Напоминание

Консультация для воспитателей


Автор: Мурзаева Зарема Калсыновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС КВ "Сказка"
Населённый пункт: Ямало-Ненецкий АО п.г.т. Уренгой
Наименование материала: Презентация
Тема: Консультация для воспитателей
Раздел: дошкольное образование





Назад





Создание музыкальной

предметно-развивающей среды

в группах детского сада.
консультация для воспитателей
Работу подготовила: Мурзаева З.К.

 Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием.  Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды.  Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе (музыкальная зона).  Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК
– это место, где дети познают музыку и её красоту. Творчески оформленный музыкальный уголок поможет: не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней, но и разовьет воображение детей, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.

ТРЕБОВАНИЯ К МУЗЫКАЛЬНОМУ УГОЛКУ:
1. Соответствие возрасту, требованиям Программы, ФГОС. 2. Рациональность расположения, доступность, подвижность. 3. Наличие фонотеки, аудиотеки с песнями, сказками, музыкой 4. Наличие атрибутов из бросового материала, нетрадиционного оборудования. 5. Наличие иллюстративного материала для ознакомления детей с разными видами музыкальных инструментов 6. Разнообразие детских музыкальных и шумовых инструментов. 7. Эстетика в оформлении оборудования и самого уголка. 8. Креативность (творчество) педагогов в дизайне уголка. 9. Безопасность оборудования и материалов уголка музыкальной деятельности; 10.Разнообразие дидактических игр по разным видам музыкальной деятельности и их соответствие возрастным особенностям детей; 11.Наличие и разнообразие иллюстративного материала по музыкальным произведениям; 12.Наличие портретов известных музыкантов в соответствии с программой;

Важно,
чтобы музыкальный уголок находился:  в освещенном, легкодоступном для детей месте;  кроме того, он должен быть по возможности изолирован, так как, с одной стороны, музыкальные занятия и игры детей требуют сосредоточения слухового внимания, а с другой стороны, «звучащая» деятельность не должна мешать другим занятиям дошкольников.

Музыкальная предметная среда должна быть соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка.
В музыкальном уголке должны стоять:
 шкаф,  полки для музыкальных пособий,  пару столов,  стулья для дидактических игр.
Пособия развивающей среды должны быть:
 эстетичны,  привлекательны,  просты в обращении,  вызывать желание действовать с ними.  При оформлении музыкального уголка нужно помнить о возрастных и индивидуальных возможностях детей.  Так, для детей 3-5 лет оформление лучше строить на
сюжетной

основе
,  Для детей более старшего возраста – на
дидактической
.

В музыкальном уголке должны лежать игрушечные
музыкальные

инструменты:
 барабан,  дудочка,  миниатюрное пианино,  металлофон,  также музыкальные игрушки. В углу лучше поставить
магнитофон,
с помощью которого дети прослушают музыку, а также мелодии, способствующие психологической релаксации и психическому расслаблению.
Обычно на стенах музыкального уголка вывешивают стенды. На них закрепляются:  фотографии детских выступлений,  портреты композиторов,  красочные плакаты,  картинки с музыкальными инструментами.

Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня:
для воспитателя и для детей

На верхнюю полку
помещают инструменты, которые используются детьми дозированно (например, металлофон), и те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя, в соответствии с санитарно - эпидемиологическими нормами ДОУ 
На нижней полке
- барабаны, ложки, треугольники, маракасы. Необходимо уделять особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены и издавать знакомые детям звуки. Не забывайте, что некачественное звучание калечит и засоряет слуховой опыт ребёнка!

МЛАДШИЕ ГРУППЫ
1. Ванька – встанька 2. Музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. д.) 3. Музыкальные инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки 4. Шумовые инструменты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан 5. Неозвученные бутафорские музыкальные инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.) 6. Атрибуты к музыкальным подвижным играм 7. Флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки для детского танцевального творчества (пополняется по необходимости) 8. Ширма настольная с перчаточными игрушками 9. Магнитофон и набор программных аудиозаписей 10. Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе, в виде альбома или отдельные красочные иллюстрации.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
1. Целесообразно пособия, атрибуты и музыкальные инструменты оставить с младшей группы и добавить: 2. Металлофон 3. Шумовые инструменты для детского оркестра 4. Книжки «Наши песни» (каждая книжка иллюстрирует знакомую детям песню) 5. Фланелеграф или магнитная доска 6. Музыкально-дидактические игры: « 7. Музыкальные инструменты», «Звонкие ладошки», «Ритмические палочки» и др. 8. Атрибуты к подвижным музыкальным играм: 9. «Кошка и котята», «Заинька», «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др. 10. Музыкальные лесенки (трехступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка 11. Ленточки, цветные платочки, султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону) 12. Ширма настольная и набор игрушек 13. Магнитофон и набор программных аудиозаписей

СТАРШАЯ ГРУППА
1. Дополнительно к оборудованию музыкального уголка средней группы используется следующее: 2. Погремушки, бубны, барабаны, треугольники 3. Музыкальные игрушки-инструменты с хроматическим и диатоническим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта) 4. Иллюстрации по теме: «Времена года» 5. Музыкальные игрушки-самоделки (Дети с удовольствием примут участие в изготовление инструментов для шумового оркестра) 6. Музыкально-дидактические игры: «Узнай песенку по двум звукам», «Бубенчики», «Музыкальная лесенка», «Ритмическое лото» и др. 7. Атрибуты к подвижным играм 8. Рисунки детей к песенкам и знакомым музыкальным произведениям 9. Настольная ширма и ширма по росту детей 10. Музыкальные лесенки пятиступенчатая и семиступенчатая 11. Атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
1. Дополнительно к материалу, использованному в старшей группе, добавляется: 2. Музыкальные инструменты: маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны. 3. Портреты композиторов 4. Папки-альбомы: «Мы рисуем песенку» с рисунками детей, в которых они отображают эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях 5. Пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании музыки 6. Наглядные пособия: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты» 7. Самодельные инструменты для шумового оркестра 8. Музыкально-дидактические игры

Материал для творческих сюжетно-ролевых игр:
мягкие игрушки мягкие музыкальные игрушки; куклы - неваляшки, образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки
В МУЗЫКАЛЬНЫХ УГОЛКАХ ДОЛЖНЫ НАХОДИТЬСЯ :

Музыкально-дидактические игры:


Образные пособия
1) Портреты композиторов (произведения которых дети поют или слушают)
Чайковский П.И.

Чайковский Д.Б.

Прокофьев С.С.

Рахманинов С.В.
2) Иллюстрации - пособия типа «Лото»: карточки с нарисованными или наклеенными на них картинками
1. Книжки-малютки «Мы поем» 2. Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации 3.Иллюстрации по теме «Времена года» 4.Иллюстрации музыкальных инструментов 5.Картинки с изображением животных поющих, танцующих или играющих на музыкальных инструментах 6.Альбомы «Мы рисуем песенку» 7.Альбомы для рассматривания 8.Симфонический оркестр 9.Народные инструменты 10.Танцы народов мира 11.Графическое пособие «Эмоции» 
Всевозможные картинки:

Желательно в каждой группе иметь магнитофон и оформить фонотеку дисков с музыкальным репертуаром 
Технические средства


АТРИБУТЫ
к подвижным музыкальным играм и для детского танцевального творчества

Театры

Виды театров:
1. Театр картинок (Фланелеграф) 2. Пальчиковый театр 3. Кукольный театр

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ
– побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада. Станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребёнок освоить её в своей деятельности зависит:  от компетентности взрослого,  его доброжелательности,  заинтересованного отношения к детям, Ребёнок и взрослый действуют вместе – им обоим должно быть комфортно в музыкальной среде.

С П А С И Б О!


В раздел образования