Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний через организацию наблюдений за объектами живой природы
Автор: Машнева Диана Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 37" Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область Наименование материала: статья Тема: Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний через организацию наблюдений за объектами живой природы Раздел: дошкольное образование
Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний
через организацию наблюдений за объектами живой природы
Машнева Диана Анатольевна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад №37»,г.Новокузнецк
С экологией, как наукой, учебной дисциплиной дети познакомятся в
школе. Может показаться, что развитие экологических представлений в
дошкольном детстве преждевременно и не соответствует возрастным
возможностям. Однако , именно в дошкольном возрасте важно создавать
условия для развития у детей понимания того, что все в природе
взаимосвязано. Земля - наш общий дом, и человек – часть живого мира
природы.
В процессе целенаправленного обучения, при соответствующей его
организации,
дети
успешно
овладевают
элементами
логического
мышления: устанавливают причинно – следственные связи, обучаются
рассуждать и делать выводы, выделять существенное и второстепенное.
Существует
много
парциальных
программ,
которые
направлены
на
экологическое образование детей дошкольного возраста: Н.Н. Кондратьева
«Мы»,
С.Н. Николаева
«Юный
эколог»,
Н.А. Рыжова
«Наш
дом –
природа» и др.
Процесс формирования системы знаний о живой природе довольно
длительный. Вводить, «погружать» ребёнка в жизнь природы надо
постепенно, последовательно и целенаправленно. Это возможно лишь
при
особом
планировании
работы
детского
сада
и
семьи
по
формированию системы знаний о живой природе у детей дошкольного
возраста, с помощью последовательных заданий, вовлекающих ребёнка в
многообразную деятельность: познавательную, оценочную, творческую,
практическую, оздоровительную. (рисунок 1)
1
Планируя работу по формированию системы знаний о живой природе
у детей дошкольного возраста, я предполагала решить следующие
задачи:
Формировать знания о живой природе;
Воспитывать у детей любовь к природе через непосредственное
общение с ней, восприятие её красоты и многообразия;
Формировать практические навыки и умения по уходу за живыми
существами и некоторые способы охраны природы.
При формировании системы знаний о живой природе определила
направления,
по
которым
будет
проходить
процесс
формирования
системы знаний.(рисунок1)
Рисунок 1 «Компоненты экологической культуры»
2
Первое направление – система знаний о живом организме как носителе
жизни,
его
существенных
характеристиках:
целостности,
системе
потребностей.
Второе направление – система
знаний
о
среде
обитания
живых
существ, их приспособленности к определённой среде обитания, в том
числе к сезонным изменениям.
Третье направление – система знаний о размножении живых существ,
их росте и развитии.
Четвёртое направление – система знаний о взаимодействии живых
существ в экосистемах (луг, лес, водоём).
Освоение системы знаний о живой природе связано с развитием
познавательных умений, среди которых выделила следующие:
Умение
видеть живой
объект
в
разнообразии
его
свойств,
жизненных проявлений.
3
Умение оценивать состояние природных объектов, как живых
организмов, так и среды обитания.
Умение включать объект в различные системы, рассматривать его с
различных точек зрения.
Умение прогнозировать развитие ситуации, предвидеть последствия
воздействия на объект.
Умение
устанавливать
различные
по
степени
сложности
по
содержанию связи, существующие в природе.
Таким образом, решая эти задачи, к концу дошкольного возраста у
детей должна быть сформирована система знаний о живой природе.
Особый акцент в своей профессиональной деятельности делаю на работу
в уголке природы, где наглядно показываю детям значение ухода за
растениями
и
животными.
Ухаживая
за
растениями
и
животными,
ребёнок
должен
осознать,
что
уход
направлен
на
удовлетворение
потребностей растений и животных (в пище, воде, тепле, свете и др.),
что каждый организм растет, живет, развивается, только если для этого
есть необходимые условия. В процессе труда в Уголке природы дети
наглядно прослеживают и полностью осознают зависимость жизни и
состояния растений и животных от труда человека.
При подборе занятий основное внимание уделяю их систематичности и
последовательности,
с
тем,
чтобы
обеспечить
формирование
элементарной системы знаний, умений и навыков.
По
каждому
животному
уголка
природы
во
всех
возрастных
группах
составляется отдельный цикл наблюдений. Специальные циклы наблюдений
посвящаются представителям растительного мира - комнатным растениям,
ели и березе (рябине, яблоне и т.д.) на участке ДОУ, первоцветам, а также
зимующим птицам, часто встречающимся насекомым. Все, что постоянно
находится рядом с ребенком, должно быть им замечено, должно привлекать
его внимание, вызывать интерес.
4
Особенности
руководства
наблюдениями
в
разных
возрастных
группах
представлены в таблице
№1
5
Младшие группы.
Характерна
а к т и в н о с т ь
р е б е н к а ,
с л о ж н о с т ь
и
многообразие его действий,
стремление
утвердиться:
“Я
с а м ! ” ,
н е у с т о й ч и в о с т ь
внимания,
его
привлекают
яркие,
подвижные
объекты.
Отвлекаемость, преобладание
чувственного
п о з н а н и я
окружающего мира. Не умение
держать поставленную перед
ними цель, точно следовать
предложенному
им
плану,
подводить итог наблюдению.
О б ъ е м
ф о р м и р у е м ы х
представлений
довольно
ограничен.
•
Первые наблюдения организовываются за животными, а не за растениями.
•
Основная
задача
начала
наблюдения
- привлечение
внимания
детей к
объекту,
используя
сюрпризные игровые приемы (неожиданно принести животное в группу или сказать детям, что их
приглашают в гости кролики, использование персонажей кукольного театра, забавных игрушек).
•
При рассматривании объекта использование воспитателем различных приемов, побуждающих
детей к активному поведению (кормят кролика, играют с котенком бумажным бантиком), а затем
обращение внимание на то, как ест животное, смотрит, какие издает звуки. Педагог задает детям
вопросы, побуждая назвать то или иное действие.
•
Использование приемов:
обследования, что помогает выделить сенсорные признаки (для того
чтобы малыши знали, какая у котенка шерстка, им предлагают осторожно ее погладить и определить
пушистая она или гладкая; подражания движениям, звукам (например, предложить детям сложить
ладони и подвигать ими, как рыбка хвостиком, помяукать, как котенок, и т. д.); сравнения (во второй
половине года в младшей группе) Можно сравнивать два животных или растения; живой объект с
изображением на картинке. Основная задача сравнения - установление признаков отличия одного
объекта от другого, по величине цвету, характеру движения и т. д.
•
Ставя вопрос, воспитатель направляет внимание детей на сравниваемые признаки, например:
“Посмотрите на воробья и голубя: кто из них больше?” или “Какого цвета перышки у воробья и
какого — у голубя?”
•
С
трехлетнего
возраста
в
наблюдение
можно
включать
отдельные поисковые
действия.
Например, во время кормления щенка предложить ему разный корм: мясо, рыбу, овощи и после
наблюдения спросить детей, что щенок больше всего любит есть.
•
Важно, чтобы во время наблюдения дети вели себя свободно естественно, чтобы они могли
проявлять свое отношение к животным растениям, т.е. дать возможность всем детям активно
действовать, свободно высказываться и проявлять свои чувства.
•
В конце наблюдения, для усиления эмоционального впечатления детей от общения с животными
6
7
Средняя группа
Характерны большая устойчивость
внимания,
интенсивное
развитие
проце ссов
п р ед н а м е р е н н о го
запоминания и припоминания, более
совершенное зрительное, слуховое,
осязательное восприятие. Обладают
некоторым
запасом
конкретных
представлений о природе.
Р а с с м ат р и в а я
о к р у ж а ю щ и е
п р е д м е т ы ,
о н и
с п о с о б н ы
воспринимать их в деталях.
Самостоятельное наблюдение еще
несовершенно.
Дети
не
могут
выделить
характерных
признаков
отличия, увидеть общие признаки у
нескольких объектов.
Дети постепенно учатся принимать
задачу наблюдения, поставленную
педагогом.
•
Содержание усложняется. Наблюдения организовываются за животными и растения,
причем
можно
предложить
как
один,
так
и
два
объекта
одновременно.
Во
время
наблюдения каждый ребенок (или небольшая группа в 2—3 человека) получает объект
(или несколько) для индивидуального рассматривания.
•
Рассматривание растений можно организовать во время труда: например, предложить
детям рассмотреть семена перед посадкой. В середине года начинают организовывать
наблюдения за растениями с познавательной целью (на занятиях).
•
Организуется длительное наблюдение за развитием и ростом животных, растений.
•
Расширяется объем представлений, которые формируются в ходе наблюдения.
•
Продолжение
знакомства
с
особенностями
внешнего
вида
растений
и
животных,
выделяя
составные
части,
характерные
признаки
каждого
из
них,
как
они
передвигаются, чем питаются, где обитают.
•
Постепенно дошкольники начинают понимать некоторые связи и отношения между
объектами природы. На этой основе становится возможным формирование знаний о
некоторых приспособлениях животных и растений к окружающей среде.
•
Наблюдение
начинается
с
постановки
познавательной
задачи,
которая
нередко
совпадает с практической деятельностью, например: “Будем рассматривать кролика и
научимся за ним ухаживать, “Рассмотрим рыбку и будем рисовать ее”.
•
Использование приемов, помогающих сосредоточить внимание детей на особенностях
внешнего вида, жизненных проявлениях животного, установить необходимые связи и
отношения. Особое внимание уделяется использованию приемов, активизирующих речь
детей, для формирования умения рассказывать о результатах наблюдения.
•
Детей учат сравнивать объекты по признакам различия и сходства.
•
Широкое применение вопросов направленных: на уточнение знаний об основных частях
объектов, их особенностях (Кто это? Какого цвета шерстка? Какой формы туловище?);
на установление детьми элементарных связей и отношений между объектами природы,
так называемые поисковые вопросы (Почему рыбка телескоп плавает медленно, а гуппи
— быстро? Почему хомячок так ловко лазает по лесенке?).
•
Использование личного опыта детей.
•
Дети
начинают осваивать несложные способы ухода за растениями и животными;
поэтому
в
ходе
наблюдения
педагог
может
предложить
им
выполнить
несложные
трудовые действия: покормить рыбку (птичку), помыть кормушку (поилку) и т. д.
•
Рекомендуется использовать загадки, песенки, потешки, стихи, связанные с содержа -
нием занятия
8
Старшая группа.
Характерны:
любознательность,
наблюдательность, интерес ко всему
новому,
необычному.
Восприятие
становится
более
расчлененным
(дифференцированным).
Возникновение
новых
форм
мышления. Способность понять связь
между окружающими предметами и
явлениями, причины наблюдаемых
явлений, их особенности. Способность
с а м о с т о я т е л ь н о
с т а в и т ь
познавательную задачу. Дети могут
сами
наметить
несложный
план
наблюдения
и
действовать
в
соответствии с ним. Знания, навыки и
умения детей усложняются.
•
Знакомство детей с новыми объектами, из ближайшего окружения, и с теми,
которые обитают в других климатических зонах.
•
Продолжение знакомства с особенностями внешнего вида, образом жизни
животных (движение, питание, сезонные приспособления, защита от врагов,
рост и развитие). Вместе с тем важная задача, решаемая воспитателем –
установление связей между внешним видом животного, его образом жизни и
средой обитания, способами ухода за ним.
•
Организация наблюдения и с использованием раздаточного материала.
•
Усложнения методики организации и проведения наблюдения, для
формирования у детей более сложных знаний.
•
Под руководством воспитателя дошкольники вычленяют в объектах
характерные и существенные для целой их группы признаки. На этой основе
возможно формирование обобщения.
•
Для наблюдения характерно то, что дети могут рассматривать объект не
изолированно, а в системе его связей с окружающим миром: место и среда
обитания, приспособление к окружающей среде.
•
Наблюдение становится более планомерным.
•
Наблюдение начинается с постановки перед детьми познавательной задачи,
например: “Сегодня мы будем рассматривать попугайчиков, чтобы научиться за
ними ухаживать”. Затем детям задаются разнообразные вопросы, как
несложные, например, когда ребенок должен узнать и различить внешние
признаки объекта: кто это? Какие части тела есть у птиц? и т. д.; так и более
сложные, которые заставляют ребенка припомнить то, что он видел раньше: чем
мы кормили снегирей? — или сопоставить объекты и найти в них признаки
различия и сходства: чем отличается попугай от снегиря? Что общего у всех
птиц? Широко используются поисковые вопросы, направленные на
установление связей и отношений: почему у попугая клюв короткий, сильный,
загнутый в виде крючка? Какой корм может есть попугай? Почему попугай легко
лазает по стенкам клетки?
•
Предоставление детям большей самостоятельности в использовании известных
им способов наблюдения, определении его плана и подведении итогов.
Воспитатель помогает детям в случае затруднений вопросами, использует
модели, обеспечивающие полноту и точность восприятия, установление связей и
9
Подготовительная к школе
группа.
Способность видеть существенные
признаки в предметах и явлениях
природы
возросла,
появилось
с т р е м л е н и е
к
о б о б щ е н и ю .
Возрастает способность к более
углубленному анализу и синтезу:
умение выделять как общие, так и
и н д и в и д у а л ь н ы е
п р и з н а к и
предметов и явлений, сравнивать их
по
различным
признакам,
делать
обобщения, высказывать суждения,
умозаключения.
Проявляется
большой
интерес
к
учению,
желание учиться в школе.
•
Наблюдение становится более самостоятельным.
•
Задача
воспитателя
-
формирование
в
процессе
наблюдений
обобщенных
элементарных
понятий,
подведение
детей
к
пониманию
все
более
сложных
закономерностей, существующих в природе, воспитание самостоятельности в уходе за
живыми существами.
•
Организуя
наблюдение,
воспитатель
отбирает
материал,
способствующий
систематизации
и
обобщению
знаний,
помогающий
видеть
в
объектах
и
явлениях
природы существенные признаки, на основе выделения которых, у детей формируются
элементарные понятия: “животные”, “растения”, “живое”, “неживое”, “зима”, “лето” и т.д.
•
Педагог
помогает
воспитанникам
увидеть
общие
закономерности
между
средой
обитания и внешним видом растений и животных, между условиями их существования и
потребностями, образом жизни.
•
Наблюдение начинается с постановки перед детьми познавательной задачи.
•
В ходе занятий чаще используются вопросы-задания, требующие от детей умения
наблюдать и планомерно отчитываться о результатах наблюдения. Например, во время
наблюдения за аквариумными рыбками воспитатель дает такое задание: “Посмотрите и
расскажите,
чем
отличается
гуппи
от
рыбки,
которая
жила
у
нас
раньше?”
Дополнительные вопросы задаются лишь в случае затруднений, предоставляя детям
возможность самостоятельно понаблюдать за новой рыбкой.
•
Чаще используется сравнение по общим (сходным) признакам, что дает возможность
подводить детей к усвоению элементарных понятий.
•
Воспитатель
стремится
к
тому,
чтобы
обследовательские
действия
детей
были
осознанными. С этой целью обследовательские действия используются для проверки
полученных
в
ходе
наблюдения
впечатлений.
Воспитатель
с
помощью
вопросов
побуждает
детей
к
осознанию
способа
получения
знаний:
“Как
ты
об
этом
узнал?
Проверь”.
•
Широко используются трудовые действия, обеспечивающие формирование навыков и
умений по уходу за растениями и животными. Эффективно применять загадки, стихи,
интересные истории, что способствует расширению знаний дошкольников.
•
Использование
вопросов
поискового
характера,
которые
помогают
детям
понять взаимосвязь между наблюдаемыми явлениями природы.
•
Заканчивается наблюдение обобщением.
10
Практическая деятельность детей в природе имеет ключевое значение.
Индивидуальные проявления ребёнка в практической деятельности – это
показатель его экологической воспитанности и экологической культуры.
Именно в процессе активной деятельности ребёнок реализует свои
потребности пытливого исследователя, делает выводы и обобщения, т. е.
доминирующее наглядно – образное мышление постепенно заменяется
теоретическим, т. е. основой экологического мышления человека.
Наблюдения,
опыты
и
практическая
деятельность
в
природе
способствует
накоплению
у
детей
запаса
достоверных
конкретно-
образных представлений об окружающей действительности, фактических
знаний, которые являются материалом для последующего их осознания,
обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей,
существующих в природе.
Именно
в
результате
наблюдений
и
практической
деятельности
в
природе дети начинают понимать, что;
Объекты и явления природы взаимосвязаны и представляют
собой единое целое;
Окружающий мир не является чем–то статичным, он постоянно
изменяется.
Огромное значение в работе с детьми дошкольного возраста имеет
игра. Наряду с наблюдениями на занятиях, экскурсиях, прогулках в
самостоятельной
деятельности
использую
разнообразные
игры:
дидактические, подвижные и творческие. В них дети накапливают
чувственный опыт, творчески осваивают приобретённые знания.
Так для обобщения знаний о диких и домашних животных, растениях,
птицах, овощах и фруктах в группе есть много дидактических игр:
«Парочки», «Паровозик для зверят», «Кто где живёт?», «Во саду ли, в
огороде», «Откуда это?», «Семья» и т.д.; есть конструктор «Зоопарк».
11
Любят дети играть на участке и в группе в подвижные игры: «У
медведя во бору…», «Зайка беленький сидит», «Птицы», «Пчёлы» и т.д.
Важным методом в работе с детьми считаю слово,
его правильное
использование в разных формах работы с детьми. Причём наибольшее
значение имеет беседа – чёткая и гибкая последовательность вопросов,
помогающих детям понять причинно-следственные связи, сформулировать
выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию.
Именно
беседа
выявляет
нравственную
позицию
ребёнка
в
его
отношениях с животными, растениями, людьми.
Чтобы экологическое развитие детей было полноценным, система
работы
в
детском
саду
сочетается
с
работой
семьи
в
данном
направлении,
так
как
именно
семья
дает
детям
первый
опыт
взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности в
природе, показывает пример отношения к объектам растительного и
животного мира.
С
родителями
проводятся
групповые
собрания
на
данную
тему,
консультации,
беседы;
проводится
анкетирование
родителей.
Папы
изготовляют кормушки и скворечники. Родители участвуют в выставках
поделок из природного материала.
Наблюдение
природы
является
неисчерпаемым
источником
эстетических
впечатлений и эмоционального воздействия на детей. Вводить, «погружать»
ребёнка
в
жизнь
природы
надо
постепенно,
последовательно
и
целенаправленно. Результатом такой работы должно стать не только
овладение
определенными
знаниями,
но
и
развитие
эмоциональной
отзывчивости, умения и желания активно защищать, облагораживать
природу.
12
Литература
1.
Зарипова А. Ознакомление детей с обитателями уголка природы. //
Дошкольное воспитание. -1991, №2 – с. 17 – 23.
2.
Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском
саду. Мир растений. - М.: ТЦ Сфера. 2004. – 240с.
3.
Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и
экспериментов в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56с.
4.
Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском
саду. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 144с.
5.
Лучич М.В. Детям о природе.- Минск: Асар, - 1995. - 146стр.
6.
Мазурина А.Ф. Наблюдения и труд в природе. М.: Просвещение,
1976. - 86с.
7.
Маневцева
Л.
Ребёнок
познаёт
мир
природы // Дошкольное
воспитание. – 2004. №8. – с. 17 – 20.
8.
Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль:
Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 192с..
9.
Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск:
Асар, 1995. – 128с.
10.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду.
М.: Просвещение, 2002. - 203стр.
11.Плешаков А.А. Зелёные страницы. – М.: Просвещение, 1995. – 224с.
12.Типикина В. Радость общения с природой// Дошкольное воспитание. -
1993. № 7 - с.22-24.
13.Фокина В. Экологическое воспитание - это воспитание нравственности,
духовности и интеллекта // Дошкольное воспитание. - 1995. № 7 - с.11 -
14.
14.Шишкина В.А. Прогулки в природу. М.: Просвещение, 2003. - 112с.
13