Автор: Шилина Алеся Борисовна Должность: учитель русского языка и развития речи Учебное заведение: КОУ "Няганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Населённый пункт: Нягань Наименование материала: Конспект урока Тема: "Правописание частицы НЕ с глаголами". Раздел: среднее профессиональное
Казённое общеобразовательное
учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Няганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья»
Тема урока:
«Правописание частицы НЕ с глаголами»
7 класс
Составила:
А.Б. Шилина,
учитель русского языка и чтения
г. Нягань – 2016.
Конспект урока.
Класс: 7 «А».
Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами.
Цели: 1.Познакомить с правилом правописания частицы не с глаголами, упражнять в
написании
глаголов
с
частицей
НЕ.
2.
Развивать
речь
учащихся,
орфографическую
зоркость;
корригировать
мышление,
внимание,
память
посредством
упражнений.
3.
Воспитывать интерес к предмету.
Ход урока.
1.
Орг. момент.
– Называем часть речи и садимся.
Читать, ельник, солнечный, радость, морщины, обижал.
2.
Коррекционное упражнение «Лишнее слово».
На
доске
записаны
слова: м_рковный, я_годный , посм_треть, т_пор, д_кумент,
д_ректор.
У.
Прочитайте
написанные
на
доске
слова.
Вставьте
пропущенные
буквы.
Сгруппируйте данные слова по частям речи.
Д. Данные слова можно объединить в три группы: имена существительные, имя
прилагательное, глаголы. Слова топор, документ, директор — имена существительные, так
как
они
отвечают
на
вопрос кто?
что? и
обозначают
предметы.
Слова морковный,
ягодный — имена прилагательное. Они отвечают на вопрос какой? и обозначает признак
предмета.
Слово посмотреть
—
глагол.
Оно
отвечает
на
вопрос что
сделать?
и
обозначает действие предмета.
У. Назовите лишнее слово. Обоснуйте свой выбор.
Д. Лишнее слово посмотрел. В этом слове есть приставка, а в остальных словах её нет.
3.
Словарно-орфографическая работа. Упражнение «Угадай слово».
У. Новое слово из словарика, с которым мы познакомимся сегодня на уроке, вы узнаете,
если правильно выполните мои задания и определите буквы искомого слова.
Задание
1. Первая буква искомого слова является согласной в первом
слоге слова м орковь.
Задание 2.Вторая буква — безударная гласная в корне слова яг о да.
Задание 3.Третья буква обозначает первый парный глухой
согласный
звук
в
слове т опор.
Задание
4.
Четвертая
буква
—
непроверяемая
безударная
гласная
в
слове
д о кумент.
Задание 5. Пятая буква -
этой буквой заканчивается третий слог в слове
директо р
.
Д. Получилось слово мотор.
У. Проверьте, правильно ли вы выполнили задания по нахождению слова из словарика.
Для этого вспомните слова, использованные для повторения изученного, в порядке записи
на доске и последовательно соедините их первые буквы. Какое слово вы составили?
Д. Мы опять составили слово мотор.
У. Значит, вы верно выполнили работу по определению нового слова из словарика. Это
слово мотор. Кто сможет объяснить лексическое значение этого слова?
У. Мотор – двигатель. Приводит в движение машины, механизмы.
У. Найдите слово метро в орфографическом словаре. Напишите его. Поставьте ударение.
На что надо обратить внимание при его написании?
Д. В слове мотор непроверяемая безударная гласная О .
У. Подчеркните ее. Запомните правописание нового слова. Составьте предложение со
словами машина, трактор, поезд, метро, комбайн таким образом, чтобы два из них были
объединены
по
какому-либо
признаку
и
объяснялась
причина
исключения
третьего.
Запомните глаголы, которые будут звучать в предложениях.
Д. У каждой машины, трактора, комбайна имеется мотор.
Д. Мотор в поезде, метро и трамвае работает от электричества, а в тракторе — от
топлива.
У. Назовите глаголы, использованные в предложениях.
Д. Имеется, работает. (Учитель записывает слова на доске.)
У. Скажите, почему мы выделили из предложений именно глаголы?
Д. Наверное, с глаголами будет связана новая тема урока.
4.
Изучение нового материала.
У. Какой смысл имеют названные вами глаголы: положительный или отрицательный?
Д. Эти глаголы имеют положительный смысл.
У. Почему вы так считаете?
Д. Действия, которые обозначают данные глаголы, осуществляются, происходят.
У. Сейчас я перед каждым глаголом напишу не. (Учитель вносит дополнения в запись на
доске:
не
используется,
не
работает,
не
передвигаются.)
Какой
смысл
стали
иметь
глаголы?
Д. Глаголы стали иметь отрицательный смысл.
У. Почему вы так считаете?
Д. Действия, которые обозначают глаголы с не, не осуществляются, не происходят.
У. Какой же смысл придает глаголу не?
Д. Не придает глаголу отрицательный смысл.
У. Как пишется не с глаголами?
Д. Не с глаголами пишется раздельно.
У. Обобщите наши рассуждения.
Д. Не придает глаголу отрицательный смысл. Не с глаголами пишется раздельно.
У. Правописание не с глаголами — это орфограмма.
5.
Работа по теме урока.
Упражнение 1. «Прочитай – запомни».
Прочитайте
написанные
на
доске
словосочетания.
Постарайтесь
их
запомнить
(через одну-две минуты глаголы с не стираются). Ориентируясь на существительные, на-
пишите словосочетания полностью. Подчеркните орфограммы.
(не) встретил гостя
(не) сохранили гру_
(не) договорил слово
(не) загадал желание
(не) удалил п_тно
(не) узнает мес_ность
(не) привязал лоша_
(не) укрепил лес_ницу
Работа по карточкам. Упражнение 2.
Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Напишите пословицы, сгруппировав
их по смыслу. Вставьте нужные буквы. Раскройте скобки.
Учись смолоду, (под) старость (не) будешь знать гол(а,о)ду.
(Не) стыдно (не) знать, стыдно (не) учит?ся.
Кто (не) стыдит?ся спрашиват, узнает многое.
После дела (за) советом (не) ходят.
Работа с учебником. Упражнение 3.
Прочитайте текст. Постарайтесь его запомнить.
Живут в Антарктиде пингвины. Пингвины хоть и птицы, но (не) летают. Крылья им
нужны для того, чтобы грести под водой. Гнезда для птенцов пингвины (не) делают. Но
яйцо на снег тоже (не) кладут: пингвиненок замерзнет. Пингвин-папа держит яйцо на
лапах и согревает его собственным пухом. Людей пингвины (не) боятся. Смело приходят к
зимовщикам и к морякам в гости.
Напишите
текст
по
памяти,
опираясь
на
начало
предложений
(часть
каждого
предложения в тексте учитель стирает). Учащиеся 3 группы – записать по памяти первое и
второе предложение.
Живут в Антарктиде....
Пингвины хоть и птицы....
Крылья им нужны для того, чтобы....
Гнезда для птенцов....
Но яйцо....
Пингвиненок....
Пингвин-папа держит яйцо на лапах и....
Людей....
Смело приходят к зимовщикам....
Подчеркните орфограммы.
Упражнение 4.
Внимательно прочитайте слова в левом и правом столбиках. Напишите в строчку
слова, которых нет в левом столбике.
(не) успел
(не) ожидал
(не) знали
(не) отвечают
(не) играли
(не) отказали
(не) были
(не) успел
(не) ушли
(не) подработали
(не) верили
(не) пересказала
(не) оставили
(не) объяснили
(не) думали
(не) оставили
(не) взяли
(не) пришел
(не) читали
(не) укоренился
Подчеркните орфограммы.
6.
Физкультминутка.
У. Я буду называть глаголы с не и без не. Если услышите глаголы с не, приседаете два
раза. Если назову глагол без не, приседаете один раз. Сосчитайте, сколько глаголов с не
будет названо.
Не писал, решал, помогать, не сажает, играть, не слышать, уважать, не найдешь,
поверят, вырастет, бросить, не зарывал, учиться.
Работа по карточкам.
Прочитайте. Напишите предложения, составьте схемыу к каждому предложению..
Вставьте нужные буквы. Раскройте скобки. Предложения:
Дру(ж,ш)ба крепкая (не)сл(а,о)мается.
(Не) шелохнется (на) б(и,е)р(и,е)гу цапля.
Дру(г,к) (в) б(и,е)де (не) бросит.
(Не) колышется в(а,о)да (в) оз(и,е)ре.
7.
Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Как пишется частица НЕ с глаголами?
- Какие задания вызвали интерес? С какими трудностями столкнулись?
- Урок окончен! Спасибо за урок!
Выставление оценок.
8.
Домашнее задание. Упражнение 9.
Прочитайте текст. Поправьте его. Напишите, вставляя нужные буквы, раскрывая
скобки. Найдите и подчеркните частицу НЕ с глаголами.
Друзья природы.
Природу надо охр(а,о)нять. Дру(г,к) (не) портит д(и,е)рев(ъ,-)я (в) л(и,е)су, дру(г,к)
(не) режет к(а,о)ру, дру(г,к) (не) л(а,о)мает ветки. Дру(г,к) (не)р(а,о)зрушает птичьи
гнезда, (не) р(а,о)зводит к(а,о)стры (в) л(и,е)су. Дру(г,к) (не) р(а,о)з(а,о)ряет муравейники.
Друз(ъ,-)я природы (не) (а,о)ст(а,о)вляют (в)л(и,е)су мусор.Они (не)рвут (в) л(е,и)-су и (в)
полере(т,д)кие цветы.
Задание для 3 группы: записать четыре предложения.
Конспект урока.
Класс: 8 «А».
Тема: Изменение глаголов по временам.
Цели: 1. Развивать
умение
распознавать
временные
формы
глагола, правильно
употреблять их в речи. 2. Совершенствовать умение изменять время действия в
содержании
текста;
корригировать
мышление,
внимание,
память
посредством
упражнений. 3. Воспитывать интерес к предмету.
Ход урока.
1.
Орг. момент.
–
Ставим глагол в неопределённую форму и садимся.
Смотрели, читаешь, идём, красишь, рисуем, говорю.
2.
Коррекционное упражнение.
«Что ты ещё не делал сегодня?».
Спал, играл, читал, умывался, говорил, писать, ужинал, гладил, мастерил, пел,
бегал, варил.
Коррекционное упражнение «Хитрое слово». (Из упражнения «Что ты
ещё не делал сегодня?»).
- Из слов данной строчки, найдите «хитрое слово». Объясните свой выбор.
3. Словарно-орфографическая работа.
У. Сопоставьте прямоугольник и определите слово, с которым будем работать на
уроке.
Х
Р
Ч
Е
З
Ц
Ш
Щ
И
У
Й
Ч
Т
Ь
Щ
У. Какое слово вы составили?
Д. Мы составили слово решить.
У. У этого слова несколько значений. В первом значении вы часто употребляете
слово решить на уроке математики, когда решаете задачи и примеры.
У. Подумайте, в каком значении употребляется слово решить в следующих фразах:
решил остаться дома, решил купить книгу.
Д. В этих фразах слово решил обозначает, что кто-то пришел к мысли что-либо
сделать, осуществить.
У. Найдите слово решить в орфографическом словаре. Напишите его в тетради.
Поставьте ударение. Отметьте имеющиеся в этом слове орфограммы.
Д. В этом слове непроверяемая безударная гласная е; правописание жи — ши;
мягкий знак на конце слова.
У. Составьте предложение, в которое вошли бы одновременно слова: рисовать и
решитъ и любые имена существительные из словарика. При составлении предложений
имена существительные не должны повторяться.
Д. В пятницу я решил нарисовать ракету.
Д. Мы вместе решили нарисовать картину.
Д. Для магазина решили рисовать вывеску.
Д. Дети решили слушать радио и рисовать картину.
Д. Ребята решили рисовать орудия труда: лопату, молоток, топор.
У. Сегодня на уроке мы больше уделяли внимания какой-то одной части речи. Какая
это часть речи и почему именно ей уделялось внимание?
Д. Сегодня мы больше внимания уделяли глаголу. Наверное, с ним будет связана
новая тема урока.
У. Верно. Охарактеризуйте глагол как часть речи.
Д. Глагол — это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и
т.д. и обозначает действия предметов.
4. Изучение нового материала.
На доске написаны предложения: Весной солнце светит и греет. Зимой оно мало
светило и хуже грело. Летом солнце будет ярко светить и будет сильно греть.
У. Прочитайте написанные на доске предложения. Перечислите имеющиеся в них
глаголы.
Д. Глаголы: светит, греет, светило, грело, будет светить, будет греть.
У. Почему вы считаете, что это глаголы?
Д. Они отвечают на вопрос что делают? что делало? что будет делать? и обозначают
действия предметов.
У. Найдите в одном из предложений глаголы, которые обозначают действие,
происходящее в настоящее время.
Д. Глаголы светит, греет обозначают действие, которое происходит в настоящее
время.
У. На какой вопрос отвечают глаголы в настоящем временя?
Д. В настоящем времени глаголы отвечают на вопрос что делает?
У. Кроме вопроса что делает? глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы
что
делаю?
что
делаешь?
что
делаем?
что
делаете?
что
делают?
(Учитель
вывешивает таблицу с вопросами глаголов в настоящем времени.)
У. Прочитайте в одном из предложений глаголы, которые обозначают действие,
происходившее в прошедшее время.
Д. Глаголы светило и грело обозначают действия, происходившие в прошедшее
время.
У. На какой вопрос отвечают глаголы в прошедшем времени?
Д. Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопрос что делало?
У. Кроме вопроса что делало? глаголы в прошедшем времени отвечают на другие
вопросы: что делал? что делала? что сделал? что делали? что сделали? (Учитель
вывешивает таблицу с вопросами глаголов в прошедшем времени.) Прочитайте в одном из
предложений глаголы, обозначающие действия, которые будут происходить.
Д.
Глаголы будет светить и будет греть обозначают действия, которые будут
происходить.
У. На какой вопрос отвечают глаголы в будущем времени?
Д. В будущем времени глаголы отвечают на вопрос что будет делать?
У. Прочитайте другие вопросы, на которые отвечают глаголы в будущем времени.
(Учитель вывешивает таблицу с вопросами глаголов в будущем времени.)
Д. Что сделает? Что будет делать? Что сделают? Что будут делать?
У. Обобщите наши рассуждения по плану:
1.
Как изменяются глаголы?
2.
На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени?
3.
На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?
4.
На какие вопросы отвечают глаголы в будущем времени?
(Пользуясь планом и таблицами, учащиеся обобщают изученный материал.)
У. Назовите известные вам грамматические признаки глагола.
Д. Глаголы изменяются по числам. Они могут быть в единственном и множественном
числе.
Д. Глаголы изменяются по временам. Они могут быть в настоящем, прошедшем и
будущем времени.
5. Работа по теме.
Упражнение 1. «Подумай – запиши».
- Прочитайте. Сгруппируйте слова в соответствии с темой урока.
Чернеет, выпьет, съела, убегает, посеял, сошьет, поджарила, взлетает, будет
лить, выпрямляют, насчитали, сольют, скользит, залаяла, совьют, побьёт, обмерил,
устаревает, зальёт.
- Что еще заметили общего в словах каждой образованной цепочки?
Упражнение 2. «Найди и докажи».
- Прочитайте. Исключите из цепочки по одному лишние слова по какому-либо
признаку так, чтобы в ней осталось одно слово. Причину исключения каждого лишнего
слова обоснуйте.
Болеет, кричал, школа, удалял, рисовал, стучали.
Справка:
школа — лишнее слово, так как это имя существительное, а остальные — глаголы;
стучали — лишнее слово, так как это глагол во множественном числе, а остальные
— в единственном;
рисовал — лишнее слово, так как в нем непроверяемые безударные гласные, а в
остальных словах — проверяемые безударные гласные;
болеет — лишнее слово, так как это глагол в настоящем времени, а остальные — в
прошедшем;
удалял — лишнее слово, так как оно с приставкой, а слово кричал без приставки.
Остается слово кричал.
Работа с учебником. Упражнение 3.
- Прочитайте предложения. Вставьте нужные буквы, раскройте скобки. Найдите и
подчеркните глаголы, определите время.
Прил(е,и)тают
(с)
з(е,и)мо(в,ф)ки
п(е,и)р(и,е)лётные
птицы.
Со(л,-)нце
пр(а,о)било дырку (в) туче и веером разбр(-а,о)-сало лучи. Скоро н(а,о)станут теплые
дни. Вес(е,и)ло рокочет кедр и вторит песне со(л,-)нца. П(о,а)верхностъ пру(т,д)ка
з(а,о)рделас(ъ,-) багровым пламенем.
6. Физкультминутка.
У. Ориентируясь на таблицы с вопросами глаголов, выполните задания. Если услышите
глагол в настоящем времени, поднимаете вверх левую руку. Если я назову глагол в
прошедшем времени, поднимаете вверх обе руки. Услышав глагол в будущем времени,
топаете ногами.
Слова:
блестит, блестело, будет блестеть;
спят, спали, будут спать;
прочитали, читают, будут читать;
летят, прилетел, будет лететь;
бегут, убежали, будут бежать.
Комментированное письмо.
- Вставьте нужные буквы. Глаголы в неопределённой форме поставьте в нужном
времени.
Очен(ь,-) ч(я,а)сто р(и,е)бята (разорять) птич(ъ,-)и гне(з,с)да. Они не (думать) о
том, какой б(а,о)льшой вре(д,т) (приносить) себе и (Р,р)одине. Ученые (высчитать), что
кая птица (приносить) сел(ь,-)скому и л(и,е)сному х(а,о)зяйству (о,а)громную пол(ь,-)зу. В
каждом
гне(с,з)де
(находиться)
до
двадцати
четырех
птенчиков.
Посчитай,
какой
убыток ты (приносить) стр(о,а)не, если (разорить) птич(ь,-)е гне(с,з)до.
Работа в парах. Упражнение «Вспомним – повторим».
Вместо
вопросительного
знака
поставьте
подходящую
букву.
Ответ
обоснуйте.
1)
зима — с
зимний — п
зимует — ?
Вариант ответа. Слово зима — имя существительное, поэтому написана буква с. Слово
зимний — имя прилагательное, отсюда буква п. Зимует — глагол, значит, надо поставить
букву г.
2) шьет — п
лечит — в
продает — ?
Вариант ответа. Шьет портной, поэтому стоит буква п. Лечит врач, отсюда
буква в. Продает продавец, поэтому надо поставить букву п.
3)
отъехал — е
добыли — м
отнесла — ?
Вариант ответа. Отъехал — это глагол в единственном числе , поэтому написана буква
е. Добыли — глагол во множественном числе, поэтому стоит буква м. Отнесла — глагол в
единственном
числе,
значит,
надо
поставить
букву е .
4) объединяет — н
сорил — п
высмотрит — ?
Вариант ответа. Объединяет — глагол настоящего времени, поэтому написана буква н.
Сорил — глагол прошедшего времени, отсюда буква п. Высмотрит — глагол будущего
времени, значит,
надо
поставить
букву б .
Напишите глаголы, группируя их по временам. Орфограммы подчеркните.
Творческое задание.
Прочитайте первые и последние предложения логических цепочек. Составьте для
каждой
из
них
по
два
недостающих
промежуточных
звена,
передающих
последовательность событий. Полученные цепочки предложений напишите. Определите
время глаголов.
1)
Поднялся ветер. 2)... . 3)... . 4) Деревья обнажились.
Образец: Поднялся ветер. Закачались ветки. Опали листы, Деревья
обнажились.
1) Вспахали землю. 2)... . 3)... . 4) Сняли урожай.
1) Пошли сильные дожди. 2)... . 3)... . 4) Коровы остались без корма.
Справка:
2) Посеяли зерно. 3) Выросла пшеница.
2) Река вышла из берегов. 3) Затопила прибрежные луга.
7. Итог урока.
- Что вы сегодня делали на уроке? Что нового вы узнали на уроке?
8. Домашнее задание.
Упражнение 4. «Поработай с пословицами».
- Прочитайте. Найдите и исправьте ошибки в пословицах. Подчеркните глаголы,
определите время. Подчеркните орфограммы.
Трус своей лени боится.
Яйца куницу не учат.
Терпение и пруд все перетрут.
Нашла коза на камень.
Крутится как булка в колесе.