Конспект открытого просмотра по познавательному развитию. Неживая природа. Вода.
Автор: Милаш Любовь Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ №2 "Солнышко" Населённый пункт: ЗАТО посёлок Солнечный Красноярского края Наименование материала: Конспект Тема: Конспект открытого просмотра по познавательному развитию. Неживая природа. Вода. Раздел: дошкольное образование
Программное содержание:
привлечь внимание детей к проблеме использования воды в быту;
воспитывать умение видеть удивительное в обычном;
показать, что зависимость человека от водных ресурсов не только
уменьшилась, но и возросла;
учить детей обобщать, доказательно строить суждения;
формировать понимание необходимости бережно расходовать воду.
Предварительная работа:
знакомство с бытом доисторического человека;
ознакомление с понятием «Мировой океан», с распределением воды на
планете.
Материал к занятию: диск с записью журчания ручья; глобус; модели
капель; картины с изображением древнего и современного человека; эмблемы
следопытов.
Ход занятия.
Дети заходят в группу, на полу стоит красочно оформленная коробка.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, эту посылку я обнаружила сегодня утром,
когда пришла в детский сад. Не стала ее открывать, а решила, что мы вместе
ее откроем. Вот и адрес на посылке: МДОУ д/с №2, подготовительная группа.
Значит нам посылка, а вот от кого она, не написано. Вы хотите узнать, что в
ней? Станьте так, чтобы всем было видно. (Воспитатель открывает
посылку и достает глобус, дает возможность детям рассмотреть его,
потрогать). Что же в посылке?
Дети. Глобус, да какой красивый!
Воспитатель. Да, ребята, новый глобус. Глобус – это уменьшенная модель
Земли. Мне показалось, что в посылке еще что-то было, кроме глобуса. Я
посмотрю. Правда, здесь еще конверт. (Воспитатель достает конверт, а из
конверта – модели капель).
Воспитатель (показывает капли). Ребята, посмотрите, на что это похоже?
Дети. Это похоже на капли воды.
Воспитатель ( предлагает детям сесть на стулья). Да, похоже на капли.
Только почему эти капли разного размера? В чем же здесь секрет?
(Воспитатель выслушивает высказывания детей). – Ребята, конверт с
каплями лежал в посылке вместе с глобусом, ведь так? Значит, глобус и
поможет нам разгадать в чем тут секрет. (Воспитатель сильно при этом
раскручивает глобус).
Воспитатель. Если быстро раскрутить глобус, кажется, будто он
одноцветный – голубой. Почему так кажется?
Дети. Потому что голубой краски на глобусе больше всего.
Воспитатель. А что обозначено голубой краской?
Дети. Вода, ее очень много.
Воспитатель. Но так было не всегда. Миллиарды лет назад планета Земля
была очень горячей и вода на ней могла существовать только в виде пара.
Шло время, планета постепенно остывала, пар стал превращаться в капельки
дождя и на Землю хлынули потоки горячего дождя. Так продолжалось тысячи
лет. Вода заполнила все впадины и углубления планеты. В настоящее время
вода занимает на нашей планете в 2 раза больше места, чем суша.
(Показывает на глобусе).
Воспитатель. Ребята, теперь вы догадались, что обозначают эти капли?
(Выставить капли на мольберт).
Дети. Капли обозначают всю воду на планете.
Воспитатель. Как вы думаете, самая большая капля какую воду обозначает?
(Если дети затрудняются ответить, то спросить по-другому). –
Внимательно посмотрите на глобус, какая вода занимает больше всего места?
Дети. Самая большая капля – это воды Мирового океана, они занимают
много места, но вода в них непригодна для питья. Почему, как вы думаете?
Дети. Потому, что она соленая.
Воспитатель. Теперь посмотрите и подумайте, что обозначают две
одинаковые капли?
Дети. Они обозначают ледники и подземные воды.
Воспитатель. Как вы понимаете, что такое ледники?
Дети. Они образуются из снега. Ледники возникают там, где снега выпадает
больше, чем успевает растаять. Постепенно снег накапливается, уплотняется
и превращается в лед. Ледники располагаются на материке Антарктида.
(Показать на глобусе).
Дети. Подземные воды расположены в верхней части земной коры. Запасы
подземных вод пополняются за счет атмосферных осадков (дождя, снега).
Место выхода подземных вод на поверхность земли называют родниками.
Вода в них чистая.
Воспитатель. Какую воду обозначает маленькая капля?
Дети. Она обозначает воду рек и озер, т.е. ту воду, которую мы употребляем
после очистки. Это пресная вода.
Воспитатель. Ребята, вот мы и разгадали секрет капель. Чтобы лучше
запомнить. Что обозначает каждая капля, давайте их озвучим. (Дети
выходят, берут себе по капле). Я буду озвучивать большую каплю.
Представьте, что вы капли и сами о себе рассказываете. (Рассказы детей).
Воспитатель. (Включает запись журчащего ручейка). Ребята, закройте глаза
и представьте, что вы присели у ручья, вода в ручье звучит как музыка, как
ласковый голос мамы. Вы вдыхаете свежий воздух, слышите пение птиц. Вам
хорошо, спокойно. Вы хотите быть друзьями всем, всем. Но вот подул
ветерок, вы чувствуете, как набираетесь сил, бодрости, вы открываете глаза, у
вас хорошее настроение, вы веселы… Посмотрите друг на друга, улыбнитесь
друг другу.
Воспитатель. Без воды не обойтись никому и никогда и заменить ее нечем.
Вода является добрым другом и помощником не только растений, но и
человека. Так было всегда, еще в древние времена, прежде чем поселиться в
каком-либо месте, люди сначала исследовали это место, есть ли там вода и
только после этого там селились. Современному человеку достаточно
повернуть кран, чтобы оттуда полились драгоценные голубые капли. Но
всегда ли так было? В древние времена люди жили совсем по-другому.
(Открыть картинку древнего человека).
Воспитатель. Для чего использовал воду древний человек?
Дети. Он использовал воду для питья.
Воспитатель. Правильно. Давайте отметим это капелькой. (Ребенок выходит
и помещает капельку рядом с картинкой).
Воспитатель . Еще для чего он использовал воду?
Дети. Для купания, ловил рыбу. (Дети помещают еще 2 капли).
Воспитатель. Много ли воды расходовал древний человек?
Дети. Он расходовал мало воды.
Воспитатель. А много ли воды нужно современному человеку? По-хозяйски
ли мы ею распоряжаемся? Хотите, мы вместе займемся поисками ответов на
эти вопросы? Сегодня мы поработаем следопытами. Но мы будем не
простыми следопытами, а водяными. Сейчас вы получите эмблемы
следопытов и еще каждый возьмет по несколько капель. Теперь послушайте
задание. Вам нужно исследовать где и как используется вода в нашей группе,
в том месте вы и прикрепите капли. По окончании работы вам нужно будет
объяснить, почему вы их там прикрепили. Внимательно посмотрите на те
капли, которые вы взяли и разделитесь на команды. Итак, за работу,
следопыты. (Дети берут капли-модели и расходятся по группе, идут в
раздевалку, умывальник).
Воспитатель. Молодцы, хорошо поработали. А для чего еще современному
человеку нужна вода? Продолжим поиски.
Дети. Вода нужна, чтобы варить еду.
Воспитатель. (Открывает картинку с изображением современного
человека). Давайте отметим это каплей.
Дети . Вода нужна, чтобы стирать, мыться, поливать огород, ловить рыбу,
вода – удобная дорога, воду используют на заводах и фабриках. Без воды не
замесить тесто, не сделать бетон для стройки, не сделать бумагу для книжек,
ткань для одежды, лекарства, конфеты. Вода добывает электрический ток.
Воспитатель. Правильно. А теперь сравним количество капель у древнего и
современного человека. Какой вывод можно сделать?
Дети. Современный человек больше расходует воды, чем расходовал древний
человек.
Воспитатель. Да, он гораздо требовательнее и забирает у природы куда
больше, чем возвращает. Ребята, а вы бы хотели оказаться на месте
современного человека? Почему? (Ответы детей).
Воспитатель. Сегодня вы работали следопытами и какой же вывод сделали?
Дети. Воды, пригодной для питья мало, ее нужно экономно расходовать,
беречь от загрязнения.
Воспитатель. А вы умеете беречь воду? Что для этого делаете?
Дети. Надо обращать внимание на то, не течет ли зря вода из водопроводного
крана дома и в детском саду. Если заметил, что вода зря течет, кран надо
закрыть. Не засорять водоемы.
Воспитатель . Правильно. Без воды не могут жить не только люди, но и вся
природа, поэтому воду надо беречь. (Слышен стук в дверь, воспитатель
выходит и возвращается с небольшой посылкой).
Воспитатель. Посмотрите, ребята, нам снова посылка. Что же на этот раз в
ней? (Открывает, достает письмо, читает). Дорогие ребята! Это я вам
прислал глобус и конверт с каплями моделями. Я рад. Что вы сумели