Напоминание

Индикаторы


Автор: Сыроватская Матрена Николаевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: Саха политехнический лицей
Населённый пункт: Якутск
Наименование материала: презентация урока
Тема: Индикаторы
Раздел: среднее образование





Назад




Класс:8 Тема: Индикаторы. Цель урока: формирование представления учащихся о индикаторах Задачи урока 1. Образовательная: понять изменение цвета индикатора в зависимости от среды раствора. Научит определять по составу вещества среду раствора, по изменению цвета раствора состав вещества. 2. Развивающие: а) учебно-познавательные: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку; б) коммуникативные: развитие навыков работы в группе, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос; в) информационные: извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы. 3. Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям. 4. Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами и кислотами, щелочами, веществами с которыми часто имеют дело в повседневной жизни. Планируемые результаты обучения В результате изучения данного материала учащиеся должны: Знать: а) понятия - индикаторы; б) среды воды и поваренной соли в) виды индикаторов, среду раствора. Уметь: а) определять по формуле кислоты; щелочи б) распознавать кислоты, щелочи при помощи индикаторов; г) соблюдать ТБ при обращении с кислотами, щелочами в повседневной жизни Оборудование и реактивы: Растворы кислот: фосфорная, серная; азотная, гидроксиды натрия, калия, бария, кальция, хлорида натрия, вода, лимон, хозяйственное мыло, газированная вода, отбеливатель, цветная капуста, ступка, пестик, лакмус, метилоранж, таблица индикатора в разных средах (закрытая),фенолфталеин; индикаторная бумага пробирки; штатив для пробирок; карточки (на каждую пару учащихся) Ход урока. I .Организационный момент: проверка наличия необходимого оборудования для проведения урока на рабочих местах учащихся. На доске отражена тема урока: «Индикаторы» Какие растения вы видите на доске. Что вы знаете о них?
Это лишайники. Лишайники вездесущи. Они обычно первыми заселяют безжизненные места, не боятся ни холода северной тундры, ни безводья и жары африканской пустыни. Попав на голые скалы, лишайники выделяют особые кислоты и растворяют камни, питаясь их солями. Растут лишайники медленно, 1-8 миллиметров в год, зато живут долго — до 80 лет, а некоторые даже до 600 лет. Трудно себе представить лес без лишайников. Эти своеобразные растения часто поселяются на деревьях. Лишайники принадлежат к так называемым эпифитам, т. е. к таким растительным организмам, которые используют дерево только как место для поселения, но отнюдь не как источник питания. В лесах, парках вблизи крупных городов стволы и ветви деревьев совершенно чистые. Как вы думаете почему? -Дело в том, что они очень чувствительны к загрязненности воздуха. Особенно соединениям серы и свинца. В лесах крупных городов лишайниковая флора целиком погибла. Сначала исчезают кустистые, листовые и, наконец, накипные. Так что если вы, будучи в каком-либо месте, увидите на деревьях и других предметах эти растения, это о чём говорит? -Таким образом, лишайники – указатели чистоты воздуха, т.е. биологические индикаторы чистого воздуха. Например: о чистоте воды указывает кувшинка. Тоже биологический индикатор. Тема нашего урока: Индикаторы. Сегодня мы поговорим о химических индикаторах. Цель урока найти ответы на вопросы. 1.На что указывают химические индикаторы? Как указывают? Какие химические индикаторы существуют? Вспомним правила техники безопасности при работе с химическим оборудованием и веществами. Учащиеся: нельзя пробовать вещества на вкус и вдыхать вещества носом из пробирки, осторожно работать со стеклянной посудой и веществами, после работы вымыть руки, нельзя смешивать реактивы без разрешения учителя. Если пролили вещество на стол, обращаемся к учителю. Необходимо наливать в пробирку количество вещества, которое указано в инструкции. Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема. Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстие пальцем. II.Изучение темы урока. 1 задание. Учитель: В конвертах формулы веществ. Ваша задача разделить эти в формулы на 2 группы. Объяснить критерии разделения на эти группы. HCl, NaOН, КОН, H 2 SO 4 ,Al(OH) 3 , H 2 CO 3 , Са(OH) 2 , H 3 PO 4 , HNO 3 , LiOH К доске выходит ученик для выполнения задания 1 группа веществ 2 группа веществ HCl, H 2 SO 4 , H 2 CO 3 , H 3 PO 4 , NaOН, КОН, Al(OH) 3 , Са(OH) 2 , LiOH
Учитель: -Кислоты образуют ион водорода, щелочи - гидроксид ион (разбор строение веществ, с использованием анимации в презентации.) Выделить отщепление иона водорода в 1 группе -это кислоты, а во второй иона -ОН основания (щелочи). 1 группа веществ -
кислоты
2 группа веществ-
щелочи
HCl, H 2 SO 4 , H 2 CO 3 , H 3 PO 4 , NaOН, КОН, Al(OH) 3 , Са(OH) 2 , LiOH 2 задание Учитель: У вас на карточках задания. Работаем в группах. Ответы вы должны дать через 5мин, один ученик ответ пишет на доске, другой объясняет с места. 1 группа Даны вещества: HCl, H 2 SO 4 , NaOН, HNO 3 .Налейте в пробирки каждого вещества по отдельности и добавьте по 2-3 капли метилоранж. Найдите общие признаки в формулах и в опыте Заполните таблицу HCl H 2 SO 4 , NaOН HNO 3 метилоранж Вывод: красный цвет у раствора кислот 2 группа Даны вещества: KOH, NaOН, HCI , Ca(OH) 2 . Налейте в пробирки каждого вещества по отдельности и добавьте по 2-3 капли метилоранж. Найдите общие признаки в формулах и в опыте Заполните таблицу KOH NaOН HCI Ca(OH) 2 метилоранж Вывод: желтый цвет у раствора щелочей 3 группа Даны вещества: NaCl, NaOH, KOН, Ca(OH) 2 , Налейте в пробирки каждого вещества по отдельности и добавьте по 2-3 капли метилоранж. Найдите общие признаки в формулах и в опыте Заполните таблицу NaCl NаОН KOН, Ca(OH) 2 метилоранж Вывод: красный цвет у раствора кислот 4 группа. Даны вещетва: NaCl, HCl, H 3 PO 4 , H 2 SO 4 . Налейте в пробирки каждого вещества по отдельности и добавьте по 2-3 капли метилоранж. Найдите общие признаки в формулах и в опыте. Заполните таблицу NaCl HCl H 3 PO 4 H 2 SO 4 метилоранж Вывод: желтый цвет у раствора щелочей открывается таблица индикатор кислота ( кислотная среда) щелочь (щелочная среда) метилоранж красная желтая
Метилоранж это химический индикатор, что показывает и как показывает? Индикатор – это вещество, изменяющее свой цвет в зависимости от среды раствора. Однажды английский химик Р. Бойль, изучая свойства соляной кислоты, закупленной в Германии у И. Глаубера, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Это явление удивило Р. Бойля, и он тут же провел серию опытов с разными кислотами и цветкам разных растений. Оказалось, что и васильки, и розы, и цветки некоторых других растений изменяли свою окраску при действии кислот. После некоторых раздумий такие вещества Р. Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означало "указатели". Эти вещества затем стали использовать многие химики в опытах для распознавания кислот Из этих растений можно получить индикаторы. Что общего можно заметить у плодов и цветков? (Яркая окраска.) Можно использовать сок разных растений как индикатор. 3 задание. А вы знаете, какая среда у воды? Предположите. Опытным путем давайте проверим ваше предположение. Вывод: если цвет индикатора не меняется, то среда нейтральная. открывается столбик таблицы нейтральная среда индикатор кислота среда щелочная среда нейтральная среда метилоранж красная желтая оранжевый лакмус синий фенолфталеи н бесцветный В 1663 году был открыт индикатор лакмус – водный настой лишайника, растущего на скалах Шотландии. Роберт Бойль приготовил водный настой лакмусового лишайника для своих опытов. Склянка, в которой он хранил настой, понадобилась для соляной кислоты. Вылив настой, Бойль наполнил склянку кислотой и с удивлением обнаружил, что кислота ….. (покраснела) Заинтересовавшись этим, Бойль на пробу добавил несколько капель настоя лакмуса к водному раствору гидроксида натрия и обнаружил, что в щелочной среде лакмус ….(синеет.) Так был открыт первый индикатор для обнаружения кислот и оснований, названный по имени лишайника лакмусом. Третий индикатор на ваших столах фенолфталеин. Фенолфталеин, который применяется в виде спиртового раствора, Синтез фенолфталеина впервые осуществил в 1871 году немецкий химик Адольф фон Байер, будущий лауреат Нобелевской премии.
4 задание. Опытным путем распознайте, как меняются цвета растворов кислоты, щелочи и воды при использовании лакмуса и фенолфталеина. 1 и 2 группа- работают с лакмусом 1) Как изменяется цвет раствора кислоты и щелочи при добавлении индикатора лакмуса. 2) Чем на ваш взгляд хорош или плох этот индикатор. При ответах заполняют таблицу индикатор кислота щелочь нейтральная метилоранж красная желтая оранжевый лакмус синий фенолфталеи н бесцветный 3 и 4 группа - работают с фенолфталенином. Подготовьтесь к ответам на вопросы. 3) Как изменяется цвет раствора кислоты и щелочи при добавлении индикатора фенолфталеина. 4) Чем на ваш взгляд хорош или плох этот индикатор. При ответах заполняют таблицу индикатор кислота щелочь нейтральная метилоранж красная желтая оранжевый лакмус синий фенолфталеи н бесцветный Ответ учеников и заполнение таблицы В настоящее время химики часто пользуются индикаторной бумагой, пропитанной смесью разных индикаторов – универсальным индикатором. Он выражается в единицах от 0 до 14, которые называются значением рН (пэ-аш) – водородным показателем. Водородный показатель – величина, характеризующая содержание иона водорода в растворе. (показ схемы и изменение цвета универсального индикатора в кислоте и в щелочах ) Тем выше РН, тем меньше ионов водорода. Действительно, диапазон характеристики среды раствора очень широк: от сильнокислой до сильнощелочной. У большинства людей в норме мантии кожи рН. равна 3,5–6,7. Какая среда? Для чего? Слабо-кислотная среда, для защиты от микроорганизмов. Перед вами моющие средства «Миф», «Fairy», «AOS», помощью индикаторной бумаги узнайте их среду и сделайте сравнение их рН.
Перед вами таблица рН моющих средств, какая у них среда, сделайте сравнение рН. Как на ваш взгляд, влияют ли на кожу рук моющие средства. При применении необходимо использовать резиновые перчатки для защиты кожи рук от негативного воздействия, так как щелочная среда разрушает кислотную мантию эпидермиса; Кислотная среда разрушается при добавлении щелочной среды и наоборот. Кислоты и щелочи едкие вещества. Если мы пролили на стол кислоту, то должны нейтрализовать чем? Если получили ожог от кислоты, то должны нейтрализовать чем? Кислоту нейтрализуют раствором соды. Щелочь нейтрализируют раствором борной кислоты. III. Закрепление нового материала.Работа в группе 5 задание. 1 группа. Распознайте среду раствора у сока лимона помощью индикатора. 2 группа. Распознайте среду раствора хозяйственного мыла помощью индикатора 3 группа. Распознайте среду раствора газированной воды помощью индикатора. 4 группа. Распознайте среду раствора поваренной соли помощью индикатора При ответах заполняют таблицу индикатор индикатор Цвет раствора среда Сок лимона Хозяйственного мыла Газированной воды Поваренной соли 6 задание.
1 группа.
При опасности обыкновенные муравьи выделяют это вещество. Медведи после зимней спячки избавляются от паразитов, ложась на муравейник. Муравьи, кусая его, впрыскивают данное вещество. Это вещество также содержится в крапиве, отсюда мы чувствуем боль при прикосновении кожи к крапиве. Вопрос: Какое вещество содержится в крапиве и муравьях, если при добавлении лакмуса раствор этого вещества краснеет. Чем можно намазать ожог полученный от крапивы, чтобы уменьшить его действие на кожу. Вещества рН среда Раствор пищевой соды 9 Раствор нашатырного спирта 11 Раствор борной кислоты Раствор столового уксуса 3 Мыльный раствор 10

2 группа
. Язва желудка— локальный дефект слизистой оболочки желудка, образующийся под действием кислоты и желчи. Как Вы думаете, какие жидкости не рекомендуется употреблять людям с язвенной болезнью желудка? Какую воду вы рекомендуете?
Группа 3.
Что общего, на Ваш взгляд, между нашатырным спиртом, который хозяйки добавляют в воду для мытья стекол, и мылом, которым мы моем руки?

Группа 4
Кислотность почвы, так же как и кислотность водных растворов, оценивают водородным показателем рН, который измеряют, делая водную «вытяжку» (взбалтыванием образец почвы массой 10 г с 10 мл воды и дают отстояться твердым частицам). Многие растения хорошо растут в нейтральной почве морковь, белокочанная капуста, лук, чеснок, подсолнечник, смородина, яблоня. В пришкольном участке почвы, где значения рН от 4 до 5, неплохой урожай дают горох, огурцы, помидоры, салат, цветная капуста. Чтобы на такой почве росла смородина, проводят известкование. О пользе известкование почвы было известно за три тысячи лет до нашей эры. Вопросы: 1) Какими свойствами обладает почва пришкольного участка? (кислотными или щелочными). Почему? 2) Какими свойствами обладает известь? (кислотными или щелочными). 3) Все ли растения любят нейтральную почву? IV. Напишите на карточках из конверта сзади на ваш выбор индикатор цвет раствора у данного вещества. Обратно положите в конверт и напишите имена. Вывод: 1)Что показывают химические индикаторы? 2)Какие химические индикаторы существуют? 3)Как они показывают среду раствора? Рефлексия. На карточках схема, вам надо оценить своё участие в достижении цели. Д.з. С помощью природного индикатора – чая, и раствора варенья черной смородины вы проделайте опыты с изменение цвета в кислой и щелочной среде. Опишите наблюдение.


В раздел образования