Напоминание

Урок: "Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский".


Автор: Яновская Жанна Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 3
Населённый пункт: г. Сураж Брянская область
Наименование материала: конспект
Тема: Урок: "Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский".
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Суража Брянской области Открытый урок по искусству в 5 классе Тема : « Звать через прошлое к настоящему . Александр Невский » 1
Подготовила и провела : Учитель музыки высшей категории Яновская Ж . Н . Сураж , 2016 г .
Тема урока: Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский.

Вид урока
: комбинированный
Цель урока
: раскрытие образа защитника Отечества А. Невского через произведения искусства.
Задачи обучающие:
1. Актуализировать знания об Александре Невском. 2. Познакомить с понятием «триптих» в изобразительном искусстве на примере триптиха «Александр Невский» П. Корина. 3. Дать понятие кантаты в музыке С. Прокофьева «Александр Невский». 4. Повторить трехчастную форму в музыке.
Развивающие задачи:
2
1. Развивать навыки определения средств м у з ы ка л ь н о й выразительности. 2. Развивать навыки характеристики музыкального образа и образов изобразительного искусства. 3. Развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе анализа материала.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать любовь к своей Родине, гордость за ее культурно- историческое наследие, стремление сберечь и сохранить его для потомков. 2. Воспитывать интерес к истории России, к творчеству композиторов и художников, воспевающих доблесть и патриотизм.
Оборудование:
синтезатор, проектор, компьютер, презентация к уроку: Триптих П.Корина «Александр Невский», кантата С. Прокофьева «Александр Невский» (2 и 4 части), карточки с тестовыми заданиями.
Ход урока

1.

Организационный

момент
.
Позитивный

настрой

на

работу
. Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята!», «Музыкальный урок».
Учитель.
Давайте мы друг другу подарим улыбку как залог нашего хорошего настроения и пожелаем каждому реализоваться в процессе урока.
2. Активизация внимания
. Постановка проблемы.
Учит
. Внимание на экран! Посмотрите видеофрагмент из фильма и попытайтесь узнать о ком будет идти речь на уроке.
Видеофрагмент из фильма.
- Как вы думаете, о ком и о чем будет идти речь на уроке? (Об Александре Невском, истинном русском патриоте, защитнике, бесстрашном воине, который испытывал любовь к своему Отечеству и защищал его). 3
- Кем был Александр Невский? (Князем и полководцем). -Когда он жил? (В 13 веке). -Если бы он был обычным человеком, сохранилось бы в истории России его имя через столько лет? (Конечно, нет. Он многое сделал для своей Родины).
Учит
. Правильно. Темой нашего урока будет изречение русского композитора Модеста Петровича Мусоргского.
Тема

урока:

«Звать

через

прошлое

к

настоящему.

Александр

Невский».

Слайд №1

Как вы понимаете эти слова?

Актуальна ли эта тема «Звать через прошлое к настоящему в наши

дни?
(Да. Человек должен любить свою Родину и быть готовым защитить ее от врагов.)
Учит.
Сегодня на уроке мы отправимся в прошлое, а машиной времени у нас будут разные виды искусства.
Учит
. Ребята, давайте вспомним, что вы знаете об А.Невском из истории.
3 Актуализация знаний.

Рассказ ученика
: В 1240 году в устье реки Невы высадилось шведское войско. Против него вел русских воинов молодой князь Александр Ярославич. Ему было 20 лет. Дружина его была мала, а шведов – несколько тысяч. Князь применил смекалку и разбил неприятеля. Он одержал победу над шведами на Неве, а в 22 года разбил рыцарей - тевтонов в Ледовом побоище на Чудском озере.
Учит
. А.Невский был праправнуком А. Македонского. В 5 лет он знал несколько языков и готовил себя к военному делу. Все предки А.Невского были военачальниками.
Учит
. Для чего мы изучаем на уроке искусства образ Александра Невского? (Чтобы познакомиться с произведениями искусства, в которых раскрыт образ А.Невского.) 4

Слайд № 2.

Цель урока
: раскрытие образа защитника Отечества Александра Невского через произведения искусства.
4. Постановка задач к уроку.

Учит.
Ребята, что вы хотите сегодня узнать на уроке? - Познакомиться с произведениями искусства, в которых раскрывается образ А.Невского ,раскрыть характер героя.
Учит.
Молодцы. А теперь проверьте задачи, которые поставила я
.

Слайд №3.

Задачи:

познакомиться с образом А. Невского в музыке и изобразительном

искусстве,

дать понятие о триптихе и кантате, ее строении,

пополнить знания из словаря эстетических эмоций,

развитие вокально- хоровых навыков,

воспитание патриотических чувств, любви к Родине.

У ч и т.
Вспомните, какие главные слова произнес А. Невский в кинофрагменте?
Эпиграфом
нашего урока будут слова А.Невского
.

Слайд №4 (
«Кто с мечом на Русь придет, тот от меча и погибнет!»)
Учит.
Образ А.Невского был запечатлен в разных видах искусства. Об исторических событиях разных эпох создано множество произведений литературы, изобразительного и музыкального искусства, кино.
5. Совместное открытие новых знаний.
Внимание на экран
!

Слайд №5

Учит.
Перед вами репродукция картины – триптих Павла Корина «Александр Невский»
Учит.
Попытайтесь объяснить значение слова «триптих» -Какую цифру вы слышите в этом слове? (3) Что это означает?
Учит.
Это значит, что в произведении можно выделить 3 части.
Слайд №6
5

Триптих - произведение искусства из 3-х самостоятельных частей,

о б ъ е д и н е н н ы х

о б щ е й

и д е е й ,

т е м о й

и л и

с ю ж е т о м .

Анализ картины.

Учит.
Кого изобразил художник на центральном полотне картины?
Рассказ ученика
(В центре А.Невский на фоне реки Волхова. Облик князя грозен. Он настоящий русский богатырь – защитник, который не даст в обиду свою землю. Он стоит на рубеже русских земель и зорко смотрит, откуда появится враг. А.Невский опирается на большой меч. Широкоплечий воин в латах олицетворяет собой всю мощь русского оружия, смелость и мужество русского народа, который готов сражаться до последней капли крови за свободу и независимость.На втором плане картины - Новгород со знаменитым Софийским собором. Еще дальше – леса. Сбоку поодаль - войско, готовое к походу.
Рассказ

учителя
. Центральное полотно триптиха – Александра Невского- Корин писал в 1942 году, боковые полотна он заканчивал в 1943. Он работал над картиной в годы Великой Отечественной войны и создал монумент, поразительную по силе и мастерству вещь. Он говорил, что хочет воплотить в ней «непокорный дух русского народа»
Учит
. Как вы думаете, события какой эпохи вызвали к жизни это творение П.Корина?(События 40-х годов 20 века, а не 13 века). Каким предстает перед вами А.Невский? (Сильным, могучим, отважным героем. Взгляд его суров и непреклонен.)
Учит.
Подумайте, какая музыка будет созвучна образу такого героя? Обратитесь к словарю эстетических эмоций.(Мужественная, открытая, решительная, четкая, торжественная)
Учит. Вывод
: Интересно получается, П.Корин взял сюжет из событий 13 века, а само произведение всем своим духом связано с 20 веком.Эта картина встала в ряд сильнейших произведений русского искусства, отразившего эпоху Великой Отечественной войны.
Учит
. А теперь обратимся еще к двум не менее известным произведениям, которые вошли в золотой фонд национального искусства. Это фильм «Александр Невский», фрагмент которого вы смотрели в начале урока, и кантата «Александр Невский» С Прокофьева. Они созданы в то время, когда гитлеровский фашизм уже начал свое варварское вторжение в страны 6
Европы, и угроза фашистского нашествия нависла над человечеством. Расскажите, какие известные люди работали над фильмом?
Слайд №7 портрет
Фильм создан в 1938 году Сергеем Михайловичем Эйзенштейном и имел колоссальный успех. Эйзенштейн предложил Сергею Прокофьеву – русскому композитору, с которым был хорошо знаком, написать музыку. Позднее композитор вспоминал: «Будучи давнишним поклонником его замечательного режиссерского таланта, я с удовольствием принял предложение» Работа протекала в тесном содружестве с режиссером. Успех фильма натолкнул композитора на мысль написать на материалах музыки к фильму кантату... Задача оказалась очень непростой, но с ней он справился гениально. 17 мая 1939г. состоялась премьера кантаты в Большом зале Московской консерватории.
Слайд №8 – портрет Прокофьева

Учит.
С.Прокофьеву было свойственно верное ощущение исторической эпохи. Древние образы «Александра Невского» были проникнуты острым чувством современности. И «железная» музыка крестоносцев звучала как характеристика современных агрессивных сил. Слушая кантату, будто видишь перед собой кадры фильма.
Вывод
: Эти два выдающихся произведения прозвучали как решительное предупреждение, грозное напоминание о том, что ждет врага, который решится напасть на нашу Родину.
Учит.
Давайте обратимся к кантате «Александр Невский». Что такое кантата? Запишите определение в тетрадь.
Слайд №9

Кантата
– крупное вокально – инструментальное произведение торжественного содержания, обычно для солистов, хора и оркестра.
Слайд №10 Текст «Песня об Александре Невском»
Кантата состоит из 7 частей, каждая из которых имеет свое название. Сегодня мы прослушаем и охарактеризуем две части кантаты. Послушайте вторую часть - «Песня об Александре Невском». Определите характер музыки и форму произведения. Характер: напевный, песенный, протяжный, широкий, величавый, строгий. Меняется ли он? (меняется) В какой музыкальной форме написана песня? В трехчастной форме. 7
- Что такое трехчастная форма? - Соответствует ли характер музыки образу Александра Невского на картине? (да, соответствует.) - На какой жанр устного народного творчества похожа эта часть? (былину) - Как это отражается в музыке? Какие еще средства музыкальной выразительности указывают на былинный характер части? (Напевная мелодия, медленный темп, спокойное изложение, ключевое слово в тексте «было», мужской хор по звучанию напоминает распев былинных певцов – гусляров; музыкальные инструменты в средней части: барабаны, бубен, гусельные переборы и арфы придают музыке характер эпического рассказа).
Учит
. Это рассказ о недавней победе русского народа над шведами. «А и было дело на Неве- реке» и о готовящемся новом испытании: Не уступим мы землю русскую! - Так какова же основная мысль этой части?
«Кто придет на Русь, будет насмерть бит», - такова основная мысль этой

части.

Учит
. Музыка эта такая же насквозь русская, как насквозь русский любой фрагмент коринского триптиха.
Учит
. Ребята, как вы думаете, а может ли музыка являться характеристикой русского народа?Поможет ответить на этот вопрос прослушивание 4 части кантаты «Вставайте, люди русские».
Слушание

Слайд №11 « Вставайте, люди русские!»
-Охарактеризовала ли музыка облик русского народа? -Каким предстает перед нами русский народ? (сильным, смелым, мужественным, отважным) -Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для передачи этих качеств? (призывные интонации, маршевый характер, чеканный ритм) - Что вы услышали в оркестровом вступлении? (звучание колокольного звона) - С какой целью композитор вводит в звучание оркестра колокольный звон? (На Руси был обычай оповещать о разных событиях колокольным звоном) 8
-Весь ли фрагмент звучал призывно и активно? (нет, в средней части меняется характер, он становится песенным, напевным, певучим) -Почему?
Учит.
Композитор как бы создал образ Родины – матери, поэтому музыка звучит неторопливо, но при этом величественно. - Отголоски каких русских народных песен напоминает средняя часть? (протяжные,былинные напевы) Соответствует ли 4 часть «Вставайте, люди русские» триптиху П.Корина? (да) 4 –я часть: «Вставайте, люди русские!» - это призыв к борьбе за русскую землю. Во время ВОВ хор с этой песней часто звучал по радио. Ее пели наши солдаты, шедшие на бой с гитлеровцами. Это героическая песня перекликалась с другой могучей песней, созданной в первые дни ВОВ русским композитором А.В. Александровым и поэтом Лебедевым - Кумачом. Назовите эту песню.(«Священная война»)
Учит
. Рассмотрев 2 части кантаты, мы видим, что перед нами предстала Русь богатырская и героическая, величавая и привольная. А сейчас вообразите себя дирижерами. Мальчики продирижируют первую часть хора, а девочки - вторую часть.
Учит.
Вот мы с вами вспомнили прошлое и пришли к настоящему. Чувства патриотизма, гордость за свою любимую Родину актуальны и в наши дни. Композиторами создано много патриотических песен. Одну из них «Мы - дети России» сейчас исполним.
Вокально – хоровая работа. Исполнение.

Учит. В 2008 году телеканал «Россия» предложил проект «Имя

России».
Что вы узнали об этом проекте? Расскажите. Народным голосованием телезрителей и радиослушателей через Интернет, среди известных исторических деятелей, выбирали личность нации – человека, деятельность которого была наиболее значима для русской истории, для судьбы нашего Отечества. Было выдвинуто
500

великих деятелей России–
спортсменов, политиков, ученых, писателей. Ближе к финалу проекта среди претендентов значились такие известные исторические фигуры, как Иван Грозный и А.Пушкин, Александр Суворов и Петр Первый. Но победил в этом проекте Александр Невский. Его имя выбрал народ. 9

Учит.
Ребята, вот и подошло время определить, как каждый из вас усвоил материал урока.На столе у каждого из вас лежит карточка с тестовым заданием. Из предложенных вариантов ответов выберите верный.
Тест. Слайд №12.

Рефлексия.

Учит.
Наш урок подходит к завершению. Достиг ли каждый из вас поставленных задач?
Слайд №13.

Закончите предложение.

1. Сегодня я узнал…

2. Я научился…

3. Я хочу быть похожим…

4. Какие качества вы хотите воспитать в себе?

Домашнее

задание.

Найти

пословицы,

стихи

о

защитниках

Отечества. Сочинить стихотворение или рассказ, нарисовать картину

или поздравительную открытку.

Учит.
Спасибо за урок. 10


В раздел образования