Напоминание

Математическая мозаика


Автор: Семейкина Галина Степановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 9 имени М.И. Баркова"
Населённый пункт: Иркутская область город Братск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Математическая мозаика
Раздел: среднее образование





Назад




Ханова Н. Е. МБОУ «Лицей №60»
Реализация метапредметных компетенций

на уроках географии
«Все поразительные местоположения, великие явления природы должны быть окинуты яркими красками. Что действует сильно на воображение, то нескоро выбьется из головы» Н. В. Гоголь. В связи с введением новых Федеральных Государственных Общеобразовательных Стандартов в системе образования, отличительной особенностью которых является деятельный подход и развитие личности учащегося, система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. В связи с вышесказанным наиболее эффективной и интересной формой осуществления межпредметных связей является интегрированный урок, объединяющий знания из областей различных предметов по одной определенной теме. Такие уроки вбираются в себя взаимосвязанные объекты, темы и методы различных дисциплин, что позволяет более эффективно использовать учебное время, отрабатывая общие УУД.
Определены методологические основы интеграции в педагогике: философская концепция о ведущей роли деятельности в развитии ребёнка; положение о системном и целостном подходе к педагогическим явлениям; психологические теории о взаимосвязи процессов образования и развития. [1] Опираясь на выделенные методологические положения, учёные выделяют ряд понятий: процесс интеграции, принцип интеграции, интегративные процессы, интегративный подход. Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы. Сущность процесса интеграции – качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему. Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов. Интегративный подход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса, обеспечивает целостность и системность педагогического процесса. Интегративные процессы являются процессами качественного преобразования отдельных элементов системы или всей системы. [2] Очевидно, что межпредметная интеграция помогает школьникам соединить знания по разным дисциплинам в единую целостную картину, получить более глубокие знания, расширить кругозор. Несколько лет я, учитель географии, собираю в свой методический багаж разработки интегрированных уроков. Наиболее эффективными и интересными можно считать следующие: « Ат мо с фе р а . О б о б ще н и е зн а н и й » (с фи зи ко й ) – 6 к л а с с ; «Природно-хозяйственные зоны России» (с биологией) – 8 класс; «Химическая промышленность. Производство удобрений» (с химией) – 9 класс; «Углеводороды. Центры добычи нефти» (с химией) – 10 класс.
Очевидно, что предметы одного методического объединения, например, естественных наук, объединить легче. География – биология – химия – физика – экология помогают увидеть взаимосвязь природных процессов, создать целостное восприятие мира. Но интеграция с гуманитарными, точными и другими школьными дисциплинами не менее интересна и эффективна. С большим интересом учащиеся 7 класса работали на уроке «Путешествие в Берн», на котором очень успешно произошла интеграция географии и немецкого языка. Очень увлекательно проходит урок в 6х классах по теме «Погода», на котором взаимодействуют учителя географии, английского языка, музыки и рисования. С учителем литературы проводились уроки при изучении природных комплексов России в 8 классе: «Русская равнина» (произведения К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, И. С. Тургенева), «Кавказ» (поэмы и повести М. Ю. Лермонтова), «Урал» (сказы П. П. Бажова). Очень увлекательный урок «Промыслы Центральной России», на котором интеграция происходит с ИЗО и ребята 9х классов переносят знания одного предмета в другой; «Внутренние и внешние силы Земли» (с ОБЖ) – 8 класс, «Масштаб» (с математикой) – 6 класс. На мой взгляд, географию можно интегрировать практически со всеми предметами школьной программы. Постоянно помня о межпредметных связях, я использую любую возможность, чтобы ввести на уроках небольшие элементы интегративного обучения. Так, изучая тему «Циклоны и антициклоны» в 8 классе, просто сами просятся строки А. С. Пушкина: «Мороз и солнце – день чудесный». Что может лучше описать погоду в антициклоне? Ребята запоминают сразу и навсегда. Или для придания практической значимости урокам «Основные типы хозяйства» - 9 класс, «Мировое хозяйство. Модели и структура» - 10 класс я обязательно ввожу понятия «спрос», «предложение», «избыток», «дефицит», заимствованные из курса экономики. На таких уроках даже в слабых классах заметно повышается интерес к предмету, активность на уроке и в конечном итоге растёт качество и успешность обучения.
Хочется еще раз подчеркнуть, что интегрированные уроки стимулируют поиск взаимосвязей в различных предметах при изучении отдельных курсов, помогают сформировать у учащихся целостную картину мира, повышают учебную активность. Примечания 1. Пузанкова Е. Н., Бочкова Н. В. Современная педагогическая интеграция, её характеристики/// Образование и общество. - 2009. - N 1. - С. 9-13. 2. . ru.wikipedia/wiki


В раздел образования