Преемственность дидактических единиц в перечне контролируемых учебных элементов по русскому языку.
Автор: Степанова Людмила Васильевна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ "СОШ №26" Населённый пункт: город Братск Наименование материала: статья Тема: Преемственность дидактических единиц в перечне контролируемых учебных элементов по русскому языку. Раздел: среднее образование
Преемственность дидактических единиц в перечне контролируемых учебных
элементов по русскому языку.
Важное
значение
для
соблюдения
приемов
дидактики
имеет
проблема
преемственности
в
обучении,
предполагающая
ориентацию
на
достижение
определенного
конечного
результата
обучения.
Преемственность
обеспечивает
системность,
научность,
последовательность
и
прочность
развития
знаний,
умений и навыков и определяет отбор содержания и методов обучения.
Соблюдение
преемственности
и
перспективности
требует
единого
принципиального подхода к обучению, единых исходных позиций в обучении
русскому
языку.
Очень
важно,
чтобы
учителя
начальных
и
старших
классов
стояли на единых позициях в понимании этих исходных принципов, признавали
их,
придерживались
их
в
своей
работе.
Без
этого
не
может
быть
ни
преемственности, ни перспективности.
Безусловно, ясное понимание того, что появляется нового в языковом
развитии учащихся на каждом этапе обучения имеет очень важное значение. Речь
идет
о
том,
чтобы
учителя
начальных
классов
отчетливо
представляли,
что
ожидает их сегодняшних учеников через год или два, а учителя средней школы
знали, какие важнейшие изменения происходили в языковом развитии школьников
за прошедшие годы. Каждому учителю необходимо знать, что должны приобрести
учащиеся его звена в I-IV или в V-IX классах по русскому языку, и не выходить за
рамки необходимого как в сторону уменьшения требований, так и в сторону их
увеличения. На мой взгляд, требуется тщательная стыковка между педагогами
начальных
и
средних
классов
как
по
отдельным
грамматическим
или
орфографическим
темам,
так
и
при
совершенствовании
речевых
умений
и
навыков учащихся.
При реализации принципа преемственности нельзя не учитывать тесную
связь
дидактических
единиц
разных
уровней,
а,
следовательно,
и
соответствующих
разделов
школьного
курса
русского
языка.
Учет
внутрипредметных
связей
позволяет
в
развитии
знаний,
умений
и
навыков
ориентироваться не только на предшествующий этап обучения, но и на те знания,
умения,
навыки,
связанные
с
изучаемой
единицей
языка,
которые
получают
школьники в других разделах курса.
Перечень контролируемых учебных элементов по русскому языку составлен
на
основе
Обязательного
минимума
содержания
основных
образовательных
программ. В кодификаторе указаны крупные блоки содержания, которые разбиты
на более мелкие элементы. Каждая из этих позиций кодификатора представляет
собой
укрупнённую
дидактическую
единицу.
Например,
«Фонетика»-УДЕ,
а
«Звуки и буквы»-тематические единицы.
В кодификаторе по русскому языку всего 11 позиций: фонетика, лексика и
фразеология,
морфемика
и
словообразование,
морфология
и
синтаксис,
орфография, пунктуация, речь, языковые нормы, выразительность русской речи,
информационная обработка текстов различных стилей и жанров.
В кодификаторе за курс начальной школы семь разделов. Но ясно, что без
овладения
этими
знаниями
обучающимся
невозможно
успешно
перейти
к
следующему периоду обучения.
проверяемых в рамках процедуры оценки состояния системы начального
образования (итоговый контроль индивидуальных достижений учащихся в
образовательном учреждении)
КОД
Проверяемые умения
1. РАЗДЕЛ
«Фонетика и
графика»
1.1.
различать звуки и буквы
1.2.
характеризовать
звуки
русского
языка
(гласные
ударные/безударные;
согласные
твердые/мягкие,
парные/непарные
твердые
и
мягкие;
согласные
звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие)
1.3.
знать
последовательность
букв
в
русском
алфавите,
пользоваться
алфавитом
для
упорядочивания
слов
и
поиска нужной информации
2. РАЗДЕЛ
«Состав слова
(морфемика)»
2.1.
различать изменяемые и неизменяемые слова
2.2.
различать родственные (однокоренные) слова и формы
слова
2.3.
находить
в
словах
с
однозначно
выделяемыми
морфемами окончание, корень, приставку, суффикс
2.4.
различать
родственные
(однокоренные)
слова
и
синонимы, родственные слова и слова с омонимичными
корнями
3. РАЗДЕЛ
«Лексика»
3.1.
выявлять слова, значение которых требует уточнения
3.2.
определять значение слова по тексту или уточнять с
помощью толкового словаря
4. РАЗДЕЛ
«Морфология»
4.1.
определять
грамматиче ские
признаки
и м е н
существительных – род, число, падеж, склонение
4.2.
определять
грамматиче ские
признаки
и м е н
прилагательных – род, число, падеж
4.3.
определять грамматические признаки глаголов – число,
время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем
и будущем времени), спряжение
4.4.
находить
в
перечне
слов
или
в
тексте
имена
существительные, имена прилагательные, глаголы
5. РАЗДЕЛ
«Синтаксис»
5.1.
различать предложение, словосочетание, слово
5.2.
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь
между словами в словосочетании и предложении
5.3.
классифицировать предложения по цели высказывания,
находить
повествовательные/побудительные/вопросительные
предложения
5.4.
определять
восклицательную
невосклицательную
интонацию предложения
5.5.
находить главные и второстепенные (без деления на
виды) члены предложения
5.6.
выделять предложения с однородными членами
6. РАЗДЕЛ
«Орфография и
пунктуация»
6.1.
применять
правила
правописания
(в
объеме
содержания курса)
6.2.
определять
(уточнять)
напис ание
слова
п о
орфографическому словарю учебника
6.3.
безошибочно списывать текст объемом 80–90 слов
6.4.
писать
под
диктовку
тексты
объемом
75–80
слов
в
соответствии с изученными правилами правописания
6.5.
проверять
собственный
и
предложенный
тексты,
находить
и
исправлять
орфографиче ские
и
пунктуационные ошибки
7. РАЗДЕЛ
«Развитие речи»
7.1.
оценивать правильность (уместность) выбора языковых
и неязыковых средств устного общения на уроке, в
школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми
разного возраста
7.2.
соблюдать
в
повседневной
жизни
нормы
речевого
этикета и правила устного общения (умение слышать,
точно реагировать на реплики, поддерживать разговор)
7.3.
выражать собственное мнение, аргументировать его с
учетом ситуации общения
7.4.
самостоятельно озаглавливать текст
7.5.
составлять план текста
7.6.
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и
другие
небольшие
тексты
для
конкретных
ситуаций
общения
ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ
Раздел 1 . Фонетика }
1.1 Звуки и буквы
1.2 Фонетический анализ слова
Раздел 2. Лексика и фразеология }
2.1 Лексическое значение слова
2.2 Синонимы. Антонимы. Омонимы
2.3 Фразеологические обороты
2.4 Группы слов по происхождению и употреблению
2.5 Лексический анализ
Раздел 3. Морфемика и словообразование }
3.1 Значимые части слова (морфемы)
3.2 Морфемный анализ слова
3.3 Основные способы словообразования
3.4 Словообразовательный анализ слова
Раздел 4. Грамматика. Морфология }
4.1
Самостоятельные части речи
4.2
Служебные части речи
4.3
Морфологический анализ слова
Раздел 5-6. Грамматика. Синтаксис }
5.1 Словосочетание
5.2 Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения
5.3 Второстепенные члены предложения
5.4 Двусоставные и односоставные предложения
5.5 Распространённые и нераспространённые предложения
5.6 Полные и неполные предложения
5.7 Осложнённое простое предложение
5.8 Сложное предложение
5.9 Сложные бессоюзные предложения. Смысловые отношения между частями
сложного бессоюзного предложения
5.10Сложные предложения с разными видами связи между частями
5.11 Способы передачи чужой речи
5.12Синтаксический анализ простого предложения
5.13Синтаксический анализ сложного предложения
5.14Синтаксический анализ (обобщение)
6.1 Орфограмма
6.2 Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц
6.3 Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц
6.4 Употребление Ь и Ъ
6.5 Правописание корней
6.6 Правописание приставок
6.7 Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)
6.8 Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи
6.9 Правописание падежных и родовых окончаний
6.10Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
настоящего времени
6.11 Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи
6.12Правописание отрицательных местоимений и наречий
6.13Правописание НЕ и НИ
6.14Правописание служебных слов
6.15Правописание словарных слов
6.16Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи
6.17Орфографический анализ
Раздел 7. Пунктуация }
7.1 Знаки препинания между подлежащим и сказуемым
7.2 Знаки препинания в простом осложнённом предложении
7.3 Знаки препинания при обособленных определениях
7.4 Знаки препинания при обособленных обстоятельствах
7.5 Знаки препинания при сравнительных оборотах
7.6 Знаки препинания при уточняющих членах предложения
7.7 Знаки препинания при обособленных членах предложения (обобщение)
7.8 Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями,
грамматически не связанными с членами предложения
7.9 Знаки препинания в осложнённом предложении (обобщение)
7.10Знаки препинания при прямой речи, цитировании
7.11 Знаки препинания в сложносочинённом предложении
7.12Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
7.13Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
7.14Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
7.15Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью
7.16Тире в простом и сложном предложениях
7.17Двоеточие в простом и сложном предложениях
7.18Пунктуация в простом и сложном предложениях
7.19Пунктуационный анализ
Раздел 8. Речь }
8.1Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность
текста
8.2Средства связи предложений в тексте
8.3Стили и функционально-смысловые типы речи
8.4Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и
ситуации общения
8.5Анализ текста
8.6Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи
Раздел 9. Языковые нормы }
9.1
Орфоэпические нормы
9.2
Лексические нормы
9.3
Грамматические нормы (морфологические нормы)
9.4
Грамматические нормы (синтаксические нормы)
Раздел 10. Выразительность русской речи }
10.1
Выразительные средства русской фонетики
10.2
Выразительные средства словообразования
10.3
Выразительные средства лексики и фразеологии
10.4
Выразительные средства грамматики
10.5
Анализ средств выразительности
Раздел 11. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров