Урок: "Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский".
Автор: Яновская Жанна Николаевна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ СОШ № 3 Населённый пункт: г. Сураж Брянская область Наименование материала: конспект Тема: Урок: "Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский". Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
г. Суража Брянской области
Открытый
урок
по
искусству
в
5
классе
Тема
: «
Звать
через
прошлое
к
настоящему
.
Александр
Невский
»
1
Подготовила
и
провела
:
Учитель
музыки
высшей
категории
Яновская
Ж
.
Н
.
Сураж
, 2016
г
.
Тема урока: Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский.
Вид урока : комбинированный
Цель урока : раскрытие образа защитника Отечества А. Невского через
произведения искусства.
Задачи обучающие:
1. Актуализировать знания об Александре Невском.
2. Познакомить с понятием «триптих» в изобразительном искусстве на
примере триптиха «Александр Невский» П. Корина.
3.
Дать
понятие
кантаты
в
музыке
С.
Прокофьева
«Александр
Невский».
4. Повторить трехчастную форму в музыке.
Развивающие задачи:
2
1.
Развивать
навыки
определения
средств
м у з ы ка л ь н о й
выразительности.
2. Развивать навыки характеристики музыкального образа и образов
изобразительного искусства.
3.
Развивать
умения
высказывать
свою
точку
зрения,
вести
аргументированный разговор, делать выводы на основе анализа материала.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать любовь к своей Родине, гордость за ее культурно-
историческое наследие, стремление сберечь и сохранить его для потомков.
2. Воспитывать интерес к истории России, к творчеству композиторов и
художников, воспевающих доблесть и патриотизм.
Оборудование: синтезатор, проектор, компьютер, презентация к уроку:
Триптих П.Корина «Александр Невский», кантата С. Прокофьева «Александр
Невский» (2 и 4 части), карточки с тестовыми заданиями.
Ход урока
1.
Организационный
момент .
Позитивный
настрой
на
работу .
Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята!», «Музыкальный урок».
Учитель. Давайте мы друг другу подарим улыбку как залог нашего
хорошего настроения и пожелаем каждому реализоваться в процессе урока.
2. Активизация внимания . Постановка проблемы.
Учит . Внимание на экран! Посмотрите видеофрагмент из фильма и
попытайтесь узнать о ком будет идти речь на уроке.
Видеофрагмент из фильма.
- Как вы думаете, о ком и о чем будет идти речь на уроке?
(Об
Александре
Невском,
истинном
русском
патриоте,
защитнике,
бесстрашном
воине,
который
испытывал
любовь
к
своему
Отечеству
и
защищал его).
3
- Кем был Александр Невский?
(Князем и полководцем).
-Когда он жил?
(В 13 веке).
-Если
бы
он
был
обычным
человеком,
сохранилось
бы
в
истории
России его имя через столько лет?
(Конечно, нет. Он многое сделал для своей Родины).
Учит .
Правильно.
Темой
нашего
урока
будет
изречение
русского
композитора Модеста Петровича Мусоргского.
Тема
урока:
«Звать
через
прошлое
к
настоящему.
Александр
Невский».
Слайд №1
Как вы понимаете эти слова?
Актуальна ли эта тема «Звать через прошлое к настоящему в наши
дни? (Да. Человек должен любить свою Родину и быть готовым защитить ее
от врагов.)
Учит. Сегодня на уроке мы отправимся в прошлое, а машиной времени
у нас будут разные виды искусства.
Учит .
Ребята,
давайте
вспомним,
что
вы
знаете
об
А.Невском
из
истории.
3 Актуализация знаний.
Рассказ ученика : В 1240 году в устье реки Невы высадилось шведское
войско.
Против
него
вел
русских
воинов
молодой
князь
Александр
Ярославич. Ему было 20 лет. Дружина его была мала, а шведов – несколько
тысяч. Князь применил смекалку и разбил неприятеля. Он одержал победу
над шведами на Неве, а в 22 года
разбил рыцарей - тевтонов в Ледовом
побоище на Чудском озере.
Учит . А.Невский был праправнуком А. Македонского. В 5 лет он знал
несколько языков и готовил себя к военному делу. Все предки А.Невского
были военачальниками.
Учит . Для чего мы изучаем на уроке искусства образ Александра
Невского? (Чтобы познакомиться с произведениями искусства, в которых
раскрыт образ А.Невского.)
4
Слайд № 2.
Цель урока : раскрытие образа защитника Отечества
Александра Невского через произведения искусства.
4. Постановка задач к уроку.
Учит. Ребята, что вы хотите сегодня узнать на уроке?
- Познакомиться с произведениями искусства, в которых раскрывается
образ А.Невского ,раскрыть характер героя.
Учит.
Молодцы.
А
теперь
проверьте
задачи,
которые
поставила
я .
Слайд №3.
Задачи:
познакомиться с образом А. Невского в музыке и изобразительном
искусстве,
дать понятие о триптихе и кантате, ее строении,
пополнить знания из словаря эстетических эмоций,
развитие вокально- хоровых навыков,
воспитание патриотических чувств, любви к Родине.
У ч и т. Вспомните,
какие
главные
слова
произнес
А.
Невский
в
кинофрагменте? Эпиграфом нашего урока будут слова А.Невского .
Слайд №4 ( «Кто с мечом на Русь придет, тот от меча и погибнет!»)
Учит. Образ А.Невского был запечатлен в разных видах искусства. Об
исторических
событиях
разных
эпох
создано
множество
произведений
литературы, изобразительного и музыкального искусства, кино.
5. Совместное открытие новых знаний. Внимание на экран !
Слайд №5
Учит. Перед вами репродукция картины – триптих
Павла Корина
«Александр Невский»
Учит. Попытайтесь объяснить значение слова «триптих»
-Какую цифру вы слышите в этом слове? (3) Что это означает?
Учит. Это значит, что в произведении можно выделить 3 части.
Слайд №6
5
Триптих - произведение искусства из 3-х самостоятельных частей,
о б ъ е д и н е н н ы х
о б щ е й
и д е е й ,
т е м о й
и л и
с ю ж е т о м .
Анализ картины.
Учит. Кого изобразил художник на центральном полотне картины?
Рассказ ученика (В центре А.Невский на фоне реки Волхова. Облик
князя грозен. Он настоящий русский богатырь – защитник, который не даст в
обиду свою землю. Он стоит на рубеже русских земель и зорко смотрит,
откуда появится враг. А.Невский опирается на большой меч. Широкоплечий
воин в латах олицетворяет собой всю мощь русского оружия, смелость и
мужество русского народа, который готов сражаться до последней капли
крови за свободу и независимость.На втором плане картины - Новгород со
знаменитым
Софийским
собором.
Еще
дальше
–
леса.
Сбоку
поодаль
-
войско, готовое к походу.
Рассказ
учителя .
Центральное
полотно
триптиха
–
Александра
Невского- Корин писал в 1942 году, боковые полотна он заканчивал в 1943.
Он работал над картиной в годы Великой Отечественной войны и создал
монумент, поразительную по силе и мастерству вещь. Он говорил, что хочет
воплотить в ней «непокорный дух русского народа»
Учит . Как вы думаете, события какой эпохи вызвали
к жизни это
творение П.Корина?(События 40-х годов 20 века, а не 13 века).
Каким
предстает
перед
вами
А.Невский?
(Сильным,
могучим,
отважным героем. Взгляд его суров и непреклонен.)
Учит. Подумайте, какая музыка будет созвучна образу такого героя?
Обратитесь
к
словарю
эстетических
эмоций.(Мужественная,
открытая,
решительная, четкая, торжественная)
Учит. Вывод : Интересно получается, П.Корин взял сюжет из событий
13 века, а само произведение всем своим духом связано с 20 веком.Эта
картина
встала
в
ряд
сильнейших
произведений
русского
искусства,
отразившего эпоху Великой Отечественной войны.
Учит .
А
теперь
обратимся
еще
к
двум
не
менее
известным
произведениям, которые вошли в золотой фонд национального искусства. Это
фильм «Александр Невский», фрагмент которого вы смотрели в начале урока,
и кантата «Александр Невский» С Прокофьева. Они созданы в то время, когда
гитлеровский
фашизм
уже
начал
свое
варварское
вторжение
в
страны
6
Европы,
и
угроза
фашистского
нашествия
нависла
над
человечеством.
Расскажите, какие известные люди работали над фильмом?
Слайд №7 портрет
Фильм создан в 1938 году Сергеем Михайловичем Эйзенштейном и
имел колоссальный успех. Эйзенштейн предложил Сергею Прокофьеву –
русскому композитору, с которым был хорошо знаком, написать музыку.
Позднее
композитор
вспоминал:
«Будучи
давнишним
поклонником
его
замечательного
режиссерского
таланта,
я
с
удовольствием
принял
предложение» Работа протекала в тесном содружестве с режиссером. Успех
фильма натолкнул композитора на мысль написать на материалах музыки к
фильму кантату... Задача оказалась очень непростой, но с ней он справился
гениально.
17
мая
1939г.
состоялась
премьера
кантаты
в
Большом
зале
Московской консерватории.
Слайд №8 – портрет Прокофьева
Учит. С.Прокофьеву было свойственно верное ощущение исторической
эпохи. Древние образы «Александра Невского» были проникнуты острым
чувством современности. И «железная» музыка крестоносцев звучала как
характеристика
современных
агрессивных
сил.
Слушая
кантату,
будто
видишь перед собой кадры фильма.
Вывод :
Эти
два
выдающихся
произведения
прозвучали
как
решительное предупреждение, грозное напоминание о том, что ждет врага,
который решится напасть на нашу Родину.
Учит. Давайте обратимся к кантате «Александр Невский». Что такое
кантата? Запишите определение в тетрадь.
Слайд №9
Кантата –
крупное
вокально
–
инструментальное
произведение
торжественного содержания, обычно для солистов, хора и оркестра.
Слайд №10 Текст «Песня об Александре Невском»
Кантата состоит из 7 частей, каждая из которых имеет свое название.
Сегодня мы прослушаем и охарактеризуем две части кантаты. Послушайте
вторую
часть
-
«Песня
об
Александре
Невском».
Определите
характер
музыки и форму произведения. Характер: напевный, песенный, протяжный,
широкий, величавый, строгий. Меняется ли он? (меняется)
В какой музыкальной форме написана песня? В трехчастной форме.
7
- Что такое трехчастная форма?
- Соответствует ли характер музыки образу Александра Невского на
картине? (да, соответствует.)
-
На
какой
жанр
устного
народного
творчества
похожа
эта
часть?
(былину)
-
Как
это
отражается
в
музыке?
Какие
еще
средства
музыкальной
выразительности
указывают
на
былинный
характер
части?
(Напевная
мелодия, медленный темп, спокойное изложение, ключевое слово в тексте
«было», мужской хор по звучанию напоминает распев былинных певцов –
гусляров;
музыкальные
инструменты
в
средней
части:
барабаны,
бубен,
гусельные переборы и арфы придают музыке характер эпического рассказа).
Учит . Это рассказ о недавней победе русского народа над шведами. «А
и было дело на Неве- реке» и о готовящемся новом испытании: Не уступим
мы землю русскую!
- Так какова же основная мысль этой части?
«Кто придет на Русь, будет насмерть бит», - такова основная мысль этой
части.
Учит . Музыка эта такая же насквозь русская, как насквозь русский
любой фрагмент коринского триптиха.
Учит .
Ребята,
как
вы
думаете,
а
может
ли
музыка
являться
характеристикой
русского
народа?Поможет
ответить
на
этот
вопрос
прослушивание 4 части кантаты «Вставайте, люди русские».
Слушание
Слайд №11 « Вставайте, люди русские!»
-Охарактеризовала ли музыка облик русского народа?
-Каким
предстает
перед
нами
русский
народ?
(сильным,
смелым,
мужественным, отважным)
-Какие средства музыкальной выразительности использует композитор
для
передачи
этих
качеств?
(призывные
интонации,
маршевый
характер,
чеканный ритм)
- Что вы услышали в оркестровом вступлении? (звучание колокольного
звона)
- С какой целью композитор вводит в звучание оркестра колокольный
звон? (На Руси был обычай оповещать о разных событиях колокольным
звоном)
8
-Весь ли фрагмент звучал призывно и активно? (нет, в средней части
меняется характер, он становится песенным, напевным, певучим)
-Почему?
Учит. Композитор как бы создал образ Родины – матери, поэтому
музыка звучит неторопливо, но при этом величественно.
- Отголоски каких русских народных песен напоминает средняя часть?
(протяжные,былинные напевы)
Соответствует
ли
4
часть
«Вставайте,
люди
русские»
триптиху
П.Корина? (да)
4 –я часть: «Вставайте, люди русские!» - это призыв к борьбе за русскую
землю. Во время ВОВ хор с этой песней часто звучал по радио. Ее пели наши
солдаты,
шедшие
на
бой
с
гитлеровцами.
Это
героическая
песня
перекликалась
с
другой
могучей
песней,
созданной
в
первые
дни
ВОВ
русским композитором А.В. Александровым и поэтом Лебедевым - Кумачом.
Назовите эту песню.(«Священная война»)
Учит .
Рассмотрев
2
части
кантаты,
мы
видим,
что
перед
нами
предстала Русь
богатырская и героическая, величавая и привольная. А
сейчас вообразите себя дирижерами. Мальчики продирижируют первую часть
хора, а девочки - вторую часть.
Учит. Вот мы с вами вспомнили прошлое и пришли к настоящему.
Чувства патриотизма, гордость за свою любимую Родину актуальны и в наши
дни. Композиторами создано много патриотических песен. Одну из них «Мы
- дети России» сейчас исполним.
Вокально – хоровая работа. Исполнение.
Учит. В 2008 году телеканал «Россия» предложил проект «Имя
России». Что вы узнали об этом проекте? Расскажите.
Народным голосованием телезрителей и радиослушателей через Интернет,
среди
известных
исторических
деятелей,
выбирали
личность
нации
–
человека, деятельность которого была наиболее значима для русской истории,
для судьбы нашего Отечества.
Было
выдвинуто 500
великих деятелей России– спортсменов, политиков,
ученых, писателей. Ближе к финалу проекта среди претендентов значились
такие
известные
исторические
фигуры,
как
Иван
Грозный
и
А.Пушкин,
Александр Суворов и Петр Первый. Но победил в этом проекте Александр
Невский. Его имя выбрал народ.
9
Учит. Ребята, вот и подошло время определить, как каждый из вас
усвоил материал урока.На столе у каждого из вас лежит карточка с тестовым
заданием. Из предложенных вариантов ответов выберите верный.
Тест. Слайд №12.
Рефлексия.
Учит. Наш урок подходит к завершению.
Достиг ли каждый из вас поставленных задач?
Слайд №13.
Закончите предложение.
1. Сегодня я узнал…
2. Я научился…
3. Я хочу быть похожим…
4. Какие качества вы хотите воспитать в себе?
Домашнее
задание.
Найти
пословицы,
стихи
о
защитниках
Отечества. Сочинить стихотворение или рассказ, нарисовать картину