Использование игровых технологий в развитии геометрических представлений у детей подготовительной группы
Автор: Анисимова Ирина Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ№84 Населённый пункт: город Белгород Наименование материала: Статья Тема: Использование игровых технологий в развитии геометрических представлений у детей подготовительной группы Раздел: дошкольное образование
представлений у детей подготовительной группы
Знания
о
геометрических
фигурах
в
подготовительной
группе
расширяются, углубляются и систематизируются. Обучение математике детей
дошкольного
возраста
немыслимо
без
использования
занимательных
игр,
задач, развлечений. Но занимательные игры и задачи даются тогда, когда дети
усвоили знания о форме и не только правильно называют ее, но и умеют
воспроизводить,
преобразовывать,
видеть
геометрическую
основу
окружающих предметов.
Игровое
обучение
—
это
форма
учебного
процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение
общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях,
эмоционально-оценочной деятельности. Понятие «игровые педагогические
технологии» включает
достаточно обширную группу методов и приемов
организации педагогического процесса в форме различных педагогических
игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным
признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей
педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в
явном виде и характеризуются учебно-познавательной деятельностью.
Как
отмечала
Т.Н.
Игнатова,
игровая
технология
строится
как
целостное
образование,
охватывающее
определенную
часть
учебного
процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее
включаются
последовательно
игры
и
упражнения,
формирующие
умение
выделять
основные,
характерные
признаки
предметов,
сравнивать,
сопоставлять их, группы игр на обобщение предметов по определенным
признакам; группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается
умение
отличать
реальные
явления
от
нереальных;
группы
игр,
воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, смекалку
и
др.
При
этом
игровой
сюжет
развивается
параллельно
основному
содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать
ряд учебных элементов.
Дидактические
игры
включаются
непосредственно
в
содержание
непосредственно
образовательной
деятельности
как
одного
из
средств
реализации задач. Место дидактической игры в структуре непосредственно
образовательной деятельности по развитию математических представлений
определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием. Она может
быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного
на выполнение конкретной задачи формирования представлений.
Роль
несложного
занимательного
математического
материала
определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего
воспитания:
активизировать
умственную
деятельность,
заинтересовывать
математическим
материалом,
увлекать
и
развлекать
детей,
развивать
ум,
расширять, углублять математические представления, закреплять полученные
знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности,
новой обстановке. В дидактических играх есть возможность формировать
новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает
конкретную
задачу
совершенствования
математических
(количественных,
пространственных, временных) представлений детей.
Математические
игры
помогают
дошкольнику
понять
и
полюбить
сложный для него абстрактный мир фигур.
Очень
интересные
по
своему
содержанию,
игры
головоломки
«Танграм»,
«Волшебный
круг»,
«Головоломка
Пифагора»,
«Колумбово
яйцо», «Вьетнамская игра», «Пентамино», «Сфинкс», «Листик».
Все
игры
объединяет
общность
цели,
способов
действия
и
результата.
Каждая
игра
представляет
собой
комплект
геометрических
фигур.
Такой
комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры
(например, квадрата в игре «Танграм» или круга в игре «Волшебный круг»)
на
несколько
частей.
Каждая
игра
имеет
свой
комплект
элементов,
отличающихся от элементов других игр, и обладает только ей присущими
возможностями в создании силуэтов.
Но занимательные игры и задачи даются тогда, когда дети усвоили
знания
о
форме
и
не
только
правильно
называют
ее,
но
и
умеют
воспроизводить,
преобразовывать,
видеть
геометрическую
основу
окружающих предметов.
Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок
радостно
и
легко,
как
цветок
под
солнцем,
раскрывает
свои
творческие
способности,
осваивает
новые
навыки
и
знания,
развивает
ловкость,
наблюдательность,
фантазию,
память,
учится
размышлять,
анализировать,
преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.
В
дидактические
игры
по
формированию
представлений
о
геометрических фигурах ребенок может играть один, с друзьями и совместно
с взрослыми. Понятно, что с каждой возрастной группой игры усложняются,
соответственно возрасту.
В
формировании
у
детей
математических
представлений
широко
используются
занимательные
по
форме
и
содержанию
разнообразные
дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных
заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться),
неожиданностью
преподнесения
ее
от
имени
какого-либо
литературного
сказочного
героя.
Математическое
содержание
включается
в
сказки
как
органически
необходимые
моменты
сюжета,
от
которых
зависит
его
дальнейшее
развертывание.
Например,
чтобы
войти
в
волшебную
дверь,
необходимо отыскать ключ с таким же сечением, как и отверстие замка;
чтобы найти необходимый по сюжету предмет, нужно отмерить определенное
количество шагов или мерок в ту или другую сторону; чтобы добраться до
замка Кощея Бессмертного, необходимо правильно «прочесть» письмо, в
котором представлен план пути, и т. д.
В старшем дошкольном возрасте детям свойственно быстрое узнавание
и
называние
плоских
геометрических
фигур
и
тел;
различение
фигур,
однородных
по
конфигурации
и
соотношению
сторон;
адекватное
ис-
пользование
фигур
в
играх
и
продуктивных
видах
деятельности.
Воспринимая фигуру, дети ориентируются в основном на ее контур, а не
внутренность.
Удетей старшего дошкольного возраста расширяется представление о
разновидностях фигур, к ним относят: серп, звезду, сердечко, точку, линию,
угол. Дети моделируют геометрические формы: чертят их, создают из спичек
(палочек)
и
пластилина,
изображают
схематически
с
помощью
точек,
вырезают, лепят и т. д.
Широкое использование специальных обучающих игр важно для про-
буждения
у
дошкольников
интереса
к
математическим
знаниям,
совершенствования
познавательной
деятельности,
общего
умственного
развития.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что использование
игровых
технологий
в
педагогическом
процессе
дошкольного
образовательного
учреждения
положительно
влияет
на
качество
образовательного процесса и позволяет эффективно осуществлять работу в
развитии геометрических представлений дошкольников.