Напоминание

Перспективы использования дистанционных образовательных технологий при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Кабанова Анна Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Самарский Государственный Колледж"
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Статья
Тема: Перспективы использования дистанционных образовательных технологий при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Перспективы использования дистанционных образовательных

технологий при обучении лиц с ограниченными возможностями

здоровья.

Автор Кабанова Анна Владимировна

ГАПОУ СО «Самарский Государственный Колледж»
Одним из современных направлений «активного обучения» является интерактивное обучение.
ИНТЕРАКЦИЯ
(в психологии) – это возможность находиться в режиме диалога с кем-то (чем-то), способность взаимодействовать или, вести беседу.
ИНТЕРАКЦИЯ
(в социологии) – процесс, при котором одна личность в ходе общения в группе своим поведением влияет на друге личности, вызывая ответные реакции.
ИНТЕРАКЦИЯ
(в педагогике) – способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся, все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, решают проблемы совместно, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. Наиболее часто термин «интерактивное обучение» упоминается в связи с дистанционным образованием, использованием ресурсов Интернета, а также электронных учебников и справочников, работой в режиме он-лайн, т.е. при использовании информационных технологий. Современные компьютерные телекоммуникации позволяют участникам вступать в «живой» (интерактивный) диалог (письменный или устный) с реальным партнером, а также делают возможным «активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени». Компьютерные обучающие программы с помощью интерактивных средств и устройств обеспечивают непрерывное диалоговое взаимодействие пользователя с компьютером, позволяют учащимся управлять ходом
обучения, регулировать скорость изучения материала, возвращаться на более ранние этапы и т.п. Задачи преподавателя-ведущего занятие в интерактивной форме: -выявление многообразия точек зрения; - направление и помощь процессу обмена информацией; - поддержка активности участников; -обращение к личному опыту участников; - соединение теории и практики; -облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников; -взаимообогащение опыта участников; - поощрение творчества и самостоятельности участников. Что дает внедрение интерактивного режима различным субъектам образовательного процесса? Конкретному обучающемуся внедрение интерактивного режима дает опыт активного освоения учебного содержания при взаимодействии с окружением других обучающихся; развитие личностной рефлексии; освоение нового опыта учебного взаимодействия, переживаний; развитие толерантности. Учебной группе: развитие навыков общения и взаимодействия; формирование ценностно-ориентационного единства группы. В процессе обучения людей взрослых часто приходится сталкиваться с такими жизненными реалиями, как невозможность прервать работу или нехваткой времени на поездки в другой населенный пункт, нехватка требуемых, специальных материалов и учебников на местах, и т.д. В процессе обучения людей с ограниченными возможностями здоровья проблемой часто является трудность или невозможность передвижения. Эти вопросы могут успешно решаться в настоящее время при использовании дистанционных образовательных технологий.
Под дистанционными образовательными технологиями (далее ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Т.е. существует целый ряд специальных автоматизированных информационных систем (далее АИС), позволяющих организовать полноценный образовательный процесс, без отрыва от своего основного места жительства или рабочего места. Огромное значение приобретают данные технологии для обучения людей
с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ). Такие АИС позволяют зарегистрировать обучающихся, предоставляя им дифференцированный авторизованный доступ как к обучающим материалам, к дистанционному тестированию, так и к результатам обучения непрерывно в течение суток в любое удобное для обучающегося время. На сервере размещаются электронные учебно-методические комплексы, включающие лекции, практические задания, тесты и другие учебные материалы по дисциплинам учебного плана специальности. Данные АИС позволяют также организовать интерактивное общение как групповое, так и индивидуальное между обучающимся и преподавателем, вовлекая обучающихся во взаимодействие с учебным окружением, учебной средой, в групповые обсуждения и в активное межличностное общение, что также важно для лиц с ОВЗ, лишенных часто возможности общения, помогает социализации обучающихся.
Виды дот:
 кейсовая технология,  телекоммуникационная технология.  КЕЙСОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ дистанционная образовательная технология, основанная на предоставлении обучающимся информационных образовательных ресурсов в
виде специализированных наборов учебно-методических комплексов, предназначенных для самостоятельного изучения с использованием различных видов носителей информации.  ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ (ИНФОРМАЦИОННО- СПУТНИКОВАЯ) ТЕХНОЛОГИЯ дистанционная образовательная технология, основанная на использовании преимущественно космических спутниковых средств передачи данных, а также глобальных сетей для обеспечения доступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам. Эти виды ДОТ открывают широкие возможности для обучения лиц с
ограниченной подвижностью.

Цели и задачи использования дот
 Предоставление обучающимся возможности о сво ения образовательных программ непосредственно по месту их жительства.  Свободное пользование различными информационными ресурсами для образовательного процесса в любое удобное для обучающегося время.  Усиление личностной направленности процесса обучения, интенсификация самостоятельной работы обучающегося.  Повышение эффективности обучения путем внедрения инновационных образовательных технологий.  Обеспечение опережающего характера всей системы образования, повышение его общеобразовательного и культурного уровня.  Создание условий для применения системы контроля качества образования.
Преимущества использования дот:
 кач е с т ве нно е об ра зова ние на о с нове с о в р е м е н н ы х информационных технологий;  доступность образовательных услуг и информационных ресурсов в любом месте (в т.ч. по месту жительства) и в любое время;
 самостоятельный выбор интенсивности обучения;  постоянная связь с преподавателем, индивидуальное консультирование;  социализация лиц, не имеющих возможности передвижения и общения;  техническая поддержка при работе с компьютерным оборудованием.
Источники:
 Педагогика и психология высшей школы./под. ред. М. В. Булановой- Топорковой: Учебное пособие. - Ростов н/Д:Феникс, 2002. - 544 с.  Корнеева Ж. А. Влияние интерактивных образовательных технологий на профессиональную компетентность учителей [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 124-127.  Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 107)


В раздел образования