"Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой"
Автор: Стрельцова Ирина Петровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОУ "Пчевская СОШ" Населённый пункт: д.Пчева Наименование материала: проект Тема: "Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой" Раздел: полное образование
1. Название проекта: «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой
герой».
2. Автор проекта: Стрельцова Ирина Петровна.
3. Учебный предмет: русский язык, литература.
4. Заказчик: МОУ «Пчевская средняя общеобразовательная школа».
5. Тип проекта по масштабу применения: групповой, долгосрочный.
6. Тип проекта по характеру деятельности учащихся: информационный.
7. Цель проекта:
-
вовлечение
учащихся,
родителей
в
активную
деятельность
по
патриотическому
воспитанию
школьников
с
целью
формирования
у
обучающихся
гражданственности,
патриотизма,
воспитания
гордости
за
историю своего народа;
- повышение интереса к истории своей Родины, истории своей семьи.
8. Задачи проекта:
- отобрать тексты для выставки в школьном музее «Следы войны в моей
семье» (сочинения учащихся);
- принять участие в районном конкурсе «Освобождение», посвященном
освобождению киришской земли от немецко-фашистских захватчиков;
- принять участие в районном конкурсе презентаций «Равнение на Победу».
9. Этапы работы над проектом:
1. Подготовка: Определение темы и целей проекта.
2. Планирование: Определение источников информации; определение
способов
её
сбора
и
анализа.
Определение
способа
представления
результатов.
3. Формы работы:
- изучение военной истории родного края. Посещение краеведческого
музея г. Кириши;
-
участие
в
районных
конкурсах
«Освобождение»,
«Равнение
на
Победу»;
- сочинения учащихся: «Следы войны в моей семье».
4. Анализ и обобщение: Анализ информации, оформление результатов.
10. Необходимое оборудование: мультимедийный комплект
11. Аннотация.
Данный
проект
является
актуальным
в
рамках
выполнения
ФГОС
основного общего образования:
II. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
…9. Личностные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования должны отражать:
1)
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия, народов России и человечества… воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной.
Проект предоставляет возможности для раскрытия творческих
возможностей учащихся в различных сферах:
- написание сочинений «Следы войны в моей семье» (для пополнения фонда
школьного музея;
- подготовка фотографий;
- работа над презентациями;
- участие в районных конкурсах по патриотическому воспитанию.
В
процессе
работы
над
проектом
планируется
сбор
воспоминаний
ветеранов
Великой
Отечественной
войны,
беседа
с
родными
ребят,
бабушками и дедушками, о Великой Отечественной войне.
12. Предполагаемый продукт:
- мультимедийные презентации «Следы войны в моей семье», «Листая Книгу
Памяти»;
- материалы для школьного музея (сочинения учащихся «Следы войны в
моей семье»;
- методическая разработка внеклассного урока по литературе «Листая Книгу
памяти».
Должен и сын героем стать,
если отец герой
Невысокая, темноволосая женщина средних лет… Она вошла в кабинет
истории и представилась: «Нелли Маратовна, внучка Садыка Джумабаева».
Она
рассказала
нам,
что
в
этом
году
похоронила
своего
отца,
Марата
Джумабаева, и очень тяжело переживает эту потерю, а на Пчеву она приехала
на могилу деда – Садыка Джумабаева, геройски погибшего в 1941 году на
нашей земле.
Имя
Садыка
Джумабаева
нам
очень
хорошо
известно
из
истории
школы: пионерская дружина Пчевской средней школы носила его имя.
Это
о
нём
в
Книге
Памяти
Киришского
района
вспоминает
А.
Кондратский,
заместитель
редактора
газеты
310-й
дивизии:
«Геройской
смертью погиб и начальник штаба полка Садык Джумабаев. С горсткой
бойцов он окопался в одном из подворий и оттуда несколько часов косил
врагов из станкового пулемёта. Джумабаев превосходно владел пулемётом.
Долго не удавалось немцам пробиться на центральную улицу
Пчевы: капитан стрелял метко. Но патроны кончались. Противник открыл по
дому огонь из миномётов. Джумабаев был тяжело ранен: мина раздробила
обе ноги. Истекая кровью, капитан продолжал стрелять из пулемёта. А когда
кончились патроны, он достал из кобуры пистолет и застрелился.»
Мы показали Нелли Маратовне наш школьный музей, где сохранилась
переписка
отряда
«Поиск»
с
семьёй
Садыка
Джумабаева,
документы,
фотографии. Вместе с ней мы перелистывали пожелтевшие страницы писем.
Меня привлекла одна фотография.
На
ней
дети
Садыка
Джумабаева:
Еркен
Садыкович
–
инженер-
энергетик, Марат Садыкович – доцент, кандидат геолого-минералогических
наук, Ляйла Садыковна – инженер-геофизик, Ким Садыкович – старший
научный сотрудник, кандидат геолого-минералогических наук, патентовед.
Когда Садык Джумабаев погиб, Марату, отцу Нелли, было двенадцать
лет,
но
уже
в
этом
возрасте
он
понял,
что
должен
вырасти
достойным
человеком в память об отце-герое. Нелли Маратовна старалась как можно
больше
рассказать
нам
о
своём
отце.
Он
хорошо
закончил
школу,
университет, получил звание кандидата геолого-минералогических наук. В
сорок
лет
выучил
французский
язык,
чтобы
преподавать
в
Монако
в
Международном государственном университете. Несколько раз он приезжал
на могилу своего отца, подолгу беседовал с ребятами и с Евсеевым Н. И.,
первым директором нашей школы, который впоследствии и передал письма
Марата в школьный музей.
Нелли Маратовна призналась нам, что только сейчас, здесь, на Пчеве,
побывав
на
могиле
деда,
посетив
школьный
музей,
она
поняла
величие
смысла жизни её отца: он всегда считал, что сын героя в мирной жизни тоже
должен стать героем. Именно так он и жил, так завещал жить и своим детям.
Как
он
гордился
Нелли,
когда
в
шестом
классе
она
спасла
маленького
ребёнка, упавшего в арык. Перед смертью он наказал своей дочери приехать
на могилу деда, и вот она выполнила этот наказ.
А ещё у Садыка Джумабаева 8 внуков, и все они стали достойными
людьми, только он об этом никогда не узнает… зато о том, как погиб казах
Садык Джумабаев, защищая киришскую землю, знают его дети, внуки, они
расскажут об этом правнукам… знаем и помним об этом мы, жители русской
деревни Пчева…
Смирнов А., 10 класс.