебные задачи с использованием общедоступных в основной школе
инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными
потребностями и возможностями школьника.
ИКТ – технологии на уроках можно реализовать:
Во-первых, через использование мобильных классов. Такой класс создан в
нашей школе
Во-вторых, через использование возможностей Телешколы. В этом году мы
только начали работу в этом направлении, зарегистрирована только одна
ученица 5-го класса Шипачёва Яна.
В третьих, это интернет – олимпиады (Инфоурок)
В результате освоения учебно-исследовательской и проектной деятельности
обучающиеся научаться планировать и выполнять учебное исследование и
учебный проект, использовать некоторые методы получения знаний,
характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы,
опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение,
использование статистических данных, интерпретация фактов, научаться
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.
Проектную деятельность в этом году мы только начинаем, поскольку к нам в
5 класс пришли ребята, занимавшиеся по стандартам первого поколения.
Наши пятиклассники делают проекты, но в основном это социальные
проекты, которые ребята выполняют вместе с классным руководителем,
исследовательские проекты пятиклассники выполняют во внеурочной
деятельности.
На своих уроках я пока даю им не большие проекты, в рамках одного урока и
в рамках домашнего задания.
Например, на уроке обществознания «Юные граждане России» учащимся
было дано задание составить памятку «Права, которыми мы пользуемся».
Для этого они должны были:
1.
Провести опрос среди своих взрослых родственников;
2.
Провести опрос среди школьников;
3.
Выяснить какими правами пользуются взрослые и школьники
4.
Оформить в виде кластера или тезисов.
На уроке истории «Рабство в Древнем Риме» пятиклассники составляли
проект послания в виде телеграммы рабовладельцам с призывом смягчить
рабство или отменить его.
На уроке обществознания «Здоровый образ жизни» в рамках домашнего
задания составляли коллаж «ЗОШ»
Это первая ступенька на пути к выпускному проекту.
На своих уроках я стараюсь реализовать все четыре программы и надеюсь,
что моя работа поможет достичь всех результатов запланированных
стандартами.
А эти мои рекомендации помогут моим коллегам, которые приступят к работе
по новым стандартам в следующем году быстрее и легче включиться в эту
нелёгкую работу.