Инновационные тенденции в развитии современного образования
Автор: Адуева Нина Витальевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБДОУ д/с № 30 г.Санкт-Петербург Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: Статья Тема: Инновационные тенденции в развитии современного образования Раздел: дошкольное образование
Важной особенностью развития образовательной системы являются
инновации, осуществляемые в сфере образования. Одной из острых проблем
управления
развитием
образования
отмечают
оценку
эффективности
инновационной деятельности, отсутствие объективных данных с точки зрения
их
влияния
на
качество
образования
(Гогоберидзе
А.Г.,
Крулехт
М.
В.,
Мельникова Н. В. и др.).
В последнее десятилетие наблюдается особая активность в плане
инноваций в области дошкольного образования. А. А. Мойер отмечает, что
основным
механизмом
оптимизации
развития
системы
дошкольного
образования
являются
поиск
и
освоение
инноваций,
способствующих
проявлению
качественных
изменений
в
деятельности
дошкольного
образовательного
учреждения.
Автор
правомерно
указывает
на
то,
что
для
эффективности образования с точки зрения его результативности необходимо
перестраивать
взаимодействие
с
учетом
вчерашнего
дня
(традиционного
управления), достижений дня сегодняшнего (со управление, обеспечивающих
интеграцию и личностный уровень развития ребенка) и потенциала «завтра»
дошкольного
образования
(поддержка
и
самоуправление,
обеспечивающих
индивидуализацию и раскрытие индивидуальностей ребенка).
Сегодня в системе дошкольного образования разрабатываются новые
концептуальные подходы к обучению, воспитанию и развитию дошкольников, в
основном, без учета особенностей развития современного дошкольника,
изменившихся его потребностей в познании окружающего мира, мотивации к
процессу приобретения знаний. Изменились запросы молодых родителей, их
отношение
к
собственным
детям
и
педагогам,
воспитывающих
их
детей.
Изменился мир современного детства, его образ, субкультура. Дошкольник уже
не такой, каким его представляли и описывали ранее, и, конечно, необходимо
пересмотреть и содержание, и подходы с учетом современных тенденций.
На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт
формального
или
содержательного
перехода
большинства
дошкольных
образовательных
учреждений
в
режиме
поиска.
Данный
режим
является
переходным на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим
развития. Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода:
насколько
инновации,
реализуемые
в
ДОУ,
соответствуют
насущным
потребностям
и
возможностям
его
развития,
удовлетворяют
интересы
и
потребности
детей,
родителей,
педагогов,
способствуют
достижению
устойчивых
высоких
показателей
развития.
Поэтому
вопрос
определения
актуальных проблем в развитии ДОУ становится наиболее важным.
Существует ряд базовых тенденций в развитии системы:
гуманизация
—
определяет
примат
личностного
развития
субъектов
(родителей,
педагогов,
детей).
Гуманизация
образования
—
это
процесс,
направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, что
«составляет
и
важнейшую
характеристику
образа
жизни
педагогов
и
воспитанников,
предполагающую
установление
подлинно
человеческих
(гуманных) отношений между ними в педагогическом процессе» и является
ключевым компонентом нового педагогического мышления, сфокусированного
вокруг
идеи
развития
личности.
Ведущим
направлением
гуманизации
образования считается «самоопределение личности в культуре», ее приобщение
к
национально-культурным
традициям,
обогащенным
человеческим
содержанием гуманизации — усиление внимания к личности каждого ребенка
как
высшей
социальной
ценности
общества,
установка
на
формирование
гражданина
с
высокими
интеллектуальными,
моральными
и
физическими
качествами;
демократизация связывается с расширением прав и полномочий участников
образовательного
процесса,
направленностью
на
удовлетворение
индивидуальных
потребностей
и
запросов
субъектов.
Это
предполагает
создание
предпосылок
для
развития
активности,
инициативы
и
творчества
воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а также
широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием;
диверсификация определяется как необходимое и достаточное разнообразие
типов и видов учреждений, образовательных услуг и подходов к их реализации
в целях удовлетворения разнообразных и разносторонних запросов участников
образовательного процесса в ДОУ.
Появляется ряд базовых принципов, обеспечивающих реализацию
названных направлений в процессе развития ДОУ и его участников:
— принцип человеко образности (единство культуро- и природо образности);
— принцип целостности педагогического процесса и комплексности целей;
— принцип активности и равно партнерства в педагогическом взаимодействии
всех субъектов педагогического процесса.
Модернизация управления дошкольным образовательным учреждением
связывается с многообразием видов и технологий управления, обеспечивающих
комплексное
и
всестороннее
воздействие
управляющей
системы
на
управляемую систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого
подходов, мотивационного программно-целевого управления, самоуправления,
рефлексивного
управления
и
самоуправления.
Показателями
качественной
трансформации управления ДОУ в первую очередь являются новые принципы:
Д е м о к р а т и з а ц и и
и
г у м а н и з а ц и и ;
— с и с т е м н о с т и
и
ц е л о с т н о с т и
у п р а в л е н и я ;
—централизации/децентрализации;
— взаимосвязи и разделения стратегического, тактического и оперативного
уровней управления и соответствующих им видов управления (традиционное,
р е ф л е к с и в н о е ,
с а м о у п р а в л е н и е ) ;
— е д и н о н а ч а л и я
и
к о л л е г и а л ь н о с т и ;
— объективности и полноты информации в принятии управленческих решений.
На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного
процесса в ДОУ, в частности, такие, как:
совмещение инновационных программ с существующими в ДОУ;
раскол педагогического сообщества и сосуществование представителей
различных педагогических концепций;
несоответствие новых типов дошкольных образовательных учреждений
ожиданиям, требованиям родителей;
потребность
в
новом
научно-методическом
обеспечении
проводимой
образовательной деятельности;
потребность в новых педагогических кадрах;
приспособление новшеств к новым условиям;
проблема
изменения,
оптимизации,
замены
новшеств,
способность
вовремя избавляться от устаревшего, педагогически нецелесообразного;
проблема воспроизводства инновационности и формирования условий,
способствующих этому.
Основные тенденции развития дошкольного образования связаны с
установкой
на
создание
полноценного
пространства
развития
ребенка
и
организацию комплексного сопровождения индивидуального развития детей
дошкольного
возраста.
Насыщенное
и
безопасное
жизни
проживание,
событийность,
связность
взрослого
и
ребенка
в
образовательном
процессе,
приоритет
развивающих
и
воспитательных
задач
в
ДОУ
способствуют
благоприятной социализации детей и закладывают базовые компетентности
дошкольника в освоении мира и присвоении культуры.
Схема пространства и сопровождения развития ДОУ
Администрация
Воспитатели
Личность ребенка
Родители
Образовательное пространство
Медико- валеологическое
обеспечение
Дополнительное
образовательное
пространство
Взаимодействие с социумом
Инновационное пространство
Взаимодействие с семьей
Психолого-педагогическая
поддержка
Досуговое , культурно-
познавательное пространство
Научно-методическое
обеспечение
Охрана безопасности и
жизнедеятельности
Спортивно-оздоровительное
пространство
Выделенные пространства являются необходимыми и на сегодняшний день
достаточными для большинства ДОУ в целях обеспечения требуемого уровня
воспроизводства результатов инновационной деятельности учреждения.
В.Т.Кудрявцев отмечает, что в России дошкольное воспитание находится в
подчинении
структур
управления
образованием:
это
фактиче ски
свидетельствует
о
том,
что
ребенок
дошкольного
возраста
нуждается
в
воспитании, обучении и развитии. Таким образом, дошкольное образование
становится исходной, неотъемлемой и полноправной ступенью образовательной
системы в целом, как это и определено законом «Об образовании»
На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт
формального или содержательного перехода большинства ДОУ в режим поиска,
что
является
переходным
этапом
на
пути
к
качественным
изменениям
и
переводу ДОУ в режим развития.
Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода:
насколько инновации соответствуют насущным потребностям и возможностям
в
ДОУ.
Поэтому
вопрос
определения
актуальных
проблем
в
развитии
дошкольных учреждений становится наиболее важным.
В.Т.Кудрявцев выделяет четыре ведущих направления инноваций ДОУ.
1. Рассмотрение дошкольного образования в качестве не подготовительной к
школе ступени, а относительно самостоятельной, ценной, развивающейся и
развивающей системы, направленной на амплификацию (обогащение) детского
развития
за
счет
возможностей,
которые
присущи
дошкольным
видам
деятельности
(творческий
характер
игры,
активное
восприятие
сказок,
различная
продуктивная
деятельность
и
т.д.).
Культивируя
творчество
на
занятиях
и
вне
их,
мы
тем
самым
способствуем
не
только
общему
психологическому
созреванию
ребенка,
но
и
созданию
фундамента
полноценной
школьной
готовности
на
основе
развития
творческих
возможностей,
интеллектуальных
сил
воспитанников.
Достаточно
просто
внимательно относится к главной психологической особенности дошкольного
возраста
–
продуктивному
или
творческому
воображению,
которое
должно
развиваться во всем многообразии детской деятельности. Развитие воображения
связано с обретением человечности в самом широком смысле этого слова путем
приобщения ребенка к культуре. Поэтому нужны образовательные программы,
направленные на развитие воображения дошкольников.
2. Утверждение гуманных субъект-субъектных отношений в процессе равно
партнерского взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых посредством
диалога в педагогическом процессе.
3. Развитие связи между практиками и теоретиками в области инноватики.
4.
Широкая
поисковая
и
экспериментальная
деятельность,
организуемая
с
позиции исследовательского подхода .
Список источников
1. Гмурман В.Е.
Введение достижений педагогики в практикум школы. М.,
1981.
2. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и
стратегии развития//Дошкольное воспитание. 1997. №7, 10, 12. 1998. №1, 4, 5,
10, 11. 1999. №3, 12.
3. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое
пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2008.
4. Поташник М.М., Хомерики О.Б.
Структуры инновационного процесса в
образовательном учреждении// Магистр. 1994. №5.
5. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность.
М., 1997.
Innovative trends in modern education.
preschool education
preschooler
innovation
pedagogical process
humanization of education
children and adults