Напоминание

Реализация межпредметных программ на уроке история


Автор: Косоурова Наталья Вадимовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ Лежневская СОШ № 10
Населённый пункт: п. Лежнево, Ивановская область
Наименование материала: статья
Тема: Реализация межпредметных программ на уроке история
Раздел: среднее образование





Назад




Я для себя выбрала тему проекта «Реализация межпредметных программ на уроке истории и обществознания» Введение ФГОС ООО является фактором реализации нового подхода к современной школе. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения четыр ѐ х междисциплинарных учебных программ: формирование универсальных учебных действий, освоение основ смыслового чтения и работы с текстом, формирование ИКТ-компетентности, освоение учебно-исследовательской деятельности и проектной деятельности обучающихся. Одно из основных положений Концепции ФГОС – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения учебных программ. В составе основных видов УУД выделяют четыре блока: - Личностный - Регулятивный - Познавательный - Коммуникативный Какие УУД можно формировать средствами предметов «история» и «обществознание»? Исходя из содержания каждого блока, можно сделать вывод о возможности формирования всех 4-х видов УУД: установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность; планирование и прогнозирование, контроль и оценка; общеучебные, логические учебные действия; поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действий; анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно – следственных связей; построение логической цепочки рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Главная проблема – как сформировать эти умения? На мой взгляд, нужно, во-первых, провести отбор содержания материала по темам; во-вторых, чтобы ученики смогли освоить универсальные способы действий, необходимо разнообразить формы, методы их достижения. В- третьих, должна быть системная организация учебного процесса.В дальнейшем это поможет подготовиться к итоговой аттестации. Если на уроках истории, обществознания, других гуманитарных предметах ученики до девятого класса не работали с источниками, не составляли планы, характеристики и т. д., то качественно выполнить часть С на экзамене очень трудно. Очень важной является задача научить детей постановке целей Целеполагание – это не новое слово в образовании, ставить триединые цели к каждому уроку нас учили ещё в институте. Но современная система об- разования ставит перед нами другую задачу – формирование у каждого учащегося совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Целеполагание входит в состав регулятивных универсальныхучебных действий и выходит за рамки одного урока. Для жизни в современном обществе человек должен уметь ставить перед собой цель, планировать действия по достижению этой цели, оценивать свои «затраты» на достижения этой цели, т.е.производить рефлексию. А значит и деятельность учителя на уроке должна стать другой, теперь наша цель – научить детей ставить перед собой цели. Учить можно только тому, что хорошо умеешь делать сам. Помочь разобраться с этими проблемами может технология целеполагания, разработанная доктором педагогических наук, профессором Я.С.Турбовским. Яков Семенович выявил две очень важные закономерности. Первая закономерность состоит в том, что при преподавании существу- ют разные цели: оперативные, которые реализуются на каждом уроке; тактические,которые реализуются при изучении каждой темы; стратегические, направляющиепедагогическую деятельность в течение всего учебного года; фундаментальные,определяющие эффективность учебно- воспитательного процесса в течение всех летобучения. Вторая закономерность состоит в том, что учебный процесс цикличен и состоит из трех этапов: вводного, основного и итогового. Каждый этап, имеющий разные цели, призван решать принадлежащую ему совокупность задач. Вводный этап представляет собой органическое единство только необходимых предшествующих знаний, и того, что будет изучаться в новой теме; основной этап направлен на то, чтобы ученики – причем, каждый ученик – усвоили то содержание, методы, приемы, алгоритмы работы ради которых эта тема изучается. И, наконец, итоговый этап состоит втом, что мы
не только закрепляем полученные знания, но и вводим уже ряд элементов из предстоящей темы в качестве переходной «ступеньки» к новой теме. Эта цикличность изучения тем обеспечивает полное усвоение всеми учащимися изучаемой темы, благодаря чётко сформулированной совокупности микроцелей. Так как учащийся в современном уроке является субъектом обучения, и часть функций учителя по своему образованию он берёт на себя, то начинать нужно с ознакомления детей с основными принципами и правилами постановки цели. Цель –это планируемый результат, и ученик должен видеть, что он узнает, чему научится в ближайшие сорок пять минут, он должен уметь самостоятельнопланировать результат своей деятельности. Ну а учитель формирует это умение. Цели должны быть: реальны, достижимы, конкретны, т.е. чётко сформулиро- ваны, не растянуты во времени, а соотнесены с конкретным сроком её достижения, Цели должны быть личными и контролируемыми, то есть ученик точно должен понимать, достиг он её или нет. Но нужно оставлять учащемуся возможность корректировать цели и пути их достижения. Рассмотрим некоторые приёмы, которые могут способствовать формированиюспособности к целеполаганию.  Тема-вопрос;  Работа над понятием;  Ситуация яркого пятна;  Исключение;  Домысливание;  Проблемная ситуация;  Группировка;  Подводящий диалог;  Проблема предыдущего урока. Так, например, при изучении темы «Зарождение неравенства и знати» в начале урока предлагаю проблемную задачу: Во время археологических раскопок были найдены два захоронения.  В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображением барса, льва, коня, антилопы.  В другом захоронении обнаружили только медный топор. Какие выводы о жизни людей можно сделать наоснове этих данных?
При изучении темы «Рабство в Древнем Риме» для постановки цели использовала Театр-экспромт Это приём ситуация яркого пятна Поставить цель вместе с аудиторией При изучении темы «Общение» использую видеофрагмент из Ералаша (выпуск 119, Ну и фрукт) приём подводящий диалог Для успешного формирования УУД на уроках истории и обществознания необходимо разнообразить виды деятельности на уроке: составление кластера, схемы, логической цепочки, таблицы, вопросов к тексту, простого и сложного плана, рассказа на основе учебного материала и дополнительных источников информации, комментированное чтение, описание события по карте, анализ источника. Так на уроке истории по теме «Рабство в древнем Риме» в 5 классе выделяю следующие виды деятельности: умение извлекать информацию из источника, рассказ на основе информации учебника и документа, составление схемы «Источники рабства». Такие виды деятельности направлены на формирование метапредметных и ключевых компетенций учащихся. На уроках истории и обществознания использую задания, которые позволяют анализировать, сопоставлять и обобщать исторические факты, самостоятельно формулировать ответы на возникшие вопросы. Такие типы заданий включает рабочая тетрадь по истории древнего мира 5 класс под редакцией Годера, которая состоит из вопросов и заданий к документам, кроссвордов, тестов, логических схем, сравнительных таблиц, анализа цифровой информации. Формированию УУД способствует участие пятиклассников в различных исторических конкурсах. В этом учебном году ребята стали участниками международного конкурса, которые выполнили задания на основе содержания разных разделов школьной программы по истории с привлечением дополнительного материала общекультурного значения. Решение подобных заданий на уроках истории и участие в мероприятиях, служат мотивацией для изучения темы, они направлены на самостоятельную деятельность учащихся с дополнительным источником информации, позволяют формировать познавательные универсальные учебные действия обучающихся . К сожалению, формировать универсальные учебные действия на уроках традиционного обучения достаточно сложно. Традиционное обучение предполагает передачу учащимся большого объема знаний, который они
принимают в готовом виде. В новых условиях меняется система подачи информации, стиль отношений между учителем и учащимися. Для формирования коммуникативных действий на уроках необходимо учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, инициативное сотрудничество в поиске информации. Поэтому на уроках истории и обществознания создаю условия для возникновения проблемной ситуации, формулировки проблемы, деятельность обучающихся направлена на анализ информации, высказывание собственного мнения. Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания дает возможность подготовить ученика обучаемого, способного самостоятельно учиться, переучиваться в течение жизни, имеющего возможность использовать функциональные, деятельностные качества на практике, успешно овладевшего новыми знаниями, умениями и компетенциями. Не менее важной является программа Основы смыслового чтения и работы с текстом. Что она в себя включает?  работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;  работа с текстом: преобразование и интерпретация информации;  работа с текстом: оценка информации. Эта программа тоже очень хорошо реализуется на уроках истории и обществознания. Освоение этой программы дает возможность ученику быть способным  целенаправленно, выборочно читать текст, статьи учебника;  составлять план к прочитанному тексту;  умение выполнять задания, включающие составление схем, таблиц;  логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст;  отвечать на вопросы, имеющиеся в конце учебника;  извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию и обсуждать полученные сведения;
 обмениваться сведениями об объекте, полученными из других источников информации;  находить в тексте описание к иллюстрациям;  сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника, готовить вопросы к ним; соотносить описываемые события, явления природы с иллюстрациями;  самостоятельно выполнять задания в рабочих тетрадях на основе текста учебника и дополнительной литературы;  готовить сообщения на основе используемой литературы (энциклопедий, справочников, других книг, Интернета). Среди заданий ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам одними из самых сложных являются задания, связанные с анализом предложенного текста. В грамотности чтения оцениваются умения, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста: нахождение информации, заданной в явном и неявном виде; интерпретация текста; рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка. На своих уроках для реализации этой программы я использую технологию обучения смысловому чтению или технология развития критического мышления через чтение и письмо. Эта технология позволяет добиться таких результатов как 1. Умение работать с уваливающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний, 2. Умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно, конкретно в отношении к окружающим, 3. Умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, 4. Умение решать проблемы, способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность) 5. Умение сотрудничать и работать в группе, способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Особенности технологии:
1. Школьники поставлены в ситуацию самостоятельной работы с информацией, представленной в виде текста, которую необходимо воспринять, ранжировать по новизне и значимости, творчески интерпретировать, сделать прогнозы, выводы и обобщения. Она даёт учащимся инструмент. Научает их способам самостоятельной работы с новой информацией. 2. Каждый учащийся на каждом этапе урока включен в три вида деятельности (думаю – пишу – проговариваю) и поочередно – в две формы работы: индивидуальную (думаю, пишу) и парную или групповую (проговариваю). Она учит работать в команде. На своих уроках я применяю такие технологические приёмы Технологии критического мышления через чтение и письмо как: Инсерт – в переводе с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления с использованием условных обозначений: «!» - помечается то, что уже известно, «-» - помечается то, с чем не согласен учащийся, «+» - помечается то, что является для учащегося интересно, «?» - то, что неясно и возникло желание узнать больше, А затем учащийся систематизирует материал в таблицу. КЛАСТЕРЫ – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (способ визуализации). Кластер является отражением нелинейной формы мышления.
СИНКВЕЙН – используется как способ синтеза материала. Стихотворение, состоящее из пяти строк, составленных согласно определённым правилам написания. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать смысл в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. В результате формирования ИКТ – компетентности у обучающихся прежде всего формируются навыки использования ИКТ, способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в основной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями школьника. ИКТ – технологии на уроках можно реализовать: Во-первых, через использование мобильных классов. Такой класс создан в нашей школе Во-вторых, через использование возможностей Телешколы. В этом году мы только начали работу в этом направлении, зарегистрирована только одна ученица 5-го класса Шипачёва Яна. В третьих, это интернет – олимпиады (Инфоурок) В результате освоения учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся научаться планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов, научаться ясно, логично и точно излагать свою точку зрения. Проектную деятельность в этом году мы только начинаем, поскольку к нам в 5 класс пришли ребята, занимавшиеся по стандартам первого поколения.
Наши пятиклассники делают проекты, но в основном это социальные проекты, которые ребята выполняют вместе с классным руководителем, исследовательские проекты пятиклассники выполняют во внеурочной деятельности. На своих уроках я пока даю им не большие проекты, в рамках одного урока и в рамках домашнего задания. Например, на уроке обществознания «Юные граждане России» учащимся было дано задание составить памятку «Права, которыми мы пользуемся». Для этого они должны были: 1. Провести опрос среди своих взрослых родственников; 2. Провести опрос среди школьников; 3. Выяснить какими правами пользуются взрослые и школьники 4. Оформить в виде кластера или тезисов. На уроке истории «Рабство в Древнем Риме» пятиклассники составляли проект послания в виде телеграммы рабовладельцам с призывом смягчить рабство или отменить его. На уроке обществознания «Здоровый образ жизни» в рамках домашнего задания составляли коллаж «ЗОШ» Это первая ступенька на пути к выпускному проекту. На своих уроках я стараюсь реализовать все четыре программы и надеюсь, что моя работа поможет достичь всех результатов запланированных стандартами. А эти мои рекомендации помогут моим коллегам, которые приступят к работе по новым стандартам в следующем году быстрее и легче включиться в эту нелёгкую работу.


В раздел образования