Напоминание

Инновационные тенденции в развитии современного образования


Автор: Адуева Нина Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ д/с № 30 г.Санкт-Петербург
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Инновационные тенденции в развитии современного образования
Раздел: дошкольное образование





Назад





Инновационные

тенденции

в

развитии

современного

образования

Адуева Н.В.

ГБДОУ детский сад № 30

Калининского района Санкт-Петербурга

Важной особенностью развития образовательной системы являются инновации, осуществляемые в сфере образования. Одной из острых проблем управления развитием образования отмечают оценку эффективности инновационной деятельности, отсутствие объективных данных с точки зрения их влияния на качество образования (Гогоберидзе А.Г., Крулехт М. В., Мельникова Н. В. и др.). В последнее десятилетие наблюдается особая активность в плане инноваций в области дошкольного образования. А. А. Мойер отмечает, что основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования являются поиск и освоение инноваций, способствующих проявлению качественных изменений в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Автор правомерно указывает на то, что для эффективности образования с точки зрения его результативности необходимо перестраивать взаимодействие с учетом вчерашнего дня (традиционного управления), достижений дня сегодняшнего (со управление, обеспечивающих интеграцию и личностный уровень развития ребенка) и потенциала «завтра» дошкольного образования (поддержка и самоуправление, обеспечивающих индивидуализацию и раскрытие индивидуальностей ребенка). Сегодня в системе дошкольного образования разрабатываются новые концептуальные подходы к обучению, воспитанию и развитию дошкольников, в основном, без учета особенностей развития современного дошкольника, изменившихся его потребностей в познании окружающего мира, мотивации к процессу приобретения знаний. Изменились запросы молодых родителей, их отношение к собственным детям и педагогам, воспитывающих их детей. Изменился мир современного детства, его образ, субкультура. Дошкольник уже не такой, каким его представляли и описывали ранее, и, конечно, необходимо пересмотреть и содержание, и подходы с учетом современных тенденций. На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства дошкольных образовательных учреждений в режиме поиска. Данный режим является переходным на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития. Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации, реализуемые в ДОУ, соответствуют насущным потребностям и возможностям его развития, удовлетворяют интересы и потребности детей, родителей, педагогов, способствуют достижению устойчивых высоких показателей развития. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии ДОУ становится наиболее важным. Существует ряд базовых тенденций в развитии системы:
гуманизация
— определяет примат личностного развития субъектов (родителей, педагогов, детей). Гуманизация образования — это процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, что «составляет и важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений между ними в педагогическом процессе» и является
ключевым компонентом нового педагогического мышления, сфокусированного вокруг идеи развития личности. Ведущим направлением гуманизации образования считается «самоопределение личности в культуре», ее приобщение к национально-культурным традициям, обогащенным человеческим содержанием гуманизации — усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;
демократизация
связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а также широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием;
диверсификация
определяется как необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, образовательных услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения разнообразных и разносторонних запросов участников образовательного процесса в ДОУ. Появляется ряд базовых принципов, обеспечивающих реализацию названных направлений в процессе развития ДОУ и его участников: — принцип человеко образности (единство культуро- и природо образности); — принцип целостности педагогического процесса и комплексности целей; — принцип активности и равно партнерства в педагогическом взаимодействии всех субъектов педагогического процесса. Модернизация управления дошкольным образовательным учреждением связывается с многообразием видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов, мотивационного программно-целевого управления, самоуправления, рефлексивного управления и самоуправления. Показателями качественной трансформации управления ДОУ в первую очередь являются новые принципы: Д е м о к р а т и з а ц и и и г у м а н и з а ц и и ; — с и с т е м н о с т и и ц е л о с т н о с т и у п р а в л е н и я ; —централизации/децентрализации; — взаимосвязи и разделения стратегического, тактического и оперативного уровней управления и соответствующих им видов управления (традиционное, р е ф л е к с и в н о е , с а м о у п р а в л е н и е ) ; — е д и н о н а ч а л и я и к о л л е г и а л ь н о с т и ; — объективности и полноты информации в принятии управленческих решений.
На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в ДОУ, в частности, такие, как:  совмещение инновационных программ с существующими в ДОУ;  раскол педагогического сообщества и сосуществование представителей различных педагогических концепций;  несоответствие новых типов дошкольных образовательных учреждений ожиданиям, требованиям родителей;  потребность в новом научно-методическом обеспечении проводимой образовательной деятельности;  потребность в новых педагогических кадрах;  приспособление новшеств к новым условиям;  проблема изменения, оптимизации, замены новшеств, способность вовремя избавляться от устаревшего, педагогически нецелесообразного;  проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому. Основные тенденции развития дошкольного образования связаны с установкой на создание полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста. Насыщенное и безопасное жизни проживание, событийность, связность взрослого и ребенка в образовательном процессе, приоритет развивающих и воспитательных задач в ДОУ способствуют благоприятной социализации детей и закладывают базовые компетентности дошкольника в освоении мира и присвоении культуры. Схема пространства и сопровождения развития ДОУ Администрация Воспитатели Личность ребенка Родители Образовательное пространство Медико- валеологическое обеспечение Дополнительное образовательное пространство
Взаимодействие с социумом
Инновационное пространство Взаимодействие с семьей Психолого-педагогическая поддержка Досуговое , культурно- познавательное пространство Научно-методическое обеспечение Охрана безопасности и жизнедеятельности Спортивно-оздоровительное пространство
Выделенные пространства являются необходимыми и на сегодняшний день достаточными для большинства ДОУ в целях обеспечения требуемого уровня воспроизводства результатов инновационной деятельности учреждения. В.Т.Кудрявцев отмечает, что в России дошкольное воспитание находится в подчинении структур управления образованием: это фактиче ски свидетельствует о том, что ребенок дошкольного возраста нуждается в воспитании, обучении и развитии. Таким образом, дошкольное образование становится исходной, неотъемлемой и полноправной ступенью образовательной системы в целом, как это и определено законом «Об образовании» На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства ДОУ в режим поиска, что является переходным этапом на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития. Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации соответствуют насущным потребностям и возможностям в ДОУ. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии дошкольных учреждений становится наиболее важным. В.Т.Кудрявцев выделяет четыре ведущих направления инноваций ДОУ. 1. Рассмотрение дошкольного образования в качестве не подготовительной к школе ступени, а относительно самостоятельной, ценной, развивающейся и развивающей системы, направленной на амплификацию (обогащение) детского развития за счет возможностей, которые присущи дошкольным видам деятельности (творческий характер игры, активное восприятие сказок, различная продуктивная деятельность и т.д.). Культивируя творчество на занятиях и вне их, мы тем самым способствуем не только общему психологическому созреванию ребенка, но и созданию фундамента полноценной школьной готовности на основе развития творческих возможностей, интеллектуальных сил воспитанников. Достаточно просто внимательно относится к главной психологической особенности дошкольного возраста – продуктивному или творческому воображению, которое должно развиваться во всем многообразии детской деятельности. Развитие воображения связано с обретением человечности в самом широком смысле этого слова путем приобщения ребенка к культуре. Поэтому нужны образовательные программы, направленные на развитие воображения дошкольников. 2. Утверждение гуманных субъект-субъектных отношений в процессе равно партнерского взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых посредством диалога в педагогическом процессе.
3. Развитие связи между практиками и теоретиками в области инноватики. 4. Широкая поисковая и экспериментальная деятельность, организуемая с позиции исследовательского подхода . Список источников 1. Гмурман В.Е. Введение достижений педагогики в практикум школы. М., 1981. 2. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития//Дошкольное воспитание. 1997. №7, 10, 12. 1998. №1, 4, 5, 10, 11. 1999. №3, 12. 3. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2008. 4. Поташник М.М., Хомерики О.Б. Структуры инновационного процесса в образовательном учреждении// Магистр. 1994. №5. 5. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997. Innovative trends in modern education. preschool education preschooler innovation pedagogical process humanization of education children and adults


В раздел образования