Напоминание

Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний через организацию наблюдений за объектами живой природы


Автор: Машнева Диана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 37"
Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний через организацию наблюдений за объектами живой природы
Раздел: дошкольное образование





Назад





Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний

через организацию наблюдений за объектами живой природы
Машнева Диана Анатольевна, воспитатель МБ ДОУ «Детский сад №37»,г.Новокузнецк С экологией, как наукой, учебной дисциплиной дети познакомятся в школе. Может показаться, что развитие экологических представлений в дошкольном детстве преждевременно и не соответствует возрастным возможностям. Однако , именно в дошкольном возрасте важно создавать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано. Земля - наш общий дом, и человек – часть живого мира природы. В процессе целенаправленного обучения, при соответствующей его организации, дети успешно овладевают элементами логического мышления: устанавливают причинно – следственные связи, обучаются рассуждать и делать выводы, выделять существенное и второстепенное. Существует много парциальных программ, которые направлены на экологическое образование детей дошкольного возраста: Н.Н. Кондратьева «Мы», С.Н. Николаева «Юный эколог», Н.А. Рыжова «Наш дом – природа» и др. Процесс формирования системы знаний о живой природе довольно длительный. Вводить, «погружать» ребёнка в жизнь природы надо постепенно, последовательно и целенаправленно. Это возможно лишь при особом планировании работы детского сада и семьи по формированию системы знаний о живой природе у детей дошкольного возраста, с помощью последовательных заданий, вовлекающих ребёнка в многообразную деятельность: познавательную, оценочную, творческую, практическую, оздоровительную. (рисунок 1) 1
Планируя работу по формированию системы знаний о живой природе у детей дошкольного возраста, я предполагала решить следующие задачи:  Формировать знания о живой природе;  Воспитывать у детей любовь к природе через непосредственное общение с ней, восприятие её красоты и многообразия;  Формировать практические навыки и умения по уходу за живыми существами и некоторые способы охраны природы. При формировании системы знаний о живой природе определила направления, по которым будет проходить процесс формирования системы знаний.(рисунок1) Рисунок 1 «Компоненты экологической культуры» 2

Первое направление
– система знаний о живом организме как носителе жизни, его существенных характеристиках: целостности, системе потребностей.
Второе направление
– система знаний о среде обитания живых существ, их приспособленности к определённой среде обитания, в том числе к сезонным изменениям.
Третье направление
– система знаний о размножении живых существ, их росте и развитии.
Четвёртое направление
– система знаний о взаимодействии живых существ в экосистемах (луг, лес, водоём). Освоение системы знаний о живой природе связано с развитием познавательных умений, среди которых выделила следующие:  Умение видеть живой объект в разнообразии его свойств, жизненных проявлений. 3
 Умение оценивать состояние природных объектов, как живых организмов, так и среды обитания.  Умение включать объект в различные системы, рассматривать его с различных точек зрения.  Умение прогнозировать развитие ситуации, предвидеть последствия воздействия на объект.  Умение устанавливать различные по степени сложности по содержанию связи, существующие в природе. Таким образом, решая эти задачи, к концу дошкольного возраста у детей должна быть сформирована система знаний о живой природе. Особый акцент в своей профессиональной деятельности делаю на работу в уголке природы, где наглядно показываю детям значение ухода за растениями и животными. Ухаживая за растениями и животными, ребёнок должен осознать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, воде, тепле, свете и др.), что каждый организм растет, живет, развивается, только если для этого есть необходимые условия. В процессе труда в Уголке природы дети наглядно прослеживают и полностью осознают зависимость жизни и состояния растений и животных от труда человека. При подборе занятий основное внимание уделяю их систематичности и последовательности, с тем, чтобы обеспечить формирование элементарной системы знаний, умений и навыков. По каждому животному уголка природы во всех возрастных группах составляется отдельный цикл наблюдений. Специальные циклы наблюдений посвящаются представителям растительного мира - комнатным растениям, ели и березе (рябине, яблоне и т.д.) на участке ДОУ, первоцветам, а также зимующим птицам, часто встречающимся насекомым. Все, что постоянно находится рядом с ребенком, должно быть им замечено, должно привлекать его внимание, вызывать интерес. 4
Особенности руководства наблюдениями в разных возрастных группах представлены в таблице №1 5

Младшие группы.
Характерна а к т и в н о с т ь р е б е н к а , с л о ж н о с т ь и многообразие его действий, стремление утвердиться: “Я с а м ! ” , н е у с т о й ч и в о с т ь внимания, его привлекают яркие, подвижные объекты. Отвлекаемость, преобладание чувственного п о з н а н и я окружающего мира. Не умение держать поставленную перед ними цель, точно следовать предложенному им плану, подводить итог наблюдению. О б ъ е м ф о р м и р у е м ы х представлений довольно ограничен.

Первые наблюдения организовываются за животными, а не за растениями.

Основная задача начала наблюдения - привлечение внимания детей к объекту, используя сюрпризные игровые приемы (неожиданно принести животное в группу или сказать детям, что их приглашают в гости кролики, использование персонажей кукольного театра, забавных игрушек).

При рассматривании объекта использование воспитателем различных приемов, побуждающих детей к активному поведению (кормят кролика, играют с котенком бумажным бантиком), а затем обращение внимание на то, как ест животное, смотрит, какие издает звуки. Педагог задает детям вопросы, побуждая назвать то или иное действие.

Использование приемов: обследования, что помогает выделить сенсорные признаки (для того чтобы малыши знали, какая у котенка шерстка, им предлагают осторожно ее погладить и определить пушистая она или гладкая; подражания движениям, звукам (например, предложить детям сложить ладони и подвигать ими, как рыбка хвостиком, помяукать, как котенок, и т. д.); сравнения (во второй половине года в младшей группе) Можно сравнивать два животных или растения; живой объект с изображением на картинке. Основная задача сравнения - установление признаков отличия одного объекта от другого, по величине цвету, характеру движения и т. д.

Ставя вопрос, воспитатель направляет внимание детей на сравниваемые признаки, например: “Посмотрите на воробья и голубя: кто из них больше?” или “Какого цвета перышки у воробья и какого — у голубя?”

С трехлетнего возраста в наблюдение можно включать отдельные поисковые действия. Например, во время кормления щенка предложить ему разный корм: мясо, рыбу, овощи и после наблюдения спросить детей, что щенок больше всего любит есть.

Важно, чтобы во время наблюдения дети вели себя свободно естественно, чтобы они могли проявлять свое отношение к животным растениям, т.е. дать возможность всем детям активно действовать, свободно высказываться и проявлять свои чувства.

В конце наблюдения, для усиления эмоционального впечатления детей от общения с животными 6
7

Средняя группа
Характерны большая устойчивость внимания, интенсивное развитие проце ссов п р ед н а м е р е н н о го запоминания и припоминания, более совершенное зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Обладают некоторым запасом конкретных представлений о природе. Р а с с м ат р и в а я о к р у ж а ю щ и е п р е д м е т ы , о н и с п о с о б н ы воспринимать их в деталях. Самостоятельное наблюдение еще несовершенно. Дети не могут выделить характерных признаков отличия, увидеть общие признаки у нескольких объектов. Дети постепенно учатся принимать задачу наблюдения, поставленную педагогом.

Содержание усложняется. Наблюдения организовываются за животными и растения, причем можно предложить как один, так и два объекта одновременно. Во время наблюдения каждый ребенок (или небольшая группа в 2—3 человека) получает объект (или несколько) для индивидуального рассматривания.

Рассматривание растений можно организовать во время труда: например, предложить детям рассмотреть семена перед посадкой. В середине года начинают организовывать наблюдения за растениями с познавательной целью (на занятиях).

Организуется длительное наблюдение за развитием и ростом животных, растений.

Расширяется объем представлений, которые формируются в ходе наблюдения.

Продолжение знакомства с особенностями внешнего вида растений и животных, выделяя составные части, характерные признаки каждого из них, как они передвигаются, чем питаются, где обитают.

Постепенно дошкольники начинают понимать некоторые связи и отношения между объектами природы. На этой основе становится возможным формирование знаний о некоторых приспособлениях животных и растений к окружающей среде.

Наблюдение начинается с постановки познавательной задачи, которая нередко совпадает с практической деятельностью, например: “Будем рассматривать кролика и научимся за ним ухаживать, “Рассмотрим рыбку и будем рисовать ее”.

Использование приемов, помогающих сосредоточить внимание детей на особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях животного, установить необходимые связи и отношения. Особое внимание уделяется использованию приемов, активизирующих речь детей, для формирования умения рассказывать о результатах наблюдения.

Детей учат сравнивать объекты по признакам различия и сходства.

Широкое применение вопросов направленных: на уточнение знаний об основных частях объектов, их особенностях (Кто это? Какого цвета шерстка? Какой формы туловище?); на установление детьми элементарных связей и отношений между объектами природы, так называемые поисковые вопросы (Почему рыбка телескоп плавает медленно, а гуппи — быстро? Почему хомячок так ловко лазает по лесенке?).

Использование личного опыта детей.

Дети начинают осваивать несложные способы ухода за растениями и животными; поэтому в ходе наблюдения педагог может предложить им выполнить несложные трудовые действия: покормить рыбку (птичку), помыть кормушку (поилку) и т. д.

Рекомендуется использовать загадки, песенки, потешки, стихи, связанные с содержа - нием занятия 8

Старшая группа.
Характерны: любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному. Восприятие становится более расчлененным (дифференцированным). Возникновение новых форм мышления. Способность понять связь между окружающими предметами и явлениями, причины наблюдаемых явлений, их особенности. Способность с а м о с т о я т е л ь н о с т а в и т ь познавательную задачу. Дети могут сами наметить несложный план наблюдения и действовать в соответствии с ним. Знания, навыки и умения детей усложняются.

Знакомство детей с новыми объектами, из ближайшего окружения, и с теми, которые обитают в других климатических зонах.

Продолжение знакомства с особенностями внешнего вида, образом жизни животных (движение, питание, сезонные приспособления, защита от врагов, рост и развитие). Вместе с тем важная задача, решаемая воспитателем – установление связей между внешним видом животного, его образом жизни и средой обитания, способами ухода за ним.

Организация наблюдения и с использованием раздаточного материала.

Усложнения методики организации и проведения наблюдения, для формирования у детей более сложных знаний.

Под руководством воспитателя дошкольники вычленяют в объектах характерные и существенные для целой их группы признаки. На этой основе возможно формирование обобщения.

Для наблюдения характерно то, что дети могут рассматривать объект не изолированно, а в системе его связей с окружающим миром: место и среда обитания, приспособление к окружающей среде.

Наблюдение становится более планомерным.

Наблюдение начинается с постановки перед детьми познавательной задачи, например: “Сегодня мы будем рассматривать попугайчиков, чтобы научиться за ними ухаживать”. Затем детям задаются разнообразные вопросы, как несложные, например, когда ребенок должен узнать и различить внешние признаки объекта: кто это? Какие части тела есть у птиц? и т. д.; так и более сложные, которые заставляют ребенка припомнить то, что он видел раньше: чем мы кормили снегирей? — или сопоставить объекты и найти в них признаки различия и сходства: чем отличается попугай от снегиря? Что общего у всех птиц? Широко используются поисковые вопросы, направленные на установление связей и отношений: почему у попугая клюв короткий, сильный, загнутый в виде крючка? Какой корм может есть попугай? Почему попугай легко лазает по стенкам клетки?

Предоставление детям большей самостоятельности в использовании известных им способов наблюдения, определении его плана и подведении итогов. Воспитатель помогает детям в случае затруднений вопросами, использует модели, обеспечивающие полноту и точность восприятия, установление связей и 9

Подготовительная к школе

группа.
Способность видеть существенные признаки в предметах и явлениях природы возросла, появилось с т р е м л е н и е к о б о б щ е н и ю . Возрастает способность к более углубленному анализу и синтезу: умение выделять как общие, так и и н д и в и д у а л ь н ы е п р и з н а к и предметов и явлений, сравнивать их по различным признакам, делать обобщения, высказывать суждения, умозаключения. Проявляется большой интерес к учению, желание учиться в школе.

Наблюдение становится более самостоятельным.

Задача воспитателя - формирование в процессе наблюдений обобщенных элементарных понятий, подведение детей к пониманию все более сложных закономерностей, существующих в природе, воспитание самостоятельности в уходе за живыми существами.

Организуя наблюдение, воспитатель отбирает материал, способствующий систематизации и обобщению знаний, помогающий видеть в объектах и явлениях природы существенные признаки, на основе выделения которых, у детей формируются элементарные понятия: “животные”, “растения”, “живое”, “неживое”, “зима”, “лето” и т.д.

Педагог помогает воспитанникам увидеть общие закономерности между средой обитания и внешним видом растений и животных, между условиями их существования и потребностями, образом жизни.

Наблюдение начинается с постановки перед детьми познавательной задачи.

В ходе занятий чаще используются вопросы-задания, требующие от детей умения наблюдать и планомерно отчитываться о результатах наблюдения. Например, во время наблюдения за аквариумными рыбками воспитатель дает такое задание: “Посмотрите и расскажите, чем отличается гуппи от рыбки, которая жила у нас раньше?” Дополнительные вопросы задаются лишь в случае затруднений, предоставляя детям возможность самостоятельно понаблюдать за новой рыбкой.

Чаще используется сравнение по общим (сходным) признакам, что дает возможность подводить детей к усвоению элементарных понятий.

Воспитатель стремится к тому, чтобы обследовательские действия детей были осознанными. С этой целью обследовательские действия используются для проверки полученных в ходе наблюдения впечатлений. Воспитатель с помощью вопросов побуждает детей к осознанию способа получения знаний: “Как ты об этом узнал? Проверь”.

Широко используются трудовые действия, обеспечивающие формирование навыков и умений по уходу за растениями и животными. Эффективно применять загадки, стихи, интересные истории, что способствует расширению знаний дошкольников.

Использование вопросов поискового характера, которые помогают детям понять взаимосвязь между наблюдаемыми явлениями природы.

Заканчивается наблюдение обобщением. 10
Практическая деятельность детей в природе имеет ключевое значение. Индивидуальные проявления ребёнка в практической деятельности – это показатель его экологической воспитанности и экологической культуры. Именно в процессе активной деятельности ребёнок реализует свои потребности пытливого исследователя, делает выводы и обобщения, т. е. доминирующее наглядно – образное мышление постепенно заменяется теоретическим, т. е. основой экологического мышления человека. Наблюдения, опыты и практическая деятельность в природе способствует накоплению у детей запаса достоверных конкретно- образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Именно в результате наблюдений и практической деятельности в природе дети начинают понимать, что;  Объекты и явления природы взаимосвязаны и представляют собой единое целое;  Окружающий мир не является чем–то статичным, он постоянно изменяется. Огромное значение в работе с детьми дошкольного возраста имеет игра. Наряду с наблюдениями на занятиях, экскурсиях, прогулках в самостоятельной деятельности использую разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретённые знания. Так для обобщения знаний о диких и домашних животных, растениях, птицах, овощах и фруктах в группе есть много дидактических игр: «Парочки», «Паровозик для зверят», «Кто где живёт?», «Во саду ли, в огороде», «Откуда это?», «Семья» и т.д.; есть конструктор «Зоопарк». 11
Любят дети играть на участке и в группе в подвижные игры: «У медведя во бору…», «Зайка беленький сидит», «Птицы», «Пчёлы» и т.д. Важным методом в работе с детьми считаю слово, его правильное использование в разных формах работы с детьми. Причём наибольшее значение имеет беседа – чёткая и гибкая последовательность вопросов, помогающих детям понять причинно-следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию. Именно беседа выявляет нравственную позицию ребёнка в его отношениях с животными, растениями, людьми. Чтобы экологическое развитие детей было полноценным, система работы в детском саду сочетается с работой семьи в данном направлении, так как именно семья дает детям первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности в природе, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира. С родителями проводятся групповые собрания на данную тему, консультации, беседы; проводится анкетирование родителей. Папы изготовляют кормушки и скворечники. Родители участвуют в выставках поделок из природного материала. Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей. Вводить, «погружать» ребёнка в жизнь природы надо постепенно, последовательно и целенаправленно. Результатом такой работы должно стать не только овладение определенными знаниями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, облагораживать природу. 12
Литература 1. Зарипова А. Ознакомление детей с обитателями уголка природы. // Дошкольное воспитание. -1991, №2 – с. 17 – 23. 2. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. - М.: ТЦ Сфера. 2004. – 240с. 3. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56с. 4. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 144с. 5. Лучич М.В. Детям о природе.- Минск: Асар, - 1995. - 146стр. 6. Мазурина А.Ф. Наблюдения и труд в природе. М.: Просвещение, 1976. - 86с. 7. Маневцева Л. Ребёнок познаёт мир природы // Дошкольное воспитание. – 2004. №8. – с. 17 – 20. 8. Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 192с.. 9. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск: Асар, 1995. – 128с. 10.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 2002. - 203стр. 11.Плешаков А.А. Зелёные страницы. – М.: Просвещение, 1995. – 224с. 12.Типикина В. Радость общения с природой// Дошкольное воспитание. - 1993. № 7 - с.22-24. 13.Фокина В. Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта // Дошкольное воспитание. - 1995. № 7 - с.11 - 14. 14.Шишкина В.А. Прогулки в природу. М.: Просвещение, 2003. - 112с. 13


В раздел образования