Напоминание

Роль детских исследовательских проектов в познании окружающей действительности


Автор: Титова Снежана Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад 107"
Населённый пункт: Кемеровская область, город Новокузнецк
Наименование материала: Статья
Тема: Роль детских исследовательских проектов в познании окружающей действительности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Урок русского языка в 3 классе. Тема: «Сочинение по картине в жанре репортажа». Цели: Обучающая: углубление представлений о жанровых особенностях репортажа. Развивающая: совершенствование навыков написания сочинения в жанре репортажа; развитие умения оценивать составленный репортаж. Коррекционная: расслабление лицевых мышц и стимулирование циркуляции крови через самомассаж; выработка полноценных движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения. Планируемый результат:  формулирование темы занятия после предварительного обсуждения;  осуществление деятельности с учётом выделенных учителем ориентиров действия и в сотрудничестве с учителем;  при выполнении некоторых заданий осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из справочной литературы;  пользоваться приёмами подготовки устного выступления.  анализ информации, представленной в форме деформированного текста, извлечение необходимых для решения коммуникативных задач сведений;  умение перерабатывать информацию: осуществлять подробный пересказ текста;  составление и съёмка видеорепортажа. Оборудование: компьютер, экран, проектор, видеоролик 1 «Актуальное интервью», видеоролик 2 «Творческий путь А.Н.Тумбасова», заготовка начала репортажа о картине, картина А.Н.Тумбасова «Зима в деревне», мольберт, клише с описанием картины, фотоаппарат, штатив.
Ход урока
: 1. Организационный момент:
а) приветствие: - Сегодня к нам на занятие пришли гости, повернитесь и поздоровайтесь с ними. Садитесь. б) положительный настрой: - Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем творческих успехов. 2. Вводная беседа: - Мы на уроке русского языка, а значит, как должны учиться говорить? (Чётко, ясно, точно, понятно, убедительно, искренне, свободно, складно). - Почему мы так должны говорить? (Нас слушают люди). 3. Самомассаж и речевая гимнастика: - А поможет в этом нам речевая гимнастика. Начнём с самомассажа. а) Самомассаж: - Откройте рот, как на звук [а]. Круговыми движениями помассируем скуловые мышцы лица вверху. Хорошо растираем кончиками пальцев. А теперь внизу выполним круговые движения. А теперь проведём движения сверху вниз и, наоборот, по щекам между скулами. - Теперь разомнём мышцу, отвечающую за поднимание и опускание губ. б) Речевая гимнастика: - Заборчик, лопаточка, иголочка, часики, лопаточка, чашечка, качели, чистим зубы, футбол, лошадка. в) Произнесение скороговорки. - Не запутайтесь в звуках. Повторите скороговорку. Сядем на пригорке, да расскажем скороговорки. Произнесение хоровое 1 раз, 2 раза; индивидуальное произнесение скороговорки отдельными учениками. 4. Актуализация знаний: а ) Задание 1: - Произнесите правильно слова: акварель, пастель, пейзаж, репродукция. - Какие ассоциации у вас возникают? (Ответы детей) б) Задание 2:
- А теперь прочитаем другие слова: писатель, журналист, … - Добавьте ещё одно слово. (Художник). - О ком эти слова? (Об Анатолии Николаевиче Тумбасове). 5. Проблемная ситуация: а ) видеоролик 1 «Актуальное интервью» у гимназистов с последующим выводом: не все гимназисты знают А.Н.Тумбасова. Текст к видеоролику: - Вы знаете кто такой Анатолий Николаевич Тумбасов? - Это пермский писатель, журналист и художник. - А вы хотели бы познакомиться с его творчеством? б) видеоролик 2 «Творческий путь А.Н.Тумбасова». Текст к видеоролику: С творчеством Анатолия Николаевича Тумбасова мы познакомились в прошлом году на занятии по краеведению. Мы знаем Анатолия Николаевича как писателя. На уроках внеклассного чтения мы познакомились с его книгами: «Шмель на этюднике», «Капельки», «Дрёма луговая», «Осенний хоровод». Мы писали отзывы о прочитанных произведениях Анатолия Тумбасова и оформили их в альбом. Анатолий Николаевич часто печатался в детской книге пермского издательства Оляпка, в журнале «Мурзилка», в литературном альманахе «Прикамье», на страницах журналов «Урал» и «Уральский следопыт». Тумбасов писал рассказы с зарисовками природы. В его книгах рисунки, зарисовки, этюды выполнены самим автором. Он так и пишет: «Рассказал и нарисовал Анатолий Тумбасов». Тумбасов как бы ведёт с читателем творческий диалог, в результате которого создаются новые художественные смыслы. Тексты Анатолия Николаевича комментируют его рисунки. Автор говорит: «Чтобы увидеть интересное, надо не просто смотреть, а удивляться, да ещё уметь хотя бы чуточку сочинять». В начале 1 четверти мы с классом ходили на экскурсию в художественную галерею и узнали, что в ней есть картины Тумбасова. Так же
мы узнали, что живописные и графические работы Анатолия Николаевича находятся в областном краеведческом музее, в музее и галерее города Чайковского, в Березниковском музее, в музее и спецшколе города Очёра, в Соликамске, Кунгуре, Чердыни, Краснокамске, Пожве, в Ильинском музее, в Горнозаводске, в областном госпитале инвалидов войны, в школе – интернате для детей сирот № 3, в Дягилевской гимназии № 11, в школе № 109 города Перми. На экскурсии в библиотеке имени Кузьмина нам тоже рассказали об Анатолии Тумбасове как о писателе и художнике. На слайдах из презентации мы увидели картины художника. Также на занятиях по краеведению мы побывали в виртуальном музее гимназии № 4 города Перми, через посещение сайта гимназии и знаем, что картинная галерея в этой гимназии началась именно с картин Анатолия Николаевича Тумбасова. Тумбасов работал за двоих: за себя и погибшего на фронте друга Ваню Чистова. В своём дневнике друг Ваня написал: «Рисуй, больше, не жалей ни сил, ни времени, рисуй за двоих…» Эти строки стали заповедью Тумбасова. Что бы ни рисовал Анатолий Николаевич – опушку леса, поле, индустриальный пейзаж, памятник старины, портреты людей – везде мы чувствуем какую – то нежность, трогательность, присущую всем его работам. О нём говорили: «Рассказы его художественны, а картины лиричны». Не каждый художник рисовал и писал рассказы и стихи, или к рассказам своим делал зарисовки. Анатолий Тумбасов наш земляк, он сумел всё это воплотить в жизнь. Низкий поклон Вам, дорогой Анатолий Николаевич, за душевное тепло и радость Вашего творчества. 6. Целеполагание: - Кто догадался, что мы будем делать на занятии? (Ответы детей). - Мы будем составлять сочинение по картине. - На прошлой неделе мы познакомились с новым для нас жанром – жанром репортажа. - Уточните тему нашего занятия. (Ответы детей).
- Тема нашего занятия: «Сочинение по картине в жанре репортажа». - Сегодня вы попробуете себя в роли журналистов. - Мы поведём репортаж по картине А.Н.Тумбасова «Зима в деревне». 7. Сообщение о картине: - Эта картина была написана художником в 50-е годы прошлого века, когда Анатолий Николаевич был молодым талантливым художником. Он участвовал во всех экспедициях Пермского краеведческого музея, делая этнографические и художественные зарисовки старых деревень, городов. Картина «Деревня зимой» выполнена на бумаге акварелью и по ней мы поведём репортаж. 8. Составление плана действий: - Составим план наших действий. Какова цель репортажа? (Ответы детей). - Мы познакомим учеников нашей гимназии с картиной Тумбасова «Зима в деревне». - Из каких элементов обычно составляют репортаж? (Закадрованный текст сообщения, видеоряд – смонтированные ф р а гм е н т ы видеоизображения, звуковой фрагмент). - Кто будет составлять Закадрованный текст? (Мы). - Текст какого типа должен получиться? (Описание). - Чтобы текст с описанием картины получился, что нам надо сделать? (Познакомиться с картиной). 9. Знакомство с картиной: - Какое время года изобразил художник? (Зиму) - Какие признаки картины указывают на это время года? (Нет листьев на деревьях; снег на крышах домов, на земле). - Где ещё лежит снег? (На земле, на деревьях). - А какая это зима? (Художник изобразил конец зимы, пасмурно, оттепель). - Да, в лесу с южной стороны снег уже растаял. - Что изображено на переднем плане картины? (Дорога, лужи, снег смешался с оттаявшей землёй и от этого получилась грязь).
- Что отражается в луже? (В луже отражается серо-синее небо). - Что изображено в центре картины? (В центре изображены дом, на крышах снег). - Что мы видим слева? (Слева на картине мы видим покосившийся старый забор). - Что справа? (Лес, снег там уже почти растаял, наверно это южная сторона). - Какой фон картины, какими красками представил её художник? (Картина выполнена в пастельных тонах). - Что на картине выступает контрастом? (Ставни окон выступают ярким контрастным пятном). 10. Групповая работа по составлению текста репортажа: а). Составление текста – описания на основе клише. Текст клише 1. Анатолий Николаевич Тумбасов наш _______________ писатель, журналист и ___________________. Он ________________________ «________________________». В центре картины мы ____________________ _____________________. Слева _______________________________________ _____________________________________________________________ . Справа ______________________________________________________ ______________________________________________________________ . Текст клише 2. Тихо и безлюдно ____________________________ . Анатолий Николаевич _____________________ обычный, ни чем не примечательный _________________________________________________ природы. Перед нами обобщённый образ ____________________ Анатолия Николаевича Тумбасова. Неяркие краски в свете ___________________ придают ____________________________________ торжественную приподнятость. Текст клише 3. Небо _______________________________________________ , отражается в
_______________ и сливается с _____________________________________ . _____________________ выполнена в _____________________ тонах. Деревья ______________________, ______________________, они так же _________________________________ фоном картины. Ярким пятном выделяются ____________________________________________. Глядя на картину я испытываю _______________________ . Мне _________________ понравился ( не понравился) ______________________________________ ______________________________________________________________ . б). Пересказ текста. в). Съёмка видео. 11. Сборка единого репортажа из частей отснятого видео: - предварительный просмотр фрагментов репортажа; - обработка (посекундная «вырезка» лишних фрагментов (поворот головы, неоконченная во время съёмка сюжета, когда ученик закончил пересказ текста, а его всё ещё снимают) и запись репортажа в программе Windows Live: Киностудия Windows Live. 12. Просмотр репортажа, его словесная оценка. 13. Итог занятия. 14. Рефлексия. 15. Оценочная деятельность.


В раздел образования