Автор: Петрусева Наталья Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Нижневартовска детский сад №90 "Айболит" Населённый пункт: г. Нижневартовск ХМАО-Югра Наименование материала: статья Тема: Патриотическое воспитание подрастающего поколения. Раздел: дошкольное образование
Патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к
родному
дому,
семье,
детскому
саду,
городу,
родной
природе,
культурному
достоянию
своего
народа,
своей
нации,
толерантного
отношения
к
представителям
других
национальностей,
но
и
воспитание
уважительного
отношения
к
труженику
и
результатам
его
труда,
родной
земле,
защитникам
Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным
праздникам.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса
воспитания
патриотизма
дошкольника.
Дети
в
этом
возрасте
очень
любознательны,
отзывчивы,
восприимчивы.
Они
легко
откликаются
на
все
инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это
время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности
для
систематического
и
последовательного
нравственного
воспитания
детей.
Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления,
процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя
в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее
благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так
как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а
иногда
и
на
всю
жизнь,
что
очень
важно
в
воспитании
патриотизма.
создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;
Изучение
социокультурных
основ
проблемы
потребовало
определения
методологии, на базе которой возможно разработать содержание и технологию
ознакомления
детей
с
родным
краем.
Моя
методология,
в
свою
очередь,
базируется на конкретных научных подходах.
1.
Системный
подход
—
важнейшее
условие
разработки
и
реализации
содержания и технологии — представлен на разных уровнях:
окружающий
мир
—
как
система
взаимодействия
человека
с
миром
природы, с социальным миром и предметным миром ;
усвоение
существенных
взаимосвязей
между
явлениями
окружающего
мира,
наглядно
представленных
в
виде
особенностей
природного
и
культурного ландшафта (системообразующий фактор — деятельность
человека);
усвоение
детьми
системных
знаний
о
природе,
социальных
явлениях,
служащих предпосылкой для формирования понятий.
Особое значение имело используемый мною принципиально новый подход,
рассматривающий систему знаний, которая включает в себя две подсистемы,
находящиеся в противоречивых отношениях (Н.Н. Поддьяков). С одной стороны,
идет
непрерывный
процесс
развития
неопределенных
знаний
в
знания
определенные, ясные и точные, чему уделяется основное внимание на занятиях, с
другой — постоянно идет и противоположный процесс превращения ясных и
четких знаний в знания неопределенные, неясные, которые проявляются в форме
догадок, предположений и вопросов.
Реализация данного принципа позволяет установить гармоничное соотношение
между
процессами
развития,
обусловленными
действиями
взрослого
и
процессами саморазвития, обусловленными собственной активностью ребенка.
2. Диалектический подход — обеспечивает формирование у детей начальных
форм
диалектического
рассмотрения
и
анализа
окружающих
явлений
в
их
движении, изменении и развитии, в их взаимосвязях и взаимопереходах (Н.Н.
Поддьяков, Н.Е. Веракса).
Этот
подход
формирует
у
ребенка
особый
взгляд
на
мир:
он
наделяет
окружающие предметы гипотетическими свойствами.
Таким
образом ,
овладение
детьми
начальными
формами
диалектического
подхода к анализу окружающих предметов и явлений служит предпосылкой для
формирования у детей так называемых «методологических» знаний, на основе
которых в дальнейшем складывается мировоззрение.
3. Культурологический подход — подчеркивается ценность уникальности пути
развития каждого региона (своего родного края) на основе не противопоставления
естественных (природных) факторов и искусственных (культуры), а поиска их
взаимосвязи, взаимовлияния.
В соответствии с этими подходами содержание знаний о родном крае условно
также
было
разделено
на
три
основных
блока: мир природы, деятельность
человека
и
культурный
облик
родного
края
(города),
олицетворяющий
предметный мир в более широком масштабе. В основу систематизации знаний
детей
о
родном
крае
положена
взаимосвязь
между
тремя
этими
блоками,
осуществляемая через взаимодействие человека с миром природы и культуры .
В
основу
разработки
содержания
и
технологии
ознакомления
детей
с
родным городом были положены конкретные принципы :
Энциклопедичность
—
обеспечивает
отбор
содержания
знаний
из
разных
областей действительности (природа, социальный мир, культура и т.д.).
Уникальность
места
—
как
выразитель
краеведческого
подхода
в
социокультурном
аспекте.
Этот
принцип
предполагает
изучение
специфики
природного и культурного наследия, духовных ценностей, историко-культурных,
этнокультурных
особенностей
развития
региона
(Н.Ф.
Винокурова,
В.В.
Николина). Значение принципа уникальности места определяется его огромным
влиянием
на
формирование
патриотизма
как
важнейшего
качества
личности
будущего гражданина.
Интеграция
знаний (Н.Ф. Виноградова) — установление соотношений между
информацией
естественно-научного
характера
и
сведениями
о
человеческой
деятельности. Реализация этого принципа обеспечивает отбор содержания знаний
для понимания детьми целостной картины мира.
Единство
содержания
и
методов
—
работа
с
детьми,
которая
нашла
свое
отражение в структурном построении занятий .
Динамика преемственных связей — на каждой возрастной ступени она означает
отбор
наиболее
актуальных
знаний
и
их
постепенное
усложнение,
при
этом
учитывается специфика изменения социального опыта детей разного дошкольного
возраста.
Комплексность — содержание концентрируется в темах-комплексах «Природа»,
«Труд людей», «Достопримечательности города», «История Нижнего Новгорода»
и т.д.
Ознакомление детей с родным краем ведется по нескольким направлениям .
В соответствии с этим создана организационная модель деятельности педагога в
ДОУ.
При разработке технологии ознакомления с окружающим за основу взяты методы,
предложенные С.А. Козловой, а также методы обучения и развития творчества
Н.Н. Поддьякова.
Методы, повышающие познавательную активность:
— элементарный и каузальный анализы (причинные связи);
— сравнение;
— моделирование и конструирование;
— экспериментирование и опыты.
Методы, стимулирующие эмоциональную активность:
— игровые: воображаемые ситуации, придумывание сказок, игры-
драматизации;
— сюрпризные моменты;
— элементы новизны;
— юмор и шутка.
Методы, способствующие установлению связи между различными видами
деятельности:
— предложение и обучение способу установления связи между разными
видами деятельности;
— перспективное планирование;
— развитие потребности через другую деятельность обогатить
настоящую
Методы обучения и развития творчества:
— эмоциональная насыщенность окружения;
— мотивирование детской деятельности;
— исследование предметов и явлений живой и неживой природы
(обследование);
— прогнозирование (обобщенное умение рассматривать предметы и
явления в движении — прошлое, настоящее, будущее);
— игровые приемы;
— юмор, шутка;
— детское экспериментирование;
— проблемные ситуации и задачи;
— вопросы, задаваемые детьми;
— неясные знания, догадки, предположения.
В
соответствии
с
этими
методами
разработан
алгоритм
технологии
ознакомления детей с окружающим миром, представленный . Во вступительной
части важно заинтересовать детей, создав такую ситуацию, чтобы им самим
хотелось
узнавать
новое.
Особого
внимания
требует
информационная
часть
занятия. Поскольку детям даются достаточно сложные знания, чтобы избежать
перегрузки,
адаптированные
рассказы
должны
отвечать
определенным
требованиям.
Следующая
структурная
часть
—
проблемная.
Важно,
чтобы
на
этом
этапе
произошло как бы «перераспределение» знаний — из четких и ясных в область
неопределенных и неясных (в виде догадок, предположений и наоборот).
Принципиально важным структурным компонентом является часть технологии,
предполагающая стимулирование детей к постановке вопросов как основного
показателя их познавательной активности. Именно на это обращается особое
внимание при проведении занятий, так как при традиционном подходе вопросы в
основном задает педагог, и дети привыкают лишь отвечать. С этой целью я
разработала серии дидактических игр и упражнений по типу «Что в волшебном
сундучке?»,
где
основной
задачей
является
научение
детей
умению
формулировать
вопросы,
причем
к
вопросам
предъявляются
определенные
требования.
В
заключительной
части,
условно
названной
мною
«символизация»
(по
Л.А.
Венгеру), важно предоставить детям возможность эмоционально выразить свое
отношение
к
полученной
ранее
информации,
проявив
себя
в
разных
видах
деятельности (песня, танец, изобразительная деятельность и т.д.).
Таким
образом ,
познание
ближайшего
окружения
превращалось
в
захватывающий, интереснейший процесс совместного со взрослым «открытия»
мира. В этом контексте патриотическое и гражданское воспитание является не
самоцелью, а естественным процессом и результатом всей проводимой работы по
ознакомлению детей с родным городом.
В старшей и подготовительной к школе группе детей знакомила с основными
достопримечательностями
родного
города:
сведения
о
городе,
промышленном
п р о и з в од с т в е ,
з н а м е н и т ы х
л юд я х ,
п р о с л а в и в ш и х
н а ш
г о р о д ,
достопримечательностях, историческом прошлом, подчеркивается связь времен
(страницы
военного
прошлого,
история
возникновения
герба,
архитектура
прошлого и настоящего и т.д.). Во многие занятия включены задания, связанные с
представлением о будущем города.
Патриотическое и гражданское воспитание в старшем возрасте находит самое
серьезное отражение: детей знакомила с символикой страны, Нижневартовска,
некоторых городов области; памятниками героям-воинам разных времен.
Продолжается изучение северных промыслов: жизнью малых народов – ханты и
манси. При этом подчеркивается их самобытность, преемственность в работе
мастеров прошлого и настоящего.
Впервые детей познакомились с памятниками архитектуры прошлого, и храмами
духовной
культуры
русского
народа;
музеями,
как
хранителях
культурных
ценностей предшествующих поколений.
В
результате
этой
работы
у
детей
моей
группы
сформировалось
ощущение
принадлежности к северному региону - частице родины-России, понятия «я —
нижневартовец».
Принципиально важным является изменение технологии ознакомления детей с
окружающим
миром.
В
основу
был
положен
проектный
метод
(или
метод
проектов), модифицированный мною в соответствии с разработанным алгоритмом
технологии. Ознакомление с каждым новым объектом начинается с постановки
проблемы (I этап), затем идет ее обсуждение (II этап), далее работа над проектом
(III этап), включающая поиск информации детьми (совместно с родителями и
воспитателями),
заканчивается
работа
презентацией
(IV
этап).
Существенный
момент в работе над проектом — постановка новой проблемы (V этап), когда в
«Волшебный сундучок» наряду с известными предметами (или фотографиями)
кладутся
незнакомые,
и
перед
детьми
ставится
новая
задача
—
собрать
дополнительную информацию о них. Таким образом, осуществляется стратегия
психического развития ребенка: «ясные, определенные знания» превращаются в
«неясные проблемные» (Н.Н. Поддьяков). Неясное знание — мощный стимулятор
психической активности детей, в этом суть саморазвития ребенка.
В соответствии с этим методом разработано несколько проектов («Моя
семья»,
«Я
живу
в
Нижневартовске»,
«Россия-
Родина
моя»
и
др.),
которые
включают
серию
занятий.
Особое
место
в
системе
работы
занимает
тема
«Заповедники
и
музеи
края»,
которая
состоит
из
проекта
(4
занятия)
и
адаптированных
рассказов
для
детей.
Работая
над
ним,
дети
познают
экологические нормы и правила поведения на природе.
Некоторые проекты рассчитаны на значительный отрезок времени (2—3
мес. и более) и поэтому условно отнесены к определенному месяцу. Например,
проект «Я живу в г. Нижневартовске» может быть начат в октябре, а завершиться в
мае презентацией.
Проектный
метод,
используемый
мною
в
работе
с
детьми
старшего
дошкольного возраста, предполагает развитие у ребенка таких важных качеств,
как
самостоятельность,
инициативность,
любознательность,
творческое
воображение,
умение
планировать
свою
поисково-исследовательскую
деятельность. Они, на мой взгляд, являются чрезвычайно важными в успешном
обучении детей в школе в современных условиях.
Реализация технологии предполагала тесное взаимодействие с родителями, а
именно: ежегодно проводилось анкетирование по гражданско-патриотическому
воспитанию,
с
целью
выявления
уровня
гражданской
позиции
родителей,
проводились
родительские
собрания
в
нетрадиционной
форме
по
историко-
краеведческому направлению.