Автор: Семейкина Галина Степановна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 9 имени М.И. Баркова" Населённый пункт: Иркутская область город Братск Наименование материала: методическая разработка Тема: Математическая мозаика Раздел: среднее образование
Ханова Н. Е.
МБОУ «Лицей №60»
Реализация метапредметных компетенций
на уроках географии
«Все поразительные местоположения,
великие явления природы должны быть
окинуты яркими красками. Что действует
сильно на воображение, то нескоро
выбьется из головы»
Н. В. Гоголь.
В
связи
с
введением
новых
Федеральных
Государственных
Общеобразовательных
Стандартов
в
системе
образования,
отличительной
особенностью которых является деятельный подход и развитие личности
учащегося,
система
образования
отказывается
от
традиционного
представления
результатов
обучения
в
виде
знаний,
умений
и
навыков,
формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми
учащийся
должен
овладеть
к
концу
начального
обучения.
Требования
к
результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных
и
предметных
результатов.
Неотъемлемой
частью
ядра
нового
стандарта
являются
универсальные
учебные
действия
(УУД).
Под
УУД
понимают
«общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные
действия» и т.п.
В связи с вышесказанным наиболее эффективной и интересной
формой осуществления межпредметных связей является интегрированный
урок, объединяющий знания из областей различных предметов по одной
определенной теме. Такие уроки вбираются в себя взаимосвязанные объекты,
темы
и
методы
различных
дисциплин,
что
позволяет
более
эффективно
использовать учебное время, отрабатывая общие УУД.
Определены методологические основы интеграции в педагогике:
философская концепция о ведущей роли деятельности в развитии ребёнка;
положение о системном и целостном подходе к педагогическим явлениям;
психологические теории о взаимосвязи процессов образования и развития.
[1] Опираясь на выделенные методологические положения, учёные выделяют
ряд
понятий:
процесс
интеграции,
принцип
интеграции,
интегративные
процессы,
интегративный
подход.
Под
интеграцией
в
педагогическом
процессе
исследователи
понимают
одну
из
сторон
процесса
развития,
связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс
может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой
системы. Сущность процесса интеграции – качественные преобразования
внутри
каждого
элемента,
входящего
в
систему.
Принцип
интеграции
предполагает
взаимосвязь
всех
компонентов
процесса
обучения,
всех
элементов
системы,
связь
между
системами,
он
является
ведущим
при
разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и
методов. Интегративный подход означает реализацию принципа интеграции в
любом компоненте педагогического процесса, обеспечивает целостность и
системность педагогического процесса. Интегративные процессы являются
процессами
качественного
преобразования
отдельных
элементов
системы
или всей системы. [2] Очевидно, что межпредметная интеграция помогает
школьникам соединить знания по разным дисциплинам в единую целостную
картину, получить более глубокие знания, расширить кругозор.
Несколько лет я, учитель географии, собираю в свой методический
багаж
разработки
интегрированных
уроков.
Наиболее
эффективными
и
интересными можно считать следующие:
« Ат мо с фе р а .
О б о б ще н и е
зн а н и й »
(с
фи зи ко й )
–
6
к л а с с ;
«Природно-хозяйственные
зоны
России»
(с
биологией)
–
8
класс;
«Химическая промышленность. Производство удобрений» (с химией) – 9
класс; «Углеводороды. Центры добычи нефти» (с химией) – 10 класс.
Очевидно, что предметы одного методического объединения, например,
естественных
наук,
объединить
легче.
География
–
биология
–
химия
–
физика – экология помогают увидеть взаимосвязь природных процессов,
создать
целостное
восприятие
мира.
Но
интеграция
с
гуманитарными,
точными
и
другими
школьными
дисциплинами
не
менее
интересна
и
эффективна. С большим интересом учащиеся 7 класса работали на уроке
«Путешествие в Берн», на котором очень успешно произошла интеграция
географии
и
немецкого
языка.
Очень
увлекательно
проходит
урок
в
6х
классах по теме «Погода», на котором взаимодействуют учителя географии,
английского языка, музыки и рисования. С учителем литературы проводились
уроки при изучении природных комплексов России в 8 классе:
«Русская
равнина»
(произведения
К.
Г.
Паустовского,
М.
М.
Пришвина,
И.
С.
Тургенева), «Кавказ» (поэмы и повести М. Ю. Лермонтова), «Урал» (сказы П.
П. Бажова). Очень увлекательный урок «Промыслы Центральной России», на
котором интеграция происходит с ИЗО и ребята 9х классов переносят знания
одного предмета в другой; «Внутренние и внешние силы Земли» (с ОБЖ) – 8
класс, «Масштаб» (с математикой) – 6 класс.
На мой взгляд, географию можно интегрировать практически со всеми
предметами
школьной
программы.
Постоянно
помня
о
межпредметных
связях, я использую любую возможность, чтобы ввести на уроках небольшие
элементы
интегративного
обучения.
Так,
изучая
тему
«Циклоны
и
антициклоны» в 8 классе, просто сами просятся строки А. С. Пушкина:
«Мороз и солнце – день чудесный». Что может лучше описать погоду в
антициклоне?
Ребята
запоминают
сразу
и
навсегда.
Или
для
придания
практической значимости урокам «Основные типы хозяйства» - 9 класс,
«Мировое хозяйство. Модели и структура» - 10 класс я обязательно ввожу
понятия «спрос», «предложение», «избыток», «дефицит», заимствованные из
курса
экономики.
На
таких
уроках
даже
в
слабых
классах
заметно
повышается интерес к предмету, активность на уроке и в конечном итоге
растёт качество и успешность обучения.
Хочется еще раз подчеркнуть, что интегрированные уроки
стимулируют
поиск
взаимосвязей
в
различных
предметах
при
изучении
отдельных курсов, помогают сформировать у учащихся целостную картину
мира, повышают учебную активность.
Примечания
1. Пузанкова Е. Н., Бочкова Н. В. Современная педагогическая интеграция, её
характеристики/// Образование и общество. - 2009. - N 1. - С. 9-13.
2. . ru.wikipedia/wiki